Папки-передвижки

Программа дополнительного образования по бумагопластики для воспитанников 6–7 лет

Иванова Светлана Александровна
Программа дополнительного образования по бумагопластики для воспитанников 6–7 лет

1. Комплекс основных характеристик программ

1.1. Пояснительная записка

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Из бумаги можно создать целый мир. Детям очень нравиться творить из бумаги. Существует множество разных направлений бумажного творчества : бумагокручение, квиллинг, торцевание, скручивание салфеток, аппликация и т. п. На занятиях дети знакомятся с искусством бумагопластики. Невозможно перечислить всех достоинств бумагопластики и моделирования в развитии ребенка. Бумага как материал, очень доступна, а простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой : сгибание, складывание, вырезание, надрезание, склеивание, скручивание, прогибание очень увлекает. Бумагопластика развивает у детей способность работать руками, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Бумагопластика способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Моделирование из бумаги имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Бумагопластика и моделирование стимулирует развитие памяти, так как ребенок должен запомнить последовательность изготовления изделия. Бумагопластика совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда

Публикация «Программа дополнительного образования по бумагопластики для воспитанников 6–7 лет» размещена в разделах

Программа разработана на основе нормативных документов:

1. Федеральным Законом РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.07.2022г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015г. N 729-р, «Разработка предложений о сроках реализации дополнительных общеразвивающих программ»;

4. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

5. Постановление Правительства Амурской области от 19.05. 2010 г. № 252 «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей и молодежи в Амурской области».

6. Устав Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения детского сада № 29 городского округа города Райчихинска Амурской области.

7. Постановлением Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

8. Методических рекомендаций по организации и реализации учебной работы по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ ГАУ ДПО «АмИРО» от 14.02.2022г.)

Актуальность программы заключается в том, что данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных умений и навыков, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов дошкольного образования и соответствует возрастным особенностям дошкольников. В настоящее время искусство работы с бумагой в ДОУ не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага-первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное - безгранично творческим человеком. Обычный материал - бумага - приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

Отличительные особенности и новизна программы. данная программа отличается от уже существующих программ тем, что позволяет за год обучения ребенку испытать свои силы в работе с различными материалами, и определиться, что ему наиболее интересно и подвластно. Кроме получения практических навыков дети – обучающиеся по данной программе получают возможность реализации навыков общения друг с другом и социумом.

Адресат программы - дети старшего дошкольного возраста от 6 – до 7 лет. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.

Условия набора обучающихся: принимаются все желающие.

Количество обучающихся: 10-15 человек

Особенности комплектования учебных групп: воспитанники подготовительных групп, являющиеся основным составом объединения.

Состав группы - постоянный.

Объем и срок освоения программы - 1 год обучения - 36 часов

Режим занятий - 1 раз в неделю по 1 академическому часу (30 мин)

Формы обучения - очно

Уровень программы : ознакомительный. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы, развитие мотивации.

Особенности организации образовательного процесса. Форма реализации образовательной программы – традиционная модель реализации программы и представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного учебного года.

Организационные формы обучения:

- фронтальные - одновременная работа со всеми детьми;

- коллективные - организация проблемно - поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;

- индивидуально - фронтальные - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- коллективно - групповые - выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполненных заданий и их обобщение;

- в парах - организация работы по парам;

- индивидуальные - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

1.2. Цель программы

создание условий для формирования творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста в освоении моделирования из бумаги.

Задачи программы.

Обучающие:

- знакомство с понятием «Бумагопластика»;

- знакомство с видами бумаги, с ее свойствами и возможностями;

- знакомство с основными приемами работы с бумагой;

- инструменты и приспособления для работы с бумагой.

Развивающие:

- развитие композиционного мышления, художественного вкуса;

- развитие креативного мышления;

- развитие интереса к предмету.

Воспитательные :

- воспитание собранности, аккуратности;

- воспитание умения планировать свою работу;

- воспитание бережного отношения к своему здоровью

1.3. Содержание программы

Учебный план

Наименование разделов и тем

Количество часов Формы аттестации/контроля

Всего

часов Теория Прак-

тика

1. «Объемная аппликация» 16 8 8

1.1. Введение

1.2.«Осенний лес»

1.3.«Изготовление открытки ко дню воспитателя»

1.4.«Открытка ко Дню Матери»

1.5.«Животные севера»

1.6. «Матрёшка»

1.7. «Воздушный шар»

1.8. «Подарки для мамы Тюльпан»

1.9. «Морские жители» 1

Содержание учебного плана

1. Объемная аппликация (16 ч.)

Теория (8 ч.) : Введение. Знакомство с программой, техника безопасности. «Осенний лес», «Открытка ко дню воспитателя», «Животные севера», «Матрёшка», «Воздушный шар», «Подарки для мамы Тюльпан», «Морские жители»

Практика (7 ч.) : «Осенний лес», «открытка для воспитателя», «Животные севера», «Матрёшка», «Воздушный шар», «Подарки для мамы Тюльпан», «Морские жители».

Формы контроля: Начальная диагностика,, наблюдение, опрос,

2. 3Д Моделирование (10 ч).

Теория (5 ч) : «Мир динозавров», «Город в котором я живу», «Солдат», «Ракета», «Маска».

Практика (5ч) : «Мир динозавров», «Город в котором я живу», «Солдат», «Ракета», «Маска».

Формы контроля: наблюдение, опрос.

3. Оригами (6 ч)

Теория (3 ч) «Новогодние игрушки», «Ёлочка», «Книжка малышка».

Практика (3ч) «Новогодние игрушки», «Ёлочка», «Книжка малышка».

Формы контроля: наблюдение, опрос.

4. Топиарий (3 ч)

Теория (1ч)

Практика(2ч)

Формы контроля: наблюдение, опрос, выставка готовых робот.

1.4. Прогнозируемые результаты

• сформированы волевые качества, проявлять усердие, терпение в работе;

• умеют творчески подходить к изготовлению моделей, использовать в процессе работы личные наблюдения и фантазию;

умеют работать в составе коллектива: проявлять уважение, дисциплинированность, ответственность за порученное дело, обладать выдержкой и терпением.

• сформирован устойчивый интерес к занятиям художественным творчеством;

• умеют представлять выполненную работу;

• проявляют самостоятельность в изготовлении бумажных моделей.

Условия реализации программы

Материально – технические условия реализации программы должны обеспечивать возможность достижения воспитанниками требований к результатам освоения программы, должны соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Материально-техническое обеспечение

Занятия проводятся в групповой комнате, соответствующем требованиям технике безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Групповая имеет хорошее освещение и возможность проветриваться.

С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей основ финансовой грамотности, была создана предметно-развивающая среда:

• столы, стулья (по росту и количеству детей);

• интерактивная доска;

• демонстрационный столик;

• технические средства обучения (ТСО) - компьютер;

• презентации и учебные фильмы (по темам занятий);

• игрушки для обыгрывания;

• картотека игр.

Электронные образовательные ресурсы (аудио, видео, специальные компьютерные программы, информационные технологии.

Информационное обеспечение

-аудио,-видео,-фото,-интернет источники.

Электронные образовательные ресурсы.

Социальная сеть работников образования.

Мой детский сад. [Электронный ресурс] : сайт для воспитателей детского сада и родителей.

Кадровое обеспечение

Воспитатель высшей квалификационной категории, имеющий неполное высшее образование, обладающий большим практическим опытом, знаниями и выполняющий качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности.

Форма аттестации

Для определения результативности усвоения программы применяются стартовый, промежуточный и итоговый контроль.

Формы проведения: опрос, наблюдение, выставка готовых работ, контрольное занятие.

Стартовый контроль: определение первичного уровня знаний воспитанников (на первом занятии в виде викторины)

Промежуточный контроль: осуществляется при помощи исследований, игровых занятий, викторин, разбора ситуаций, творческих заданий, мини спектаклей. Проводится по окончанию изучения определенной темы.

Итоговый контроль: открытое занятие. Оно помогает не только оценить знания и умения, полученные детьми в течении всего учебного года, но и приучает воспитанников справедливо и объективно оценивать свою работу, работу товарищей. Воспитывает в них стремление к самосовершенствованию.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов – диагностическая карта, выставка творческих работ, открытое занятие, презентация результатов образования по программе для родителей и педагогов.

Оценочные материалы

При анализе уровня усвоения программного материала воспитанниками рекомендуется использовать диагностический инструментарий согласно целевым ориентирам, где усвоение программного материала и развитие других качеств ребенка определяю по трем уровням:

Высокий уровень. Показатель сформирован (достаточный уровень) - наблюдается в самостоятельной деятельности ребенка, в совместной деятельности со взрослым.

Средний уровень. Показатель в стадии формирования (уровень, близкий к достаточному) - проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребёнок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, даёт аналогичные примеры. Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному» отражают состояние нормы развития и освоения Программы.

Низкий уровень. Показатель не сформирован (недостаточный уровень) не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно.

Методические материалы

Методы обучения. В процессе занятий используются различные формы занятий: интегрированные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы, и другие. Методы и приёмы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (объяснение и обсуждение хода работы, беседа, рассказ, чтение художественной литературы, словесные игры и упражнения и т. д.);

• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом и др.);

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам, индивидуальная работа детей; совместная работа взрослого и детей; опора на личный опыт детей и др.). Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

• исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

• групповой – организация работы в группах.

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др. Таким образом, программа «Бумажные фантазии» ориентирует дошкольников на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок. Многие поделки функциональные: их можно использовать для игры, создание более сложных композиций, украшения интерьера групповой комнаты или подарить друзьям и родным. Создавая их, дети приобретают навыки конструктивной, учебно-исследовательской работы, опыт взаимодействия в коллективе. Научившись работать с бумагой, дошкольники могут успешно осваивать различные техники использования других материалов.

Технологии:

• Здоровьесберегающие (динамические паузы, физминутки,

пальчиковые гимнастики)

• Информационно – коммуникативные (использование Интернет-ресурсов, создание презентаций и видеороликов, электронные образовательные ресурсы)

• Игровые технологии - (игры- путешествия, игры- знакомство, игры со словами).

• Интерактивные - ( групповые дискуссионные: презентации, обсуждение)

• Моделирование из бумаги, конструирование из бумаги, объёмное конструирование.

Формы организации - беседа, практическая работа, выставки

творческих работ, чтение художественной литературы, презентации.

Дидактические материалы Оборудование и инструменты:

• цветная, белая бумага;

• листы ватмана;

• гофрированный картон; - картон белый и цветной,

• клей (наилучшим является клей ПВА,

бумажные полоски шириной 5-7 мм,

• гофрированная бумага,

• ножницы,

• палочка для торцевания,

• карандаши простые,

• линейка,

• кисточки для клея,

• салфетки,

• клеенка,

• магнитофон,

• телевизор, для показа видео и мультимедийных материалов.

Алгоритм учебного занятия

Содержание учебного занятия раскрывается через конкретизацию его основных компонентов: цель, задачи, методы (технологии, критерии и показатели оценки результатов. В целом занятие любого типа можно представить в виде следующих этапов:

• организационный момент (подготовка детей к работе, создание психологического настроя, активизация внимания);

• проверка знаний и умений, полученных ранее (установка правильности и осознания полученных знаний на прошлом занятии, выявление пробелов и их коррекция);

• организация творческой среды для восприятия новой информации (подготовка к новому содержанию, обеспечение мотивации и принятие детьми цели и задачи учебно-познавательной деятельности);

• новая информация (обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения);

• организация усвоения нового материала путем индивидуальной и совместной внутри команды работы (установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление неверных представлений и их коррекция);

• обобщение изученного материала на занятии (дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы)

• рефлексия (мобилизация детей на самооценку, выявление содержательности и полезности учебного занятия).

• Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогической цели.

Рабочая программа воспитания

Воспитательная работа в ДОУ предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей.

Воспитательная деятельность предусматривает личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр. Обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.

1. Цель и особенности организуемого воспитательного процесса

Создание благоприятных условий для усвоения детьми дошкольного возраста социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

2. Формы и содержание деятельности

образовательное предложение для группы детей

• режимные моменты

• ключевые дела

• кружки, секции, клубы, студии

• экскурсии, экспедиции, походы

• взаимодействие взрослых и детей

• взаимодействие с семьей

• организация предметно-пространственной среды

3. Планируемые результаты

• сформированы волевые качества, проявлять усердие, терпение в работе;

• умеют творчески подходить к изготовлению моделей, использовать в процессе работы личные наблюдения и фантазию;

умеют работать в составе коллектива: проявлять уважение, дисциплинированность, ответственность за порученное дело, обладать выдержкой и терпением.

• сформирован устойчивый интерес к занятиям художественным творчеством;

• умеют представлять выполненную работу; - проявляют самостоятельность в изготовлении бумажных моделей.

Календарный план воспитательной работы

№ п/п Название мероприятия, событие Форма проведения Сроки проведения

1. «Изготовление открытки ко дню воспитателя» Изготовление подарков. Октябрь

2. «Открытка ко Дню Матери. Хризантема»

Акция. Ноябрь

3. Игрушка «Ёлочка» (оригами) Изготовление поделок для украшения уличных ёлок. Декабрь

4. Поделка к 23 февраля 3D моделирование «Солдат» Познавательная выставка. Февраль

5. Поздравление мамочек, бабушек с 8 марта «Подарки для мамы Тюльпан». Изготовление подарков для мам. Март

6. Поделка к Дню космонавтики 3D моделирование «Ракета» Акция «подарок для малыша» Апрель

7. Участие в творческой выставке ко Дню победы Тематическая выставка. Май

8. Итоговое занятие Открытое занятие с родителями. Май

Список литературы для педагога.

1. Агапова И. А., Давыдова М. А. «100 лучших оригами для детей»/ И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – М. : ООО ИКТЦ «Лада», 2010. – 240с.

2. Анистратова А. А., Гришина Н. И. «Поделки из кусочков бумаги»/ А. А. Анистратова, Н. И. Гришина. – М. : Изд-во Оникс, 2010. – 64с.

3. Афонькин С., Афонькина Е. «Игрушки из бумаги»/ С. Афонькин, Е. Афонькина. : Изд-во «Литера» Санкт-Петербург, 1998. – 192с

4. Давыдова Г. Н. «Бумагопластика. Цветочные мотивы»/ Г. Н. Давыдова. – М. : Изд-во «Скрипторий 2003», 2007. - 36с.

5. Долженко Г. И. «200 фигурок и игрушек из бумаги и оригами»/ Г. И. Долженко. – Ярославль. : Академия развития, 2011. - 320с.

6. Куцакова Л. В. «Конструирование и ручной труд в детском саду»/ Л. В. Куцакова. : Изд-во Мозаика-Синтез Москва, 2019. - 158с.

7. Куцакова Л. В. «Творим и мастерим»/ Л. В. Куцакова. - Серия библиотека программы воспитания и обучения. - Изд-во Мозаика-синтез Москва, 2018. - 112с.

8. Новикова И. В. «Квиллинг. Бумажные поделки в детском саду»/ И. В. Новикова. – Ярославль: Академия развития, 2011. - 112с.

9. Сержантова Т. Б. «Оригами. Базовые формы»/ Т. Б. Сержантова. – М. : Айрис-пресс, 2020. - 160с.

10. Петрова И. М. «Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие»/И. М. Петрова. – СПб. : «Детствопресс», 2020. – 48 с.

11. Мусиенко С. И. «Оригами в детском саду: пособие для воспитателей дет. сада»/ С. И. Мусиенко. – М. : Обруч, 2010. – 96с.

Список литературы для родителей:

1. Богатеева З. А. «Чудесные поделки из бумаги : книга для воспитателей детских садов и родителей»/ З. А. Богатеева. - М. : Просвещение, 1992. - 208с.

2. Горяева Н. А. «Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы»/ Н. А. Горяева. - М. : Просвещение, 2013. – 208с.

3. Косминская В. Б., Халезова Н. Б. «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей»/ В. Б. Косминская, Н. Б. Халезонова. - М. : Просвещение, 1986. – 150с.

4. Хайн Д. «Игрушки-мобиле»/ Д. Хайн. - М. : Айрис Пресс, 2008.- 32с.

5. Чудина Ю. Ю. «Квилинг для всей семьи: От простого к сложному»/ Ю. Ю. Чудина. - М., Феникс, 2013. – 64с.

Список литературы для детей

1. Долженко Г. И. «100 поделок из бумаги»/ Г. И. Долженко. – Ярославль. : Академия развития, 2002. – 144с.

2. Малков В. И. «Бумажные фантазии»/ В. И. Малков. - М. : Просвещение, 2012. - 16 с.

3. Петрова И. М. «Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие»/ И. М. Петрова. – СПб. : «Детство-пресс», 2000. – 48с.

4. Садилова Л. А. «Поделки из мятой бумаги»/ Л. А. Садилова. - М. : Изд-во «Скрипторий 2003», 2011. - 40с.

5. Черкасова И. А., Руснак В. Ю., Бутова М. В. «От салфеток до квиллинга. Нетрадиционные техники работы с бумагой»/ И. А. Черкасова, В. Ю. Руснак, М. В. Бутова. - М. : Изд-во «Скрипторий 2003», 2014. - 56с.

Приложение

№ критерии баллы

1 Соответствие работы заданной теме 0-1 баллов – работа не соответствует теме; 2-3 баллов – работа частично соответствует теме; 4-5 баллов – работа соответствует теме.

2 Проявление творческой индивидуальности 0-1 баллов – работа выполнена по эскизам и образцам; 2-3 баллов – работа выполнена по эскизам с элементами творчества автора; 4-5 баллов – работа выполнена без опоры на образцы.

3 Композиционное решение 0-1 баллов – не соблюден масштаб изделия, нарушена целостность композиции, неверное расположение композиционного центра; 2-3 баллов – отдельные элементы выбирают из композиции изделия; 4-5 баллов – работа выполнена в соответствии с правилами композиции.

4 Колористка работы 0-1 баллов – элемента не гармонируют между собой, нарушают целостность композиции; 2-3 баллов – отдельные элементы композиции вносит незначительный дисбаланс в цветовое решение изделия; 4-5 баллов – цветовое решение изделия гармонично

5 Соответствие технологии изготовления 0-1 баллов – работа не соответствует технологии; 2-3 баллов – работа выполнена с незначительными нарушениями технологических этапов; 4-5 баллов – работа выполнена без нарушения технологии изготовления

Анализ результатов

Уровень освоения программы Количество баллов

Высокий 5-6

Средний 4-5

Низкий 0-3

Публикации по теме:

Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования по бумагопластики для воспитанников 6–7 лет
Опубликовано: 21 января 2024 в 09:38
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД