Папки-передвижки

Психологическое благополучие младших школьников городских и сельских школ

Лазарева
Психологическое благополучие младших школьников городских и сельских школ

Проблема психологического благополучия обучающихся является одной из важнейших областей изучения в психологии. Интерес к данной проблеме сохраняется на протяжении всей истории психологической науки в целом.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что психологическое благополучие обучающихся определяет высокую значимость дальнейшего развития и функционирования личности, при этом не имеет достаточно теоретических и эмпирических исследований, касающихся частных вопросов его формирования.

Публикация «Психологическое благополучие младших школьников городских и сельских школ» размещена в разделах

Объектом нашего исследования является психологическое благополучие обучающихся.

Цель исследования, гипотезу и задачи исследования вы можете видеть на экране.

В теоретической части нашей работы психологическое благополучия рассматривается как состояние удовлетворенности, счастья и позитивных эмоций, которое вызвано удовлетворением своих потребностей и ценностей.

Мы рассмотрели младший школьный возраст как сензитивный период развития психологического благополучия и выяснили, что формирование психологического благополучия младшего школьника зависит от таких показателей, как адекватность самооценки, способность личности к развитию и ощущение своего личностного роста, удовлетворённость своей деятельностью, а также умение выстраивать доверительные отношения с окружающими.

Наше эмпирическое исследование было посвящено исследованию особенностей психологического благополучия младших школьников городских и сельских школ. Исследование осуществлялось в несколько этапов:

На первом этапе нашего исследования – организационном – была сформирована выборка и определены психодиагностические методы исследования.

В нашем исследовании приняли участие 50 детей младшего школьного возраста. Все учащиеся были разделены на две группы, в 1 группу вошли обучающиеся городской школы, во вторую группу вошли младшие школьники сельской школы.

На втором этапе исследования – диагностическом – были проведены психодиагностические процедуры, включающие в себя тестирование по трем методикам:

1) диагностика «Шкалы обидчивости и мстительности» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев, 2) методика определения уровня школьной тревожности Филлипса 3) «Шкала психологического благополучия» (К. Риффа).

Из полученных результатов диагностики «Шкала обидчивости и мстительности» после обработки данных видно, что в незначительной мере у учеников городской школы преобладает обидчивость и враждебность, а у обучающихся сельских школ показатель значительно превышает у шкалы мстительности.

Вторая методика, которая была нами применена, была нацелена на определения уровня школьной тревожности, которая связана с различными областями школьной жизни младшего школьника. Применение шкал школьной тревожности Филлипса позволило нам получить следующие результаты в первой группе испытуемых, куда вошли учащиеся городской школы.

В целом низкий уровень тревожности имеют 56% опрошенных нами младших школьников, что говорит о том, что у детей положительное эмоциональное состояние, связанное со школьной жизнью.

Однако 12% младших школьников имеют высокий уровень школьной тревожности, что говорит нам о том, что ребенок испытывает затруднения или негативное эмоциональное состояние в общении со сверстниками и школьным коллективом, испытывает страхи, которые не позволяют в полной степени раскрыться и достигнуть желаемого результата школьнику.

Обратимся теперь к результатам опроса, полученных по той же методике во второй группе младших школьников сельской школы.

Таким образом, общая школьная тревожность на низком уровне находится у 76% респондентов, это говорит о том, что процесс обучения и школьные трудности не являются для этих ребят неблагоприятными, создаются нормальные условия для функционирования и развития школьника, в коллективе устанавливаются дружеские взаимоотношения.

Повышенный уровень общей школьной тревожности у 20% опрошенных, школьники могут переживать тревожность различной степени и в разных областях процесса обучения.

Третьей методикой нашего исследования была «Шкала психологического благополучия» (К. Рифф). Эта методика направлена на выявление положительного отношения школьников друг к другу, на сколько школьники автономны и какие цели имеют в жизни.

Рассмотрим данные полученные нами на группе младших школьников городской школы по методике шкалы психологического благополучия (К. Рифф).

В целом, психологически здоровыми себя ощущают 85% опрошенных младших школьников из них 35% имеют высокий показатель и 50% - нормальный.

Однако при этом 15% младших школьников обладают низким показателем уровня психологического благополучия, что может быть обусловлено тем, что из-за отсутствия внимания и помощи со стороны взрослого школьник не имеет возможности для развития целеполагания, ответственности, отсутствует умение правильно организовывать свою жизнь и самостоятельно принимать решения.

Обратимся теперь к результатам тестирования, полученным по той же методике во второй группе учащихся, сформированной из младших школьников сельской школы.

В целом психологически благополучными считают себя 80% младших школьников, из них 30% находятся на высоком уровне и 50% на уровне нормы. Но все же 20% опрошенных обладают показателями ниже нормы психологического благополучия. Это может обусловлено тем, что в период поступления в начальное звено обучения требования, предъявляемые младшему школьнику со стороны окружающих, могут быть необоснованно завышенными и достичь целей школьнику не всегда удается.

Для подтверждения достоверности различий мы применили метод Манна-Уитни, предназначенный для сравнения двух несвязанных между собой выборок.

Эмпирическое исследование показало по шкале «Мстительность» (Uэмп=0,017, достоверное различие. Полученные данные, свидетельствует о том, что менее выражена мстительность у младших школьников из городских школ, что обусловлено, скорее всего, более богатой окружающей средой и разнообразию впечатлений.

Достоверно значимые различия в показателях общей школьной тревожности и ее компонентами между двумя выборками младших школьников получены по следующим шкалам: «Общая школьная тревожность» (Uэмп=0,098, «Страх самовыражения» (Uэмп=0,041, «Страх ситуации проверки знаний» (Uэмп=0,075).

Более выражены данные компоненты школьной тревожности оказались у младших школьников городской школы, что позволяет нам предположить, что в сельских школах круг общения более сужен.

Достоверные значимые различия в показателях психологического благополучия между двумя выборками младших школьников, получены по следующим шкалам: «Автономия» (Uэмп=0,009, «Личностный рост» (Uэмп=0,022, «Цели в жизни» (Uэмп=0,064).

Младшие школьники сельских школ чувствуют себя более автономными и не зависимыми от окружающих, чем их сверстники и городских школ.

Различия по шкалам: «Личностный рост», «Цели в жизни», говорит нам о том, что целеполагание, упорство в достижении поставленной цели, умение добиваться желаемого, присущи младшим школьникам городских школ.

Таким образом, наша гипотеза о том, что учащиеся младших классов городской школы отличаются особенностями психологического благополучия от своих сверстников, обучающихся в сельских школах, нашла свое подтверждение, так как достоверно установлены различия по большинству исследованных параметров. В результате нами сформулированы следующие выводы:

1. Учащиеся младших классов городских школ отличаются особенностями благополучия от своих сверстников, обучающихся в сельских школах.

2. У обучающихся городских школ оказались наиболее выражены такие особенности, как общая школьная тревожность, повышенный страх самовыражения и страх ситуации проверки знаний, что мешает им ощущать себя как психологически благополучных. При этом, в отличие от своих сельских сверстников, они характеризуются высокими показателями нацеленности на дальнейшую жизнь и более высоким стремлением к развитию своего личностного потенциала.

3. Младшие школьники сельской школы, наоборот, более автономны, самостоятельны, в целом, более психологически благополучны. Однако, они более склонны к проявлению мстительности, а личностный рост и цели в жизни не являются для них первостепенными задачами.

4. В целом, младшие школьники городских и сельских школ не склонны к обидам и враждебности по отношению к окружающим. В школьной жизни они чувствуют себя благополучно и позитивно воспринимают учебную деятельность. Младшие школьники обоих групп в полной мере принимают себя, свои достоинства и недостатки, демонстрируют готовность к управлению своей жизнью, позитивным настроем к окружению.

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках Описание работы. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач в моей работе. Сознательное и прочное усвоение.

«Я — гражданин России». Урок Отечества для младших школьников«Я — гражданин России». Урок Отечества для младших школьников Цели: расширить представления детей о стране, в которой они живут, о родном селе, приобщать младших школьников к истокам русского патриотизма,.

Картотека стихов о Родине для младших школьников «С чего начинается Родина?» С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе.

Коррекция темпоритмической организации речи у младших школьников Механизмы голосоречеобразования тесно связаны со способностью человека к восприятию и воспроизведению звуков, различных ритмических и интонационных.

Обследование письма младших школьников Аграмматическая дисграфия. 1. Подбери к слову пару: Один - много А) Шар – ___ Глаз -.

Проект «Моя любимая кошка» для младших школьниковПроект «Моя любимая кошка» для младших школьников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию проект для младших школьников, который мы подготовили с дочерью Валерией. Валерия учиться.

Прописи по английскому языку для младших школьников с дисграфиейПрописи по английскому языку для младших школьников с дисграфией Как известно в России уже несколько лет английский язык изучается со второго класса. Для младших школьников с диагнозом дисграфия - это.

Стихотворение ко Дню Победы для старших дошкольников и младших школьниковСтихотворение ко Дню Победы для старших дошкольников и младших школьников "ПИСЬМО С ФРОНТА" Рисунок Буянова Никиты Приближается великая дата – 75-летие Победы! И верно нет человека в нашей стране, не думающего,.

Технология, повышающая интерес к чтению у младших школьников Технология, повышающая интерес к чтению. Выполнила: учитель начальных классов Яненко Оксана Дмитриевна Цель: повышение уровня читательской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическое благополучие младших школьников городских и сельских школ
Опубликовано: 17 марта 2021 в 17:53
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД