Папки-передвижки

Проект «Воронежская глиняная игрушка»

Коновалова Наталья Владимировна
Проект «Воронежская глиняная игрушка»

Игрушки из глины, дерева, соломы и других природных материалов всегда сопровождали человека. Из предмета культового назначения языческой религии они превратились в современном мире в предмет праздника, веселья, а иногда и коллекционирования.

Изучение русской глиняной игрушки началось в конце 19 – начале 20 века. Первые известные игрушки появились примерно 4 тысячи лет назад. Сохранились, в основном, изделия 10-15 вв., найденные при раскопках городов Киева, Рязани, Москвы, Коломны и др.

Публикация «Проект „Воронежская глиняная игрушка“» размещена в разделах

Меня интересует народное творчество Воронежского края, поэтому я решила рассказать о воронежской глиняной игрушке, о которой, я думаю, мало кто из ребят слышал, ведь о ней сохранилось не много сведений.

Цель моей работы:

На основе изучения видов воронежской игрушки, традиций народных мастеров изготовить традиционную воронежскую глиняную игрушку.

Знаете ли вы, что к настоящему времени по всей территории Воронежской области найдены 43 игрушки и их фрагменты! Это птички-свистульки и игрушки среднего размера : конь, баран, утка, барыни, дудки и т. д. Воронежская игрушка так и не стала промыслом, ее изготовляли мастера гончарного дела одновременно со своей основной работой.

Игрушки делали разные : небольшие куколки, свистульки, животные.

Очень интересные воронежские бабы-барыни начала XX в., которые хранятся в коллекции Государственного музея этнографии в Санкт-Петербурге. Они изготовлены из белой глины, имеют средние размеры, высота 15 см, лишены лепного декора и очень сдержанно расписаны штрихами и полосами в два цвета по естественному фону обожжённой глины. Образ этих игрушек олицетворяет кормилицу.

На голове капор с косицами. Так раньше женщины носили головной убор, спрятав щеки. Характерная особенность барыни в её руках: они в виде лапы, которые крепко обнимают детей в одеяльце. Роспись костюма повторяет узор на старинных игрушках.

Еще одна из игрушек - колокольчик «Вождение козы» - рассказывает историю о ряженных в фольклоре Воронежской области. К рогатине прибивали поперечную палку, вешали на неё "бороду", одевали козу, украшали. Две женщины водили козу от дома к дому и пели колядки. За женщинами шёл народ, все обходили деревню, колядовали и собирали подарки.

В настоящее время в Воронежской области мастером изготовления глиняной игрушки является Арефьева Галина Ивановна. В честь нее данный промысел назван Арефьевским потешным.

Она посвятила свою жизнь изучению традиций Воронежского края, в частности, изготовлению глиняных игрушек. Галина Ивановна основала свою школу искусства изготовления игрушки, у нее немало увлеченных последователей.

Для росписи глиняных игрушек Галина Ивановна Арефьева использует мягкие, не очень яркие краски, украшает насечкой по сырой глине, орнамент на игрушках – это символы солнца, земли с зернами, символ дождя и олицетворение земли Воронежской области.

Воронежские аниматоры из студии «Телескоп» решили вернуть память о воронежской игрушке в массы, воспроизвести ее характерные особенности в пластилиновой анимации. После обработки пластилин выглядит как глина, из которой лепили традиционные народные игрушки. Таким образом, пластилиновые мультфильмы наполняются ожившей воронежской игрушкой.

Я так заинтересовалась данной темой, что решила самостоятельно изготовить традиционную воронежскую глиняную игрушку! В магазине я купила глину и, подготовив рабочее место, принялась за дело!

Сначала сделала основу в виде конуса, полого внутри. Потом изготовила капор.

Затем сделала ребеночка и приклеила его к телу барыни. Сделала руки, приклеила их к спине так, чтобы спереди они обнимали ребенка.

Палочкой сделала глаза, рот, пальцы рук, украшение на шею, после чего высушила игрушку и раскрасила её. При росписи использовала красный цвет, который является символом красоты, здоровья. Жёлтый цвет обозначает тепло. Узоры на платье символизируют солнце, линии на руках – символ земли.

Искусство глиняной игрушки – одно из древнейших.

Мы должны помнить и бережно хранить традиции народных мастеров. Каждое изделие народно-прикладного искусства несет в себе добро, радость, воспитывает эстетический вкус и уважение к национальной культуре.

Очень надеюсь, что благодаря моему выступлению вы узнали что-то новое об истории и культуре нашего родного края.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

starodubceva-a-3d_hicrr.pptx | 13473,45 Кб
 
Публикации по теме:

Фестиваль «Глиняная Русь». Сказка про деда Филимона и волшебную глину» Фестиваль «Глиняная Русь» «Сказка про деда Филимона и волшебную глину». Подготовила воспитатель 1-ой квалификационной категории МБДОУ№38.

Проект «Филимоновская игрушка» ПРОЕКТ «Филимоновская игрушка» комбинированная группа детей 6-7 лет «Медведюшка – батюшка» Выполнили: Романова А. Э. Прусова А. А. 2019г.

Народная глиняная игрушка «Водоноска» План-конспект открытого урока дата проведения 10.12.2018 г. Класс 3 Вид учебного занятия: Практическое занятие. Тип занятия: Изучение нового.

«Скопинская сказка». План-конспект открытого занятия в студии «Глиняная фантазия» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества «Сокол» г. Липецка План-конспект.

Презентация для детей «Дымковская глиняная игрушка» Где делают дымковские игрушки? Дымковские игрушки делают в городе Кирове. С высокого берега реки Вятки видна заречная слобода Дымково. Зимой,.

Проект «Дымковская игрушка» Проект на тему «Дымковская игрушка» Тип проекта: долгосрочный, информационно-творческий. Участники проекта: дети второй младшей группы,.

Проект «Глиняная игрушка» . Проект: «Глиняная игрушка» 2. Участники проекта: дети и родители подготовительной к школе группы воспитатели Данилова А. М., Пустовалова.

Проект «Любимая игрушка» Тип проекта: познавательно-речевой, информационно-творческий, групповой. Участники проекта: дети, воспитатель, родители. Возраст детей:.

Проект «Народная игрушка» Исследовательский двухнедельный проект для детей среднего возраста: «Народная игрушка» Участники: дети средней группы,родители, педагог.

Проект «Новогодняя игрушка»Проект «Новогодняя игрушка» ГБДОУ детский сад № 74 Красногвардейского района Санкт-Петербурга Проект «Новогодняя игрушка» средней группы №5 «Грибочки» Воспитатель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Воронежская глиняная игрушка»
Опубликовано: 23 апреля 2019 в 17:48
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД