Получи документы

Пути эффективного взаимодействия с родителями детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Лариса Иващенко
Пути эффективного взаимодействия с родителями детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Пути эффективного взаимодействия с родителями детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. [/b]

По данным Минздрава России, в нашей стране более 670 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет (статистика на 1.01.2019) Среди этих учащихся есть дети тяжелыми множественными нарушениями развития. До введения нового закона об образовании тяжелые дети практически не попадали в поле зрения педагогов, так как имели статус необучаемых. С 2013 года такие дети официально введены в образовательное пространство. И по мере выявления с каждым годом таких детей становится больше.

Публикация «Пути эффективного взаимодействия с родителями детей с тяжелыми множественными нарушениями развития» размещена в разделах

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт обучающихся с ТМНР рассматривает родителей как равноправных участников образовательных отношений. С Введением ФГОС изменяются функциональные обязанности участников системы образования, порядок взаимодействия между ними.

Гармоничная семья — оптимальная среда, в которой происходит развитие и первичная социализация ребенка. Семьи, в которых родился больной ребенок, независимо от характера патологии, становятся особой группой с присущей только им атмосферой межличностных отношений. По-разному проявляясь, они оказывают влияние на развитие ребенка, течение его заболевания, психическое состояние родителей и их самооценку.

Со временем стресс в семье не только не снижается, но и усиливается, поскольку семья сталкивается с большим количеством проблем, связанных с принятием и включением больного ребенка в социум. Появление в семье ребенка с ТМНР влечет за собой тяжелые родительские переживания.

Хочется обсудить некоторые вопросы помощи родителям, они в ней нуждаются зачастую не меньше, чем их дети.

Что происходит в нашем обществе?

Государство, профессиональная среда и СМИ колоссально поменяли к лучшему отношение к семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, ТМНР

-больше стали писать и говорить в СМИ…

-больше стали делать на государственном уровне…

-стало больше информации…

Но отношение общества в целом к семье не изменилось!

Как говорят сами родители наших учеников :

«Люди не могут, не хотят терпеть нас…»

«Общество не меняется!»

Часто родители слышат в ответ на какой-то поступок ребенка - «А что он у вас, дурак?»

«Отношение как было, так и осталось плохим, нет информированности…»

«Регулярно сталкиваюсь с агрессивным отношением…»

«Пока их самих не коснётся, им всё равно (пофиг…»

Семьи, воспитывающие ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития, находятся в особой психологической и социальной ситуации.

Рождение ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития в благополучной семье является огромным стрессовым фактором для родителей. Довольно часто оно приводит к коренному изменению жизни семьи. После рождения ребенка родители нередко вынуждены менять профессию (а иногда и оставлять ее, чтобы иметь возможность ухаживать за ребенком-инвалидом, что приводит к резкой смене круга общения.

Семья зачастую становится крайне избирательной в контактах, сужая круг знакомых и даже родственников. Нередко следствием рождения больного ребенка становится уход из семьи отца. Эта социальная ситуация усугубляется психологическим состоянием родителей, которые вместо радости и надежды начинают испытывать чувство страха за будущее ребенка, стыда, а иногда и чувство вины перед ребенком.

Выделяют ряд стадий адаптации родителей к болезни ребенка.

Они образуют характерный симптомокомплекс, развивающийся как следствие психологической травмы и приводящий к социально-стрессовым расстройствам.

Первая реакция — шок, онемение, иногда немыслимый ужас — жизнь закончилась. У матерей отмечаются острые эмоциональные расстройства: аффективно-шоковые, истерические, вплоть до суицидальных попыток. Действия родителей определяют эмоциональные переживания — «все неправда», «произошла ошибка», «обследование (диагностика) проведено небрежно».

Вторая стадия — агрессия (гнева). Она характеризуется чувством вины и поиском виноватых (что снижает накопившуюся напряженность). Агрессия может быть направлена на тех, кто недавно оказывал помощь — на супруга, родственников, врачей. Она также может быть обращена на ребенка, из-за которого, по мнению родителей, была сломана жизнь. Стадия гнева переходит в стадию торга, т. е. да, я знаю про своего ребенка, про его диагноз, но я могу что-то с этим сделать: я могу его вылечить, я могу его изменить… и если полного исцеления не происходит, то наступает стадия депрессии. В ее основе — осознание родителями постоянной зависимости от потребностей ребенка на фоне отсутствия у него положительных изменений. В отношении к проблемному ребенку чувство ответственности сочетается с ощущением беспомощности.

Последняя стадия — принятия факта заболевания ребенка, отмечает позитивную социально-психологическую адаптацию семьи. Родители в основном адекватно оценивают ситуацию, готовы руководствоваться интересами ребенка, устанавливать и поддерживать полноценные контакты со специалистами и следовать их советам. Семья начинает строить жизнь с учетом сложившейся ситуации. Показатели адаптации — уменьшение печали, усиление интереса к окружающему миру, появление готовности активно решать проблемы с ориентацией на будущее. Вот по этим стадиям — ступеням, каждая семья идет в своем темпе. И специалисты, по возможности, не должны торопить семью. Этот темп обусловлен причинами, которые нам не всегда известны. У каждой семьи свой ресурс, и у каждого члена семьи свой ресурс, и для переживаний нужно время, нужны силы. Задача специалистов сопровождать семью на этом пути. Сопровождать — давать адекватную информацию, давать необходимую помощь, реагировать на запрос.

Я достаточно подробно остановилась на анализе состояния родителей с тем, чтобы обосновать содержание работы, которая, на мой взгляд, необходима с семьями детей с ТМНР.

Психологическое сопровождение — это психологическая помощь родителям и другим членам семьи, по преодолению тревог, связанных с воспитанием в семье ребенка с особыми потребностями; поддерживающая помощь семье по ситуативным запросам родителей.

К моменту, когда ребенок появляется в школе, а это возраст 8-9 лет, лишь некоторые родители уже преодолели стресс, вызванный появлением в семье ребенка с ТМНР, приняли факт заболевания ребенка, правильно оценивают его состояние и возможности, адекватно требовательны к нему.

Мое внимание более сосредоточено на тех семьях, где сформировался особый характер внутрисемейного взаимодействия. Самым распространенным явлением в семье ребенка с нарушениями психического развития, является нарушение эмоционального взаимодействия между членами семьи. Что приводит к изменению характера супружеских отношений, росту неудовлетворенностью семейным взаимодействием. Часты случаи распада семьи, и тогда вся нагрузка по воспитанию ребенка ложится на мать.

Из ранее сказанного следует, что родители, воспитывающие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, нуждаются в помощи:

- психологической - информационной - методической

Что проведено мной на данный момент?

Одна из форм моего взаимодействия с семьей это работа по сбору информации о семье.

-Анкетирование родителей по методике «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (В. И. Чирков, О. Л. Соколова, О. В. Сорокина) (сентябрь, октябрь) По результатам анкетирования двое детей из шести к началу октября находились в зоне адаптации, и четверо в зоне неполной адаптации. Начата работа по мной составленному опроснику, в котором затронуты острые вопросы о будущем ребёнка и его семьи.

-Также были проведены консультации родителей (сентябрь, октябрь)

-Консультационная работа при анализе данных ПП консилиума. Информирование родителей об объективных возможностях ребенка; основных направлениях работы.

-Планирование работы на основе анализа данных анкетирования.

-Встреча по обмену опытом между родителями, выяснение ожиданий родителей, определение интересующих их направлений работы.

В моей работе на важное место выходит обмен опытом с родителями приемами и методами оказания развивающей помощи ребенку, помощь в принятии индивидуальности ребенка, особенностей его развития. А также) обеспечение преемственности в требованиях, которые предъявляют ребенку и, конечно же, укрепление доверительных отношений, которые складываются между семьей и педагогами.

Кроме вопросов, касающихся развития ребенка, остается много вопросов, по которым родителям хотелось бы получить информацию, или поделиться своим опытом. Это вопросы, связанные с личными переживаниями, отношениям внутри семьи, семейным окружением.

Недавно сами родители стали соведущими нашей встречи, так мама ребенка поделилась своим опытом, как ей удается сохранять положительный настрой, находить силы и позитивно относится к жизни, после того как ее ребенку поставили диагноз. Такая работа дает возможность получить новый опыт самопонимания для родителей, отношения к себе, саморегуляции.

В случае если мама не готова к групповому взаимодействию и я вижу необходимость работы, то предлагаю индивидуальное консультирование.

Моя задача — помочь родителям переформулировать проблему в задачи, и начать действовать. Именно с этого и надо начинать сотрудничество. Запросы, с которыми родители обращаются, касаются не только проблем, связанных с ребенком, но и сопутствующих трудностей.

Ценно, что родители обращаются за помощью, так как, улучшая свое психологическое состояние, у родителя появляется ресурс для позитивного взаимодействия с ребенком, это так важно в нашей ситуации.

Мне хочется верить, что подобная поддержка помогает родителям преодолеть эффект «социальной изоляции», настраивает их на эффективное взаимодействие с ребенком и в конечном итоге создает предпосылки для максимальной реализации возможностей обучающегося с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Задача педагогов – продемонстрировать родителям возможности развития) детей с тяжелыми множественными нарушениями развития и настроить их на продуктивное сотрудничество, научить замечать любой прогресс в состоянии ребенка, что в конечном итоге приводит к некоторому повышению эмоционального фона в семье и, как следствие, снижению влияния стрессогенных факторов.

Взаимодействие с родителями детей – это большая работа, нужно не только научить родителей специальным методам и приемам, но и оказать необходимую психологическую поддержку, потому что часто родители, воспитывающие детей с тяжелыми нарушениями, испытывают целый комплекс негативных переживаний – отрицание диагноза, чувство неумелости при взаимодействии с собственным ребенком, чувство страха перед завтрашним днем. И задача, общая задача всех специалистов школы, не оставить без внимания переживания родителей.

Публикации по теме:

Инновационный подход взаимодействия педагогов с родителями детей с нарушением зрения Варочкина Г. Д., МДОУ № 7, г. Дивногорск Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется.

Консультация для педагогов и родителей «Конфликтные ситуации между родителями воспитанников. Пути их решения»Консультация для педагогов и родителей «Конфликтные ситуации между родителями воспитанников. Пути их решения» «Все решения принятые в состоянии гнева заканчиваются в стыде» Л. Толстой. Доверяя свое любимое и зачастую единственное чадо детскому.

Логопедическая игротека — одна из форм эффективного взаимодействия с родителями воспитанниковЛогопедическая игротека — одна из форм эффективного взаимодействия с родителями воспитанников Преемственность в работе логопеда с семьей детей-логопатов является важнейшим условием успешного коррекционного процесса по устранению речевых.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и как форма взаимодействия с родителямиОформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и как форма взаимодействия с родителями В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной.

Перспективный план взаимодействия с родителями детей старшей группы на 2014–2015 учебный год Форма проведения СодержаниеСентябрь 1. Анкетирование «Сведения о семье» 2. Печатные консультации «Особенности развития ребенка 5-6 лет».

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Фотоотчет с проекта «Детский сад и музей: пути взаимодействия в образовательном пространстве»Фотоотчет с проекта «Детский сад и музей: пути взаимодействия в образовательном пространстве» В своей работе большое внимание уделяю музейной педагогике. Музейная педагогика становится все более привычной в практике духовно-нравственного,.

Родительское собрание в 1 классе «Семья и школа. Пути взаимопонимания и взаимодействия» Родительское собрание Тем: «Семья и школа. Пути взаимопонимания и взаимодействия. Цель: поиск оптимальных форм совместной работы школы.

Творческий информационный исследовательский игровой проект «Детский сад + семья: пути взаимодействия» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 38 города Кузнецка Педагогический проект.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пути эффективного взаимодействия с родителями детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
Опубликовано: 11 февраля 2020 в 23:31
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД