Юлия Веслополова
Программа дополнительного образования изостудии «Цветные ладошки» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования изостудии «Цветные ладошки»
для детей 5 - 6 лет
Составлена на основе:
· художественно – экологической программы по изобразительному искусству «Природа и художник» (авт. Т. А. Копцевой, 2006);
· программы «Цветные ладошки» (авт. И. А. Лыковой, 2008)
и методических пособий:
Публикация «Программа дополнительного образования изостудии „Цветные ладошки“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
· Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Под ред. Р. Г. Казаковой – М. : ТЦ Сфера, 2007.
Программа рассчитана на 1 года обучения
Пояснительная записка
Актуальность: Необходимо в раннем возрасте заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе морально-нравственных ценностей и духовных основ. Важно раскрыть детям предназначение искусства, как служение человеку для возвышения его духа, изначальное назначение художника – создание произведений, служащих, прежде всего духовной пищей, представляющих совокупность красоты и высоконравственного, доброго смысла.
Педагог стремится развивать ребенка, как творческую личность, стремится ввести его в «большое искусство», становясь посредником между ним и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на все новое, удивительное, яркое душой ребенка.
Педагогическая целесообразность : В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, само выражается, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающих детей действовать в рамках предложенных им схем, образцов, представлений. Необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, а не просто вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог.
Задача педагога предоставить свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Такой подход раскрепощает ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится. На занятиях создаются условия свободного творчества: ребенок может делать на листе пятна, мазки, раскрепощенно работать кистью и карандашом во всех направлениях, применять сочетание разных материалов и способов создания произведения.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является связующим понятием в системе эстетического воспитания, обучения и развития дошкольников. Использование в работе музыкальных и поэтических образов повышает художественно-творческую активность детей, которая начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы.
Значение занятий изобразительной деятельностью заключается в том, что в процессе занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность начатое доводить до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности. В процессе создания коллективных работ у детей воспитывается умение объединяться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу. Таким образом, изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего гармоничного развития личности детей дошкольного возраста. Исследования ученых показывают важную роль искусства в развитии эстетического интереса, эстетического восприятия, в освоении детьми социокультурного опыта, формирование эстетического интереса, чувств, оценки художественных образов.
В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Кроме того занятие по рисованию доставляет радость детям, создает положительный настрой.
Принципы содержания программы :
1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого ситуации успеха.
2. Личностно – ориентированное взаимодействие: учитываются индивидуальные и психофизиологические особенности каждого ребенка, в творческом процессе создается раскованная, стимулирующая творческую активность ребенка, атмосфера. В процессе совместной (дети-дети, дети-родители, дети-педагог) продуктивно творческой деятельности ребенок учится придумывать новое, вариативно мыслить и общаться с разными людьми.
3. Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
4. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс и естественное повышение его работоспособности.
5. Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребенка к самостоятельному изготовлению поделок, открытие новых знаний.
Целью программы является развитие личности воспитанника, его творческих способностей и индивидуальных дарований через изобразительное искусство.
Задачи:
1. Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства
2. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
3. Формировать умение оценивать созданные изображения.
4. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
5. Развивать творческие способности и художественные навыки детей;
6. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
§ в рисовании: совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками (свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков); учить рисовать пастелью и восковыми мелками, тушью, пером, гелевой ручкой; создавать условия для самостоятельного выбора художественных инструментов и материалов, в соответствии с характером и спецификой задуманного образа (для пейзажных рисунков использовать акварель или пастель, для декоративного панно или орнамента – гуашь, для предварительных набросков или эскизов – уголь или простой карандаш); познакомить с нетрадиционными художественными техниками;
§ в лепке: побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему, материал (глина, пластилин, солёное тесто, способы лепки (скульптурный, комбинированный, конструктивный, модульный, рельефный, приёмы декоративного образа;
§ в аппликации инициировать самостоятельный выбор разных способов создания выразительного образа (обрывание, выщипывание или сминание бумажной формы для передачи фактуры, вырезание симметричное, силуэтное, модульная аппликация, свободное сочетание разных техник); показать способ вырезания из бумаги, сложенной несколько раз по диагонали (снежинки, цветы, звёздочки).
Прогнозируемые результаты реализации программы.
В конце первого года обучения дети должны уметь:
В рисовании:
Уметь различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, дизайн).
Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
Знать особенности изобразительных материалов.
Создавать изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения
Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы
Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
В лепке:
Лепить предметы разной формы, используя усвоенные приёмы и способы.
Создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.
В аппликации:
Изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приёмы вырезывания, обрывания бумаги мелкими пальцевыми движениями.
Специальные умения:
Умение вести поисковую работу, самостоятельно или с родителями.
Готовность быть активным на занятии.
Способность проявлять свои познания в области изобразительного искусства, пытаться анализировать произведения различных видов искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно – прикладного искусства, дизайна, различать их образную специфику, выражать своё отношение к ним.
В конце второго года обучения дети должны уметь:
В рисовании:
Знать разные виды изобразительного искусства : живопись, графику, скульптуру, дизайн, декоративно – прикладное искусство.
Называть основные выразительные средства.
Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства.
Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни и литературы.
Использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения.
В лепке:
Лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения фигур; создавать сюжетные композиции из двух – трех и более изображений.
Выполнять декоративные композиции способами налепа и рельефа.
В аппликации:
Создавать изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и усвоенные способы вырезания и обрывания; создавать с их помощью сюжетные и декоративные композиции.
Специальные умения:
Умение вести поисковую работу, самостоятельно или с родителями.
Готовность быть активным на занятии.
Способность проявлять свои познания в области изобразительного искусства, пытаться анализировать произведения различных видов искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно – прикладного искусства, дизайна, различать их образную специфику, выражать своё отношение к ним.
Формы подведения итогов реализации дополнительной программы :
§ организация выставок для родителей, детей, не участвующих в работе изостудии
§ участие в тематических мероприятиях, учрежденных детским садом