Получи документы

Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста (5–7 лет) «Далекий космос»

Дадова Оксана Олеговна
Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста (5–7 лет) «Далекий космос»

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка … 3 – 6

2. Содержание Программы … 6 – 11

– Актуальность Программы. Проблемы. Цель и задачи

– Теоретические подходы и их учет в осуществлении Программы

– Принципы дошкольной дидактики

– Ожидаемый результат

3. Учебно-тематический план

– Старшая группа. Непосредственно образовательная деятельность

(НОД). Образовательная деятельность в режимных моментах … 12 – 26

– Подготовительная к школе группа. Непосредственно образовательная

Публикация «Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста (5–7 лет) „Далекий космос“» размещена в разделах

деятельность (НОД). Образовательная деятельность в режимных момен-

тах … 27 – 39

4. Мониторинг достижений детей … 40 – 42

5. Работа с родителями … 43 – 44

5. Литература …. 44

6. Приложения к программе

– Конспекты НОД по старшей и подготовительной к школе группам – 1

– Игротека дидактических игр – 2

– Ознакомление детей дошкольного возраста с космосом через проведение

опытов и экспериментов – 3

– Организация сюжетно-ролевой игра «Космос» – 4

– Стихи о космосе – 5

– Загадки о космосе – 6

– Приметы – 7

– Работа с родителями.

– Фотоматериалы – 10

– Детские работы – 12

– Наглядный материал – 12

Пояснительная записка

Паспорт программы

Наименование программы Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста (5 – 7 лет) «Далекий космос» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей.

Назначение рабочей программы Программа дополнительного образования детей дошкольного воз- раста (5–7 лет) «Далекий космос» МКДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей.

Программа дополнительного образования обеспечивает разно стороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их воз- растных и индивидуальных особенностей, развитие у воспитанников представлений о Солнечной системе, понятия «космос», «космическое пространство», «звезды» «планеты», «кометы», «спутники»; ознакомление с историей освоения космоса; расширение и углубление пред- ставлений об окружающем мире Земли и о роли человека в ее экосистеме; подведение к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на ней есть жизнь; воспитание интереса к своей планете Земле, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни, а так же чувство гордости за историю своей планеты, за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов.

Сроки реализации рабочей программы На два учебных года (старшая и подготовительная к школе группы) позволят получить определенные результаты в формировании представлений воспитанников об окружающем мире.

Разработчик программы Дадова Оксана Олеговна педагогический стаж 24 года

Дата принятия рабочей программы Педагогический совет ДОУ № 2 от 27 нояб

Направление про- граммы дополнительного образования Программа дополнительно образования «Далекий космос» опре-деляет содержание и организацию узконаправленного образовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста по формированию у детей представления о Солнечной системе, понятия «космос», «космическое пространство», «звезды» «планеты», «кометы», «спутники»; знакомит с историей освоения космоса; расширяет и углубляет представления детей об окружающем мире Земли и о роли человека в ее экосистеме; подводит к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на ней есть жизнь; позволяет воспитывать уважение и любовь к Земле, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни, а так же чувство гордости за историю своей планеты, за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов.

Возможности внесения корректировок в программу дополни тельного образования В условиях модернизации российского образования коррективы возможны в связи с принятием новых требований к структуре и содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Возможны коррективы с учетом особенностей воспитанников и потребностей их родителей в дополнительных и индивидуальных образовательных услугах

“Человечество не останется вечно на земле, но,

в погоне за светом и пространством,

сначала робко проникнет за пределы атмосферы,

а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”

К. Циолковский

С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле человек, ощущал свою зависимость от неба, его жизнь и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо знали и разбирались в «повадках» неба. Для них небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим. Вот эту любовь и знание неба необходимо воспитывать у старших дошкольников, посещающих наш детский сад.

До недавнего времени, работая по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой включалась воспитательно-образовательная работа по развитию у детей элемен- тарных представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях, как составляющее задач по развитию элементарных естественно-научных представлений. Знакомство с космосом и Солнечной системой включалось в раздел «Природное окружение. Экологическое воспитание» :

Старшая группа Подготовительная к школе группа

В доступной форме отвечать на вопросы детей, связанные с космосом, звездами, Луной, Солнцем и т. д. Знакомить с нашей планетой (Земля – это огромный шар, на Земле есть материки: Азия, Европа, Африка и др., два полюса: Северный и Южный).

Расширять знания детей о природе с учетом их интересов. Знакомить с планетами Солнечной Системы (Солнце – это большая горячая звезда; его роль в жизни человека: Солнце – источник света (смена дня и ночи) и тепла.

Время не стоит на месте. Вышла Примерная основная общеобразовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы» : Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Н. Е Вараксы, Т. С. Комаровой, М. А Васильевой, являющаяся инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным в соответствии с Федеральным государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ №655 от 23 ноября

2009). Программа «От рождения до школы» опирается на лучшие традиции оте-

чественного образования и является переработанным в соответствии с действующим ФГТ вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, рекомендованной Министерством образования РФ. Но в ней нет задач по ознакомлению старших дошкольников по развитию у детей элементарных представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях (Солнце и вращающиеся вокруг него планет; звездное небо и Луна; кометы и метеориты; затмение Солнца, Луны На мой взгляд – это значительное упущение. Как бы мы не хотели, но знакомство дошкольников с космосом само по себе заявляет о себе в апреле – 12 апреля День космонавтики. Воспользовавшись рекомендациями по написанию части Программы ДОУ, формируемой участниками образовательного процесса дошкольного учреждения, программа «Далекий космос» для детей старшего дошкольного возраста органично вписывается в познавательно-речевой компонент общеобразовательной программы МКДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №73. В большей степени это относится к организации непосредственно организованной деятельности (НОД, т. к. интегрирующая тема периода «Космос» в рабочих программах старшей и подготовительной групп ДОУ заявлена в комплексно-тематическом планировании на вторую неделю апреля. Да и предметно-развивающая среда групп ДОУ, а именно, дизайнерское космическое оформление приемной одной из групп и «Модель Солнечной системы - мини-планетарий»» холла второго этажа здания детского сада позволяет использовать их как одну из форм наглядного метода ознакомления дошкольников с космосом. К тому же мы, воспитатели ДОУ, использовали методические пособия Шорыгиной Т. А. О космосе (Педагогические беседы). – М. : Книголюб, 2005 и Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Удивительный мир космоса». – М. : ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005. Они же и взяты за основу в Программе «Тайны космоса».

Проверено на практике, что использование астрономического материала в дошкольной подготовке детей улучшает процесс элементарного естественно-математического образования и способствует формированию умения ориен-тироваться в ценностях окружающего мира.

Астрономический материал также успешно используется для реализации общих задач психолого-физиологического развития детей 5 –7 -летнего возраста. Его содержание составляет комплекс заданий развивающего характера, ориентированных на формирование системы общеучебных знаний, умений и навыков.

Астрономия для маленьких, космос психологически представляют для дошкольников и младших школьников (как для людей давнего прошлого) сочетание: 1) непривычности, непохожести, невероятности, многочисленных качественных и количественных отличий от повседневного окружения, и 2) реального, поскольку существует на самом деле, снижая элемент условности, осознаваемый детьми в волшебной сказке. Изучение космического материала дает объективно существующую опору фантазии детей. Инопланетяне, космические корабли и т. д. воспринимаются детьми как чудесно-реальная составляющая окружающего мира.

Возникновение начальных форм категориального мышления у детей дошкольного возраста допускает возможность формирования у детей с 5–7 летнего возраста представлений о фундаментальных законах природы (перехода количественных изменений в качественные, отрицания, единства и взаимодействия противоположностей и т. д., а также системы фундаментальных общенаучных и физических понятий на основе использования астрономического материала.

Дети в этом возрасте эмоционально восприимчивые, и воспитатель может подарить им чудо. При изучении же созвездий появляется возможность приобщить ребят к общемировой культуре через мифы и легенды древней Греции.

Внимание нормального ребенка не может не привлечь Солнце, Луна, звезды.

Редкий ребенок не спрашивает, что такое Солнышко, Луна, звездочки. Многие малыши уже кое-что знают о космонавтах и хотят знать, зачем летают в космос, что космонавты там видят и т. д. Нередко малыши задают совсем не детские вопросы. Всякий ли взрослый сумеет объяснить ребенку, «что кушает Солнышко» или «какие они, эти «черные дыры». Маленькие дети очень хотят побольше узнать о Вселенной и с удовольствием слушают рассказы о ней и играют в «астрономические игры»

Возраст почемучек – самый замечательный возраст и для ребёнка, и для родителей. Малыш активно познаёт мир, интересуясь всем на свете, открывает для себя новые истины. Поэтому необходимо воспользоваться данным моментом для познания дошкольниками космоса.

Несомненно, соответствующие «теоретические знания» сообщаются детям в увлекательной форме, а их содержание адекватно психолого-педагогическим особенностям развития детей старшего дошкольного возраста.

Взаимодействие с родителями позволяет активизировать познавательную деятельность детей. Для родителей же этот период – не только возможность больше общаться с ребёнком, рассказывая ему обо всем, что он спросит. Не только шанс освежить в памяти то, что уже забылось. Это универсальная возможность вернуться в детство и посмотреть на мир глазами ребёнка.

Содержание изучаемого материала

Актуальность Программы

В детстве и юности формируется личность человека и его мировоззрение, которое, как известно, определяет отношение человека к внешнему миру и самому себе. Здесь немаловажное значение имеет астрономическая грамотность, сформированность космического мышления. Это способствует расширению кругозора молодого человека, дает ему возможность ощутить свою связь с Вселенной и ответственность за сохранение уникальной природы нашей планеты.

Использование астрономического материала в дошкольной подготовке детей улучшает процесс элементарного естественно-математического образования и способствует формированию умения ориентироваться в ценностях окружающего мира.

Актуальность еще составляет в том, совсем недавно 2011 год был объявлен указом президента РФ годом российской космонавтики, в честь 50-летия полета в космос Юрия Гагарина. Опыт показал, что космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и дает возможность многосторонне развивать личность дошкольников.

Проблема.

Развить у ребенка представления об окружающем мире до глубин Вселенной, не зазубривая научные истины, а открывая их самому.

Цель данной программы.

Формирование элементарных естественнонаучных представлений у старших дошкольников о космосе и развитие интереса к истории нашей Родины, как к космическому первопроходцу.

Задачи:

образовательные :

– сформировать у детей представление о Солнечной системе, понятия «космос», «космическое пространство», «звезды» «планеты», «кометы», «спутники»; познакомить с историей освоения космоса; расширять и углублять представления об окружающем мире Земли и о роли человека в ее экосистеме; подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на ней есть жизнь; воспитывать уважение и любовь к Земле, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни, а так же чувство гордости за историю своей планеты, за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов.

– учить делать интересные «космические» постройки, находить необычные конструктивные решения, видеть новое, нетрадиционное предназначение привычных вещей;

– учить детей придумывать композицию и содержание рисунка, используя характерные особенности предметов космической тематики (звезды, звездное небо, кометы, роботы, луноход, роботы космические корабли и космонавтов – фигурки человечков в скафандрах);

– учить лепить по представлению, воплощать свой замысел в лепке;

– учить создавать аппликационные композиции;

– учить в рисовании, аппликации использовать пространство переднего и заднего плана;

развивающие;

– развивать навыки творческого рассказывания; добиваться того, чтобы дети придерживались избранной сюжетной линии в рассказывании;

– учить четко и кратко отвечать на конкретно поставленные вопросы;

– развивать мелкую моторику;

воспитывающие:

– воспитывать уважение и любовь к Земле, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни, а так же чувство гордости за историю своей планеты;

– воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связна с освоением космоса; за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов;

– воспитывать убеждение в ценности коллективного труда для достижения большой цели, в профессионализме людей любой профессии;

– формировать навык активного контроля и оценки результатов деятельности;

– формировать навык выражения своего мнения;

– развивать способности к коллективному творчеству;

словарная работа:

активизация словаря: небо, звездное небо; звезда, планета, Солнце, Земля,

Луна; созвездия; космос, космический корабль, спутник, космический полет, кос- монавт, скафандр;

обогащение словаря: Вселенная, галактика, Млечный Путь; Солнечная система. Планеты Венера, Марс, Меркурий, Юпитер, Сатурн; искусственный спутник Земли, космодром, ракета-носитель, невесомость, орбита, космическая станция, орбитальная станция, генеральный конструктор Сергей Павлович Королев, первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, первая женщина-космонавт Валентина Терешкова, космонавт, вышедший в открытый космос Леонов и другие.

Теоретические подходы и их учет в осуществлении содержания Программы.

Астрономический компонент содержания дошкольного образования должен с учетом принципа исторического подхода сочетать в себе;

1) упрощенную и адаптированную к детскому восприятию космологию, определяющую роль и место человека в антропоморфной одушевленной Вселенной;

2) описание и объяснение повседневно (часто) наблюдаемых природных явлений. Подавляющая часть изучаемого материала генерализуется вокруг объяснения повседневно наблюдаемых явлений природы: смены дня и ночи, фаз Луны, времен года и т. д., в основе которых лежат космические явления вращения Земли вокруг оси, обращения Луны вокруг Земли и обращения Земли вокруг Солнца;

3) первоначальные представления о пространстве, единицах и способах измерения и ориентации в пространстве, географических картах и глобусе;

4) первоначальные представления о времени, единицах и способах его измерения и календарях;

3) некоторый минимум знаний о физической природе космических объектов и их влиянии на природные процессы и явления, происходящие на Земле.

4) первоначальные сведения по истории познания окружающего мира, астрономии и космонавтики как своеобразные «мифы о героях» – ученых, космонавтах и их свершениях.

Астрономический материал создает богатые возможности развития творческих способностей отходом от обыденности, ориентирует на поиск не только «известного для неизвестного», но и для «неизвестного для неизвестного».

Пути осуществления Программы «Далёкий космос» : педагогическая технология

Материалы программы скомплектованы по принципу тематического планирования и интеграции образовательных областей «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора, ФЭМП, «Коммуникация», «Художественное творчество» (рисование, аппликация, лепка) через игровую и практическую деятельность. Суть тематического планирования заключается в следующем:

– при организации непосредственно образовательной деятельности (НОД) дети знакомятся с новой темой посвященной космосу;

– при последующей непосредственно образовательной деятельности (НОД) дается короткое повторение темы;

– родителям предлагаются рекомендации, советы по проведению наблюдений в природе, домашнему чтению детям, для закрепления пройденного материала;

– праздники, досуги, викторины помогают закреплять и совершенствовать знания детей, а реализовывают эти знания дети в играх (сюжетно-ролевых, режиссерских, подвижных, т. д.).

Такое построение воспитательно -образовательной работы с детьми позволяет учесть принципы дошкольной дидактики :

принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста;

принципы последовательности;

принцип систематичности: НОД проводится систематически, с обязательным закреплением в самостоятельной деятельности;

принцип повторности;

принцип наглядности.

Программа по ознакомлению старших дошкольников с «далеким космосом» поделена на блоки. В блоки НОД, входит все, что касается мира надземного, все, что существует над землей, над нами. И в первую очередь то, что ребенок может видеть: Солнце, облака, небосвод, звезды, Луну. Различные явления неба – дождь, снег, молнию, радугу и т. д.

Следующий блок – «На чем и зачем люди летают в космос». Дети знакомятся с различными летательными аппаратами, одеждой космонавтов, героями космоса, а самое главное – раскрывается значение космических полетов для человека.

Далее дети знакомятся с Солнцем, самой яркой звездой, Солнечной системы и с ее жительницами – планетами. Таким образом, подходим к знакомству с на-

шей голубой планетой и узнаем, как Земля вращается вокруг своей оси знако-

мим с годовым вращением нашей планеты вокруг Солнца и узнаем, почему на Земле происходит смена дня и ночи.

Третий блок знакомства детей с тайнами космоса – «Спутница нашей планеты Луны завершает космический блок» – «Звездный зоопарк, или Космическое путешествие к звездам», где дети узнают о наиболее ярких звездах и созвездиях, о посланцах дальних миров – метеоритах и метеорах, о кометах, которые можно увидеть на ночном небосводе. При непосредственно организованной деятельности о космосе большое внимание уделяется занимательным опытам и экспериментам, которые побуждают детей к творчеству.

Большое значение придается организации детей, а также из самостоятельной деятельности. Активно используется работа в микрогруппах по 2 – 5 человек (в зависимости от цели, которая ставится педагогом). Здания предлагаются не одному, а нескольким, подчеркивающие общность участников. Предлагается какое-то конкретное дело для проявления детской фантазии.

Такого рода организация продиктована следующими соображениями :

– она дает детям необходимость для развития возможности сравнения своих действий с действиями других детей;

– позволяет ребёнку поверить в собственные силы («Раз так может мой товарищ, значит, и я смогу»;

– скорректировать собственные способы действия, интеллектуальные усилия путем сопоставления с действиями других.

Такая организация стимулирует активное речевое общение со сверстниками.

Позиция же педагога при организации НОД, а также всей воспитательно-образовательной работы дает детям возможность самостоятельного накопления опыта и его осмысления. Основная же роль воспитателя с такой позицией заключается в организации ситуаций для познания детьми окружающего мира, когда ребёнок сохраняет в процессе обучения чувство комфортности и уверенности в собственных силах.

К тому же такая организация позволяет перенести акцент в содержании обучения с усвоения знаний, умений и навыков на формирование у дошкольников средств и способов приобретения знаний в ходе специально организованной самостоятельной деятельности.

В тематическом планировании предусматриваются все формы работы с детьми: НОД, свободная игра, индивидуальная работа с детьми, чтение художественной литературы, беседы с детьми, развлечения, викторины, т. д.

Все эти формы служат достижению цели программы «Тайны космоса» – это разностороннее развитие детей старшего дошкольного возраста, сохранению их физического и психического здоровья.

Ожидаемые результаты: к концу пребывания в ДОУ (при переходе в школу) дети 7-го жизни могут:

иметь элементарные представления о Солнечной системе, о роли Солнца в

возникновении и развитии жизни на Земле; о планетах Солнечной системы, о звездах и созвездиях; об освоении космоса людьми; об истории его освоения;

проявляет интерес к окружающему миру и познавательную активность;

способен поддержать обсуждение и самостоятельно сформулировать ответ.

Публикации по теме:

Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 годКинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.

Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по вязанию крючком «Волшебный крючок» Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста вязание крючком "Волшебный крючок" Пояснительная записка. Художественное.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 1 Программа дополнительного образования изостудии «Кляксики» художественно – эстетической направленностиДля детей старшей группы детского.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 2 Февраль1. Рисование жесткой полусухой кистью «Еловая ветка с шишками». 1. Практическая часть. Формировать умение передавать в рисунке строение.

Программа дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 летПрограмма дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 лет Пояснительная записка Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об дополнительном образовании», принятого Государственной.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста (5–7 лет) «Далекий космос»
Опубликовано: 20 июня 2022 в 16:19
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД