Нина Кулакова
Проект в старшей группе компенсирующей направленности «Наш город Сердобск»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Наш город Сердобск»
Вид проекта : познавательно – исследовательский, творческий.
Продолжительность проекта : кратковременный
Участники проекта : дети старшей группы компенсирующей направленности, родители воспитанников, педагоги группы.
Актуальность.
Публикация «Проект в старшей группе компенсирующей направленности „Наш город Сердобск“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
В процессе формирования чувства патриотизма в дошкольном возрасте важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, о родном городе. Базовым этапом формирования у детей любви к родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился, с любви к своему городу.
Чтобы воспитать патриотов своего города, надо знать его историю, людей, живших и живущих в Сердобске.
Раздвигая горизонты познаваемого, мы закладываем в детских сердцах искорку любви к родному краю, к малой родине, к России.
Цель. Формирование у детей чувства любви, патриотизма к своей малой родине, своему городу.
Задачи.
1. Расширять представления детей о достопримечательностях своего города, о названиях улиц и его исторических памятниках.
2. Познакомить с символикой нашего города : флаг, герб.
3. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
4. Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу.
5. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свой город.
6. Закрепить понятие «малая Родина».
7. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Предполагаемый результат проекта :
У детей расширятся представления о родном городе : о памятниках, улицах, о достопримечательностях города.
У детей и родителей появится интерес к историческому прошлому нашего города, активность в поиске краеведческого материала, интерес к неповторимой природе родного края.
Проект сплотит родителей и детей и способствует патриотическому воспитанию будущих граждан своего города.
Необходимые материалы.
1. Открытки, буклеты, фотографии о родном городе, крае.
2. Фотографии улиц родного города.
3. Альбомы с видами улиц, на которых находятся знакомые всем здания, архитектурные ансамбли, памятники.
4. Слайды, фильмы о памятных местах «малой Родины».
5. Художественные произведения и литературные материалы.
6. Дидактические игры.
Список литературы:
1. Алёшина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом – М. ТЦ. Сфера, 1999г
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников – М, ЦГА, 2004
3. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика 2006г, №6
4. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: методическое пособие. – М., 2007.
5. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания Дошкольное воспитание 2003г. №6 с 45-55
6. Интернет- ресурсы.
Содержание проекта :
Подготовительный этап
Подготовка необходимых печатных материалов.
Информирование родителей об участии детей в проекте, вовлечение их в проект.
Подборка интернет ресурсов, сохранение ссылок.
Акция с родителями по сбору краеведческой литературы, фотографий, открыток.
Анкетирование родителей
Основной этап
Беседа «Любимый город»
Ситуативная беседа «Центральная улица города»
Чтение художественной литературы:
В. Степанов «Что мы родиной зовем».
Консультация для родителей «По дороге в детский сад»
Творческая мастерская. Рисование «Мой любимый детский сад»
Беседа «Знакомство с символикой города»
Д /игра «Выложи герб из фрагментов».
Творческая мастерская. Рисование «Герб города»
Ситуативная беседа «Где можно увидеть герб и флаг города?»
Консультация «Знакомим детей с родным городом»
Беседа «Знаешь ли ты свой город?»
Рассматривание карты города
Д/и «Путешествие по городу Сердобску»
Д /игра «Где находится памятник?».
Творческая мастерская. Лепка «Что я видел в музее»
Сюжетно-ролевая игра «Идём в детский сад»
Беседа «Городские улицы»
Экскурсия по близлежащим улицам
Творческая мастерская. Рисование «Улица, на которой я живу»
Д / игра «Чтобы было бы, если все улицы были без названия»
Ситуативная беседа «Домашний адрес»
Творческая мастерская. Рисование «Улица, на которой я живу»
Сюжетная- ролевая игра «Построим улицу города»
Беседа «Наши герои- земляки»
Д/ игра «Достопримечательности родного города» (памятники, музеи)
Презентация «Памятники родного
города».
Составление творческих рассказов «За
что я люблю свой город».
Разрезные картинки
Заключительный этап
Фотовыставка «Полюбуйтесь-ка, друзья, это - улица моя!»
Игра – викторина «Знатоки родного
города»
Дидактические игры
«Мой город»
Цель: закрепить знания детей о родном городе, достопримечательностях, любимых для отдыха местах.
«Где находится памятник?».
Цель: закрепить умение детей ориентироваться на местности, называть улицу, правильно выбирать маршрут до нужного места, развивать память, внимание.
«Достопримечательности родного города»
Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях города Сердобска; развивать внимание, память, связную речь.
«Разрезные картинки»
Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях города, умение подбирать правильно пару к своей картинке. (составление картинки из нескольких частей по типу пазлов)
«Чтобы будет, если улицы будут без названия»
Цель: закрепить знания детей о том, что у каждой улицы должно быть название; закрепить знания детей о том, на какой улице они живут; развивать внимание; память.
Лото «Мой любимый город»
Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях города, памятных местах, местах отдыха, любимых улицах; формировать умение работать в команде; развивать связную речь, память, мышление, внимание.
«Выложи герб из фрагментов».
Цель: закрепить представление детей о гербе родного города и городов края; уметь выделять герб родного города из других знаков.
Анкета для родителей
1. Проявляет ли ваш ребенок интерес к родному городу?___
2. Как проявляется этот интерес?___
3. Что именно интересует вашего ребёнка?___
4. Как часто вы совершаете с ребенком экскурсии по родному городу?___
5. Были вы с ребенком в музее? (Где)___
6. Посещаете ли вы с ребёнком городские праздники?___
7. Что вы рассказываете ребенку о своем городе?___
8. Откуда вы получаете знания о родном городе?___
9. Что есть у вас дома, что помогло бы ребенку приобрести знание о своем городе?___
10. Какую помощь вы хотели бы получить от детского сада по данному вопросу?___
11. Хотите ли вы сами больше узнать о родном городе?___
12. Достаточно ли хорошо для своего возраста ваш ребенок знает свой город?___
13. Для чего вашему ребенку могут пригодиться знания о родном городе?___
14. Готовы ли вы помочь работе детского сада по ознакомлению детей с родным городом? Какую помощь вы можете оказать детскому саду в вопросе ознакомления с родным городом?___
Загадки
Автор: Леонов В. А.
Заводы, фабрики стоят,
И магазинов много,
И люди разные снуют,
Так это же ведь …
Ответ: Город
Днём Солнце освещает,
Ночью фонарями заполняет,
Домами разными застроен,
И населением заполнен!
Ответ: Город
В различных странах,
Больших и маленьких,
Они встречаются,
По-разному называются!
Ответ: Города
В нём домов не сосчитать,
Улиц, парков, скверов,
В плитку и асфальт одет,
Он жителями в целом!
Ответ: Город
По-разному называются,
Количеством проживающих отличаются,
В них работают, развлекаются,
Растут в высь, ширь, развиваются!
Ответ: Города
Не деревня, ни село,
И людей полным-полно,
Много народа,
В делах и заботах!
Ответ: Город
Там трамваи и метро,
И троллейбусов полно,
Жить удобно в нём, комфортно,
И людей в нём очень много!
Ответ: В городе
В нём заблудится,
Очень легко,
Асфальтом проложены,
Вены его!
Ответ: Город
Стихи А. Толстого о родном крае
Жница». Художник Ф. Сычков
«Ты знаешь край, где все обильем дышит»
Ты знаешь край, где всё обильем дышит,
Где реки льются чище серебра,
Где ветерок степной ковыль колышет,
В вишневых рощах тонут хутора,
Среди садов деревья гнутся долу
И до земли висит их плод тяжелый?
Шумя, тростник над озером трепещет,
И чист, и тих, и ясен свод небес,
Косарь поет, коса звенит и блещет,
Вдоль берега стоит кудрявый лес,
И к облакам, клубяся над водою,
Бежит дымок синеющей струёю?
Ты знаешь край, где нивы золотые
Испещрены лазурью васильков,
Среди степей курган времен Батыя,
Вдали стада пасущихся волов,
Обозов скрып, ковры цветущей гречи
И вы, чубы — остатки славной Сечи?.
«Край ты мой, родимый край»
Край ты мой, родимый край,
Kонский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!
«Уж ты нива моя, нивушка»
Уж ты нива моя, нивушка,
Не скосить тебя с маху единого,
Не связать тебя всю во единый сноп!
Уж вы думы мои, думушки,
Не стряхнуть вас разом с плеч долой,
Одной речью-то вас не высказать!
По тебе ль, нива, ветер разгуливал,
Гнул колосья твои до земли,
Зрелые зерна все разметывал!
Широко вы, думы, порассыпались…
Куда пала какая думушка,
Там всходила люта печаль-трава,
Вырастало горе горючее!
«И у меня был край родной когда-то»
И у меня был край родной когда-то;
Со всех сторон
Синела степь; на ней белели хаты —
Все это сон!
Я помню дом и пестрые узоры
Вокруг окон,
Под тенью лип душистых разговоры —
Все это сон!
Я там мечтою чистой, безмятежной
Я был любим так искренно, так нежно —
Все это сон!
И думал я: на смерть за край родимый
Я обречен!
Но гром умолк; гроза промчалась мимо —
Летучий ветр, неси ж родному краю,
Неси поклон;
В чужбине век я праздно доживаю —
Все было сон!
Беседы
«Любимый город»
Цель: формирование у детей чувства любви, патриотизма к своему родному городу.
Задачи:
• расширять представления детей о достопримечательностях своего города, о названиях улиц;
• развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей; побуждать свободно, мыслить, фантазировать;
• закрепить знания детей о различных профессиях людей, работающих в городе, их названиях и роде деятельности
• воспитывать любовь к родному городу;
Ход беседы
Воспитатель:
Давайте вспомним, как называется наш город? (Сердобск)
В путешествии нам будут помогать наши верные друзья – книги, рисунки. Конечно наш город не очень большой, но в нём есть много улиц больших и маленьких. Каждая улица имеет своё название, имеет своё прошлое.
Воспитатель: - Ребята, а кто может назвать улицу, на которой находиться наш детский сад (ответы детей)
Воспитатель: В нашем городе еще есть замечательные места. Это городской парк, в котором летом отдыхают взрослые и дети. Это музей, который может рассказать о прошлом.
Много памятников, посвященных воинам сражавшихся за нашу Родину. На центральной площади красивый фонтан. Много красивых зданий, сооружений. Люди разных профессий старались, чтобы наш город был красивым. А давайте назовём эти профессии? (строитель, маляр, дизайнер, художник и др)
«Знакомство с символикой города»
Цели: познакомить детей с символами родного города – гербом, флагом; развивать интерес к символике Сердобска.
Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважительное отношение к государственным символам.
1. Рассматривание и беседа о гербе Сердобска.
Воспитатель показывает герб города.
- Что это? (ответ детей)
- У каждого города есть отличительный знак – герб. Это щит, т. е. «защита» города. Герб всегда отражает исторические события. Давайте рассмотрим герб нашего родного города.
- Какого он цвета? Что изображено на гербе? (ответы детей)
- Где можно увидеть герб Сердобска? (на флагах, документах, грамотах, документах; рассматривают)
Дидактическая игра «Сложи герб»
Дети собирают знакомые им гербы из их отдельных деталей (опираясь на образец).
2. Рассматривание флага города Сердобска, беседа.
Воспитатель показывает детям флаг.
- Что это? Для чего нужен флаг? (ответы детей)
- Назовите символы нашего города. Отыщите среди других символов, герб и флаг города Сердобска, покажите их.
«Городские улицы»
Программное содержание:
• Продолжать знакомить детей с историей родного города
Воспитывать любовь к малой родине, желание узнать о ней еще больше
• Конкретизировать знания детей об улицах города
Формировать связную речь, умение высказываться полными предложениями.
Предварительная работа: беседа о родном городе, его достопримечательностях; экскурсия по городу; рассматривание фотографий с изображением улиц города, открыток, буклетов о родном крае, городе, его прошлом.