Светлана Асеева
Программа дополнительного образования творческой мастерской «Очумелые ручки» для детей дошкольного возраста 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Ручной труд способствует разностороннему развитию личности ребенка. Художественно – творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому, так важно включать в педагогический процесс детского сада художественный ручной труд».
В. А. Сухомлинский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Программа дополнительного образования творческой мастерской „Очумелые ручки“ для детей дошкольного возраста 4–7 лет» размещена в разделах
Актуальность Содержание данной программы дополнительного образования художественно-эстетического развития творческих способностей у детей дошкольного возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка. Программа разработана в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; Приказом Мин. обр. науки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Приказом Мин. обр. науки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; На основе раздела «Изобразительное искусство» Общеобразовательной программой Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №2 разработанной с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой. Дети – прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей его своеобразности и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят фантазировать и экспериментировать. В законе РФ «Об образовании» определен в качестве принципа государственной политики гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности (ст. 2). Практический гуманизм предусматривает обеспечение комплекса условий для развития каждого человека как высшей самостоятельной ценности, как индивидуальности. Детство - очень важный период для детей. Именно сейчас ребёнок представляет собой маленького исследователя открывающего для себя незнакомый и удивительный мир. Одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное. Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления аппликаций постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления. Непосредственный контакт ребенка с бумагой, и бросовым материалом элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.
В программу кружка «Очумелые ручки» входит ряд разделов:
- Работа с бумагой и картоном
- Работа с тканью и нитью
- Работа с бросовым материалом
В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к художественному труду. В конце учебного года проводится фото выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.
Программа художественной направленности кружок «Очумелые ручки» рассчитана для детей дошкольного возраста на три года обучения.
Программа направлена на развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста, создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры.
В связи с этим содержание дополнительной образовательной программы соответствует достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям. Уровню дошкольного образования, современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения.
Программа гармонично сочетается с основной программой художественно-эстетического развития детей, разнообразя ее художественными материалами и художественными способами.
Цель программы : развитие у детей дошкольного возраста способности видеть мир глазами художника, развивать навыки работы с различными материалами (бумагой, картоном, тканью, бросовым материалом) замечать и творить красоту, воспитание нравственного отношения к миру через его чувственное восприятие, развитие воображения, дизайнерских способностей, мелкой моторики рук.
Задачи программы : развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных видов аппликации, оригами, изобразительного искусства и их сочетаний.
• Задачи первого года обучения, 4-5 лет:
- создать условия для обучения детей ориентировке на листе бумаги, формировать умения составлять предметные изображения и наклеивать их на лист;
- развивать и координировать мелкую моторику рук; - формировать умение работать с цветом;
- обучать приемам вырезания (прямолинейное и частично криволинейное);
- формировать навыки зрительного анализа (умение обследовать объект, составлять рассказа о последовательности выполнения работы);
- формировать умение работать по образцу;
- формировать умение составлять композицию из нескольких предметов в ряд или на всем листе бумаги;
- формировать умение работать с пластилином (пластелинография).
Планируемые результаты первого года обучения:
- умеет составлять предметные изображения и наклеивать их на лист;
- сформирована координация движения рук (мелкая моторика); - сформировано умение работать с цветом;
- владеет приемами вырезания (прямолинейное и частично криволинейное);
- сформированы навыки зрительного анализа (умеет обследовать объект и рассказать о последовательности выполнения работы); - умеет работать по образцу;
- умеет составлять композицию (несколько предметов в ряд или по всему листу бумаги); -
-умеет работать с пластилином (пластелинография)
• Задачи второго года обучения, 5-6 лет:
- создать условия для обучения детей ориентировке на листе бумаги, формировать умение наклеивать самостоятельно вырезанные фигуры, создавать орнамент или предметное изображение;
- развивать и координировать мелкую моторику рук; - формировать умение работать с цветом; - обучать приемам вырезания (прямолинейное и криволинейное);
- формировать навыки зрительного анализа (умение обследовать объект, составлять рассказа о последовательности выполнения работы);
- формировать умение работать по образцу;
- формировать умение составлять композицию (предметную или 4 сюжетную композицию);
- формировать умение работать с пластилином (пластелинография).
Планируемые результаты второго года обучения:
- умеет ориентироваться на листе бумаги, умеет наклеивать самостоятельно вырезанные фигуры, создавать орнамент или предметное изображение;
- сформирована координация движения рук (мелкая моторика); - сформировано умение работать с цветом;
- владеет навыками зрительного анализа, умеет обследовать объект, умеет составлять рассказ о последовательности выполнения работы;
- умеет работать по образцу;
- умеет составлять композицию (предметную или сюжетную композицию);
- сформировано умение работать с пластилином (пластелинография).
• Задачи третьего года обучения, 6-7 лет:
- создать условия для обучения детей ориентировке на листе бумаги, обучать наклеивать самостоятельно вырезанные фигуры, создавать орнамент, предметную композицию (сюжет);
- развивать и координировать мелкую моторику рук;
- формировать умение работать с цветом, учить подбирать цвет для создания своих работ;
- обучать приемам вырезания (прямолинейное и криволинейное, способам вырезания: симметричное, парносимметричное, силуэтное, обрывание;
- формировать навыки зрительного анализа (умение на глаз вырезать несложные силуэты); - формировать умение работать по образцу;
- формировать умение составлять композицию (предметную или сюжетную композицию из разного материала на различных по формату и форме поверхностях);
- формировать умение работать с пластилином.
Планируемые результаты третьего года обучения:
- умеет ориентироваться на листе бумаги, умеет наклеивать самостоятельно вырезанные фигуры, создавать орнамент или предметную композицию (сюжет);
- сформирована координация движения рук (мелкая моторика); - сформировано умение работать с цветом, умеет подбирать цвет для создания своих работ;
- владеет приемами вырезания (прямолинейное и криволинейное, способами вырезания: симметричное, парносимметричное, силуэтное, обрывание);
- сформированы навыки зрительного анализа, умеет на глаз вырезать несложные силуэты;
- умеет работать по образцу;
- умеет составлять композицию (предметную или сюжетную композицию из разных материалов на различных по формату и форме поверхностях);
- умеет работать с пластилином,
Способы определения результативности:
- активность и самостоятельность детей в художественно-эстетической деятельности;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности. Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются выставки детского творчества, проводимые в дошкольном учреждении и участие в детских творческих конкурсах разных уровней.
Сроки проведения: с октября 2021 по май 2024г.
Возрастная категория : 4-7 лет
Форма обучения: групповая. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия 20 -30 минут