Нестеренко Людмила
Программа дополнительного образования «Речевичок» для детей старшей группы по обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МО «Полесский городской округ»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Родничок» г. Полесска»
(МАДОУ «Детский сад №1 «Родничок» г. Полесска»)
238630, Россия, Калининградская обл., г. Полесск, ул. Слепенкова, д. 8; ИНН 3922005794; КПП 392201001; ОГРН1023902271799; ОКВЭД 85.11; ОКПО 51810093; № тел. 8(40158) 3-54-65; detsadrodnichok@bk.ru
Согласована Утверждаю
на педагогическом совете заведующий ___ В. В. Власова
протокол №01 пр. № _30__, от «_25_» августа 2021 г.
от «_25_» августа 2021 г.
Публикация «Программа дополнительного образования „Речевичок“ для детей старшей группы по обучению грамоте» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Программа дополнительного образования по подготовке детей старшего возраста к обучению грамоте и развитию речи
«Речевичок»
на 2021-2022 учебный год
Возраст детей : 5-6 лет
Срок реализации программы – 1 год
Составитель: воспитатель высшей категории
Нестеренко Людмила Сергеевна
г. Полесск
2021 г.
Содержание
1. Пояснительная записка___ 3
- направленность___3
- актуальность программы___3
- новизна программы___3
- педагогическая целесообразность___3
- отличительная особенность программы___3-4
2. Цель и задачи___4
3. Планируемые результаты___4
4. Реализация программы___4-5
4.1. Технология организации учебно-познавательной деятельности дошкольников___5
4.2. Основные принципы работы___5
4.3. Структура и содержание программы___5-6
4.4. Диагностика___6
5. Учебно-тематический план. Объём программы___7
5.2. Календарно-тематическое планирование___7-9
6. Методическое обеспечение___10
7. Материально-техническое обеспечение___10
8. Список литературы___11
9. Приложения. Диагностические карты___11-20
1. Пояснительная записка
Начало обучения в школе – один из сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Адаптация ребенка к школе – процесс длительный, связанный со значительным напряжением всех сил организма. Правильно организованная работа по этой проблеме – залог успешного обучения детей в школе.
Направленность дополнительной программы - речевая.
Подготовка детей к школе по обучению грамоте, речевое развитие, ознакомление со звуковым анализом и подготовка к усвоению грамоте, развитие интереса и способностей к чтению
Работа кружка «Речевичок» отвечает интересам семьи, интересам школы и самого ребенка. Деятельность детей в кружке способствует быстрейшему формированию у детей желания учиться, поверить в свои силы и личностную значимость.
Кружок реализует преемственность между дошкольной подготовкой и начальной школой, дает возможность педагогам и родителям помочь детям подготовиться к обучению в школе.
Дополнительная образовательная модифицированная программа «Речевичок» основана на современных требованиях к Программам дополнительного образования (Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003г. № 28-02-484/16). Данная программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста, ее содержание соответствует программе детского сада №1 «Родничок» г. Полесска».
Программа определяет знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и речевого развития, адаптации к школьному обучению.
Актуальность программы.
Актуальность программы заключается в :
- организация процесса обучения по речевому развитию детей (связная речь, обучение грамоте) с учетом потребностей и возможностей детей данного возраста;
- отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;
- укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
Новизна программы.
Состоит в том, что занятия по обучению грамоте носят общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребёнка.
Данная программа активно развивает речь детей, расширяет знания о звуках, словах, предложении, дополняет при помощи игровых приёмов умения детей составлять короткие рассказы, сказки, загадки, учит детей задавать вопросы, развивает память посредством заучивания стихов, потешек, параллельно готовя и руку ребёнка к письму, не выделяя при этом обучение письму в отдельную деятельность.
Педагогическая целесообразность.
В программе «Речевичок» игра выступает как приоритетный метод обучения. Такой подход удовлетворит возрастную потребность детей в игре. Это особенно важно при обучении связной речи и обучение грамоте, так как игровая форма обучения способствует более легкому усвоению поставленных задач.
Отличительная особенность программы
Программа обеспечит непрерывное и поступательное развитие личности ребенка на всех последующих этапах образования в условиях единой образовательной системы.
По целям – развитие личности ребенка, формирование его готовности к систематическому обучению, обеспечение единых стартовых возможностей.
По содержанию - отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы.
По форме - занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. В основе занятий лежит принцип ведущей (игровой) деятельности.
По системе принципов – принцип обучения деятельности с учетом возрастных особенностей, сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка; обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка.
По технологиям – используется адаптированная технология к возрасту детей. В процессе обучения дети сами делают открытия. Учатся использовать полученные знания и решать поставленные задачи.
2. Цель и задачи
Цель программы : звуковая культура речи, выработка у детей умения ориентироваться в звукобуквенной системе родного языка и на этой основе - интереса и способности к чтению развитие связной речи.
Задачи:
Обучающие :
- развивать фонематический слух;
- формировать умение проводить элементарный звуковой анализ слов;
- развитие звукобуквенного анализа, развитие фонематического восприятия;
- подготовка руки к письму;
- усваивать зрительный образ печатной буквы;
- развивать звуковую культуру речи;
- развивать память, внимание, мышление, воображение;
- обогащать словарный запас и развивать речь;
Воспитательные:
- ознакомить с правилами посадки за партой, владением письменными принадлежностями;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие, старательность
- прививать любовь к книге;
- воспитывать организованность в учебной деятельности;
Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды
занятий: занятие-игра; занятие-путешествие; занятие-викторина; занятие-соревнование.
3. Планируемые результаты
Занятия детей в кружке «Речевичок», помогут:
- приобщить ребенка к игровому взаимодействию;
- обогатят его представления о звуках родного языка, буквах;
- будет совершенствоваться речь;
- расширится словарь;
- занятия интеллектуально обогатят ребёнка;
- будет активно развиваться диалогическая и монологическая речь;
- занятия научат ребёнка общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
- ребёнок подготовится к школьному обучению;
4. Реализация программы
Срок реализации – 1 год.
Возраст обучающихся 5 – 6 лет.
Число детей, посещающих кружок - 25
Форма организации занятий – подгрупповая (по 12 детей)
Обучение проводится 2 раза в неделю до 25 минут
Требования к современному дошкольному образованию ориентирует на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в обучении, способствуют развитию речи, логическому мышлению, развитию памяти, воображения.
Деятельность кружка способствует формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, учит умению рассуждать, объективно оценивать результаты своей деятельности.
Основная дидактическая идея - развитие речевых процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе учебной деятельности ребенка, что осуществляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной и увлекательной для детей этого возраста.
Методы, которые используются на занятиях: наглядный, игровой, практический. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усвоить материал. Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо.
4.1. Технология организации учебно-познавательной деятельности дошкольников
Все занятия строятся с использованием проблемно-диалогической технологии.
Детям не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой.
Занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. В основе занятий лежит принцип ведущей (игровой) деятельности. Комплексно – игровой метод организации занятий дает возможность добиться положительного результата в работе с детьми. Материал легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы. Дети, играя, постигают понятие “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”, “буква”, закрепляют правильное произношение звуков в пословицах и поговорках, участвуют в сочинении сказок, стихов, чистоговорок.
4.2. Основные принципы работы:
-учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
-уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
-комплексный подход при разработке занятий;
-вариативность содержания и форм проведения занятий;
-систематичность и последовательность занятий;
-наглядность;
-учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;
4.3. Структура и содержание программы.
Раздел I «Изучаем грамоту».
Обучение грамоте предполагает обогатить и активизировать речь, проводится целенаправленная работа по пополнению словарного запаса, совершенствование звуковой культуры речи, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию монологической речи. Развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формируется правильное звуко- и слово-произношение. Дети учатся правильно составлять предложения, составлять рассказы по картинке, по данному началу, грамотно формулировать ответы на вопросы и т. д. В результате этих упражнений ребенок учится переносить сформированные речевые навыки на новый материал, умению пользоваться ими в самостоятельной речи. Навыки самостоятельных связных рассказов формируются в течение довольно длительного времени и требуют терпения, настойчивости, внимания и такта со стороны взрослого. Очень важно следить за тем, чтобы самостоятельные высказывания ребенка были логичные, последовательные и грамматически правильные.
Раздел «Изучаем грамоту» содержит знакомство в игровой форме со звуками речи и с образами букв, подготовку к школе, обучение правильному звукопроизношению.
Дети учатся:
развивать фонематический слух, зрительную память;
достаточно отчетливо и ясно произносить слова;
-выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове;
соблюдать орфоэпические нормы произношения;
владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;
свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;
правильно согласовывать слова в предложении;
составлять предложения с заданным словом, по картинке, на заданную тему, заканчивать предложение нужным по смыслу словом, восстанавливать заведомо искаженные фразы и т. п. ;
рассказывать сказки, рассказы с опорой на иллюстрации или серии картинок;
ориентироваться на странице книги;
составлять небольшие рассказы описательного характера по сюжетной картинке и серии картин; о событии из собственного жизненного опыта;
рассказывать сказку или рассказ;
правильно использовать предлоги;
правильно произносить звуки.
Раздел II «Занимательное письмо».
Умение ориентироваться на листе бумаге:
умение начинать движение в определенной точке и вести руку в определенном направлении;
фиксировать внимание на правильном движении и основном требовании – линии должны быть равными друг другу;
развивать мелкую моторику.
Уметь рисовать:
Прямые вертикальные линии;
Прямые горизонтальные линии;
Прямые наклонные линии;
Полуовалы – верхние и нижние, правые и левые;
Овалы;
Зигзаги, плавно передвигая руку по листу бумаги.
Уметь писать печатные буквы.
4.4. Диагностика.
Для учета и развития индивидуальных способностей детей проводится педагогическая диагностика. Первый раз – в сентябре (с 1 по 15, чтобы выявить проблемные моменты в развитии ребенка. В конце декабря – вторая, промежуточная, чтобы сделать выводы, подкорректировать педагогическую работу на полугодие. Третий раз – в конце мая, итоговая для того, чтобы иметь представление о знаниях детей на конец года. Дать конкретные советы родителям. Основными методами педагогической диагностики являются беседа и наблюдение. Диагностика заключается в выявлении уровня развития связной речи, памяти, мышления внимания, воображения и пр.
Итогом программы являются результаты итоговой диагностики, где дети показывают все свои достижения, все приобретенные навыки и умения, все чему научились. Поощрением для обучающихся является вручение дипломов об окончании дошкольного обучения, а так же благодарности, почетные грамоты и подарки.
Важной оценкой образовательной программы является положительные отзывы родителей, которые в дальнейшем помогают корректировать содержание программы.
5. Учебно-тематический план
5.1. Объём программы
Данная программа по обучению грамоте и развитию речи рассчитана на 72 часа.
Разделы Количество теоретических часов Количество практических часов
1. Раздел «Обучение грамоте»
Звук и слово 1ч 2ч
Звук, слово и слог 1ч 2ч
Предложение, слово, звук 1ч 2ч
Схема звукового состава слова 1ч 4ч
Гласные звуки 1ч 2ч
Согласные звуки 1ч 2ч
Гласные и согласные звуки 1ч 1ч
Твёрдые согласные 1ч 2ч
Мягкие согласные 1ч 2ч
Твёрдые и мягкие согласные 1ч 2ч
Согласные звонкие звуки 1ч 2ч
Согласные глухие звуки 1ч 2ч
Слоги, деление слов на слоги 1ч 4ч
Развитие связной речи 1ч 10ч
Словесное ударение 1ч 3ч
Всего: 16ч. 42ч.
2. Раздел «Занимательное письмо» Количество часов
Ориентировка на листе бумаги 0ч. 4ч
Развитие мелкой моторики 2ч. 4ч
Педагогическая диагностика 2ч 2ч
Всего: 4ч 10ч.
Итого: 72 часа
5.2. Календарно-тематическое планирование
Сентябрь
Диагностика
Обследование звуковой культуры речи, изучение развития фонематического слуха и речевого внимания, моторика и графические умения, владение умением звукового анализа слов, составление слов из слогов, звуковая культура речи, зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации, внимание и память
3 неделя
Тема: «Разные слова»
Цель: сформировать понятие «слово»
Классификация предметов (фрукты-овощи)
4 неделя
Тема: «Разные слова», речевые игры «Подбери словечко», «Доскажи слово», «Придумай слово».
Цель: вызвать интерес к речевым играм.
Октябрь
1 неделя
Тема: «Гласные звуки». Звук и буква А. определение места звука в словах, словесные образовательные ситуации проблемного характера «Шапка», «На рыбалке».
2 неделя
Тема: гласный звук и буква У, место звука в словах, чтение слогов АУ, УА; Речевая игра «Живое-неживое», «Что нарисовано?» (учимся задавать вопрос)
3 неделя
Заучивание стих. Плещеева «Осень»
4 неделя
Тема: «Гласные звуки». Тема: закрепление звуков, букв А,У, слогов.
Ноябрь
1 неделя
Тема: «Гласные звуки». Звук и буква О
Развитие памяти (запоминание 5 не связных между собой слов, речевые игры
2 неделя
Тема: «Гласные звуки». Звук и буква Ы
Развитие памяти (запоминание 5 не связных между собой слов, речевые игры
3 неделя
Тема: «Гласные звуки». Звук и буква Э, закрепление пройденного материала в игре-соревновании.
4 неделя
Тема: «Согласные звонкие звуки (М, Н)» Заучивание стихотворения «Осень» Я. Аким
Декабрь
Промежуточная диагностика
с 10.12.19г. по 20.12.19г.
Обследование речевого развития детей (моторика и графические умения, владение умением звукового анализа слов, составление слов из слогов, звуковая культура речи, зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации, внимание и память)
3 неделя
Тема: «Согласные звонкие звуки (Р, Л)». Классификация предметов (одежда, речевые игры
4 неделя
Тема: «Согласные звонкие звуки (Б, В)» Классификация предметов (обувь, речевые игры
Январь
3 неделя
Тема: «Согласные звонкие звуки (Б, В, Г, Д)» закрепление пройденного материала в игре-викторине «Поле чудес»
4 неделя
Тема: «Слоги, деление слов на слоги» Заучивание стихотворения о зиме. (С. Есенин «Берёза»). «Согласные глухие звуки (П, Ф)». Классификация предметов (животные, речевые игры
5 неделя
Тема: «Согласные глухие звуки (К, Т)». Классификация предметов (птицы, речевые игры. Повторение стихотворения «Берёза», С. Есенина.
Февраль
1 неделя
Тема: «Согласные звонкие звуки (Г, Д)» Классификация предметов (транспорт, речевые игры. Повторение стихотворения «Берёза», С. Есенина.
2 неделя
Тема: «Слоги, деление слов на слоги» Составление предложений из 3-х слов по картинкам, учимся задавать вопросы. Словесные образовательные ситуации проблемного характера «Игрушки», «Рана»
3 неделя
Тема: «Согласные глухие звуки (П, Ф, К, Т)», чтение слогов, закрепление пройденного материала в игре-викторине. «Слоги, деление слов на слоги». Чтение сказки «Морозко», учимся задавать вопросы.
4 неделя
Тема: «Слоги, деление слов на слоги». Повторение пройденного.
Март
1 неделя
Тема: развитие связной речи. Пересказ сказки «Два жадных медвежонка». Учимся задавать вопросы.
2 неделя
Тема: развитие связной речи. Составление рассказа-описания по картинке о природе.
3 неделя
Тема: развитие связной речи. Сочиняем рассказ на тему «Весна в лесу»
4 неделя
Тема: развитие связной речи. Составление предложений с заданным словом.
Заучивание стихотворения о весне (С. Есенин «Черёмуха»)
Апрель
1 неделя
Тема: развитие связной речи. Учимся составлять загадки. Повторение стихотворения о весне (С. Есенин «Черёмуха»)
2 неделя
Тема: развитие связной речи. Сочиняем сказку на тему «Заяц и волк»
3 неделя
Тема: развитие связной речи. Составление рассказа на тему «Мой выходной день».
4 неделя
Тема: развитие связной речи. Повторение стихотворения о весне (С. Есенин «Черёмуха»)
Май
1 неделя
Тема: ориентировка на листе бумаги.
Развитие мелкой моторики (печатание букв)
2 неделя
Тема: ориентировка на листе бумаги.
Развитие мелкой моторики (печатание букв)
3, 4 недели
Итоговая диагностика
Обследование речевого развития детей (моторика и графические умения, владение умением звукового анализа слов, составление слов из слогов, звуковая культура речи, зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации, внимание и память)
6. Методическое обеспечение
Методы и приёмы организации образовательной деятельности, используемые на занятиях в кружке «Речевичок» :
Репродуктивные (наглядные, словесные, практические)
1. Наглядный метод
Рассматривание картинок, картин, игрушек – используется в процессе обучения с целью развития связной речи
Показ образца задания, способа действия – используется в процессе обучения с целью развития наглядно-действенной, наглядно-образной форм мышления и речи.
2. Словесный метод:
Рассказ педагога – используется с целью создания у детей ярких представлений о событиях и явлениях.
Рассказ детей – используется с целью совершенствования знаний и умственно-речевых умений детей.
Чтение художественной литературы – используется с целью расширения знаний детей об окружающем, формирования способности к восприятию и пониманию художественной литературы
Беседы – используется с целью уточнения знаний детей, и их обобщения и систематизации
3. Практический метод:
Упражнение – это многократное повторение ребёнком умственных и практических действий заданного содержания. Упражнения могут быть подражательного, творческого, игрового характеров.
Игра – предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с вопросами, объяснениями, пояснениями и др.
Сотворчество – совместная деятельность педагога и детей в решении поставленных задач.
7. Материально-техническое обеспечение
1. Столы и стулья по количеству детей;
2. Магнитная доска;
3. Наборы букв;
4. Мультимедийный проектор;
5. Ручки, карандаши;
6. Таблица «Пиши-стирай» (для печатания букв с использованием маркера)
7. Наборы предметных, сюжетных картинок;
8. Методические разработки занятий;
9. Наглядный материал;
10. Раздаточный материал;
11. Пособия, игрушки, детская художественная литература
8. Список литературы:
1. «Коммуникация» - О. Н. Сомкова;
2. «Уроки логопеда» - Н. С. Жукова;
3. «Логопедические игры» - И. Скворцова;
4. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет» - Н. Э. Теремкова;
5. «Как хорошо уметь читать» - Д. Г. Шумаева;
6. «Дошкольник и рукотворный мир» - М. В. Крулехт
7. Интернет-ресурсы
Приложение
Блок Карты углубленного диагностического обследования
(по М. М. Безруких, академика РАО)
Задания (показатели деятельности) Оценка выполнения Наблюдение за ходом выполнения задания, организация деятельности
3 балла 2 балла 1 балл
Когнитивное развитие
1. Речевое развитие
1. Может составить рассказ по последовательным картинкам. Запас слов позволяет выразить мысль, описать события
2. Умеет выделить звуки в начале, середине, конце слова
3. Умение грамотно строить предложение (согласование падежей, родов)
4. Умеет выразить пространственные отношения с помощью предлогов
5. Правильное звукопроизношение, четкая артикуляция
Сумма баллов
2. Развитие мелкой моторики и графических умений
1. Ловкость, точность при манипуляции с мелкими предметами (шнурками, палочками, кубиками)
2. Способность к координации движений двух рук
3. Хорошая координация движений пальцев рук
4. Способность чертить ровные вертикальные и горизонтальные линии, ровность и четкость штрихов
5. Ловкость, отсутствие скованности, напряжения при выполнении графических движений
Сумма баллов
3. Зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации
1. Дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяя их характерные признаки
2. Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам
3. Дорисовывает фигуры, соблюдая размерность и направление всех штрихов и элементов
4. Различает расположение фигур и деталей в пространстве и на плоскости (над - под, на - за, перед - возле, сверху - снизу, справа - слева и т. п.)
5. Копирует простые геометрические фигуры, сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление штрихов
Сумма баллов
4. Развитие внимания и памяти
1. Запоминает цепочку слов
2. Умеет работать сосредоточенно, без отвлечений
3. Запоминает и повторяет предложение (вербальная память)
4. Запоминает изображение предметов, может выделить их среди других (зрительная память)
5. Способен удерживать внимание и работать в соответствии с инструкцией
Сумма баллов
5. Мышление (Общее развитие)
1. Умеет классифицировать и обобщать предметы, считать в пределах 10
2. Умеет находить причинно-следственные связи
3. Умеет делать простые логические выводы, может продолжить словесное рассуждение
4. Умеет дифференцировать предметы по форме и величине
5. Понимает смысл и последовательность событий (на картинках, в простом рассказе)
Сумма баллов
6. Самоорганизация (организация произвольной деятельности)
1. Понимает инструкцию и работает в соответствии с ней
2. Умеет планировать свою деятельность и доводить работу до конца
3. Умеет работать без отвлечений в течение выполнения задания (5-10 минут)
4. Видит свои ошибки и вносит коррекцию по ходу выполнения задания
5. Адекватно реагирует на замечания, принимает помощь и умеет использовать ее
Сумма баллов