Папки-передвижки

Программа дополнительного образования по пластилинографии «Пластилиновая радуга»

Анна Павелкова
Программа дополнительного образования по пластилинографии «Пластилиновая радуга»

Программа дополнительного

образования по пластилинографии

«Пластилиновая радуга»

Выполнили:

Павелкова А. В.

Актуальность

Публикация «Программа дополнительного образования по пластилинографии „Пластилиновая радуга“» размещена в разделах

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок художественной направленности Пластилиновая радуга - основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Занятия пластилинографией способствуют интеллектуальному развитию детей. Полученные результаты и сам процесс работы раскрывают творческие способнос ти ребенка, делают детский мир красочнее и духовно богаче.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу

и доводить е до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные области : «Познавательно-речевое развитие», «Коммуникативно- личностное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», тесно переплетаются с жизнью детей, с той образовательной, игровой деятельностью, которую они осуществляют постоянно.

Такое построение занятий кружка Пластилинография способствует более успешному освоению образовательной программы. Реализуется познавательная активность детей. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином вед тся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Знакомятся с художественными произведениями, стихами, загадками, потешками, пальчиковыми играми.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Цель программы :

Цель и задачи

Формирование у детей среднего и старшего дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей посредством пластилинографии.

Задачи:

- передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;

- освоить основные приемы применения пластилина в картинках (шариковый, жгутиковый, капельный) создания

лепных картин с изображением более или менее выпуклых объектов на горизонт альной поверхности;

-освоить простейшие действия с пластилином – раскатывание, сплющивание, вытягивание, размазывание;

- формировать умения детей обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета;

- вырабатывать навыки аккуратной работы с пластилином;

- воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им;

- воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах;

- развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;

Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.

Образовательная деятельность целиком проходит в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.) . Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

Структура работы по пластилинографии

Занятия с детьми рассчитаны на два года обучения (старший и подготовительный дошкольный возраст). Проводится одно занятие в неделю, длительностью 25 минут в старшей группе и 30 минут в подготовительной. Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно- образовательные, что в целом позволяет развивать личность ребенка. Занятия разделены на тематические циклы. Основой каждого занятия является использование нетрадиционной техники работы с пластилином- пластилинографии. Занятия составлены с учетом возрастных, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Занятия проводим нетрадиционно, используя новые методы: надавливание и размазывание, изготавливаем простейшие рельефные поделки методом скатывания и раскатывания, соединяем детали, вдавливаем различные предметы в основу из пластилина, размазываем пластилин указательным пальцем на картоне.

Занятия пластилинографией – это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей. Применяются в работе с детьми стихотворении, потешки, загадки, физкультурные паузы, пальчиковые игры.

На занятиях предполагается знакомство детей с окружающим миром, даются знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении, развитие фантазии и творчества. Занятия строятся на основе Федеральных государственных требований к интеграции образовательных областей, деятельности и тематического планирования.

Во время занятий с детьми предлагается пластилин разного цвета, используются эстетически красочные предметы, игрушки. Разумно чередуется активная деятельность и отдых, чтобы предупредить детское переутомление.

Этапы работы

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

Подготовительная часть.

Организационный этап (общая организация детей, подготовка необходимых принадлежностей).

Вводная часть: беседа, мобилизация внимания, создание эмоциональной заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности детей, рассматривание образца.

Тактильно-двигательное восприятие, анализ объекта изображения (натуры или образца) по форме, величине, строению, цвету, положению в пространстве или выявление сюжета рисунка (в тематическом занятии).

Физкультурная пауза Основная часть.

Определение последовательности выполнения работ, методы и приемы обучения (планирование деятельности).

Показ. Объяснение. Беседа по композиции и технике исполнения, предупреждение возможных ошибок.

Заключительная часть.

Подведение итогов занятия. Обобщение деятельности; просмотр и развернутый анализ работ с точки зрения поставленных задач; фиксирование внимания детей на ошибках и достоинствах выполненных работ; оценка их детьми и педагогом.

Ожидаемые результаты отслеживаются при помощи авторской диагностики в начале и конце каждого года, а результаты контролинга позволят видеть динамику развития каждого ребенка. Формой подведения итогов реализации программы является итоговый вернисаж в конце каждого года обучения.

Работа с родителями

• В рамках реализации программы дополнительного образования

«Пластилинография» определена система работы с родителями (законными представителями) воспитанников.

• Организованна систематическая работы родительского комитета.

• Рассматриваются вопросы привлечения дополнительного финансирования на развитие и укрепление материальной базы группы для образовательного процесса.

Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей. Взаимодействие с родителями направленно на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений и др.

• Организуются разные формы работы с родителями, разработана тематика родительских собраний, консультаций по вопросам развития ручной умелости у детей дошкольного возраста, мастер – класс, беседы.

Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, следует использовать игровые мотивации. Так, в конце занятия педагог может предложить им обыграть свою поделку, задать наводящие вопросы. Использование в игре диалога позволяет развивать речь дошкольников, коммуникативные и творческие способности, облегчает им общение друг с другом.

Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине занятия необходимо проводить физкультурные минутки. Еще один важный момент – благоприятный эмоциональный настрой не только воспитателей, но и детей. Условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству.

Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательные и образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения и навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приемам и средствам композиции.

Содержание изучаемого курса 1 год обучения

1. Занятие ознакомительное.

Диагностика

2. «Бусы для Люси»

3. «Созрели яблочки в саду» Проведение диагностики с целью определения уровня умений детей.

Чтение стихотворения А. Барто «Люся в комнату пошла…». Раскатывание колбасок, деление их на мелкие части с помощью стеки. Расположение на листе картона шариков (бусинок) по линии близко друг к другу.

Беседа о дарах осени. Рассказ о пользе яблок. Определение цветов. Рассказ о пластилинографии. Раскатывание шариков. Расположение на листе картона полученных пластилиновых изображений.

1. «Чудо – грибочки»

2. «Воздушные шары» Беседа с детьми о временах года и характерных признаках осени, ежах и грибах. Отщипывание маленьких кусочков пластилина. Размазывание по контуру.

Заучивание стихотворения А. Шибаев «Шар». Раскатывание пластилина кругообразными движениями, преобразование шарообразной формы в овальную прямыми движениями.

Прикрепление готовой формы на плоскость пут м равномерного расплющивания по поверхности основы.

1. «Зв здное небо»

2. «Солнышко проснулось, деткам улыбнулось»

3. «Радуга – дуга» Прослушивание русской народной колыбельной песенки «Темнота пришла…». Раскатывание комочков прямыми движениями, сгибание в дугу, сплющивание концов предмета. Деление готовой формы на мелкие части при помощи стеки.

Чтение сказки К. Ушинского «Утренние лучи». Отгадывание загадки о солнце. Физкультминутка

«Солнышко, солнышко…». Сплющивание шарика пластилина на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения. Раскатывание комочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук.

Чтение русской народной песенки «Ах ты, радуга-дуга» и С. Маршака «Солнце вешнее с дожд м», рассказ о радуге, показ иллюстраций.

Раскатывание колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук. Использование стеки для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос.

1. «Кто к нам в гости прилетел?»

2. «Шарики для лочки» Загадки о птицах, беседа о зимующих птицах. Отщипывание маленьких кусочков пластилина и растирание пальчиками по заготовке, не заезжая за края контура.

Словесная игра по стихам Е. Благининой, показ иллюстраций с изображением новогодних лок. Расплющивание и заглаживание пластилина по контуру. Использование в работе дополнительного материала (бисер, бл стки).

1. «Мы делили апельсин»

2. «Черепаха» Игровая ситуация «Посылка от мартышки Микки», отгадывание загадок о фруктах. Раскатывание пластилина между ладонями прямыми и округлыми движениями, оттягивание пальцами нужные части предметов.

Использование в работе стержня от шариковой ручки для передачи характерных признаков обьектов.

Чтение стихотворения К. Чуковского «Черепаха», рассказ об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи. Сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки.

Соединение отдельных частей в единое целое.

1. «Клубочки для кот нка»

2. «Улитка, улитка выпусти рога»

3. «Самол т летит» Физкультурная разминка «Киска спит», составление рассказа по картине «Кошка с котятами». Загадка о кошке. Раскатывание пластилина пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины. При м сворачивания длинной колбаски по спирали.

Рассказ о улитке, иллюстрация. Чтение стихотворения «Где вы прячетесь, улитки». Сворачивание колбаски по спирали. Оттягивание, сплющивание. Дополнение образа надрезами с помощью стеки.

Игровая ситуация «Путешествие на самол те», Чтение стихотворения С. Баруздина «Я хочу на самол те…». Деление пластилина на глаз на две равные части. Раскатывание, сплющивание.

Составление на плоскости предмета, состоящего из нескольких частей.

1. «Подснежники»

2. «Вышла курочка гулять, а за ней цыплятки» Чтение отрывка из сказки Г. –Х. Андерсена

«Подснежник». Физкультминутка «Пришла весна». Знакомство с цветами – первоцветами. Раскатывание, сплющивание, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей.

Составление рассказа по картине «Курочка с цыплятами», чтение стихотворения «Курочка – хохлатка». Равномерное сплющивание пластилина для получения плоского изображения. При м оттягивания.

1. «Мышка – норушка и золотое яичко»

2. Уточка с утятами» Пальчиковый театр (показ детей). Загадка о мышке. Преобразовывание шарообразной формы в овальную прямыми движениями рук.

Раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание.

Чтение стихотворения А. Барто «Ути-ути», физкультминутка уточка и утята. Рассматривание игрушки – ут нка, определение частей, формы, цвета. Преобразовывание шарообразной формы в

овальную. Выгибание готовой формы в дугу, оттягивание части для придания нужной формы.

1. «Божьи коровки на ромашке»

2. «Одуванчики – цветы, словно солнышки желты»

3. Диагностика Рассказ о насекомых, описание божьей коровки. Чтение стихотворения А. Усачева «Божья коровка». Раскатывание колбаски для оформления контура. Основные приемы размазывания – сверху вниз, слева направо.

Оформление на подготовленной форме силуэта божьей коровки пут м сплющивания, раскатывания и прижатия.

Чтение отрывка из произведения М. Пришвина

«Золотой луг». Рассказ о одуванчике, используя иллюстрации. Использование имеющихся навыков : раскатывание, деление на части, оттягивание, прижимание. Использование в работе дополнительных материалов.

Проведение диагностики с целью определения уровня умений детей.

Публикации по теме:

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

План программа дополнительного образования по познавательно-речевому направлен в ДОУ кружка «Почемучки» для детей 4–5 лет Цель программы: Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений. Задачи. Обучающие: 1. Приобретение.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования по пластилинографии «Пластилиновая радуга»
Опубликовано: 18 сентября 2023 в 16:31
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД