Получи документы

Пространственное моделирование состава предложения с детьми с тяжелым нарушением речи старшего возраста

Ольга Соловьева
Пространственное моделирование состава предложения с детьми с тяжелым нарушением речи старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие устной речи, связного высказывания является наипервейшим и наиважнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся, может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы. Последовательно, полно, аргументировано, и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества.

Публикация «Пространственное моделирование состава предложения с детьми с тяжелым нарушением речи старшего возраста» размещена в разделах

Связность высказывания зависит от уровня владения умением построения отдельного предложения, от программирования высказывания в самых различных ситуациях, от умения связывать отдельные предложения в единое целое.

Слова и словосочетания, соединяясь между собой с помощью грамматических средств, образуют предложение. Связная речь состоит из группы связанных между собой предложений. В потоке монологической речи предложения тесно связаны между собой и, обычно, предыдущее предложение обуславливают структуру последующего.

Предполагаемые методические рекомендации являются результатом отбора известных и практикуемых в дошкольных учреждениях методических приемов и игр, апробируемых в логопедической работе с детьми. В содержание многих методических приемов, игр внесены изменения с целью использования в логопедической работе.

У детей с ТНР появляется речевая несостоятельность, как в невозможности оперирования языковыми средствами общения (фонетическими, лексическими и грамматическими, так и в явно выраженных недостатках восприятия речи. Педагоги Р. Е. Левина, С. Н. Шаховская, Т. Б. Филичева отмечают трудности в построении предложения у детей с ТНР :

нарушение структуры предложения, порядка слов;

• незаконченностью предложений;

• недостатки в грамматическом оформлении предложений.

Предложения характеризуются бедностью и однообразием языковых средств, лексическими затруднениями, смешением значений слов. В спонтанной речи дети преимущественно используют простые, малоинформативные предложения, не умеют распространять предложения.

Одной из важнейших задач является учить конструированию предложений, распространять их, сформировать у детей элементарное представление о структуре предложения, о смысловых и грамматических связях между словами. Учить правильно использовать лексику, разные способы сочетания слов в предложении, интонационно оформлять предложение.

Воспитатели, работающие с детьми с нормой в развитии начинают работу по «предложению» с самого текста такую методику предлагает Софья Ник. Карпова.

Начинаю работу с закрепления понятия «слово». Необходимо научить ребенка находить точные слова, расширять объем словаря. В связи с работой по ознакомлению с окружающим расширять ориентировки в окружающем мире.

1. Упражняю точно находить слова для обозначения предметов.

Даю понятия, что предметы бывают живые (одушевленные) : это люди и животные; и не живые (неодушевленные) предметы.

Использую игры:

«Кто больше назовет окружающих предметов» (птиц, игрушек) и т. д. Учу отвечать на вопросы по действию, и сюжетной картинке: «Кто это? Что это?».

«Кто быстрее принесет картинку». Предлагаю картинки с изображением предметов одушевленных и неодушевленных. Прошу ребенка задать вопрос к предмету.

Ввожу модель «полоска».

Формирование двухсоставного простого предложения. Даю понятие детям о предложении, используя игрушки, картинки. Задаю вопросы : «Кто это? Что делает?».

2. Упражняю точно находить слова для обозначения действий предметов.

Девочка рисует. «Мы составили предложение. Сколько слов в предложенииСоставляем несколько простых предложений про игрушки, про детей. Учу называть 1-ое и 2-е слово. Делаем вывод: предложения построены из слов, которые располагаются по порядку. Слова дружат, они помогают нам что-то узнать, о чем-то сообщая. В предложении может быть 2,3,4 и больше слов.

Ввожу модель «полоска со стрелкой» - слово «действие».

3. Упражняю точно находить слова для обозначения признаков предметов.

Помогаю детям подбирать слова, отвечающие на вопросы : «Какой? Какая? Какие?», активизируя и уточняя при этом их словарный запас. Предлагаю придумать и сказать 2-3 слова про какой-нибудь предмет или про себя. Придумать предложение из 3 слов про предмет, который не называется, а лишь указываются некоторые его свойства (круглый предмет). Мячик круглый катится. Шар круглый летит.

Использую модель «полоска с волнистой линией» - «красивое слово».

Перехожу к составлению простых предложений из 3-5 слов методом распространения начальной структуры с опорой на сюжетную картинку. Использую постановку вопросов к картинке и образец ответа. Начинаем конструирование предложений с прямым дополнением. Работаем над анализом предложения. Используем прием моделирования (полоски).

Закрепляем работу над осознанием детьми структуры предложения, слова располагаются по порядку, в определенной последовательности, по смыслу.

Закрепляя навыки составления и распространения предложений, использую следующие приемы:

• Игра «Какое слово заблудилось?». Восстановить смысл, правильный порядок слов. Слова заблудились, встали не по порядку.

• Упражнять детей в последовательной замене всех слов в предложении. «Птицы поют весело». Заменяем первое слово «птицы» на «дети», затем слово «поют» на «играют» и т. д. Тем самым помогаю детям подбирать слова, активизируя и уточняя при этом их словарный запас.

• По предметным картинкам. Ставлю на доску несколько картинок с изображениями предметов, которые можно объединить в одном предложении. Например, лес, медведь; бабушка, носки, и т. д.

• Придумать предложение из 3 слов, про предмет, который не называется, а лишь указываются некоторые его свойства (круглый предмет).

• Работа с деформированным предложением. В начале предлагается 4-5 слов без предлогов. Постепенно количество слов увеличивается, появляются предлоги.

Составляем предложения со словами близкими или противоположными по смыслу, многозначными словами, образными выражениями: придумать предложение со словосочетаниями : холодный, морозный день; маленький, крошечный щенок.

Для вас могу предложить игру «Живое предложение». Взрослый предлагает предложение, детям даются слова, из которых они выстраивают предложения в ряд. Какое первое слово? А какое потом? А какое слово после и т. д. Сколько слов в предложении? Дети называют одновременно каждый свое слово. Воспитатель: «Вы поняли, о чем говорится в предложении? Нужно каждое слово называть последовательно по порядку одно за другим». При последовательном назывании всех слов каждый ребенок берет за руку того, кто исполняет роль следующего слова. В предложение добавляются новые слова, дети-слова находят и занимают свое место в предложении среди других слов.

Дано предложение : «Деревья покрыты снегом». Дети выстраивают предложение. Логопед переставляет слова в предложении : «Снегом покрыты деревья». Дети-слова перестраиваются в нужном порядке (2-3 раза переставить слова).

Упражняя детей в составлении предложений, необходимо развивать ориентировку в логических элементах упражнения, вычленять в нем предмет сообщения и того, что сообщается т. к. в предложении заключено суждение. Обычно в процессе обучения используем вопросы синтаксического плана: «Кто? Что делает?». Необходимо ставить вопросы о ком, о чем сообщается, говорится в предложении и что говорится? Это нацеливает детей не на слова, а на структурные компоненты мысли, можно использовать предметно - графическую схему предложения.

В результате проведенной работы у детей с ТНР формируются навыки построения предложений разных типов, навыки правильного употребления порядка слов, согласование слов в предложении, подбор и использование необходимой лексики. Дети успешнее овладевают устной связной речью, учатся выражать свои мысли в ситуации общения.

Публикации по теме:

Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС  Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

«Моделирование из проволоки». Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста«Моделирование из проволоки». Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста «Моделирование из проволоки» Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) (3 встречи)Автор:.

Техническое моделирование из бросового материала детьми старшего дошкольного возрастаТехническое моделирование из бросового материала детьми старшего дошкольного возраста Моделирование и конструирование имеют огромные возможности для развития и воспитания детей, с помощью этих видов деятельности у детей старшего.

Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» Работая с детьми с нарушением зрения, отметила, что многие из них имеют отклонения цветоразличительных функций. Коррекционно-педагогическая.

Картотека «Наблюдения в природе зимой с детьми старшего возраста с нарушением интеллекта» 1. После новогоднего праздника вынести ёлки на участок. Устроить праздник для птиц, развесив на ёлку кусочки сала, хлеба, колбасы. Полюбоваться,.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Мастер-класс по дидактическому синквейну. По итогам выступления на конференции «Технология работы с детьми с нарушением речи»Мастер-класс по дидактическому синквейну. По итогам выступления на конференции «Технология работы с детьми с нарушением речи» Уважаемые коллеги, сегодня мы принимали участие в международной научно-практической конференции, которая проходила в Петербурге. Мы провели.

НОД учителя-дефектолога с детьми с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста «Путешествие в подводное царство» Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя - дефектолога с детьми имеющими интеллектуальную недостаточностью легкой степени.

Студия анимации «Сказка за сказкой» для детей с тяжелым нарушением речи продолжает свою работу Видео Уважаемые коллеги! Мне приятно поделиться новой работой нашей студии анимации. Студия обеспечила условия для формирования художественно-эстетической.

Урок русского языка в 4 классе «Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения» Тема: «Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения.» Класс: 4 УМК: "Школа России". Учитель: Кругликова Жанна Анатольевна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пространственное моделирование состава предложения с детьми с тяжелым нарушением речи старшего возраста
Опубликовано: 28 июля 2022 в 10:45
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пространственное моделирование состава предложения с детьми с тяжелым нарушением речи старшего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Соловьева (УИ 405282) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД