Папки-передвижки

Проектная деятельность в работе логопеда «Дружно мы играем, звуки закрепляем»

Светлана Глущенко
Проектная деятельность в работе логопеда «Дружно мы играем, звуки закрепляем»

Название проекта : «Дружно мы играем, звуки закрепляем».

Тип проекта :

- информационный;

- речевой;

- исследовательский;

- познавательный;

- долгосрочный.

Адресация проекта : проект предназначен для использования учителям – логопедам, педагогам работающим с детьми с нарушениями речи с ЗПР и их родителям.

Участники проекта :

- учитель-логопед;

- учитель-дефектолог;

- воспитатели группы: Попелюх Ирина Павловна;

Публикация «Проектная деятельность в работе логопеда „Дружно мы играем, звуки закрепляем“» размещена в разделах

- дети старшей группы компенсирующей направленности с ЗПР «Золотой ключик»;

-родители воспитанников группы компенсирующей направленности с ЗПР «Золотой ключик».

Сроки реализации проекта : 1 ноября 2023 года – 20 мая 2024 года.

Интеграция областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное».

Цель проекта : поиск различных приемов и методов закрепления и автоматизации поставленных звуков у детей имеющих речевые нарушения с ЗПР и взаимодействие в работе со всеми участниками коррекционного процесса.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :

Для детей:

повышать у детей интерес к логопедическим занятиям;

развивать фонематическое восприятие, закреплять навыки правильного звукопроизношения, обогащать словарный запас;

развивать у детей внимание, память, мышление, зрительное восприятие, формировать у детей самоконтроль за правильным звукопроизношением;

развивать коммуникативные способности детей.

Для педагогов:

повышать педагогическую компетентность педагогов в вопросах развития фонематического восприятия и игровых методов закрепления навыков правильного звукопроизношения у детей старшего возраста с ЗПР;

создать в группе развивающую среду необходимую для реализации данного проекта.

Для родителей:

вовлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс; повысить компетентность родителей в вопросе применения различных игровых приемов, направленных на коррекцию звукопроизношения у детей с ЗПР;

укреплять сотрудничество педагогов ДОУ и семьи воспитанника.

Актуальность проекта :

Одной из основных целей коррекционной работы учителя-логопеда с детьми с ЗПР является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Логопедическая работа по автоматизации правильного произношения — одна из важных составляющих этапа формирования первичных произносительных умений и навыков, следующая за постановкой (или коррекцией) звука. Автоматизировать звук – значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Закрепление правильного звукопроизношения характеризуется продолжительностью и значительной трудоемкостью, что обусловлено необходимостью затормаживания привычного для ребенка ненормативного произношения с переходом к новому двигательному стереотипу. Работая с детьми с ЗПР, можно отметить ряд трудностей при формировании правильного звукопроизношения – более длительный процесс автоматизации звуков

и отсутствие мотивации у детей, так как автоматизация звука требует многократного повторения слов, однообразие средств, предъявляемых ребёнку, а это утомляет детей, не «стимулирует» к самостоятельному употреблению слов.

Для эффективности коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, не забывая, что игра является ведущей деятельностью для дошкольника, и в игровой деятельности зарождаются элементы учебной, которые сопутствуют ей. Правильно и интересно организованная игра способствует не только развитию и исправлению речи, но и развитию личности в целом. В процессе игры преодолевается застенчивость, скованность которые свойственны детям с ЗПР. Во время игры у этих детей развивается инициативность. В игре ребёнок естественным образом обучается, решая коррекционные, образовательные

и воспитательные задачи, обучающий материал, который преподносится ребёнку в игре, усваивается быстрее, легче и даёт высокие результаты. Этому способствует и положительный эмоциональный фон игры. Часто малоинтересные логопедические упражнения, проведенные в игровой форме, становятся для ребенка увлекательным занятием. Несмотря на то, что игра- ведущая деятельность детей дошкольного возраста, однако, на сегодняшний день отмечено, что современные дети не умеют играть. Игры с правилами частично утратили в их кругах свою актуальность, на смену им приходят электронные игры, которые хотя и имеют свод неких правил, лишают

при этом возможности игроков живого общения и зачастую не требуют

для взаимодействия использование речи. Игры о коррекции звукопроизношения позволяют сменить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных задач: «придумай», «запомни», «найди» и т. д., конечно основная цель занятий – правильное произнесение звука – должна сохраняться на протяжении всей игры. Слова «надо», «обязательно», «ты должен», «давай заниматься» обычно вызывают у ребенка явное или скрытое сопротивление тому, чему его собираются научить. Заменив их «давай поиграем», мы повышаем интерес у ребенка к любому виду деятельности. Очень важно, чтобы ребенку захотелось заниматься, а это бывает тогда, когда занятия отвечают его интересам, увлечениям. Это позволяет решить сразу несколько задач: пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения; расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков; повысить познавательную активность и работоспособность детей; активизировать процессы восприятия, внимания, памяти; плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры; увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

Для работы по автоматизации звуков в арсенале педагогов должно быть достаточно большое количество наглядно - игровых дидактических приёмов для того, чтобы занятие превратилось для ребёнка в увлекательную игру. Именно поэтому, мы решили модернизировать уже имеющиеся пособия и разработать новые игры для автоматизации поставленных звуков, использование которых в работе с детьми с ЗПР позволит решить сразу несколько задач:

• подобрать наиболее эффективные игровые упражнения для осуществления коррекционной работы;

• адаптировать и модернизировать имеющиеся средства обучения;

• ввести в работу воспитанников с ЗПР игровые упражнения.

Данный проект позволит улучшить условия необходимые для успешной автоматизации звуков :

• насыщенная предметно – развивающая среда;

• многократное повторение одного и того же материала в разных вариантах;

• произнесение речевого материала с одновременным выполнением различных движений;

• постепенное и систематическое повышение темпа речевых упражнений;

• игровая ситуация в течение всего занятия;

• соревновательный момент.

Одним из условий успешной коррекционной работы в сфере речевого развития детей, является обеспечение поддержки родителей и вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Поэтому значимым направлением работы по коррекции звукопроизношения у детей является тесное сотрудничество с семьей воспитанников, имеющих речевую патологию, т. е взаимодействие учителя -логопеда и родителей.

Только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком. Данный проект позволит :

• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки;

• повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка;

• формировать у родителей навыки наблюдения за ребенком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений;

• помочь родителям выработать уверенный и спокойный стиль воспитания, чтобы для ребенка создать комфортность и защищенность в семье.

• обучить родителей конкретным приемам логопедической работы.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТА :

• совместная деятельность детей и учителя-логопеда;

• совместная деятельность воспитателя и детей;

• совместная деятельность детей и учителя-дефектолога;

• самостоятельная деятельность детей;

• совместная деятельность родителей и детей.

Обеспечение проекта :

• материалы для продуктивной и игровой деятельности по данной теме;

• создание и пополнение развивающей среды играми, пособиями для закрепления навыков правильного звукопроизношения,

• создание информационных буклетов, памяток для родителей;

• методическая литература по данной теме;

Предполагаемые итоги реализации проекта :

• сформированное произнесение автоматизированных звуков у детей;

• развитие фонематического восприятия, внимания, памяти и мышления;

• повышение интереса у детей к логопедическим занятиям;

• повышение самоконтроля у детей за правильным звукопроизношением;

• повышение компетентности педагогов в работе с детьми по развитию фонематического восприятия и по автоматизации поставленных звуков, с использованием разнообразных методических пособий;

• повышение компетентности родителей в вопросах закрепления поставленных звуков на занятиях с учителем-логопедом в домашних условиях;

• создание буклетов, наглядно-дидактических пособий, настольных игр по автоматизации и закреплению звуков.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

2 этап – Подготовительный (организационный).

Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.

Содержание первого этапа:

• раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей;

• анализ уровня педагогической компетентности родителей и педагогов по данной теме;

• подбор пособий и методической литературы по данной теме.

2 этап – Основной (практический).

Цель: осуществление образовательной деятельности по реализации проекта.

Содержание второго этапа:

• проведение целенаправленной работы с детьми по развитию фонематического восприятия, закреплению навыка правильного звукопроизношения, с использованием разнообразных игровых пособий, материалов;

• организация выставок методических пособий для родителей по данной теме;

• консультативная работа учителем-логопедом с педагогами и с родителями (по необходимости);

• создание пособий по развитию фонематического восприятия и закреплению навыков правильного звукопроизношения педагогами и родителями;

• создание буклетов, памяток, рекомендаций для родителей по данной теме.

3 этап – Заключительный (итоговый).

Цель: подведение итогов реализации проекта.

Содержание третьего этапа:

• анкетирование родителей с целью определения уровня компетентности родителей в вопросах по развитию фонематического восприятия у детей и закреплению навыков правильного звукопроизношения дома в игровой форме;

• анализ эффективности проделанной работы со стороны родителей и со стороны педагогов.

• творческий отчет о проекте на педсовете ДОУ и РМО учителей-логопедов.

Публикации по теме:

Презентация «Проектная деятельность как совместная деятельность детей, родителей, воспитателей»Презентация «Проектная деятельность как совместная деятельность детей, родителей, воспитателей» 01.11.2018 года на базе нашего детского сада БДОУ МО Динской район "Детский сад №37" проходил районный семинар "Взаимодействие с родителями.

Из опыта работы «Проектная деятельность в работе с родителями» ФГОС ДО предусматривает взаимодействие ДОУ с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную.

Фотоотчет «Дружно в садике живём, мы играем и поем»Фотоотчет «Дружно в садике живём, мы играем и поем» Фотоотчет "Дружно в садике живём, мы играем и поем" Дружно в садике живём, Мы играем и поем. Что ещё нам нужно? Мы ребята дружные. Мы.

Фотоотчет «ИКТ в работе логопеда»Фотоотчет «ИКТ в работе логопеда» ИКТ в работе логопеда. В современном образовательном пространстве всё большее место занимают компьютерные технологии. Не обошли эти прогрессивные.

Консультация учителя-логопеда для родителей «В выходные не скучаем — в игры всей семьёй играем» Консультация учителя-логопеда для родителей на тему:«В выходные не скучаем — в игры всей семьёй играем». Как занять дошкольника и сделать.

Мастер-класс для родителей «Играем в настольно-печатные игры и закрепляем звуки в речи» Огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе имеет овладение правильной речью. Разнообразные.

Областной семинар-практикум по теме «Проектная деятельность в рамках музейной педагогики в работе с детьми, имеющими ОВЗ»Областной семинар-практикум по теме «Проектная деятельность в рамках музейной педагогики в работе с детьми, имеющими ОВЗ» Я слышу — и забываю. Я вижу — и вспоминаю. Я делаю – и постигаю. Конфуций Это выражение, которое приписывают Конфуцию, может подойти эпиграфом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность в работе логопеда «Дружно мы играем, звуки закрепляем»
Опубликовано: 13 ноября 2023 в 07:58
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД