МААМ-картинки

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к музейной педагогике посредством знакомства с русской народной сказкой

ирина савцова
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к музейной педагогике посредством знакомства с русской народной сказкой

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к музейной педагогике посредством знакомства с русской народной сказкой»

Как говорил великий писатель Алексей Николаевич Толстой:

«Сказка – великая духовная культура народа,

которую мы собираем по крохам,

и через сказку раскрывается перед нами

тысячелетняя история народа»

(Алексей Толстой.)

Публикация «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к музейной педагогике посредством знакомства с русской народной сказкой» размещена в разделах

Детская сказка - это первая и немаловажная ступень ребёнка к познанию окружающего его мира. Художественные образы и язык, которыми оперируют русские народные сказки, прост и понятен даже маленькому ребёнку. Слушая сказку, ребёнок незаметно подсознательно впитывает жизненно важную для него информацию, способы разрешения различных сложных ситуаций. Посредством сказки легче всего рассказать малышу первые и самые важные принципы нравственности: что такое «хорошо» и что такое "плохо". Сказки детям дают простор для воображения.

Актуальность выбранной темы не случайна.

Наблюдая за детьми, мы увидели, что их мало интересуют книги, нет интереса к художественной литературе, к поэтическому слову. И тогда мы решили заняться с детьми театрализованной деятельностью. Создали в группе мини – музей «Курочка ряба», ведь сказка проста и понятна детям. Это позволило нам не только привить интерес к русскому фольклору, художественному слову, но и способствовало развитию речи, активизации словаря детей. Первые навыки театрально - исполнительской деятельности способствуют эмоциональному развитию. У детей улучшается настроение, появляется уверенность в себе, а приобретенные умения в театральных играх дети переносят в повседневную жизнь.

Курочка-Ряба один из первых сказочных персонажей, с которым и знакомится ребенок. Значение этой птицы в прошлом было столь велико, что положительное отношение к ней прививалось с раннего детства.

Изображение петушков и курочек, наблюдение за их поведением сразу завоёвывает детские сердца, вызывает любопытство и интерес. Курочке посвящено много сказок, потешек, песенок, а изображение петушка украшало расшитые полотенца.

Тема мини-музея была выбрана с учетом возраста детей и любимой ими сказки.

Мини-музей Курочки Рябы, в котором собраны стихи, потешки, картинки, игрушки, подвижные игры, настольный театр, наиболее понятные и интересные ребенку третьего года жизни, позволяют детям поближе познакомиться с персонажем Курочки Рябы.

Поскольку в этом возрасте деятельность ребенка, как правило, нуждается в поддержке взрослого, дети приходят в мини-музей с воспитателем.

Экспонаты мини-музея служат иллюстративным материалом в обязательной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.

Дети раннего возраста с удовольствием принимают участие в строительстве курятника, рисовании цыплят, росписи пасхальных яиц.

Речевые задачи решаются и при составлении рассказа о куриной семье : петух –папа, курочка –мама, а детки –цыплятки. Рассказывается о том, чем питаются куры, какие части тела у них есть. Воспитатель загадывает загадки и вместе с детьми ищет «ответы» в мини-музее.

Цель музея :

формирование у детей интереса и любви к сказкам через работу в мини музее «Курочка Ряба».

Задачи:

- способствовать формированию интереса к сказкам;

- познакомить детей с различными видами театрализованной деятельности;

- способствовать развитию речи, расширению словарного запаса;

- развивать творческое мышление, фантазию;

- формировать представление о музее;

- обогащать воспитательно - образовательное пространство новыми формами;

- привлечение родителей в процесс создания мини-музея, активизировать их на сотрудничество.

В связи с новыми федеральными стандартами нельзя не упомянуть и об интеграции образовательных областей в музейной педагогике.

Что подразумеваем мы под театром….

Что подразумеваем мы под игрой….

С чем знакомит мини-музей :

• С различными видами театральных кукол;

• С правилами поведения в театре;

Знакомит с театральными профессиями;

• С различными костюмами и декорациями;

• С материалами, из которых создаются куклы и игрушки.

В нашем мини-музее собраны различные экспонаты, подаренные родителями, собранные воспитателями и детьми. Все экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекция мини-музея располагается в доступном для детей месте.

В мини – музее несколько разделов :

РАЗДЕЛЫ И ЭКСПОНАТЫ МИНИ-МУЗЕЯ :

1. Курочки бывают разные

В разделе представлены игрушки, изображения курочки, петуха, цыпленка (мягкие, резиновые, керамические, деревянные, бумажные, сделанные детьми и родителями). Они на поминают о том, с какой любовью люди всегда относились к этой домашней птице.

2. Домик для курочки и петушка

Макет курятника поможет воспитателю рассказать о том, как человек заботится о курах, строит для них специальные домики.

3. Еда для курочки

Коллекция разных кормов (пшеница, пшено).

4. Птичий двор

Цыпленок из яйца. На отдельной полочке располагают игрушки, отражающие развитие и жизнь курицы (петуха) : яйцо –цыпленок –курица.

5. Семья Курочки Рябы

В разделе представлены игрушки, изображающие петуха, цыпленка и курочки.

6. Что дает нам курочка

В разделе находится коллекция разных яиц (расписные и некрашеные, пластмассовые, резиновые и т. д.)

7. Театральный уголок

В разделе представлены игрушки настольного театра к сказкам о курочке.

8. Книжный уголок

Размещены книги о курочке, петушке, цыплятах.

А так же здесь представлены пазлы с разными сказками, разрезанные картинки, с помощью которых детям очень нравится составлять сказочных героев и сюжеты из разных сказок.

Продумали формы работы в мини-музее :

- Формы проведения занятий в музее отличаются большим разнообразием – это путешествие по сказкам, игра-занятие;

- путешествие-инсценировка, сюжетно-ролевые игры.

- Для решения задач по речевому развитию огромное значение придаём индивидуальной работе с детьми, тщательному изучению возможностей и психологических особенностей каждого ребенка.

- Разучиваем с детьми потешки, пословицы, поговорки, скороговорки, считалки, короткие сказки, загадываем загадки, знакомим с художественной литературой

- Играем в дидактические игры: «Отгадай-ка!», «Расскажи сказку по иллюстрациям», лото «Путешествие по сказкам».

- Используем в работе игры на эмоциональное развитие «Мой любимый персонаж» (изобразить мимикой и жестами).

- Играем с детьми в подвижные, словесные игры.

- Обыгрываем знакомые сказки с помощью настольного театра.

- Прослушиваем сказки на магнитофоне, просматриваем их на телевизоре.

- Играем в сказки, рисуем, занимаемся ручным трудом, конструируем.

Все накопленные знания, умения и навыки наши дети используют в самостоятельно - игровой деятельности.

С помощью русских народных сказок, дети усвоили основные жизненные нормы:

• Что такое хорошо, что такое плохо.

• Добро всегда побеждает зло.

• Слушать родителей.

• Уважать старших.

Наш музей представляет большие возможности для развития личности ребенка, для взаимодействия с семьей, социумом и обогащение предметно-развивающей среды. Главное в музее – не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельности. Мы часто используем экспонаты мини-музея в качестве пособий для проведения занятий, игр.

Поэтому разнообразие самостоятельной деятельности детей в мини-музеях способствует развитию творческой деятельности, сюжетно-ролевых игр, интереса к исследовательской деятельности, созданию детских проектов.

Итак, ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

Наш музей получился таким интересным, познавательным и ярким, благодаря помощи детей, родителей и педагогов.

Перспектива развития мини-музея :

• пополнение библиотеки книгами по разделу «Сказки»;

• выставка детских работ по теме «Цыплята!»;

• оформление книжек – малышек родителями;

• изготовление театров из нестандартного оборудования, декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов;

составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях).

Итог работы подводить рано. Это не конец, а лишь самое начало. Но любой большой и длинный путь начинается с маленького и первого шага. Планируем дальше работать в этом направлении.

«И нельзя без сказок нам прожить друзья,

Ведь со сказкой проще нам найти слова,

для любимых деток или малыша».

Публикации по теме:

Формирование нравственных чувств у детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сказкой Формирование нравственных чувств у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление со сказкой Уважаемые коллеги! Сегодня я представлю.

Конспект спортивного досуга «Приобщение детей среднего возраста к русской культуре посредством народных игр» Ф. И. О: Фоменко Оксана Геннадьевна Должность: воспитатель Название мероприятия : Конспект спортивного досуга к практико-ориентированному.

Консультация «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида «Югорка» Консультация Тема «Приобщение.

Опыт работы по теме «Приобщение к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно позволяет приобщать детей к духовной культуре.

Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры посредством работы с берестой Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, когда закладываются базовые системы ценностей. Формируется мировоззрение,.

Приобщение детей к русской культуре через знакомство с русской народной игрушкой Приобщение детей к русской культуре через знакомство с народной игрушкой Цель : воспитание любви к народной культуре, знакомство дошкольников.

Приобщение старших дошкольников к истокам русской народной культуры посредством реализации проекта «Куклы». Автореферат Актуальность исследования. Начало XXI века - это время изменений, охватывающих все сферы жизни человека: политику, экономику, медицину,.

Русский фольклор. Проект «Приобщение детей к русской народной культуре»Русский фольклор. Проект «Приобщение детей к русской народной культуре» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 «Рябинушка» Проект «Приобщение детей к русской народной культуре».

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом» Актуальность темы. Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация,.

Приобщение детей младшего возраста к истокам народной культуры С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к музейной педагогике посредством знакомства с русской народной сказкой
Опубликовано: 26 мая 2019 в 22:21
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД