Ксения Недобежкина
Программа дополнительного образования «Юный шахматист»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Юный шахматист» по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы составлена на основе «Программы курса «Шахматы – школе» И. Г. Сухина, а также учебного пособия И. Г. Сухина «Удивительные приключения в Шахматной стране».
Публикация «Программа дополнительного образования „Юный шахматист“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
«Юный шахматист» является программой спортивно-технической направленности, реализуется в дошкольном образовательном учреждении и обеспечивает целостный процесс психического, физического и умственного развития личности ребенка.
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенное значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, развивают умение концентрировать внимание на решении задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.
«Без шахмат нельзя себе представить воспитание умственных способностей и памяти…» - отмечал известный педагог Сухомлинский. Одним из важнейших качеств шахмат является то, что они могут стать школой творчества для детей. Это уникальный инструмент развития творческого мышления. Играя с соперником, ребенок постепенно начинает также играть и с самим собой, приходя к выводу, что моделировать ситуацию и последствия ходов в уме – эффективнее, чем испытывать их непосредственно на практике. Мозг ребенка постепенно начинает работать не только на запоминание и воспроизведение информации, но и на поиск оригинальных идей и нестандартных решений для достижения желаемого результата. В игре ребенок начинает ощущать себя творческой личностью, даже если чувствует подчас неудовлетворенность. Развивая и дисциплинируя мысль, шахматы могут помочь ребенку реализовать себя в избранной сфере деятельности в будущем, состояться как личности.
В программе нет приоритетной установки сделать из ребенка шахматиста. Сами по себе шахматы развивают мысль, если так можно сказать, нейтральную по отношению к добру и злу, но нравственный урок честного спортивного единоборства переоценить трудно. Если в основу игры положить не самодовольное тщеславие, а здоровое честолюбие, то естественная энергия соперничества находит выход не в подавлении врага, а в совместных противоречивых поисках истины и гармонии. Шахматы могут помочь взрастить у детей не агрессивность или рабство, а чувство ответственности и радость творчества.
Шахматы по своей природе являются игрой. И для ребенка в начале обучения, прежде всего, игрой и остаются. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта и реальность такова, что все детские соревнования носят разную спортивную направленность.
Развитие личности ребенка через шахматную игру происходит на основе ее спортивной направленности. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость; терпение, концентрацию внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т. д. Шахматы, сочетающие в себе еще элементы науки и искусства, могут вырабатывать эти качества еще более эффективно и всесторонне. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и правильно извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейший стимул к самовоспитанию определенных качеств.
Актуальность. Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Цепкая память и удивительная любознательность малышей позволяют увлечь их игрой в деревянные (или пластмассовые) фигурки. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир.
Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается, прежде всего, в реализации идеи использования игры в шахматы, как эффективного средства умственного, психического и физического развития ребенка – дошкольника.
Цель: создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирование общей культуры посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
Формировать устойчивый интерес дошкольников к игре в шахматы.
Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий : шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья, шахматные часы.
Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.
Познакомить с правилами поведения партнёров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствии с этими правилами.
Учить детей применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.
Обеспечивать успешное овладение дошкольниками основополагающих принципов ведения шахматной партии.
Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской.
Категория обучающихся: Программа «Юный шахматист» предназначена для детей 5-6 лет.
Формы и режим обучения:
Форма занятий – очная, групповая. Группы формируются по возрасту.
Предполагается 48 занятий в год. Занятия проводятся с сентября по август, один раз в неделю во второй половине дня.
Продолжительность занятия – 30 минут.
2. Планируемые результаты освоения программы
К концу обучения дети должны знать:
Шахматные термины (белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья)
Названия шахматных фигур (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король)
Правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу обучения дети должны уметь:
Ориентироваться на шахматной доске;
Различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
Правильно помещать шахматную доску между партнерами;
Правильно расставлять фигуры перед игрой;
Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
Объявлять шах;
Ставить мат;
Решать элементарные задачи на мат в один ход.
К концу обучения дети должны иметь представление:
О рокировке;
О взятии на проходе.
3. Содержание программы
Содержание дополнительной образовательной программы представлено календарно-тематическим планированием, включающим в себя цель образовательной деятельности, его содержание, средства обучения.
Программа рассчитана на детей 5-6 лет.
Педагогический анализ знаний и умений детей проводится 2 раза в год: вводная диагностика (сентябрь) и итоговая (май).
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Количество занятий в год: 48
Время реализации программы : 1 год.
Основные формы и средства обучения:
• Дидактические задания и игры;
• Проблемные и поисковые вопросы;
• Шахматные сказки, загадки;
• Практическая игра;
• Теоретические занятия;
• Шахматные досуги;
• Подвижные игры шахматной тематики;
• Речевые игры.
В образовательной деятельности используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки, песни о шахматах, шахматные миниатюры. Ключевым моментом образовательной деятельности является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.