Лучший педагог года

Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения

Козлова Любовь
Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения

Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных ориентаций.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ 6-7 ГОДА ЖИЗНИ

НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Ценность: Добро и отзывчивость.

Тема: «Рассказывание сказки В. Сутеева «Мешок яблок».

Цель: Формирование интереса к произведениям художественной литературы.

Образовательные задачи:

Публикация «Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения» размещена в разделах

Воспитательные. Воспитывать желание совершать добрые поступки.

Обучающие. Познакомить со сказкой В. Сутеева «Мешок яблок»

Формировать умение давать развёрнутые ответы на вопросы по содержанию.

Развивающие. Развивать воображение, фантазию, мышление. Способствовать умению передавать образы животных

Образовательные задачи, с учетом индивидуальных особенностей детей:

Формировать положительную установку на участие в образовательной ситуации.

Материалы: Презентация, маски зверей, атрибуты.

Планируемые результаты: Дети проявляют интерес к произведению; понимают смысл сказки, выделяют в ней главное, строят развернутые ответы по содержанию; проявляют сочувствие и любознательность; владеют устной связной речью.

Технологическая карта

организации образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми

1. Мотивационный этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на ценности, их эмоциональное восприятие; вызвать интерес, эмоциональный отклик детей)

Технологические компоненты деятельности Содержание деятельности,

действий педагога Действия детей Планируемый результат

Организация на совместную деятельность «Круг» Педагог и дети стоят в кругу. Приветствие друг другу:

Здравствуй небо

Здравствуй Земля

Здравствуйте мои друзья

1,2,3,4,5

Вместе мы в кругу опять

Будем дружно мы играть.

В сказку мы хотим опять

Появление сказочного персонажа «зайчик» (игрушка).

-Этот зайчик пришел к нам из сказки. Как вы думаете, в какой сказке мы могли его встретить?

(руки вверх).

(приседают).

(руки вперед).

(загибают пальцы рук).

(берутся за руки).

(идут по кругу)

Приводят примеры сказок, в которых один из героев - заяц Проявление интереса, доброжелательное отношение детей друг к другу.

Активно вступают в диалог с воспитателем.

Актуализация знаний детей

( работа с моделью трех вопросов: что мы знаем) -Почему вы решили, что это сказки?

-Чем сказка отличается от других видов литературных произведений? (рассказов, стихов)

-Какая ваша любимая сказка? Назовите ее героев?

Ответы детей: Сказки – волшебные, в сказках звери и животные разговаривают человеческим языком. А рассказ – это реальная история. Актуализация ранее полученных знаний

Знакомство с ценностью.

Осознание и проговаривание ценности на своем языке в конкретной ситуации выбора (с опорой на опыт детей)

Ценностный диалог (направленность обсуждения литературного произведения на осознание и проговаривание детьми ценностей (при обсуждении сюжетов, поступков, поведения персонажей). - Сегодня мы познакомимся со сказкой Владимира Григорьевича Сутеева (показывает фото В. Сутеева на слайде) «Мешок яблок», и так приготовьтесь слушать.

Воспитатель читает первую часть произведения.

-Кто может показать, как заяц тащит тяжеленный мешок с яблоками? (этюд «Заяц тащит мешок яблок»)

Воспитатель читает вторую часть сказки

-Кто может показать, как заяц шел и встретил медведя? (этюд «Заяц угощает медведя»)

Воспитатель читает третью часть сказки.

-Кто может показать, как к Зайцу подбежали двое бельчат и он угостил их яблоками? (этюд «Заяц угощает бельчат»)

Воспитатель читает четвертую часть сказки.

-Кто покажет, как Заяц угощает ежа?

(этюд «Заяц угощает ежа»)

Воспитатель читает следующую часть.

(этюд «Заяц угощает Козу»)

Воспитатель продолжает чтение : «Так у зайца в мешке всего несколько яблок и осталось. С ними и пошел он домой. А в заячьем домике давно ждут папу Зайца…

-Кто может показать, как двое Бельчат постучали в дверь и передали Зайчихе лукошко с орехами? (этюд «Бельчата приносят лукошко орехов»)

Во время чтения педагога дети показывают различные этюды по содержанию.

(этюд «Еж угощает корзиной грибов»)

. (этюд «Коза угощает капустой и молоком»)

Упражнение «Кто и чем угостил» на воспроизведение по памяти.

Воспитатель предлагает вспомнить, кто и чем угостил Зайчат. На столе разложены герои сказки (игрушки) медведь, бельчата, коза, еж. Дети вспоминают, с какими дарами приходил каждый из героев.

Рассматривают портрет писателя.

Дети внимательно слушают сказку, показывают этюды по содержанию, передавая образы животных Проявляют познавательный интерес в процессе слушания.

С удовольствием участвуют в показе этюдов

Игровая ситуация Физкультминутка.

Воспитатель : Сейчас мы отдохнём.

Раз-два-три-четыре-пять

Начинаем мы играть!

Все глаза свои закрыли (закрывают глаза руками)

И головки опустили, (приседают)

А когда откроем глазки (встают)

Попадём в рассказы, сказки, (поднимают вверх руки)

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем - и снова в путь!

Выполняют движения по тексту физкультминутки.

Смена деятельности с целью поддержания интереса детей.

Работа с «Моделью трех вопросов» : Что мы знаем? Что хотим узнать?

Представление новой информации Обсуждение в кругу

- Много ли яблок нашел Заяц?

- Кого Заяц угостил яблоками?

- Что можно сказать про Зайца, какой он?

- Почему звери принесли в дом зайца подарки, угощения?

Воспитатель читает отрывок из текста: «Вот так чудеса» - сказала Зайчиха, «Почему нам столько угощений принесли?». «Дерево держится корнями, а человек - друзьями» - ответил Заяц, а про себя подумал: «Что посеешь, то и пожнешь».

- Почему Заяц вспомнил пословицу: Дерево держится корнями, а человек - друзьями.

Ответы детей.

Дети обьясняют смысл пословиц, которые вспомнил Заяц.

Добрые поступки люди помнят. Чем больше добрых поступков сделает человек, тем больше друзей у него будет. И больше доброты будет на Земле

Дети понимают смысл пословиц, строят полные, выразительные ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

Продолжение работы с «Моделью трех вопросов: Что нужно сделать, чтобы узнать?»

Обозначение культурно-смыслового контекста последующей деятельности (ценностно-ориентированной культурной практики)

Проживание ценностной ситуации выбора (планирование совместной/самостоятельной деятельности детьми в центре активности, с учетом культурно-смыслового контекста предстоящей деятельности ( типа работ: по образцу. по схеме, по незавершенному продукту, по описанию);

групповое/ индивидуальное обсуждение -Были ли у вас случаи, когда кто-то вас чем-то угощал, чем-то делился?

-Что вы чувствовали при этом?

Расскажите нам Рассказывают случаи из личной жизни.

Описывая, какие чувства испытывали в подобных ситуациях. Дети по очереди рассказывают. Внимательно слушают друг друга.

2. Содержательный (деятельностный) этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на эмоционально-чувственное воздействие и познание в контексте решения ценностных задач).

Взрослый инициирует диалог с детьми, следуя за их инициативой, учитывает их интересы, раскрывает содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов. Задает уточняющие вопросы.

Дети принимают общую цель работы малой группой (в центре активности, включаются в совместное планирование, распределение действий (ролей) осуществляют деятельность в центрах активности самостоятельно.

Технологические компоненты деятельности Центр

активности Содержание

деятельности

(конкретная задача, культурно-смысловой контекст) Презентация деятельности в центрах активности Материалы, средства для самостоятельной деятельности детей в центре активности Результат,

продукт

деятельности

Творческий (ориентация на ценностно-окрашенные ситуации продуктивного характера, побуждающее к образному выражению в творческой продуктивной деятельности).

Презентация центров активности (педагогом/ребенком).

«Тренировка» в ценностном поведении в ходе конкретной деятельности (дела) в центрах активности Центр познания

Центр искусства Инсценировка сказки, используя маски зверей.

Развивать связную речь, умение пересказывать сказку, передавая эмоции и чувства. Показ сказки. Маски зверей, муляжи фруктов и овощей Дети с удовольствием участвуют в инсценировке сказки, передавая свои эмоции и чувства.

Центр кулинарии

Центр мастерская Моделирование сказки.

Учить детей построению и использованию моделей для пересказа сказок и сочинения собственных. Моделирование начинается с замещения одних объектов другими. Замещаемыми объектами будут герои сказки. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, различающиеся по цвету и величине (зайчик - белый большой кружок, зайчата – белый маленький кружок и т. д.). Белый картон, цветная бумага, ножницы, клей, цветные карандаши; папка с файлами; иллюстрации к прочитанной сказке. Модель сказки Наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными и последовательными.

Центр грамоты

Центр игры Игра «Волшебный подарок».

обобщить представление детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать стремление совершать добрые поступки. Воспитатель : Ребята, а вы любите получать подарки? А дарить подарки? Сегодня мы будем играть в игру «Волшебный подарок». В ней каждый из нас сможет и подарить, и получить подарок, причем волшебный, необычный. Подумайте, какой бы подарок хотелось получить вашему соседу слева. Мы встанем в круг и, начиная с меня каждый из вас будет дарить следующему человеку волшебный подарок. Получив подарок, надо поблагодарить и вручить свой волшебный подарок соседу. Дети собираются в круг, и каждый участник делает «подарок» своему партнёру. Подарок не является предметом. Подарком может служить нечто реальное («Я дарю тебе свою дружбу и поддержку»)

Центр конструирования

Центр математики Дидактическая игра «Сколько яблок?»

Упражнять детей в количественном и порядковом счете, актуализировать знания в составлении арифметических действий. По содержанию сказки нужно составить примеры. Сколько было яблок?

Сколько зверей встретил Зайчик на пути домой?

Сколько яблок отдал?

Сколько осталось?

Схемы на сложение и вычитание, магнитная доска, картинки яблок, знаки (+,-,=). Дети выкладывают на магнитной доске примеры с помощью картинок и знаков.

Центр книги Рассматривание иллюстраций к сказке «Мешок яблок»

Развивать речь, умение пересказывать сказку с опорой на иллюстрации Книги со сказкой «Мешок яблок»

Дети рассматривая иллюстрации книги, делятся впечатлениям, эмоциями, воспроизводят действия героев.

Центр безопасности и здоровья

Двигательный центр

3. Рефлексивный этап (направленность на осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях, ориентация на позитивный опыт самопознания и самовыражения. Проведение совместной рефлексии детей и взрослых (самооценка, самоконтроль).

Технологические компоненты деятельности Содержание деятельности,

действия педагога Действия детей Планируемый

результат

Рефлексивная ситуация Воспитатель : что же мы сегодня узнали, чему научились?

– Чем понравилась вам сказка?

- Какова основная мысль сказки?

Тому, что люди рады угостить других, поделиться тем, что есть. Узнали, что на добро отвечают добром.

Проговаривание, какие эмоции испытали при изучении данной сказки. Установление ассоциативных связей с личным опытом.

Обсуждение итогов работы в центрах активности (продуктов деятельности, культурно-смыслового контекста (для чего? для кого? где можно использовать) - Сегодня мы играл, слушали, обсуждали, моделировали.

- Что у вас получилось?

-В чем вы испытывали трудности?

-Легко вам было работать в группах?

-Почему?

Дети по подгруппам презентуют свою работу, давая развернутые ответы по проделанной работе. Дети делятся впечатлениями, эмоциями, оценивают свою работу и сверстников.

4. Открыто-перспективный (Выход на самостоятельную деятельность, самостоятельный ценностный выбор в том числе в специально конструируемых образовательных ценностных ситуациях «концентрированного» их проживания и осознания)

-Предлагаю вам, рассказать сказку своим родителям (понравившийся сюжет, используя подготовленную модель Дети готовы к самостоятельной деятельности.

Публикации по теме:

Мастер-класс по теме «Проектирование предметно-развивающей среды в ДОО в соответствии с ФГОС в рамках недельного проекта»Мастер-класс по теме «Проектирование предметно-развивающей среды в ДОО в соответствии с ФГОС в рамках недельного проекта» Фестиваль методических находок. Осенняя сессия, 2018 г. Направление «Социально-коммуникативное развитие воспитанников в условиях реализации.

Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства в 3 классе «Произведения о детях. А. П. Чехов. «Ванька» Тема урока: «Произведения о детях».А. П. Чехов. «Ванька» Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины.

Итоги работы по самообразованию «Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до»Итоги работы по самообразованию «Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до» Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС в подготовительной к школе группе(2017-2018 уч. год).

Конспект по речевому развитию и восприятию художественной литературы «Ветер, ветер» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 муниципального образования Каневской район Конспект Речевое.

Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятиях Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятияхПроблема развития речи дошкольников – комплексная, поскольку основывается.

Обучение детей первой младшей группы восприятию цвета Цвет оказывает на малышей оказывает огромное эмоциональное воздействие. Радостная гамма цветов поднимает у них настроение, желание играть.

Отчёт о занятии. Рисование по мотивам литературного произведения «Золотой петушок».Отчёт о занятии. Рисование по мотивам литературного произведения «Золотой петушок». Добрый день дорогие коллеги, друзья и гости моей страницы. Представляю Вашему вниманию отчёт о занятии: рисование по мотивам литературного.

Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.

Проектирование основной образовательной программы ДОУ Предоставляю доклад выступления на педагогическом совете ДОУ, которое поможет вам грамотно спроектировать структуру основной образовательной.

Рисование предметное по мотивам литературного произведения «Мышь и воробей» (средняя группа)Рисование предметное по мотивам литературного произведения «Мышь и воробей» (средняя группа) Программное содержание: 1. Изобразительная задача: Формировать умение у детей рисовать образы предметов по мотивам сказок; развивать способность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения
Опубликовано: 11 мая 2020 в 17:51
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД