Рубцова Екатерина Сергеевна
Проект «Жуки и его друзья» по созданию социальной ситуации развития в процессе формирования у детей знаний о насекомых
Событийность проекта презентация исследовательских работ «Вода – это жизнь планеты». С 19.05 по 23.05.2025г.
Программа воспитание – направление: Познавательное, этико-эстетическое, социальное физическое и оздоровительное воспитание.
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами Дни недели
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
1 Организованная образовательная деятельность Познавательна деятельность (познавательно – исследовательская деятельность).
Тема: «Насекомые»
Цель: создание социальной ситуации развития представлений у детей о насекомых в процессе поисково-исследовательской деятельности.
Задачи:
- развивать способы решения поисковых задач в самостоятельной и совместной со сверстниками и взрослыми деятельности;
- обогащать сенсорный опыт детей, развивать целенаправленное восприятие и самостоятельное обследование окружающих предметов (объектов) с опорой на разные органы чувств;
- расширять представления о многообразии объектов живой природы, их особенностях, питании, месте обитания, жизненных проявлениях и потребностях. Коммуникативная деятельность (Развитие речи)
Тема: «Чей дом под листом»
Цель: создание социальной ситуации развития процессе составления рассказа по мнемотаблице
Задачи:
- формировать у детей умение правильно согласовывать слова в предложении;
- совершенствовать умения: правильно использовать предлоги в речи;
использовать простые сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
- продолжать совершенствовать диалогическую речь детей;
- закреплять у детей умение поддерживать беседу: задавать вопросы по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, правильно по форме и содержанию отвечать на вопросы;
- поддерживать стремление детей рассказывать о своих наблюдениях. Познавательна деятельность (РЭМП)
Тема: «Насекомые»
Цель: создание социальной ситуации развития познавательной активности посредством закрепления пройденного материала
Задачи:
- создать условия для развития умения устанавливать независимость объёма жидкости от формы и размера сосудов;
- закрепить умение у детей разбивать группы предметов по цвету, форме;
- развитие слухового анализатора;
- закрепить у детей умение считать в пределах пяти с участием различных анализаторов (на слух, ощупь, счет движений и другое, пересчитывать предметы и отсчитывать их по образцу и названному числу. Художественно-творческая деятельность
Лепка «Божья коровка».
Цель: создание социальной ситуации в процессе лепки насекомого (божья коровка).
Задачи:
- создать условия для самостоятельного художественного творчества детей;
- воспитывать у детей желание проявлять дружелюбие при оценке работ других детей;
- закреплять у детей умение сохранять правильную позу при работе: не горбиться, не наклоняться низко над столом; сидеть свободно, не напрягаясь;
- приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола. Художественно-творческая деятельность
Рисование «Бабочка»
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе расширения умений и навыков посредством творческой деятельности детей.
Задачи:
- продолжать у детей развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности;
- продолжать формировать у детей умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук;
- поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли.
Совместная деятельность
«Восприятие художественной литературы
Чтение «Как Муравьишка домой спешил» В. Бианки
Цель: создание социальной ситуации развития познавательного интереса в процессе чтения рассказа.
Задачи:
- знать основные особенности жанров литературных произведений;
развивать способность воспринимать содержание и форму художественных произведений (устанавливать причинно-следственные связи в повествовании, понимать главные характеристики героев; развивать художественно-речевые и исполнительские умения (пересказ небольших рассказов и сказок). Конструирование
«Насекомые»
(природный материал)
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе выкладывания насекомых из природного материала
Задачи:
- обогащать сенсорный опыт детей, развивать целенаправленное восприятие и самостоятельное обследование окружающих предметов (объектов) с опорой на разные органы чувств;
- приобщать детей к изготовлению поделок из подручного и природного материала.
Театральная деятельность (совместная деятельность) С. Р. И.
Тема: «Муха – цокотуха»
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе драматизации
Задачи:
- активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь;
- продолжать развивать интерес детей к театрализованной деятельности;
- формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей. Художественно-творческая деятельность
Аппликация «Разноцветная гусеница»
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе расширения умений и навыков посредством творческой деятельности детей.
Задачи:
- развивать умение предварительно выкладывать на листе детали, составляя изображение гусеницы и наклеивать их;
- упражнять в умении аккуратно пользоваться клеем;
- развивать умения доводить начатую работу до конца;
- развивать эстетический вкус и творческий интерес.
Событийность проекта
Творческая выставка детских работ «Жуки и их друзья»
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе подготовки к творческой выставке детских работ «Жук и его друзья»
Познавательно-исследовательская деятельность Наблюдение №
Презентация «Мир насекомых» (расширять представления детей о многообразии насекомых)
Исследование:«Как передвигается насекомое?»
Задачи: создать условия для: исследовательской деятельности за насекомыми (на прогулке) Наблюдение №
за насекомыми
(расширять представления о насекомых, их особенностях, и потребностях)
Исследование: «Где живут насекомые»
Задачи: создать условия для развития поисково-исследовательских навыков.
Наблюдение №
Исследование: «Что вредного или полезного приносят людям и растениям насекомые?»
Задачи: создать условия для развития познавательной активности.
(Выбор материалов: разнообразие книг, картинок, энциклопедий) Наблюдение №
Исследование «Чем питаются насекомые; какие животные питаются насекомыми»
Задачи: создать условия для: приобретения опыта приводить причинно-следственные связи. (Выбор материалов: разнообразие книг, картинок, энциклопедий)
(вторая половина дня) Наблюдение №
за изменениями в природе (знакомить с объектами и свойствами неживой природы, отличительными признаками времен года, явлениями природы)
Эксперимент: «Где быстрее нагреется камень: в тени или на солнце?»
Задачи: создать условия для развития познавательной активности (на прогулке)
Математические предствления Д/И «Сосчитай насекомых» Задачи: создать условия для обогащения элементарных математических представлений о количестве и числе.
Д/И «Кто где спрятался»
Задачи: создать условия для обогащения элементарных математических представлений о пространственных отношениях (на прогулке).
Д/И: «Собери бабочку»
Задачи: создать условия для приобретения опыта использовать геометрические фигуры для построек по образцу и по памяти Д/И «Что дальше?» (сутки)
Задача: создать условия для обогащения элементарных математических представлений о пространственных временных отношениях Д/И «Рассели насекомых» Задачи: создать условия для обогащения элементарных математических представлений о количестве и числе, о пространственных отношениях
Речевое развитие
Д/И: «Закончи предложение»
Задачи: создать условия для активизации словаря по теме недели.
Андрюша, Варвара, Даниил. Д/И: «Четвертый лишний»
Задачи: создать условия для закрепления умения находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он
лишний.
Арина К., Оля, Саша. Д/И: «Назови части тела насекомых»
Задачи: создать условия для формирования умения у детей составлять притяжательные прилагательные от названий насекомых.
Д/И: «Скажи одним словом»
Задачи: создать условия для формирования умения у детей образовывать сложные слова.
Д/И: «Один – много»
Задачи: создать условия для формирования умения у детей образовывать
существительные в форме множественного числа.
4 Восприятие
художественной литературы Выставка книг о насекомых «Детская энциклопедия «Бабочки» Феклушин В. - «Насекомые» «Моя первая энциклопедия»
Задачи: создать условия для развития представлений о насекомых и их жизни в природе Заучивание: А. Барто «Мы не заметили жука»
Задачи: создать условия для развития памяти, интонационной выразительности
О Чтение В. Лунин «Жук»
Задачи: создать условия для развития познавательного интереса к книгам о насекомых Чтение и рассматривание иллюстраций книги Б. Заходера «Муха-чистюха»
Задачи: создать условия для развития познавательного интереса к книгам о насекомых Заучивание считалки «Паучок»
Чтение перед сном:сказка К. Чуковского «Тараканище»
Задачи: создать условия для развития познавательного интереса к книгам о насекомых Чтение произведения Тамбиева А. Х. «Кто в муравейнике живёт?»
Задачи: создать условия для развития умений воспринимать художественно - научную литературу
Обучение грамоте Д/И: «Какой, какая, какие?»
Задачи: создать условия для активизации словаря (слова признаки)
Д/И: «Сосчитай сколько насекомых?»
Задачи: создать условия для приобретения опыта согласовывать числительные с существительными в пределах 5 Д/И «Раздели слова на слоги» (на прогулке)
Задачи: создать условия для развития умения отхлопывать слоги, считать количество слогов Д/И Сл/и «Подбери слова на заданный звук» Задача: создать условия для формирования фонематического слуха: учить различать на слух и называть слова с определенным звуком Д/И «Что умеют делать насекомые»
Задачи: создать условия для: развития связной и диалогической стороны речи (умение задавать и отвечать на вопросы)
(подгруппа детей)
Конструирование Конструирование «Пчелка» (мозаика)
Задачи: создать условия для развития умений конструировать пчелку из мозаики
Конструирование
Постройки по замыслу детей
Задачи: создать условия для развития умений сооружать постройки из различного материала Конструирование
«Муравейник» по собственному замыслу
Задачи: создать условия для: развития конструктивного воображения; выбора материала Конструирование из природного материала «Насекомые» по фотографии, рисунку
Задачи: создать условия для развития конструктивного мышления Конструирование
«Насекомые» (на улице природный материал)
Задачи: создать условия для: развития умений выкладывать из природного материала разных насекомых.
6 Игровая деятельность Игра «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем»
Задачи: создать условия для развития стремления к совместным играм, взаимодействию в небольшой подгруппе детей
Режиссерская игра «Путешествие по лесу»
Задачи: создать условия для формирования умения договариваться, распределять роли, подбирать атрибуты (на прогулке) Соц. игра «Я, солнце»
Задачи: создать условия для развития уверенности,
умений распознавать эмоции и чувства окружающих детей
Решение проблемного вопроса «Нужны ли нам насекомые?»
Задачи: создать условия для развития умение рассуждать, прислушиваться друг другу, проявлять инициативу
СР/И «Театр» драматизация сказки «Муха-Цокотуха»
Задачи: создать условия для развития самостоятельной творческой игры (атрибуты, место, разный материал) Соц. Игра «Зеркало»
Задачи: создать условия для развития доброжелательного взаимоотношений в группе
СР/Игра на выбор детей
Задачи: создать условия для: развертывания игровых ситуаций; воспитывать в детях нравственные качества: ответственность, чувства долга перед товарищами
СР/И «Путешествие на автобусе»
Задачи: создать условия для развития умений; действовать с воображаемыми предметами; использовать предметы – заместители.
СР/И «Семья»
Задачи: создать условия для: развития: умений использовать в игре собственных опыт и знания; умений подбирать материалы для игры
7 ОБЖ/экология/ Решение проблемной ситуации «Как защититься от насекомых?»
Задачи: создать условия для развития умений определять ситуации, которые могут угрожать жизни и здоровью (на прогулке) Беседа «Гроза»
Задачи: создать условия для расширения представления детей о природных явлениях. (на прогулке)
СР/И «Путешествие на автобусе»
Задача: создать условия для закрепления правил поведения в автобусе Проблемная ситуация: «Безопасность в лесу»
Задача: создать условия для расширения представления детей о безопасном поведении в лесу. Беседа: «Сезоны года»
Задачи: создать условия для расширения представления детей о влиянии солнца на жизнь человека, растений и животных (на прогулке) Игровая ситуация «Меня укусило насекомое»
Задача: создать условия для формирования представлений детей о первой помощи при укусе насекомых
8 Художественно-эстетическое развитие/приобщение к искусству Выставка иллюстраций к сказке В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»
Задачи: создать условия для развития у детей эстетического восприятия от просматривания иллюстраций, развивать образное мышление и воображение Рисование «Такие разные бабочки» разный материал
Задачи: создать условия для творчества (выбор материала) Лепка «Жуки»
Задачи: создать условия для творчества
Рисование на песке ладошкой и пальцами (на прогулке)
Задачи: создать условия для творчества
Рисование + аппликация «В гостях у Мухи-Цокотухи»»
Задачи: создать условия для творчества Выставка детских работ «Жук и его друзья»
Задачи: создать условия для развития у детей эстетического восприятия от просматривания своих работ
9 Гражданское и патриотическое воспитание Рассматривание альбома «Моя семья»
Задачи: воспитывать в детях любовь и уважение к своей семье. Беседа «Взаимовуручка»
Задачи: воспитывать в детях такие качества как: взаимопомощь, сопереживание к сверстникам. Презентация «Красная книга»
Задачи: знакомство с профессиями, воспитывать в детях желание защищать редких животных. Беседа: «Россия – моя Родина»
Задачи: формировать у детей представление о своей стране (Злата, Егор) СР/И «Семья»
Задачи: закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи, учить детей
распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет.
10 Музыкальная / театральная/ досуговая деятельность Прослушивание произведения НРимского Корсакова «Полет шмеля»
Задачи: создать условия для знакомства с творчеством композитора, развития умения различать оттенки настроения, передаваемого музыкальным произведением Музыкальная деятельность
Задача: создать условия для закрепления текста песни «Веснянка»
Театральные этюды «Жуки и их друзья»
Задача: создать условия для выбора материала для творческой деятельности Музыкальная деятельность
Задача: создать условия для закрепления танцевальных движений польки в парах Пластические этюды «Друзья Мухи- Цокотухи»
Задачи: создать условия для воображения
(Досуговая деятельность)
9
Трудовая деятельность/культурно-гигиени
Совместный труд с взрослым: уборка
на участке
Задача: создать условия для приведения в порядок площадь участка от веток. Совместный труд с взрослым: мытье игрушек.
Задача: создать условия для приобретения опыта совместного труда, умение пользоваться мылом и тряпочками. Дежурство поливать растения, опрыскивать листья, рыхлить почву в цветочных горшках
Ксюша, Саша Дежурство раскладывать материал для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, протирать столы
Андрей, Вика Самообслуживание
«Воспитанный ребёнок за столом»
Задачи: создать условие для развития умение правильно пользоваться столовыми приборами, соблюдать правила поведения за столом, пользоваться салфетками после еды
Злата, Арина С., Кира, Вика К.
Коллективный труд генеральная уборка
10 Двигательная деятельность
ЗОЖ/ Упражнение «Допрыгай до флажка» Вика К, Арина С, Максим П.
Задачи: создать условие для развития умений прыгать на одной ноге
П/и «Птички и бабочки», «Не попадись»
Задачи: создать условие для развития координации движений
П/и «Найди и беги», «Поймай комара»
Задачи: создать условие для развития быстроты реакции, умения играть по правилам Упражнение «Допрыгай до флажка» Чейнеш, Долкармаа, Алиса
Задачи: создать условие для развития умений прыгать на одной ноге
П/и «День - ночь», «Не попадись»
Задачи: создать условие для развития ловкости, умение соблюдать правила игры и правила поведения (ОБЖ)
П/и «Поймай комара»
Задачи: создать условие для развития быстроты реакции Упражнение «Бросание и ловля мяча» Максим Ч., Аврора, Кира
Задачи: создать условие для развития умений подбрасывать мяч вверх и ловить его двумя руками
П/и «Поймай комара», «Жуки»
Задачи: создать условие для развития быстроты реакции
Эстафета «Жуки и бабочки» с предметами
Задачи: создать условие для развития умений слышать сигналы и быстро на них реагировать
Упражнение «Бросание и ловля мяча» Миша С., Злата.
Задачи: создать условие для развития умений подбрасывать мяч вверх и ловить его двумя руками
Игровой дыхательный тренинг «Путешествие в весенний лес»
П/и «Найди свой домик»
Задачи: создать условие для развития умений играть по правилам, соблюдать правила ОБЖ
Упражнение «Отбивание мяча от пола» Миша Г, Данил.
Задачи: создать условие для развития умений отбивать мяч от пола П/и «Не попадись»
Задачи: создать условие для развития ловкости, гибкости
Упражнение
«Отбивание мяча от пола»
Саша, Арина К., Костя
Задачи: создать условие для развития умений отбивать мяч от пола
П/и «Жуки», «Догонялки»
Задачи: создать условие для развития умений играть сообща, выполняя команды
11 Взаимодействие с родителями Индивидуальные беседы о проекте недели, подобрать дома: пословицы, стихи и поговорки принести материал в группу для исследования. (книги, фотографии) Индивидуальные беседы помощь детям в поиске материала и подготовке исследовательских работ. Наблюдения на прогулке за изменениями в природе, посещение парков. С детьми прочитать материал о насекомых. Презентации детских творческих работ.