Лучший педагог года

Проект «Условия раскрытия одаренных детей»

Анжелика Щедринова
Проект «Условия раскрытия одаренных детей»

Краткая аннотация проекта

Целью данного проекта является организация работы педагогического коллектива МБДОУ № 12 в обеспечении условий для поддержки и развития одаренных дошкольников, в создании предпосылок и возможностей для проявления и развития способностей ребенка в различных видах деятельности.

Публикация «Проект „Условия раскрытия одаренных детей“» размещена в разделах

Эта работа будет осуществляться через исследовательско - образовательную комплексную деятельность в процессе разных форм работы, направленных на расширение потенциала творческих и интеллектуальных способностей детей через активизацию детской жизнедеятельности. Основной целью инновационной деятельности педагогов должно стать создание и поддержание в МБДОУ развивающей образовательной среды в единстве ее психологических и дидактических компонентов. Назначение такой среды – способствовать эффективной реализации задач ранней диагностики, развития и поддержки детской одаренности и таланта.

Проект рассчитан на два учебных года, с 2021 по 2023 г. г., включает в себя несколько этапов реализации (аналитический, подготовительный, диагностический, организационный, заключительный этапы). При подтвержденных позитивных результатах в дальнейшее эта работа будет продолжаться. Планируется на основе проекта наработать программно-методические материалы по взаимодействию МБДОУ с семьей, учреждениями дополнительного образования. Координатором проекта является старший воспитатель детского сада. Исполнителями проекта воспитатели дошкольных групп. Для реализации проекта создана инициативная группа педагогов, в состав которой вошли: педагог-психолог, музыкальные руководители, воспитатели старших групп. Цель проекта : создание условий в МБДОУ по выявлению и развитию детей с высоким уровнем способностей в условиях детского сада при тесном взаимодействии с семьей и другими социальными институтами.

Основные задачи проекта :

1. Сравнительный анализ реального положения дел в конкретном детском дошкольном учреждении (успешность педагогического процесса, наличие методов и методик развития и обучения детей с повышенным уровнем способностей и т. д.).

2. Проведение сложных видов диагностики по выявлению детей с различными видами способностей, создание банка данных детей МБДОУ № 12, имеющих ярко выраженные способности.

3. Повышение профессионального и творческого уровня педагогов на 20-30%.

4. Интеграция основного и дополнительного образования на основе привлечения всех существующих и потенциальных ресурсов.

5. Оказание квалифицированной консультативной помощи родителям детей с признаками одаренности.

6. Повышение качества методической работы с кадрами в соответствии с требованиями ФГОС.

В ходе работы над реализацией проекта планируем создать и апробировать организационную модель психолого-педагогического сопровождения работы с одаренными детьми в условиях детского сада в целях получения желаемого результата в их воспитании, обучении и развитии. Определяющим при разработке технологий работы с одаренными детьми должно стать органичное встраивание их в целостный образовательный процесс. Но для того, чтобы это встраивание происходило естественно, максимально безболезненно, необходима определенная и достаточно серьезная подготовка педагогов, взаимосвязь деятельности всех специалистов МБДОУ в решении поставленных задач.

Под «одаренностью» ребенка понимается более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие «одаренность» происходит от слова «дар». Таким образом, одаренность – это дар и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития творческих способностей. Анализ проблемы одаренности во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Изучая талантливых детей, психологи характеризуют одаренность следующим образом : «Одаренность – это своего рода меры генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни». Качественное своеобразие одаренности человека обязательно сказывается на особенностях выполнения им деятельности. Для любого творческого процесса характерна его индивидуальность и самобытность. Поэтому в процессе воспитания и обучения детей надо не игнорировать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя к ним различные методы индивидуального воздействия.

В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. В отечественной психологии этому вопросу много внимания уделяли С. Л. Рубенштейн, Б. М. Теплов, В. А. Моляко. Правда, все это всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у педагогов и родителей в наше время.

Государственная система работы с одаренными детьми включает в себя несколько уровней. Основой этой системы является детский сад и школа. Эти учреждения охватывают наиболее широкий круг детей. На уровне детского сада необходимым условием является наличие навыков распознавания одаренности своих воспитанников, создание для них оптимальных условий в плане развития и отношений со взрослыми и сверстниками. Концептуальной основой для организации работы с одаренными детьми является программа Л. А. Венгера «Одаренный ребенок». Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей в Российской Федерации. Эта программа направлена на развитие у детей трех основных блоков структуры одаренности : познавательной активности, умственных способностей, детских видов деятельности. Не менее важна и должна быть детально проработана система выявления одаренных детей, которая включает в себя: наблюдение за детьми, анкетирование взрослых (родителей и воспитателей, индивидуальное обследование детей с помощью апробированных методик.

Анализ реальной ситуации в нашем дошкольном учреждении свидетельствует о достаточном благополучии в плане методического и кадрового обеспечения педагогического процесса. В дошкольном учреждении на сегодняшний день работают опытные, творческие педагоги, которые в системе ведут воспитательно-образовательную деятельность. Из 25 педагогов 12 человек (49%) с высшим образованием, 3 человека с высшей и 7 с первой категорией (40 %).

Значительное количество педагогов, стремящихся к саморазвитию:

Профессиональный уровень педагогов:

Высокий - 60%

Средний - 40%

Творческий потенциал педагогов:

Высокий - 47%

Средний - 53%

Способность педагогов к инновационной деятельности:

Высокий - 42%

Средний - 58%

Достаточно высокий уровень обученности (85%) и воспитанности (84%) детей БДОУ № 258. При 100% успеваемости выпускников на «4» и «5» учатся в начальной школе 70% детей. Потенциал детей, проявляющих ярко выраженные способности – 20 - 25%.

В дошкольном учреждении создана и постоянно совершенствуется система дополнительного образования детей. Обучение ведется в таких кружках и студиях:

• Театральная студия «Сказка»

• Студия хореографии «Капелька»

• Кружок подготовки к школе

Вместе с тем были выявлены противоречия между:

• разнообразием видов одаренности, особенно наличием скрытой одаренности и большим количеством противоречивых теоретических подходов и методов к их раскрытию;

• возрастающими требованиями к деятельности и личности воспитателя и фактическим уровнем его профессиональной и личностной готовности к работе с одаренными детьми;

• необходимостью отслеживания результатов развития каждого ребенка и отсутствием системы мониторинга индивидуального личностного развития;

• стандартизированными подходами к образованию дошкольников и индивидуальным уровнем усвоения материала каждым дошкольником.

На разрешение данных противоречий и будет направлен этот проект.

Для успешной работы по реализации проекта особо важным для нас является использование не только уже хорошо себя зарекомендовавших форм и методов работы с детьми в МБДОУ, но и внедрение новых. Одной из таких планируемых форм является кружок «Умники и умницы» на базе старших групп. Цель которого: максимальное раскрытие интеллектуального потенциала детей на основе развивающих игр. Немаловажное значение имеет применение интегративного метода работы с дошкольниками, предполагающего содержательное обогащение, дополнение к обязательному базовому стандарту дошкольных дисциплин. Хорошо себя зарекомендовал и будет в дальнейшем использоваться «метод проектов» в работе с детьми старшего возраста. Работа над проектом предполагает рост познавательной активности и самостоятельности детей, способствует развитию индивидуального творческого потенциала ребенка.

Формы работы с одаренными детьми :

- проекты индивидуальные, групповые, семейные;

- кружки и секции;

- конкурсы, викторины, соревнования;

- занятия в клубах, учреждениях дополнительного образования;

- индивидуальные развивающие занятия в игровых формах;

- опытно-исследовательская деятельность.

Формы работы с родителями одаренных детей :

- родительский клуб;

- индивидуальные консультации психолога;

детско-родительские проекты.

Формы работы с педагогами:

-Ожидаемые результаты выполнения проекта

В результате целенаправленной исследовательско - образовательной работы предполагаем выявить и проследить возможности психолого-педагогического сопровождения развития детей с высоким уровнем способностей на основе комплексной диагностики и дальнейшего маршрута индивидуального развития.

В процессе работы над проектом планируем значительно обогатить предметно-развивающую среду МБДОУ, приобрести современные диагностические материалы, которые позволят качественно проводить диагностику творческого и интеллектуального развития детей, а также диагностику готовности детей к обучению в школе. Также планируем приобрести интерактивную доску, которая поможет педагогам широко использовать инновационные технологии развития детей. Планируем детально разработать и более качественно организовать систему дополнительного образования в МБДОУ. Для этого будут привлечены не только существующие, но и дополнительные ресурсы и возможности. Надеемся на тесное сотрудничество с родителями и другими социальными институтами для развития способностей детей.

В результате нашей совместной деятельности произойдет активизация и обогащение воспитательных умений родителей. Повысится профессиональный уровень педагогов. Воспитатели смогут вести целенаправленное наблюдение за каждым ребенком, вовремя выявлять признаки одаренности, и тем самым помогут родителям создать все необходимые условия для развития таких детей.

педагогическое проектирование;

Оценка результатов проекта

Методы диагностики в ходе проекта :

1. Наблюдение и регистрация данных о продвижениях ребенка (дневниковые записи).

2. Интервью и беседы. Помогают составить представления о том, как ребенок включается в ту или иную деятельность, чем он интересуется больше всего, какие у него предпочтения.

3. Специальные методы ( деятельность психолога МБДОУ: тестовые задания, проективные методы, анкетирование родителей, педагогов).

4. Коллекции детских работ (достижения ребенка в проектной деятельности, практической деятельности).

5. Регулярное отслеживание результатов деятельности педагогов (промежуточный, итоговый контроль).

6. Творческие отчеты, презентации детско-родительских проектов.

7. Конкурсы, фестивали, выставки.

Оценка качества реализации проекта :

1. Сравнительный анализ первичной и итоговой диагностики уровня развития ребенка.

2. Отслеживание уровня создания информационно-развивающей среды и качества используемых ресурсов (что приобретено из запланированного и как используется).

3. Анализ документации педагогов (планы работы кружков, студий).

4. Анкетирование родителей.

5. Открытые показы.

Практическая значимость результатов

Мы считаем, что комплексный подход к обследованию и сопровождению детей с повышенным уровнем способностей будет способствовать благополучному развитию их личности и дальнейшей успешной социализации. В значительной мере реализация проекта будет решать проблему психолого-педагогического просвещения родителей и преемственности дошкольного учреждения и общеобразовательной школы.

При всех существующих трудностях в системе дошкольного образования сегодня открываются новые возможности для развития личности ребенка, и одаренной личности в частности. Проект предусматривает целенаправленную работу с одаренными детьми, начиная с раннего возраста и до перехода детей в начальную школу.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности» На современном этапе образование предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста в детских садах или школах.

Анализ осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ДОУ Раннее выявление и развитие способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного.

Изостудия для одаренных детей. ФотоотчетИзостудия для одаренных детей. Фотоотчет Изостудия для одаренных детей кружок «Звездочки». Уважаемые коллеги, учебный год закончился и хочется поделится достижениями своих воспитанников,.

Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ»Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ» Консультация для воспитателей "Условия успешной адаптации детей к ДОУ"При поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный.

Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей» Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей»Основным источником.

Консультация «Внешние и внутренние условия интеграции дошкольников с ОВЗ» Социально-образовательные услуги несколько отличаются на разных этапах развития ребенка с ОВЗ, так же, как и включенность в их обеспечение.

Организационно-педагогические условия для реализации начального литературного образования детей дошкольного возрастаОрганизационно-педагогические условия для реализации начального литературного образования детей дошкольного возраста Всем известно огромное влияние и воздействие художественной литературы на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребёнка. А.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Создание условий для выявления и поддержки одаренных и способных детей в скалолазанииСоздание условий для выявления и поддержки одаренных и способных детей в скалолазании Выявление и поддержка одаренных и способных детей О. А. Никитенко, педагог дополнительного образования ГБОУ школы №495 Московского района.

Условия организации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях ДОУ Дошкольное детство-пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Дети стремятся к общению с искусством музыки, находя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Условия раскрытия одаренных детей»
Опубликовано: 20 декабря 2022 в 10:22
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД