МААМ-картинки

Проект «Занимательная экономика»

Наталья Арефьева
Проект «Занимательная экономика»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Солигаличского муниципального района

Познавательно-исследовательский проект

«Занимательная экономика»

в старшей группе общеразвивающей направленности.

Автор проекта : воспитатель первой квалификационной категории

Арефьева Наталья Владимировна

Участники проекта :

дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет,

воспитатели группы,

родители воспитанников.

Сроки реализации проекта : 3 недели

Публикация «Проект „Занимательная экономика“» размещена в разделах

Тип проекта : познавательно-исследовательский, краткосрочный, коллективный.

Пояснительная записка

Современные дети с раннего детства, так или иначе сталкиваются с экономическими вопросами. Они слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание обладать дорогостоящей игрушкой, которую мама и папа не могут приобрести — также соприкосновение с миром финансов. Именно поэтому в дошкольной педагогике не так давно появилось инновационное направление — экономическое воспитание. Педагог должен помочь создать у малыша правильное представление о деньгах, семейном бюджете, производстве, потреблении и прочих важных понятиях. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Финансы, экономика и ребенок лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на-житейском, часто искаженном уровне. Информация о социальной действительности затрагивает не только ум, но и душу ребенка, оказывает огромное воздействие на его формирующуюся личность. Неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни. Многие ее стороны требуют объяснений, особенно те, что вызывают у ребенка живой интерес. К примеру, весьма уязвимые с этической стороны понятия: деньги, богатство, бедность, реклама, процессы купли, продажи, обмена и др. Это только на первый взгляд они кажутся понятными, простыми, житейскими. Опыт показывает, что в них заложен огромный нравственный потенциал, обозначаемый таким этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие, бережное, рациональное использование результатов рукотворной деятельности людей и окружающей природы. Задача педагогов и родителей помочь дошкольнику адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь. Дети должны знать о банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с дошкольного возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Новизна состоит в преобразовании форм, методов и приемов, используемых в работе по формированию у дошкольников первоначальных знаний по экономическому развитию.

Актуальность проекта

Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Постановка проблемы

Помочь детям дошкольного возраста в соответствии с их возрастными особенностями сформировать представления об экономических понятиях : экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена.

Цель проекта : формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить детей с простейшими экономическими понятиями;

- раскрыть сущность понятия «Семейный бюджет», «доход» (заработная плата, пенсия, стипендия) и «расход»;

- дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран;

- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

- содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;

- помочь понять детям, о важности и необходимости каждой профессии.

Развивающие:

- развивать эмоциональную сферу детей;

- развивать умение регулировать собственное поведение,

- формировать положительную самооценку;

- формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата);

- формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд- продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества;

- наполнить развивающую среду в группе экономическим содержанием.

Воспитательные:

- воспитывать такие качества, как бережливость, экономность, трудолюбие;

- воспитывать любовь и уважение к старшим.

Методы и формы работы по реализации проекта.

Проектные мероприятия реализуются в групповом помещении детского сада и через экскурсии.

Реализация проектных мероприятий в детском саду организуется по интегрированному принципу в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. А также создание условий для организации самостоятельной деятельности детей в рамках проекта.

Формы работы:

- беседа, обсуждение, дискуссия,

- просмотр слайд-презентации, мультфильма,

- чтение художественной литературы,

- игровые ситуации,

- решение проблемных ситуаций,

- сюжетно-ролевые игры,

- продуктивная деятельность,

- рассматривание картин,

- экскурсии.

Этапы реализации проекта :

1 этап – Организационный

Цель: определение основных направлений работы.

Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.

Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Занимательная экономика».

Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

Подбор необходимого оборудования и пособий для практической реализации проекта.

2 этап - Практический

Цель: проведение мероприятий проекта по экономическому развитию.

Реализация проектных мероприятий.

3 этап - Заключительный

Цель: систематизирование методического материала и сопоставление

результатов с задачами проекта.

Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуальная игры – викторины «Занимательная экономика».

План мероприятий по реализации проекта

Дата Тема Цель Совместная деятельность с детьми Работа с родителями

«Откуда пришли деньги?» Расширить знания детей о возникновении денег, развивать воображение и творческие способности; расширять кругозор; развивать

экономическое, логическое и нестандартное мышление; воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к деньгам.

1. НООД «Путешествие в страну денег»

2. Презентация «История возникновения денег»

3. Проблемная ситуация «Какие бывают деньги?»

4. Беседа «Где хранятся деньги?»

5. Экскурсия в банк.

6. Лепка «Деньги своими руками»

7. Беседа «Деньги настоящие и фальшивые».

8. Чтение сказки А. Н. Толстой «Приключение Буратино или сказка о золотом ключике»

9. Просмотр мультфильма «Смешарики «Финансовая грамотность».

10. Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»,

11. В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»,

12. С/р игра «Банк» Задание для родителей.

Познавательный маршрут с ребенком «Банкомат»

(показать работу банкомата, объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат и пр.)

Консультация для родителей «Полезные советы родителям по экономическому образованию»

«Семейный бюджет» Познакомить с понятием «семейный бюджет». Формировать

знания детей о

доходах и и его

динамике, о

расходах и

их многообразии. 1. НООД «Что такое «семейный бюджет?»

2. Д/и «Доход-расход»

3. Д/и «Хочу и надо»

4. Д/и «Откуда приходят деньги»

5. С/р игра «Кафе»

6. Проблемная ситуация «Все ли можно купить за деньги?»

7. К. И. Чуковский «Муха -цокотуха»

8. Оригами «Кошелек»

Задание для родителей.

Рассказать дома детям из чего в их семье строится «семейный бюджет»

«Почему взрослые работают?» Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.

Развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения

разнообразных потребностей человека и источником дохода.

1. НООД «Почему взрослые работают?»

2. Д/и «К какой профессии относится?»

3. Мультфильм «Уроки тетушки Совы»

4. Экскурсия на мамину работу (повар в детском саду)

5. Чтение С. Михалков «А что у вас?»,

6. Э. Успенский «Бизнес крокодила Гены»

7. С/р игра «На ярмарке»

8. С/р игра «Идем в магазин»

9. Проблемная ситуация «Где могут заработать деньги дети?»

10. Изготовление сувениров для ярмарки. Дымковские барышни. Задание для родителей.

Рассказать детям о профессиях родителей и их специфики.

«Все профессии нужны-все профессии важны» Расширение представлений детей о разнообразии профессий, их названии и роде деятельности.

Помочь понять детям о важности и

необходимости каждой

профессии. 1. НООД «Все профессии важны».

2. Чтение Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»

3. Д/и «Кому что нужно»

4. Проблемная ситуация «Если бы не было врача? Учителя? Швеи? и т. д.»

5. Д/игра «Кто что делает»

6. С. Маршак «Откуда стол пришел?», «Как печатали книгу».

7. Экскурсия в библиотеку, парикмахерскую.

8. С/р игра «Парикмахерская»

9. Презентация «Какая это профессия?»

10. Д/и «Кто что производит?»

Задание для родителей.

Принести атрибуты для сюжетно-ролевых игр: парикмахерская, банк, кафе.

«Магазины» Формировать представления детей о способах классификации магазинов по типовым признакам (мебель, одежда, овощи, фрукты).

Дать детям первые экономические знания о купле и продаже товара.

Воспитывать уважение к профессии продавца.

1. НООД «Какие бывают магазины?»

2. Д/и «Кто работает в магазине?»

3. Экскурсия в магазин.

4. С/р игра «Супермаркет»

5. Д/игра «Где это можно купить?»

6. Д/игра «Что быстрее купят?»

7. Лепка «Овощи и фрукты для магазина»

8. Проблемная ситуация: «Поможем другу купить товар по списку»

9. А. Романов «Чудеса в кошельке»

Задание для родителей.

Принести атрибуты для продуктового магазина.

«Реклама» Дать представление о рекламе

и её значении в жизни общества.

Обогатить качественный словарь детей за счёт введения слов, обозначающих основные понятия, связанные с рекламой и её производством: реклама, рекламировать, рекламист.

1. НООД «Путешествие в мир рекламы»

2. Просмотр мультфильма С. Михалков «Как старик корову продавал»

3.«Барбоскины и реклама»

4. Дискуссия «Хорошо-плохо» (о рекламе товара)

5. Рисование «Вывеска для лесного магазина»

6. Проблемная ситуация «Прорекламируй товар»

7. Просмотр рекламы.

8. С / р игра «Рекламное агенство»

9. Сказка «Лиса и козел» Консультация

«Экономика для дошкольников»

Итоговое мероприятие Способствовать повышению интереса детей к экономическим знаниям через игры, упражнения и решение проблемных ситуаций.

1. Интеллектуальная игры «Что мы знаем об Экономике

Результаты реализации проекта.

В ходе реализации проекта у детей сформированы следующие понятия и представления:

1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются взрослыми.

2. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).

3. Осознание детьми на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд - продукт -деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества»,

4. Дети стали бережно относятся к своим вещам, игрушкам, книгам.

5. При коммуникативном общении со сверстниками и взрослыми рассказывают, обсуждают ситуации, когда вследствие экономии денежных средств семейного бюджета были сделаны более важные приобретения, в том числе организован семейный отдых.

6. В беседе дают оценку товару, представленному в рекламных роликах.

7. В группе создана предметно-развивающей среды по данной теме.

8. Активно используются в различных видах деятельности основные

экономические понятия (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

9. Сформировано понятие о том, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить

Материально-технические условия.

1. Компьютерное оборудование

2. Денежные знаки современные российские, других стран, недавнего прошлого и пр.

3. Художественная литература: К. И. Чуковский «Муха -цокотуха», русская народная сказка «Лисичка со скалочкой», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», А. Н. Толстой «Приключение Буратино или сказка о золотом ключике», Д. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Михалков «А что у вас?», Э. Успенский «Бизнес крокодила Гены», С. Маршак «Откуда стол пришел?», «Как печатали книгу», сказка «Лиса и козел».

4. Мультфильмы С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Уроки тетушки Совы», «Смешарики «Финансовая грамотность»,

5. Сюжетные картины «В магазине», «На ярмарке»

6. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин», «Парикмахер», «Больница», «Строители», «Кафе».

7. Материалы к изобразительной деятельности.

Программно-методическое обеспечение.

-Программа «Воспитание и обучение ребенка в детском саду» п/р М. А. Васильевой, М, 2005 г.

-Учебно-методическое пособие «Безопасность» п/р Н. Н, Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. В. Стеркиной, СПб, 2005 г.

-Учебное пособие «Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику» А. А. Смоленцева

- Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с. Крючкова Н. А.

- Экономика для малышей, или как Мишка стал бизнесменом. ,-М. ,1995. Кнышева Л. В.

- Беседы с дошкольниками о профессиях. Потапова Т. В. М. ,2005.

- Беседы об экономике Методическое пособие. ,Шорыгина Т. АМ. -2009.

- Введение в мир экономики или как мы играем в экономику-Смоленцева А. АСпб. ,2008.

Приложение

Перед реализацией проекта, был проведен опрос детей по теме: «Что знают дети об экономике».

Проанализировав уровень знаний детей по следующим понятиям, получены следующие результаты:

Ребенок владеет первоначальными представлениями: Дети

о бюджете семьи; Не имеют представление что это такое

о ценах на товары и продукты Понимают, что цены в магазинах бывают высокие и низкие.

о доходах Знают, что родители зарабатывают деньги

о расходах Родители тратят деньги на еду, одежду, игрушки.

о профессиях людей (традиционных, новых профессиях) Знают от 4-до 6 профессий, (82%)

4 детей до 10 профессий (18%)

о деньгах (номинал) Знают российские деньги, (100%)

о процессе их зарабатывания Взрослые ходят на работу, что-то там делают, родители иногда дают деньги, но мало

об основных личностных качествах, позволяющих ценить результаты труда других людей Затрудняются в ответах

о рекламе, о ее предназначении, о том, как ее воспринимать и относиться к ней Воспринимают как мультфильм

о труде как основном виде деятельности людей, источнике их существования Затрудняются в ответах

о связи между понятиями «продукт»«товар»«качество»«цена» Нет связи

о качествах хозяина (бережливость, аккуратность) и продолжительности жизни вещей Знают понятия, но как применять в жизни затрудняются.

о закономерности влияния материальных возможностей на благополучие семьи Надо иметь много денег

Проявляет интерес:

к экономическим сторонам жизни своей семьи Нет

к социокультурным аспектам экономики (деньги, реклама, богатые, бедные, благотворительность, щедрость идр.) Нет

Осуждает:

аморальное поведение: воровство, обман, нечестный обмен, жадность, утаивание игрушек и др. Осуждают понятия жадность и обман по отношению к другим людям

Обладают элементарными умениями:

оказывает помощь взрослым в повседневных бытовых делах При напоминании

проявляет бережливость, аккуратность Нет

испытывает чувство неловкости, вины за поломку вещей, предметов и стремится устранить свою оплошность; Потому что будут ругать взрослые

проявляет сопереживание, сочувствие, содействие в ситуациях непредвиденной поломки вещей сверстниками Нет

чувствует и элементарно осознает границы материальных возможностей своей семьи Нет

руководствуется общественно-значимыми мотивами расходования денег (например, накопленных в копилке, желанием доставить радость близким людям (родным, друзьям) Нет

обращается с вопросом к родителям, хватит ли у них денег приобрести желаемое; Нет

спокойно воспринимает ситуации отказа от требуемой или желанной вещи (не кричит, не плачет и т. п.) нет

Вывод: у детей выявлен низкий уровень владения экономическими понятиями.

.

Отчет о проделанной работе

Опрос детей после реализации проекта.

Цель: отслеживание результатов проекта.

Ребенок владеет первоначальными представлениями: Дети

о бюджете семьи; Знают, как в семье формируется бюджет, его составные части (доходы родителей, стипендия, пенсия)

о ценах на товары и продукты Понимают, что цены в магазинах бывают высокие и низкие. Понимают, что цена товара зависит от качества, времени года, и кто этот товар сделал.

о доходах Понимают, что доходы бывают разные

о расходах Есть расходы основные (на продукты питания, квартплату и т. д.) и не основные (развлечения, игрушки, поездки и т. д.)

о профессиях людей (традиционных, новых профессиях) Знают от 4-до 6 профессий, 72 % детей

4 детей до 10 профессий 18 % детей

о деньгах (номинал) Знают российские деньги,

Имеют представления об иностранной валюте.

о процессе их зарабатывания Процесс зарабатывания денег сложный – требует от человека определенных знаний и умений

об основных личностных качествах, позволяющих ценить результаты труда других людей Нужно быть ответственным, выполнять порученной дело до конца, не опаздывать, много знать, учиться в институте.

о рекламе, о ее предназначении, о том, как ее воспринимать и относиться к ней Реклама бывает полезно и не полезной. Люди из рекламы узнают информацию о ценах и магазинах.

о труде как основном виде деятельности людей, источнике их существования Понимают, что люди трудятся, чтобы иметь деньги, на которые они смогут себе купить еду, машину, квартиру и т. д.

о связи между понятиями «продукт»«товар»«качество»«цена» Могут объяснить взаимосвязь между понятиями

о качествах хозяина (бережливость, аккуратность) и продолжительности жизни вещи Знают понятия, но еще большинство детей плохоприменяют в повседневной жизни.

о закономерности влияния материальных возможностей на благополучие семьи Понимают, что благополучие семьи зависит от рационального распределения денежных средств.

Проявляет интерес:

к экономическим сторонам жизни своей семьи Родители отмечают повышенный интерес детей к экономической стороне жизни семьи, интересуются дохода и расходами,

к социокультурным аспектам экономики (деньги, реклама, богатые, бедные, благотворительность, щедрость идр.) Обсуждают рекламы, выражают согласие и несогласие с рекламируемым товаром.

Осуждает:

аморальное поведение: воровство, обман, нечестный обмен, жадность, утаивание игрушек и др. Осуждают аморальное поведение: воровство, обман, нечестный обмен, жадность, утаивание игрушек и др.

Могут объяснить, почему данные поступки являются плохими и вызывают осуждение у других людей.

оказывает помощь взрослым в повседневных бытовых делах Только после просьбы взрослого

проявляет бережливость, аккуратность, начала рационального поведения Начало рационального поведения есть не у всех детей, но есть дети которые стараются проявлять бережливость, аккуратность

испытывает чувство неловкости, вины за поломку вещей, предметов и стремится устранить свою оплошность; Научились ремонтировать книги, при оплошности в групповом помещении и дома ищут пути устранения.

проявляет сопереживание, сочувствие, содействие в ситуациях непредвиденной поломки вещей сверстниками Сопереживают сверстникам

чувствует и элементарно осознает границы материальных возможностей своей семьи Многие родители отмечают, что дети стали осознавать финансовые возможности семьи

руководствуется общественно-значимыми мотивами расходования денег (например, накопленных в копилке, желанием доставить радость близким людям (родным, друзьям) Многие дети завели копилки дома.

обращается с вопросом к родителям, хватит ли у них денег приобрести желаемое;

спокойно воспринимает ситуации отказа от требуемой или желанной вещи (не кричит, не плачет и т. п.)

Родители отмечают: появился рационализм при посещении магазина (задают вопросы- «Мы можем купить?», «Есть ли у нас деньги на покупку игрушек?» и др., стало меньше капризов.

Вывод: в результате реализации проекта у детей произошли заметные улучшения знаний по усвоению экономических понятий.

Публикации по теме:

«Экономика для малышей». Фотоотчёт об участии воспитанников в городском конкурсе«Экономика для малышей». Фотоотчёт об участии воспитанников в городском конкурсе «Экономика для малышей» фотоотчёт об участии воспитанников в городском конкурсе Дата 12 ноября 1841 года считается днём рождения Сбербанка.

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Экономика в сказках» Задачи: • закрепление экономических понятий через сюжеты известных народных и авторских сказок; • формирование представлений детей о рекламе.

Конспект занятия «Экономика — жизнь и игра» в старшей группе (5–6 лет) Цель: познакомить детей с историей возникновения денег их предназначением, развивать логическое мышление, воспитывать уважительное отношение.

Консультация — доклад для воспитателей «Экономика малышам». Сегодня наша страна идет путем рыночной экономики. Поэтому про бережливость и экономию мы говорим как про общественно - государственную цель.

Квест-игра «Удивительные приключения в стране Экономика» в подготовительной группеКвест-игра «Удивительные приключения в стране Экономика» в подготовительной группе 03.02.2021 с воспитанниками подготовительной к школе группы "Солнышко" была проведена квест-игра «Удивительные приключения в стране Экономика»,.

Познавательный проект «Занимательная математика» для детей старшей группыПознавательный проект «Занимательная математика» для детей старшей группы Познавательный проект на тему: «Занимательная математика» для детей старшей группы. Актуальность. Математика – один из наиболее сложных.

Занимательная картотека игр Игры на формирование умения выявлять подсистемные связи. «Что это, если у него есть?»Правила игры: Ведущий называет части объекта, а ребенок.

Занимательная математика для дошкольниковЗанимательная математика для дошкольников Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает мышление, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость упорство.

Занимательная картотека игр Игры на формирование умения выявлять надсистемные связи. Игра: «Где живёт» (с 4 – х лет)Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего.

Занимательная картотека игр Игры на формирование умения сравнивать системы. Игра «Теремок» (с 4-х лет)Правила игры: У детей в руках различные предметные картинки. Ведущий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Занимательная экономика»
Опубликовано: 6 января 2023 в 14:31
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД