Лучший педагог года

Проект по музейной педагогике «Воспитание, лишенное корней, бессильно»

Галина Ухарева
Проект по музейной педагогике «Воспитание, лишенное корней, бессильно»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Воздвиженский детский сад «Звездочка» группа №3

ПРОЕКТ

«Воспитание - лишенное народных корней бессильно»

Воспитатель : Ухарева Галина Вячеславовна

с. Староустье 2018-2019 год

Краткая аннотация проекта

Музей - какое слово емкое!

От пирамид до черепков.

Хранят музеи для потомков

Свидетельства иных эпох.

Давайте же гореть не тлея,

Публикация «Проект по музейной педагогике „Воспитание, лишенное корней, бессильно“» размещена в разделах

Чтоб даже через сотни лет

В музеях сберегли потомки

Эпохи нашей яркий след.

Проект направлен на реализацию задач подготовки дошкольников к взрослой жизни через игру с помощью музейных средств. Детям предоставляется уникальная возможность приобщения к природным, материальным и духовным богатствам общества в процессе интересной деятельности.

В ходе совместной работы дошкольники познакомятся с историей возникновения музеев, видами музеев, правилами поведения в музее; научатся понимать и различать такие понятия экспонат, экспозиция, запасник, экскурсовод и др. ; овладеют навыками поисково-собирательской, оформительской, экскурсионной деятельности. Сформированные умения и навыки помогут воспитанникам совместно с взрослыми создать мини-музей в ДОУ.

Проект привлекает внимание детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии, а родители становятся не пассивными наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса.

Гипотеза: формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на специально организованной образовательной деятельности и мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

Тип проекта : информационно-практико-ориентированный

По количеству участников: коллективный (дети 5-7 лет)

Участники проекта : воспитатели, дети, родители, сотрудник краеведческого музея.

По продолжительности: долгосрочный (1 год)

Форма представления: презентация.

Проблема: Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры. Исходя из опыта, возникла необходимость создания системы работы по проблеме сотрудничества музея, детского сада с родителями воспитанников через реализацию проекта «Воспитание - лишенное народных корней бессильно»

,

Актуальность

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание, только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны - прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А. С. Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей. В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах.

Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

Основной целью музейной педагогики является : приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Мини-музеи в детском саду являются одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства. Помогают решать проблему социализации подрастающего поколения, способствуют полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей.

В ходе совместной работы дошкольники познакомятся с историей возникновения музеев, видами музеев, правилами поведения в музее; овладеют навыками поисково-собирательской, оформительской, экскурсионной деятельности.

Одна из основоположниц отечественного дошкольного образования в ХХ веке профессор Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку.

В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но и его папа, мама. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их родителей.

Ожидаемые результаты:

1. Создание мини-музея.

2. Появление интереса к музейной культуре.

3. Развитие познавательно-исследовательских способностей детей.

4. Развитие личностных качеств дошкольников.

5. Повышение музейной культуры родителей.

6. Активное участие родителей в создании мини-музея и оформлении выставок в музее детского сада.

Цель проекта : Формирование системы ценностей ребенка, приобщение к историческому, культурному, природному наследию; воспитание гражданственности и патриотизма; развитие познавательных, творческих, эмоциональных и речевых процессов.

Задачи:

- создать предметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;

- познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством;

- развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;

- развивать интерес к истории своего народа, к устному народному творчеству,

к русским народным подвижным играм;

- воспитывать у дошкольников чувство патриотизма через возрождение и

преображение богатого опыта русских традиций;

- воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.

- привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа

Формы образовательной работы с детьми:

- Организованные занятия.

- Совместная деятельность.

- Народные игры.

- Праздники и развлечения.

- Наблюдения в быту и природе.

- Организация конкурсов рисунков и поделок.

- Посещение тематических выставок и музейных занятий в краеведческом музее.

- Просмотр презентаций, слушание музыки.

Этапы реализации проекта

Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность педагога с детьми Взаимодействие с родителями

1-подготовительный 1. Изучение методической литературы по данному направлению.

2. Определение цели и задач проекта.

3. Составление перспективного плана мероприятий совместно с администрацией краеведческого музея.

1. Мониторинг знаний детей.

2. Экскурсия в краеведческий музей – «Здравствуй, музей».

3. Создание картотеки хороводных и подвижных народных игр.

4. Подбор произведений фольклора. 1. Проведение родительского круглого стола на тему: «Традиции русского

народа».

2. Анкетирование родителей.

3. Привлечение родителей к сбору материалов: видеосюжетов, иллюстраций по теме проекта.

2 - практический 1. Разработка конспектов НОД.

2. Написание сценариев развлечений - «Как самовар к нам на стол попал», «Пух-пух, разгорелся наш утюг»

3. Создание картотеки хороводных и подвижных народных игр.

4. Подбор произведений фольклора.

5. Подбор презентаций о русских народных праздниках, быте и народных промыслах на Руси. Познавательное

развитие:

- НОД «История

русского быта», «Русская изба», «Обычаи и традиции на Руси», «Дело мастера боится», «История русского народного костюма».

- Просмотр презентаций

«Русская изба», «Масленица», «Пасха».

- Музейные занятия : «Музейный предмет расскажет», «Урожай собирай», «Как сарафан с рубахой подружился», «Пасхальные традиции и забавы», «Весна-красна на двор пришла».

Социально-коммуникативное

развитие:

-НОД: «Посиделки в русской горнице».

-Просмотр презентации «Труд крестьян».

-Трудовая деятельность:

изготовление атрибутов для праздников, игр.

Речевое развитие:

-«Вечер загадок»

(загадки о предметах

быта)

- Чтение пословиц,

поговорок, русских народных сказок.

-Библиотека – Акция «Читаем фольклор»

-Музейные занятия :

Сказки из сундука – «Сказка про то, как из зернышка каравай выпекли», «Как весна зиму поборола».

Художественно-эстетическое развитие:

НОД «Народные промыслы».

-Просмотр презентации «Народные промыслы».

Аппликация «Укрась полотенце», «Пасхальное яйцо».

-Рисование «Роспись ложки» (хохлома)

-Участие в конкурсе «

-Музейный досуг «Посиделки в русской горнице»

- Слушание русских народных песен.

Физическое развитие:

-Спортивное развлечение «Масленица».

-Народные подвижные игры: «Заря-заряница», «Жаворонки», «Ручеек», «Две птички летели»,. «У дядюшки Трифона» и др.

Консультации для родителей:

- «Забыли старину и удивляемся, отчего худо стало», «Что такое мини – музей

- Выпуск для родителей папки-

передвижки «Традиции русского

народа».

- Сбор предметов старины для мини-музея в ДОУ.

3 -заключительный Обобщение опыта работы. Педагогический мониторинг.

Открытие мини-музея «Вишенка» (экспозиция «Встреча со стариной») Презентация проекта Награждение грамотами самых активных родителей

Результативность на начало проекта :

-Дети не владеют знаниями о многообразии культурных традиций, не способны

соотнести особенности быта народности с их культурными традициями, в

частности содержания народных праздников, не осознают их своеобразие и

ценность каждой из народных культур.

- У большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего

народа и интерес к народным праздникам.

-Большинство детей сосредоточенно рассматривали фотографии, иллюстрации,

изображающие особенности быта, культурных традиций своего народа, но редко

проявляли эмоциональную отзывчивость при восприятии объектов, не имеющих

личной значимости.

- Небольшой процент детей смогли спеть колыбельную и русскую народную песни,

закличку, вспомнить считалку или назвать праздник.

Вывод: Подводя итоги, своего опроса мы убедились в том, что на некоторые вопросы дети не смогли ответить, а на некоторые отвечали с трудом. Мы пришли к выводу, что работа в данном направлении должна быть планомерной и систематической

Результаты анкетирования на окончание проекта

-дети проявляли самостоятельные попытки общения по поводу увиденного, со

сверстниками и взрослыми.

-у детей имеются представления о ценности и своеобразии народной культуры, но в

ситуации выбора дети все-таки отдают предпочтение знакомым праздникам.

- у большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего

народа и интерес к народным праздникам.

-дети знакомы с разнообразными праздничными традициями, народным

фольклором.

- у детей отмечается активный интерес, как к культуре собственного народа, дети

интересуются культурными традициями, которые имеют непосредственное к ним

отношение, были ими пережиты.

-Дети проявляют инициативу, самостоятельность, желание отразить в своей игре,

деятельности полученные знания о культурных традициях семьи.

Заключение:

В заключении хочется сказать, что во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Русской фольклор — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не зря старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

Создание музея в детском саду позволило сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Музей стал местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей. Особенность состоит в том, что образование детей в рамках музея доступно, вариативно, деятельность с экспонатами является основным способом получения знаний, которое происходит в свободной форме, в совместной деятельности и самостоятельно.

Основой организации работы в музее является познавательно-исследовательская деятельность, в виде детского экспериментирования с предметами и виде вербального исследования, вопросов, задаваемых взрослому. Музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада и показал свою значимость в воспитании и развитии детей.

Перспективы работы:

Продолжение сотрудничества с краеведческим музеем села.

Создание новых экспозиций в мини-музее ДОУ.

Литература:

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Детство-Пресс, 2008.

2. Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. Мини-музей в детском саду. - М. : «Линнка-Пресс», 2008.

3. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

4. Музей в детском саду : беседы, экскурсии, творческие мастерские / Под ред.

Н. В. Микляевой, Н. Ф. Лагутиной – М. : ТЦ Сфера, 2011.

5. Попова Т. А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской

народной культуре. Для занятий с детьми 4 - 5 лет. М. : МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2010

6. Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М. :

ТЦ Сфера, 2011.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Детские писатели и поэты России. Корней Иванович Чуковский» Конспект занятия на тему: "Детские писатели и поэты России". Воспитатель: Здравствуйте,дети. -Дети отвечают. Здравствуйте. Воспитатель: Сегодня.

Фотоотчёт по музейной педагогике «Русский быт»Фотоотчёт по музейной педагогике «Русский быт» Интерес к истории и традициям русского народа неиссякаем. Народная мудрость гласит: «Кто не знает своего прошлого, не знает ничего». Поэтому.

Конспект НОД по теме «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством музейной деятельности»Конспект НОД по теме «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством музейной деятельности» Тема: Игра для Буратино Цель: духовно-нравственное развитие ребёнка в процессе всестороннего развития. Задачи: - Познакомить детей с историей.

Нетрадиционные методы в коррекционной и лечебной педагогике К нетрадиционным методам, применяемым в коррекционной и лечебной педагогике относятся фитотерапия, аромотерапия, музыкотерапия, хромо- и.

НООД по речевому развитию «Корней Иванович Чуковский и его сказки» для детей подготовительной к школе группы Программное содержание Образовательные задачи: вспомнить с детьми названия и содержания произведений К. И. Чуковского, с которыми.

Инновационные технологии в общей и специальной педагогике Понятие «инновационные технологии» в общей и специальной педагогике. В последнее время достаточно широко вошел в употребление термин «инновационные.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к музейной педагогике посредством знакомства с русской народной сказкой Приобщение детей младшего дошкольного возраста к музейной педагогике посредством знакомства с русской народной сказкой» Как говорил великий.

Роль методики Монтессори в специальной педагогике Анализ педагогической системы Монтессори и многолетний зарубежный опыт показывают, что по многим своим педагогическим условиям Монтессори-педагогика.

Конспект занятия по музейной педагогике «В гостях у Кузи» для детей 4–5 лет Конспект занятия по музейной педагогике «В гостях у Кузи» (4-5 лет). Цель: Развитие представлений детей об устройстве русской избы. Задачи:.

Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики. «Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по музейной педагогике «Воспитание, лишенное корней, бессильно»
Опубликовано: 5 декабря 2019 в 21:53
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД