Лучший педагог года

Формирование социальной компетенции дошкольников как фактор развития социальной одарённости

Виктория Цаер
Формирование социальной компетенции дошкольников как фактор развития социальной одарённости

Тема эксперимента: «Формирование социальной компетенции дошкольников как фактор развития социальной одарённости".

Цель нашего эксперимента - создание благоприятных психолого-педагогических условий для формирования социальной компетентности как фактора развития социальной одарённости дошкольников

Объект исследования - одарённость как явление.

Предмет нашего исследования: социальная компетентность детей как фактор развития социальной одарённости.

Публикация «Формирование социальной компетенции дошкольников как фактор развития социальной одарённости» размещена в разделах

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что раннее выявление признаков одаренности ребенка, построение целенаправленной работы с ним педагогов, оказание психолого-педагогической поддержки, педагогически оправданная позиция родителей способствуют более глубокому развитию качеств личности одаренного ребенка.

Задачи:

1. изучить психолого-педагогическую и нормативно-правовую литературу по теме опытно - экспериментальной деятельности;

2. подготовить педагогов к работе в инновационном режиме и повысить компетентность педагогов и родителей в вопросах формирования социальной компетентности и одарённости детей;

3. подобрать диагностические методики для выявления предпосылок социальной одарённости у дошкольников;

способствовать развитию коммуникативных способностей и социализации детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в изучении социальной одарённости как общей проблемы исследования особенностей социального поведения одарённых детей, в создании условий для развития социальной одаренности, в том числе коммуникативных способностей у дошкольников.

Цель экспериментальной части: создание благоприятных психолого-педагогических условий для формирования социальной компетентности как фактора развития социальной одарённости дошкольников. Исследование осуществляется в три этапа:

Этапы Задачи Деятельность администрации и педагогического коллектива Промежуточные и конечные результаты

Проектировочный, поисково-теоретический

- утвердить документацию, регламентирующую деятельность эксперимента;

-распределить обязанности между участниками эксперимента;

- изучить психолого-педагогическую и нормативно-правовую литературу по формированию ключевых компетентностей одарённых детей;

- подобрать диагностические методики для выявления социально – коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста;

- разработать конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста по развитию коммуникативных способностей. - приобретение и изучение литературы по вопросам развития одарённости и социальной компетентности;

- разработать проект по теме эксперимента;

-анкетирование педагогов;

- педагогический совет: «Радость творчества – каждому ребёнку»;

- консультация педагога- психолога «творчество как выход из эмоционального сгорания или способы его предотвращения»

- теоретический семинар: «О социальной одаренности и её проявлении у детей»;

- консультация: «Условия формирования социальной компетентности дошкольника»

- проект «Формирование ключевых компетентностей детей как условие развития одарённости»;

- анализ результатов анкетирования;

- пакет диагностических методик для изучения:

- исследование общения детей с взрослыми и сверстниками;

- исследование развития коммуникативных способностей ребёнка в процессе общения со сверстниками.

- памятки для педагогов «Принципы работы с одарёнными детьми»

- Цикл занятий по развитию коммуникативных способностей и социализации для детей старшего дошкольного возраста

Экспериментальный

- провести диагностику для выявления социальной одарённости;

-провести занятия по развитию коммуникативных способностей и социализации для детей старшего дошкольного возраста;

- провести повторную диагностику после проведённой работы;

- составить сборник развивающих игр и этюдов по развитию социальных способностей детей дошкольного возраста;

- повысить компетентность педагогов и родителей в вопросах социального развития ребёнка у детей дошкольного возраста; - создание психолого-педагогических условий для проведения эксперимента

-обработка результатов диагностических исследований

- проведение развивающих занятий по развитию коммуникативных способностей и социализации для детей старшего дошкольного возраста

- проведение воспитателями развивающих игр и этюдов по развитию социальных способностей детей дошкольного возраста.

- Педагогический совет:

«Оптимизация педагогического процесса с целью развития

социальной одаренности и её проявлении у детей»;

-Консультация для воспитателей «Преобразование развивающей среды в группах для развития социальной одарённости ребёнка

- Оформить буклет - памятку «Развитие социально-коммуникативной компетентности детей.

-заключение результатов диагностических исследований

- материалы педагогического совета, консультаций, родительского собрания;

-буклет- памятка «Развитие социально-коммуникативной компетентности детей».

Организация выставок – поделок, созданных родителями совместно с детьми.

Заключительно – обобщающий

-разработать методические рекомендации «Развитие социальной одарённости через формирование коммуникативных способностей детей»

-систематизировать и обобщить результаты экспериментальной деятельности.

-проанализировать итоги реализации эксперимента.

-отследить достижения детей при переходе в школу выявить результативность работы, проанализировать наиболее типичные затруднения и способы их устранения.

- пропаганда и распространение опыта работы пед. коллектива по формированию социально-коммуникативной компетентности детей. -круглый стол для родителей;

-совместные проекты;

-театральные постановки детей;

- создание презентаций о проведённой работе

«Формирование социальной компетенции дошкольников как фактор развития социальной одарённости.

Изучили литературу.

М. В. Корепанова., Е. В. Харлампова «Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100». Пособие для педагогов и родителей. – М. : Изд. Дом РАО; Баласс;

А. И. Савенков «Детская одарённость и школьное обучение»

И. В. Алексеева, С. Е. Андреенко «Развитие одарённых детей»;

Л. Н. Прохорова «Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников»;

Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько «Психология социальной одарённости»;

Т. М. Чурекова, В. В. Корчуганова «Работа с одарёнными детьми :теория и практика»;

О. В. Пастюк, А. Н. Фролова «Организация Экспериментальной площадки в ДОУ»;

А. Г. Арушанова «Развитие коммуникативных способностей дошкольника»;

Н. В. Микляева, Ю. Н. Родионова «Развиваем способности дошкольников»; научно- практический журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» и др.

Для выявления одаренности в сфере общения использовали методы наблюдений за дошкольниками. Были подобраны диагностические методики и проведены диагностические исследования детей старшего дошкольного возраста по следующим методикам:

- психологическая комфортность ребенка в группе (В. А. Кореневской);

- тест тревожности (Р. Тэммл, Ь. Дорки);

- методика «Кактус»;

- проективная методика «Рисунок семьи»;

- методика одномоментных срезов (схема наблюдения за общением детей, (Я. Л. Коломинский);

- социометрия межличностных отношений «Четыре домика»;

- уровень социального развития детей (Я. Л. Коломинский).

Уровень сформированной социальной компетенции у дошкольников :

Уровень Начальный этап Заключительный этап

Высокий 20% (5 детей) 40% (10 детей)

Средний 60% (15 детей) 60% (15 детей)

Низкий 20% (5 детей) 0%

Для родителей проводятся индивидуальные консультации, беседы, выступления на родительских собраниях по вопросам воспитания и развития детей с признаками одаренности.

Для развития социальной компетенции с детьми старшего дошкольного возраста воспитатели проводят специально организованную деятельность по развитию коммуникативных способностей и социализации дошкольников. В свободной деятельности с детьми проводятся развивающие игры и упражнения для развития вербального и невербального творческого мышления.

Педагогом – психологом проводятся непосредственно – образовательная деятельность по курсу «Познаю себя», по программе социально – личностного развития детей старшего дошкольного возраста, один раз в неделю. Предполагаемый результат развивающей работы : развитие социальной компетенции, развития коммуникативных навыков, развития чувства самоценности, коррекция имеющихся у детей социально – личностных проблем.

Создавая условия для выявления, развития и поддержки в каждом ребенке его индивидуальных способностей, склонностей, задатков в различных сферах деятельности мы используем проектную деятельность. На базе учреждения успешно реализованы краткосрочные и долгосрочные исследовательские проекты: «Росток одаренности», «Мой мир - театр», «Цветик – семицветик», «Хоровод сказок».

Для всестороннего развития дошкольников в ДОУ организована работа специалистов: музыкального руководителя, хореографа, педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности и начальному техническому моделированию, учителя логопеда, инструктора физической культуры.

Публикации по теме:

Проблемный семинар для педагогов ДОО «Психолого-педагогические основы общения воспитателя с ребенком» План семинара № п/п Тема занятия Форма работы 1 Теоретические основы педагогического общения Лекция-диалог 2 Особенности общения воспитателя.

Проект «Психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи» Проект «Психолого – педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи.» Вид проекта: социальной направленности, обще-садовский,.

Психолого-педагогические аспекты формирования представлений о культуре русского народа Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не.

Психолого-педагогические аспекты исследования импрессивной речи дошкольников Импрeссивная речь – это вoсприятие и пoнимание рeчeи. Устнaя импрeссивная рeчь сoстoит в слухoвом вoсприятии рeчи, импрecсивнаяписьмeнная.

Психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи Психолого – педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства,.

Психолого-педагогические особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Дошкольном возрасте у детей можно увидеть проявления спонтанного интереса к математическим категориям. Учитывая данную возрастную особенность,.

Психолого-педагогические условия формирования навыков самообслуживания у детей с множественными нарушениями развития ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ В статье рассматриваются.

Психолого-педагогические условия формирования стрессоустойчивости воспитанников детского дома Введение Одной из глобальных проблем российского общества нашего века стало увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей и.

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка Под психолого-педагогическими условиями мы понимаем следующие: • применение широкого спектра методов взаимодействия участников образовательного.

Речь к квалификационной работе «Психолого-педагогические условия адаптации» РЕЧЬ Выбранная мною тема актуальна и по сей день, ведь у детей раннего возраста не сформированная нервная система. А детям любого возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование социальной компетенции дошкольников как фактор развития социальной одарённости
Опубликовано: 26 октября 2016 в 06:58
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД