Папки-передвижки

Развитие и совершенствование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с дизартрическим компонентом

Изабэлла Третьякова
Развитие и совершенствование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с дизартрическим компонентом

1. Лингвистические и психологические аспекты исследования слога и слогосложения.

Современные лингвистические исследования свидетельствуют о том, что

слогосложение остаётся одной из наиболее сложных и актуальных проблем общей фонетики. При этом исследователями не дано единого определения сущности слога, его роли в языке.

В лингвистическом словаре слог определяется как фонетико-фонематическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом.

Публикация «Развитие и совершенствование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с дизартрическим компонентом» размещена в разделах

Независимо от подходов к проблеме и различных трактовок вершиной слога признаётся гласный как слогообразующий элемент, согласный считается периферическим элементом, выступающим при этом инициатором слога Слог – минимальный сегмент потока речи.

Возрастной предел, с которым связывают овладение ребёнком структурными особенностями слов родного языка, по данным различных источников, определён трёхлетним возрастом. К трём годам ребёнок способен воспроизводить структуру любой степени сложности. Исключения могут составлять слова многосложной слоговой структуры и недоступной указанному возрасту семантики (паспортистка, квартиросъёмщик и др.)

С указанным возрастным пределом различные авторы связывают обнаружение у ребёнка нормативного чувства правила, когда он научается определять, является ли высказывание правильным относительно некоего языкового стандарта.

2. Психологические, психофизиологические и нейропсихологические основы исследования предпосылок усвоения слоговой структуры слова.

Анализ литературных источников свидетельствует о том, что существует

зависимость овладения слоговой структуры слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребёнка, а по данным последних исследований – от особенностей развития неречевых процессов : оптико-пространственной ориентации, ритмической организации движений и действий, способности к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.

Пространство и время выступают в ритмических структурах как неразрывное единство, как основа существования любого явления.

Дефицитарность пространственных представлений различной степени выраженности может иметь место при любом речевом развитии, как нормальном, так и патологическом.

Ориентировку в пространстве большинство исследователей понимают как способность человека определять своё местоположение и положение других объектов в пространстве, дифференцировать направления пространства и свободно передвигаться в нём.

Для успешной ориентировки в пространстве ребёнку необходимо

овладеть следующими пространственными категориями: знание направлений пространства, умение определять местоположение в пространстве субъекта или объекта «от себя» и оценивать расстояние и расположение объекта или субъекта.

В качестве следующей предпосылки формирования слоговой структуры слова рассмотрим сложные параметры движений и действий (динамический и ритмический, возможности организации серийно-последовательной деятельности.

Любой серийной двигательной программе присуща ритмическая составляющая, без ритма действие распадается.

3. Особенности нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с дизартрическим компонентом.

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольников с дизартрическим компонентом одним из наиболее трудных для коррекции является такое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произнесении слов различного слогового состава. Диапазон нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произнесения слов до грубых нарушений при повторении ребенком двух – и трехсложных слов без стечений согласных даже с опорой на наглядность. Искажения слогового состава слова признаны ведущим и стойкими проявлениями в структуре речевого дефекта с детей с ОНР.

Характер нарушений слоговой структуры слова :

1. Нарушение количества слогов :

• сокращение слога (моток) –молоток;

• опускание слогообразующей гласной (пинино) – пианино;

• увеличение числа слогов за счё т вставки гласных в стечение согласных: (команата) – комната.

2. Нарушение последовательности слогов в слове :

• перестановка слогов (деворе) – дерево;

• перестановка звуков соседних слогов (гебемот) – бегемот.

3. Искажение структуры отдельного слога :

сокращение стечений согласных: (туль) – стул;

• вставки согласных в слог : лимон – (лимонт).

4. Уподобление слогов : абрикосы – (кококосы).

5. Персеверации-(били… били… билитекарь)

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими) : (нананасы)-ананасы.

7. Контаминации (смешение элементов слов) : (в холодильнице) – в холодильнике и хлебнице.

Этапы работы:

1. Констатирующий

2. Формирующий

3. Контрольный

1. Констатирующий этап – проводилось обследование состояния слоговой структуры слова у дошкольников с дизартрией.

2. Формирующий этап – формирование слоговой структуры через систему игровых упражнений.

3. Контрольный этап – анализ и обработка полученных контрольных результатов, отслеживание динамики.

Организация констатирующего эксперимента.

В констатирующем эксперименте приняли участие 10 детей в возрасте 5-6 лет МБУ ДО ППМС-центр, города Дзержинска, Нижегородской области.

Цель исследования заключалась в выявлении особенностей слоговой структуры слова у дошкольников с дизартрическим компонентом.

Задачи:

1. Выбрать методику обследования слоговой структуры слова;

2. Отобрать и систематизировать содержание заданий с учётом возраста;

3. Проанализировать полученные результаты.

Обследование слоговой структуры слов проводилось по методике Г. В.

Бабиной с обязательным учётом общего уровня речевого развития ребёнка, его интеллектуальных возможностей и возраста.

Экспериментальные задания разработаны на основе принятых в логопедической практике традиционных методов обследования слоговой структуры слова (предложенных Р. Е. Левиной, Л. Ф. Спировой, Г. В. Чиркиной, А. В. Ястребовой).

Изучение слоговой структуры проводилось в следующей последовательности:

1. Выявление особенностей спонтанного произношения слов различной слоговой сложности.

2. Выявление особенностей отраженного проговаривания слов сложных по структуре и малочастотных.

3. Выявление особенностей многократного отражения воспроизведения слов различной слоговой сложности с опорой на предъявляемый образец и без опоры на эталон.

4. Выявление особенностей состояния слогового состава слова в словосочетаниях и предложениях.

Экспериментальные задания.

Задания на выявление особенностей спонтанного произнесения изолированных слов различной слоговой сложности предлагаются с целью определения уровня сложности слоговой структуры слова, доступного для самостоятельного проговаривания; а также установления характера и особенностей искажений слов.

Ведущий прием – называние предметных картинок по инструкции : «Скажи, что (кто) это?

Задание 1. Произнесение односложных слов без стечений согласных звуков: дом, дым, мак, кот, бык, кит.

Задание 2. Произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков.

Слова типа сгсг – муха, лиса, вода, вата, коты;

Сгсгс – петух, банан, диван, хомяк, вагон.

Задание 3. Произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков.

А) слова со стечениями согласных звуков в начале слова : гном, хлеб, стул.

Б) слова со стечениями согласных звуков в конце слова : бант, танк, зонт, бинт.

Задание 4. Произнесение двусложных слов со стечениями согласных.

Слова со стечениями согласных звуков на стыке согласных: утка, банка, банты,

Слова со стечениями согласных в начале слова : гномы, слоны, шкафы, столы.

Задание 5. Произнесение трехсложных слов без стечения согласных звуков.

Слова со стечениями согласных звуков: панама, кубики, лисята, машина.

Слова типа : сгсгсгс –котенок, помидор, колобок, бегемот, барабан.

Задание 6. Произнесение трехсложных слов со стечениями согласных звуков:

автобус, апельсин, виноград, конфета.

Задание 7. Произнесение многосложных слов.

Слова без стечений согласных: Буратино, черепаха, самолеты, гусеница.

Слова со стечениями согласных: полотенце, учительница, воспитательница.

Задания на отраженное проговаривание слов сложных по структуре.

Предлагаются с целью установления характера искажений слов.

Ведущий прием – повторение слов за логопедом со зрительной опорой на картинки.

Инструкция : «Посмотри, послушай, повтори».

Задание 1. Отраженное произнесение односложных слов без стечения согласных звуков: мох, мех, пух, бак, Бим.

Задание 2. Отраженное произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков: ива, боты, дети, дома.

Задание 3. Отраженное произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков: два, двор, лифт, мост, куст.

Задание 4. Отраженное произнесение двусложных слов со стечениями согласных звуков.

слова со стечениями согласных на стыке слогов – овца, тыква, нитки, миска.

слова со стечениями согласных звуков в начале и середине слова – клюква, фрукты, звезда.

слова с несколькими стечениями согласных звуков: конверт, пингвин, верблюд.

Задание 5. Отраженное произнесение трехсложных слов без стечения согласных звуков:

слова типа СГСГСГ – дорога, ворона, сорока, ворота.

слова типа СГСГСГС – воробей, петушок, соловей.

Задание 6. Отраженное произнесение трехсложных слов со стечениями

согласных звуков:

слова с одним стечением согласных звуков – комната, гантели, аптека.

слова с двумя стечениями согласных звуков – квартира, продукты.

Задание 7. Отраженное произнесение многосложных слов :

слова без стечений согласных звуков: водолазы, чемоданы, носороги, самокаты, бегемоты, телефоны.

слова со стечениями согласных звуков: шахматисты, экскурсовод.

Задание 1. Многократное повторения слова с опорой на предъявляемый образец.

Инструкция : «Послушай, повтори три – четыре раза». банан, хлеб, медведь, пингвин.

Задание 2. Многократное повторения слова без опоры на эталон.

Инструкция : «Посмотри, назови, повтори несколько раз». лимон, винт, овца, кактус.

Задание1. Завершение словосочетаний и предложений.

Инструкция : «Я начну говорить, а ты закончишь. Тебе поможет картинка.»

А) добавление слова без изменения его грамматической формы: «Желтый … (лимон, Катина … (панама, плывет (пароход).

Б) добавление слова с изменением его грамматической формы: «Я рисую (гусеницу, мы кормили (Бима, мы полетим на (самолете).

Задание 2. Отраженное проговаривание конструкций, включающих слова различной структурной сложности.

Инструкция : «Посмотри, послушай, повтори».

Бим дома; Бим отдыхает; лохматый Бим; Бим подметает; Бим охотится.

4. Система игровых упражнений, направленных на развитие

слоговой структуры слова

Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова у детей с дизартрическим компонентом предполагает воздействие на все компоненты речевой системы.

Комплексная система логопедического воздействия включает:

- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

- развитие речевого дыхания и голоса;

- коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация звуков);

- развитие фонематического слуха, формирование навыков фонематического восприятия;

- работа над слоговой структурой слова;

- расширение и обогащение словаря (активного и пассивного);

- развитие грамматического строя речи;

- формирование интонационно-выразительной стороны речи;

- формирование связной речи;

- формирование практических умений и навыков пользования правильной речью.

Развитие слоговой структуры слова у дошкольников с дизартрическим компонентом осуществлялось через систему игровых упражнений. Их цель – содействовать формированию познавательной активности ребенка. Коррекционная работа проводилась на индивидуальных и групповых логопедических занятиях.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. Можно выделить два этапа:

- подготовительный; цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;

- собственно коррекционная работа; цель – коррекция дефектов слоговой структуры слов у ребенка.

Подготовительный этап.

На этом этапе предлагаются игровые упражнения сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.

Работа на невербальном материале.

1. Игровые упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку)

2. Работа над ритмом (сначала над простым, а затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музык. инструментов.

Виды заданий:

-Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике;

-Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с цифрой;

-Сравнение ритмов:, ---;

-Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;

-Произвольное воспроизведения ритма ребенком с последующей записью ритмического рисунка символами;

3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку.

4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет : кулак- ребро, кулак- ребро-ладонь.

5. Упражнения на развитие координации рук : выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т. д.)

6. Графические упражнения на переключение (продолжи строчку) : 0-0-0…;

Работа на вербальном материале.

Игровые упражнения, направленные на формирование пространственно- временных представлений, как начало, середина, конец;

Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко - слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации.

Упражнение 1.

Ребенок сидит на стуле, глаза закрыты. Взрослый звенит в колокольчик, держа его перед ребенком, за ним, над. Нужно правильно сказать, где звенит колокольчик.

Упражнение 2.

Взрослый называет действие предмета или предмет. Ребенок отвечает, далеко это или близко.

(Карандаш лежит, пальмы растут, аквариум стоит, мама работает и т. д.)

Упражнение 3.

Ребенок перемещается в пространстве по инструкции взрослого.

Робот идет вперед… стоп. Направо …стоп. Вниз (под стол… стоп и т. д.

Упражнения на развитие сомато-пространственной ориентации.

Упражнение1.

После показа взрослым ребенок повторяет движения, отвечая на вопросы.

Взрослый. Где находится сердце?

Ребенок. Слева.

Взрослый. Где у тебя спина?

Ребенок. Сзади.

Упражнение 2.

Ребенок самостоятельно показывает: левый мизинец, правый локоть и т. д.

Упражнения 3.

Ребенок выполняет «перекрестные» движения, показывая : правой рукой левую щеку, левый бок правой рукой.

Упражнения 3.

Взрослый молча выполняет движения, ребенок должен повторить той же рукой или ногой, избегая зеркальности: правая рука вверх, левая нога в сторону.

Упражнения 4

Взрослый просит выполнить называемые движения без показа образца.

Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве.

Упражнение 1.

Поставь вверху листа точку, внизу палочку, нарисуй справа крестик и т. д.

Упражнение 2.

От поставленной на листе точки ребенок, без отрыва руки, ребенок должен рисовать линию под команды взрослого.

Упражнение 3

Ребенок должен продолжить ряд: хх / хх / хх / ; … < … <…<

Упражнение 4.

Копирование ребенком различных фигур от простых до более сложных.

Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации.

Упражнение1.

Графический диктант (Нарисуй сначала дом, потом человека и т. д.)

Упражнение 2.

Задания: вначале попрыгай, потом сядь, в конце хлопни в ладоши и др.

Упражнение 3.

Взрослый прерывает выполнение действия ребенком и задает вопросы.

Что ты сделал раньше? Что ты делаешь сейчас? Что ты сделаешь потом7

Упражнение 4.

Раскладывание картинок по темам «Времена года», «Части суток».

Упражнение 5.

Взрослый и ребенок беседуют по теме «Вчера-сегодня-завтра».

Упражнение 6.

Переход к работе с речевым материалом. Взрослый задает ребенку задание.

1. Послушай слова : мак, суп, дым. Назвать второе слово, первое.

2. Послушать предложения: Костер горит. Птица летит. Снег идет.

Коррекционный этап

Работа над гласными

Точное восприятие и чёткая артикуляция гласных обеспечивают правильную передачу слогового абриса слова, а также предупреждают замещение гласных и перестановку слогов.

Упражнение 1.

Ребёнок повторяет пары, тройки и большое количество звуков от более контрастных к менее контрастным. Предлагаются слоги :

А – И А – И – О У – А – И – О

А – У У – А – И Э –У – А – И

И – О И – О – Ы А – И – О – Ы Упражнение 2.

Тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения. Ребенок произносит ряд гласных:

• на одном выдохе, при этом плавно;

• громко (тише, совсем тихо);

• быстро (медленно).

Упражнение 3.

Для закрепления работы над гласными ребё нку предлагается:

• сосчитать количество звуков;

• показать то же количество пальцев, сколько звуков;

• отстучать звуки молча;

• назвать самостоятельно два (три, пять) гласных звука;

Работа над слогами

Упражнение 1.

Упражнение состоит в повторении рядов, начиная с двух – трёх слогов. Берутся слоги :

- с общими согласными:

МА – МО – МУ – МЫ – МЭ;

- с общими гласными:

БУ – КУ – ВУ – НУ – ДУ;

- обратные:

АН – ЫН – ОН – ЭН – УН

- закрытые слоги, их ряды и пары:

МАК – МОК – МУК – МЫК – МЭК

- прямые и обратные слоги с твё рдыми и мягкими согласными:

БА – БЯ АП – ЭЛЬ

Упражнение 2.

Для закрепления работы над слогами ребё нку предлагается:

• сосчитать количество слогов;

• выложить палочки по количеству слогов;

• сделать столько шагов, прыжков, сколько было слогов;

• придумать слоги с одинаковыми гласными (согласным);

• придумать и («загадать») слоги с данным согласным;

• повторить ряд слогов в обратном порядке;

• повторить только первый и последний слог ряда;

• выделить ударный слог (отражённо);

• составить слог из заданных звуков (К, (П, (А, чтобы в середине был гласный;

• сравнить два слога : МА – АМ, УТ – КУТ, КОП – ПОК, ВЫН – ПЫН.

• наращивание слогов;

• уменьшение количества слогов;

• отстукивание слоговых цепочек.

Работа над слогами со стечениями согласных.

Упражнение 1.

Предлагаются слоги :

- открытые и закрытые:

кна-акн гна-агн

-с оппозиционными согласными:

фта-фтя фта-вда

-цепочки слогов :

мна-мно-мну-мны-мнэ

-слоги со сменой позиции согласного:

мна – нма

Упражнение 2.

Для закрепления работы над слогами со стечениями согласных ребё нку предлагается:

• проанализировать слог (назвать первый, третий, второй звуки);

• придумать слог из двух согласных и одного гласного;

• сравнить слоги :

НА – КНА

Работа над словами.

1 этап.

Упражнения на различение длинных и коротких слов.

Упражнение 1. На столе длинная и короткая полоски бумаги. Логопед произносит длинные и короткие слова. Услышав слово, ребенок кладет фишку соответственно под длинную или короткую полоску.

Упражнение 2.

Перед ребенком картинки с односложными и многосложными словами. Нужно разделить их на две группы.

2этап.

Далее слова отрабатываются в соответствии с усложнением звуко-слогового состава.

Упражнения на объяснение значений малознакомых слов.

Поскольку знание лексического значения необходимо для овладения правильным произношением, следует уточнить значение слова (например, включив его в предложения).

Упражнения на отраженное скандированное повторение слов изучаемого типа.

Упражнение 1. Тренировка умения делать паузы между словами. Логопед называет слово. Ребенок должен повторить и отстучать его по столу. При этом, если взрослый поднимает руку, нужно держать паузу, пока рука не опустится.

Звуковой анализ и синтез.

1. Подсчет слогов, называние одного, двух и т. д.

2 Выкладывание полосок по количеству слогов.

3 Выбор подходящей схемы слова.

4 Анализ каждого слога (подсчет и перечисление звуков). Данный вид работы важен при изучении слов со стечениями согласных.

Повторение слов, близких по звуковому составу:

-отличающихся гласными звуками: сук-сок, мяч-меч, кит-кот, лес-лис, сам-сом;

-отличающихся согласными звуками: сук-суп, нос-нож, мех-мел; дуб-куб-суп,

-отличающихся согласным звуком и местом ударения: вода-сода, коза-роза.

Упражнение 1.

Ребенок повторяет за логопедом вначале все слово по слогам, а затем называет только ударный слог : ко-фе…. ко-фе, ко; ли-са…. ли-са, са.

Упражнение 2.

С использованием опоры на графическое изображение ударения на схеме слова ребенку предлагается:

-угадать слово, которое отхлопал другой ученик;

-придумать слово к схеме;

-поставить ударения на схемах (в виде диктанта).

Упражнения с перестановкой слогов.

Упражнение1.

Поменять местами слоги, назвать получившееся слово :

Слова :Жи-лы - лы-жи (ла-ю, лы-ко, на-вес, ки-пят, на-сос;)

Слоги : ка-му, ма-до, па-ли, ка-сум, ва-тык, жа-лу, дук-сун, дыш-лан.

Упражнение 2.

Произносятся три слога. Дети составляют из них слово : ку-ки-би, са-ги-по

Слоговой анализ и синтез. Из предложенных картинок назвать в которых есть заданный слог (например, ма) : малина, эскимо, макака, муравей, помада.

Упражнения на образование словосочетаний.

Упражнение 1.

Проговаривание словосочетаний : маленькая лампочка, маленькая ласточка.

Упражнение 2.

Образование родительного падежа множественного числа с использованием слова «много» : дыня …много дынь, сова …много сов, коза… много коз и т. д.

Упражнение3.

Логопед называет предмет. Ребёнок отвечает словосочетанием с использованием слов треугольный, квадратный, прямоугольный:

газета. газета прямоугольная, экран. экран квадратный.

Упражнения на составление коротких предложений с изученными словами.

Упражнение 1. Предлагается подобрать к названию предмета подходящее действие (стоит, спит) и составить предложения:

Чайник…. Чайник стоит. Дельфин…Дельфин спит. Медведь…. Медведь спит.

Упражнение 2. Поставить слова в правильном порядке и назвать предложение.

В, помидоры, теплице….В теплице помидоры.

Яблоней, под, яблоки…. Под яблоней яблоки.

Упражнения на дифференциацию слов изученного типа со словами большей или меньшей контрастности по слоговой структуре.

Упражнение 1.

«В наш зоопарк привезли зверей. Мы должны расселить их по клеткам. В первую поселим животных, в названиях которых один слог. Во вторую-с названиями из двух слогов и т. д.»

Картинки: лев, ёж, лось, слон, лиса, заяц, белка, зебра, жираф, верблюд.

Упражнение2.

При произнесении различных слов можно сделать различное количество шагов (например, сыр- самолёт). Затем дети прошагивают называемые логопедом слова.

Упражнения на закрепление материала.

Повторение предложений сложного слогового состава.

Над домом летит длинноногий аист.

Тётя Дина сидит на диване.

Никите купили кеды и кепку.

В холодильнике баклажаны и абрикосы.

Хлебница стоит на холодильнике.

В буфете фиолетовая сахарница.

Библиотекарь выдаёт книги.

Водопроводчик чинит водопровод.

Почтальон разносит письма, газеты, журналы.

Далее детям предлагается составить рассказы по сюжетным картинкам с включением изученных слов (по вопросам логопеда, позже самостоятельно.)

Отработка слоговой структуры слов на материале чистоговорок.

(Б) Би-би-би, идёт дым из трубы.

Бредут бобры в сыры боры. Бегемот разинул рот, булки просит бегемот.

(П) Уп-уп-уп, мама варит суп.

Говорит попугай попугаю:

-Я тебя, попугай, попугаю.

(П-Б) Потерялись бусы у нашей бабуси.

(В) Ва-ва-ва на суку сидит сова.

(Ф) Аф-аф-аф, в углу стоит шкаф.

У Фани фуфайка, а у Феди туфли.

(В-Ф) Наш Филат не бывает виноват.

Волков бояться в лес не ходить.

Михаил играл в футбол и забил в ворота гол.

(Г) Гу-гу-гу, пасутся гуси на лугу.

На иве галка, на берегу галька.

(К) Ко-ко-ко, не ходите далеко.

Кошка с котёнком, курочка с цыплёнком.

(К-Г) Идут гуськом гусак за гусаком.

(Х) Ха-ха, не поймать вам петуха.

Муха- горюха села на ухо.

(Д) Ду-ду-ду, растут яблони в саду.

Дарья дарит Дине дыни.

Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.

(Т) Та-та-та, хвост пушистый у кота.

(Д-Т) Собака Том сторожит дом.

(М) Му-му-му, молока кому?

Мама Милу в ванне мыла.

(С) Са-са-са, в лесу бегает лиса.

У маленькой Сани сани едут сами.

(З) За-за, уходи домой коза.

Зу-зу-зу, Катю моем мы в тазу.

(С-З) Са-за,са-за улетела стрекоза.

(Ц) Цо-цо-цо, на руке кольцо.

У кольца нет конца.

(С-Ц) Со-цо, со-цо, снесла курица яйцо.

Соне в оконце ярко светит солнце.

(Ш) Ша-ша-ша, мама моет малыша.

Шу-шу, я письмо пишу.

(С-Ш) Су-шу, я письмо домой пишу.

Саша любит сушки, а Соня ватрушки.

Шишки на сосне, шашки на столе.

Купила Саша сушки.

(Ж)Жа-жа, есть иголки у ежа.

Жу-жу, молока дадим ежу.

У ежа ежата, у ужа ужата.

(Ш-Ж) Ша-жа,ша-жа, мы увидели ежа.

(Щ) Ща-ща, мы несём домой леща.

Волки рыщут, пищу ищут.

(Ч) Ча-ча-ча, в комнате горит свеча.

Чу-чу, молоточком я стучу.

(Ц-Ч) Цу-чу, на ракете я лечу.

Ученица-озорница получила единицу.

(Л) Ла-ла-ла, у меня юла.

Ло-ло-ло, на улице тепло.

(Р) Ра-ра-ра, на улице жара.

Ро-ро-ро, на улице ведро.

Арь-арь-арь, на стене висит фонарь.

Проворонила ворона воронёнка.

(Р-Л) Ла-ра, Ла-ра, начинается игра.

Рыбу ловил рыболов, весь в реку уплыл улов.

Таким образом, виды упражнений выбирались в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития детей, их возраста и вида речевой патологии. Работа по коррекции слоговой структуры слов велась длительно, систематизированно, по принципу от простого к сложному, с учётом ведущего вида деятельности детей и с применением наглядности. Благодаря этому были достигнуты значительные результаты по формированию слоговой структуры слова у детей.

Публикации по теме:

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин»Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин» Цель: Учить детей делить слова на слоги. Материал: Две куклы, картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов. Ход игры: На.

Формирование слоговой структуры слова 1 класса у дошкольников в рамках коррекционной деятельности учителя-логопедаФормирование слоговой структуры слова 1 класса у дошкольников в рамках коррекционной деятельности учителя-логопеда Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников является одним из наиболее трудных в коррекционной работе учителя-логопеда. Согласно классификации.

Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип»Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» (1 тип — двусложные слова) 1. Пальчиковая гимнастика:.

Игровые упражнения для развития слоговой структуры словаИгровые упражнения для развития слоговой структуры слова В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделяется категория детей с общим недоразвитием.

Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова «Грибы» Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова по теме «Грибы». Составила: учитель – логопед Катина Светлана.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие и совершенствование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с дизартрическим компонентом
Опубликовано: 7 января 2024 в 02:03
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД