Татьяна Саватеева
Рабочая программа дополнительного образования «Говори, играй, думай»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка
Направленность программы социально-педагогическая. В рамках реализации образовательных стандартов дошкольного образования программа обеспечивает социально-коммуникативное развитие личности ребенка и направлена на укрепление уверенности ребенка в себе, понимание им своих личностных особенностей и возможностей в общении со сверстниками. Занятия служат своеобразной психологической поддержкой и помощью ребенку в приобретении позитивного опыта совместного сосуществования.
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования „Говори, играй, думай“» размещена в разделах
Актуальность. Программа направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольника, его всестороннего и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, конструирования, восприятия сказки, сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Программа носит развивающий и профилактический (предупреждение социально неуверенного поведения) характер, реализуется через игровую деятельность детей. В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способ действия. Знания, поданные в готовой форме, не связанные с жизненными интересами дошкольников, плохо ими усваиваются и не развивают их. В игре же, как раз ребёнок сам стремится научиться тому, что он ещё не умеет. Игровая форма занятий увлекает, настраивает ребёнка на уверенность в своих силах и доброжелательность.
Эффективность игровых занятий достигается через использование современных образовательных технологий :
здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, подвижные игры)
технология проблемного обучения (использование проблемных ситуаций, позволяющих найти самостоятельный путь решения)
технологии личностно-ориентированного подхода (дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию)
В программе учтены возрастные особенности психики: наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, преобладание эмоционального компонента в опыте, ведущий вид деятельности. В программу включены специальные игры и упражнения, с помощью которых можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности.
Итогом выполнения программы является достижение детьми параметров дошкольной зрелости. Дошкольная зрелость – это целостное психическое состояние ребенка дошкольного возраста, характеризующееся высокой степенью развития тех качеств и процессов, которые переживают свой расцвет в дошкольный период детства. Среди них являются важными: сформированность приемов игровой деятельности; развитые социальные эмоции и высокий уровень нравственного развития; развитое воображение; высокий уровень наглядно-образного мышления, памяти, речи, восприятия; высокая самооценка.
Диагностика этих параметров может быть проведена в процессе диагностической игры «Помощники доброго волшебника».
Цель программы : развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах детской деятельности (игровой, познавательной, коммуникативной, продуктивной).
Задачи программы :
1. Развивать познавательную сферу дошкольника.
- произвольного внимания
- памяти
- словарного и понятийного запаса
- фонематического слуха
- зрительного восприятия
- логического мышления
- навыка рассуждения
- творческих способностей и воображения
- мелкой моторики руки, навыков графической деятельности.
2. Развивать предпосылки универсальных учебных действий: умение следовать правилу, инструкции, соблюдать заданные требования к работе.
3. Развивать социально – психологические навыки детей:
- навыка коллективной работы;
- навыков самооценки и взаимооценивания
- способности к взаимопониманию
- установки на взаимопомощь и взаимоуважение
Отличительная особенность. Программа по развитию речи «Играем, говорим, размышляем» предназначена для работы с детьми 4 – 7 лет.
Данная программа имеет концентрическую структуру. В каждом последующем году обучения содержание расширяется, углубляется, опираясь на предыдущие знания.
Первый год обучения: Сенсорное воспитание (развитие зрительного восприятия, слухового восприятия).
Второй год обучения: Развитие мышления.
Третий год обучения: Развитие речи.
Адресат.
Программа рассчитана на детей среднего (4-5 лет, старших (5-6 лет) и подготовительных к школе (6-7 лет) групп.
Возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет.
В возрасте 4- 5 лет (I год обучения) обучение направлено на развитие зрительного восприятия, тактильно-двигательного восприятия, речевого дыхания; на развитие артикуляционной моторики фонетического слуха и речевого внимания детей; что подготавливает их к звуковой культуре речи, полноценному овладению фразовой речью.
Возрастные и индивидуальные особенности детей 5-6 лет.
В возрасте 5- 6 лет (II год обучения) совершенствуется лексико-грамматический строй речи, основные психические процессы (внимание, память) формируется критический стиль мышления и поведения, ключевой характеристикой которого является диалог между взрослым и ребенком, между детьми.
Возрастные и индивидуальные особенности детей 6-7 лет.
В возрасте 6 – 7 лет (III год обучения) развивается критическое мышление, способность обосновывать свое мнение и понимать позиции других людей, развивается речь, коммуникативные способности, возрастает уверенность в себе.
Срок освоения программы. Программа рассчитана на 3 года.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса. Обучение организуется в группах. Численность в 1 группе - не более 10 человек. Дифференциация обучения выражена в требованиях к результатам освоения программы.
Режим занятий. Программа рассчитана на 72 часа в год. Занятия проходят 2 раза в неделю. Длительность 1 занятия зависит от возраста детей:
4–5 лет – 20 – 25 минут,
5–6 лет – 25 – 30 минут,
6–7 лет – 30 – 35 минут.
Планируемые результаты освоения программы :
Предполагается, что данные занятия способствуют развитию у детей дошкольного возраста любознательности и познавательной мотивации:
- умение детей наблюдать и анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать.
А также способствует формированию познавательных действий, становление сознания:
- обогащение сознания новым познавательным содержанием (понятиями и представлениями) посредством основных источников информации, искусства, науки, традиций и обычаев.
Возраст 4-5 лет:
• дети с интересом включаются в игру;
• объединяют различные свойства и признаки в единое целое;
• группируют предметы по двум признакам;
• воспринимают инструкцию с трёх раз прочтения, принимают инструкцию с одним правилом;
• высказывают суждения, рассуждают;
• ориентируются в пространстве.
Возраст 5-6 лет:
• дети ориентируются на сенсорные эталоны выделять свойства предметов, находят предметы схожие и различные по трём внешним признакам;
• ориентируются в пространстве;
• воспринимают инструкцию с двух раз прочтения, принимают инструкцию с двумя правилами;
• определяют последовательность событий;
• целенаправленно выполняют действия по инструкции;
• умеют договариваться, помогают по необходимости;
• проявляют доброжелательное отношения к сверстнику.
Возраст 6-7 лет:
• дети ориентируются на заданную систему требований, представленную в числовом, графическом или вербальном виде;
• самостоятельно выполняют задания по зрительно воспринимаемому образу;
• сравнивают предметы по четырём признакам;
• воспринимают инструкцию с одного раза прочтения;
• принимают инструкцию с наличием правил в количестве до четырех;
• критически относится к результатам своей деятельности;
• самостоятельно замечают и исправляют ошибки;
• в поведении демонстрируют адекватную самооценку.
• могут следовать социальным нормам и правилам в разных видах деятельности
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.
Планируемый результат детей отслеживается в процессе наблюдения, анализа выполненного задания. Способы фиксации результатов, фото, запись в индивидуальный блокнот, который имеется у ребенка.
Формы подведения итогов.
Открытое занятие.
Методическое обеспечение.
Основными формами и методами являются: диагностика, индивидуальные и групповые беседы, создание ситуации успеха; проведение фоноритмики речевых упражнений; беседы по картинкам с простыми и проблемными сюжетами.
При проведении упражнений с картинками, игрушками, предметами большое место отводиться такому приему, как вопрос. От речевой формулировки вопроса зависит направление и содержание мыслительной деятельности детей, вопрос должен вызывать умственную активность ребенка.
Дидактическое и техническое обеспечение программы :
Применяются игрушки, муляжи, сюжетные и предметные картинки, картинки с проблемным сюжетом, иллюстрации, цветные карандаши, дидактический «чудесный мешочек», произведения детской художественной литературы, музыкальные произведения, магнитофон, проектор, мультимедийный экран и прочая наглядность.
Информационное обеспечение.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность доступа к информационным ресурсам Интернета, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях; создания и использования информации; планирования образовательного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов.
Кадровое обеспечение.
Занятие проводит Кандаева Алена Владимировна. Стаж работы 2 года. Образование – Национальный Институт имени Екатерины Великой, г. Москва, квалификация: психология, диплом 137724 2657119 от 04.03.2019г.
2. Учебный план
1 год обучения (72 часа). Группа 4-5 лет.
№ Название раздела, темы Кол-во часов Форма подведения итога
1 Говори, играй, думай.
14
Открытое занятие
(демонстрация результатов проведенной работы)
2 Математика – это интересно.
16
3 Знакомство с клеточками.
8
4 Путешествие по стране цветов. 6
5 Игры с пальчиками 10
6 Жизненные ситуации
10
7 Путешествие в мир логики 7
8 Мониторинг
1
2 год обучения (72 часа). Группа 5-6 лет.
№ Название раздела, темы Кол-во часов Форма подведения итога
1 Говори, играй, думай.
14
Открытое занятие
(демонстрация результатов проведенной работы)
2 Произвольная познавательная деятельность.
15
3 Игровая математика.
10
4 Не путаем «лево» и «право». 5
5 Интеллектуальная мастерская. 6
6 Графический диктант.
8
7 Пальчиковая гимнастика. 6
8 Путешествие в страну форм
7
9 Путешествие в страну «Знаний» 1
3 год обучения (72 часа). Группа 6-7 лет.
№ Название раздела, темы Кол-во часов Форма подведения итога
1 Говори, играй, думай.
13
Открытое занятие
(демонстрация результатов проведенной работы)
2 Развитие речи и обучение грамоте. 10
3 Учимся считать.
9
4 Проблемные ситуации в различных видах деятельности. 13
5 Находим противоположности. 4
6 Посмотри и запомни.
4
7 Игры с правилами. 4
8 Развитие графических навыков. 6
9 Найди по схеме. 2
10 Учимся работать дружно. 2
11 Занимательные раскраски. 4
12 Помощники доброго волшебника 1
3. Содержание курса
Календарно - тематическое план 1 года обучения
(2 раза в неделю)
Месяц Неделя № занятия Тема занятий Цель занятия Оборудование Кол-во часов
сентябрь 1-2 1-4 Говори, играй, думай.
Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для общения. Игры: «Слепые фотографы», «Мой необычный фотоаппарат», «Дотронься до…» 4 ч.
2-4 5-8 Говори, играй, думай.
Развитие произвольности
(умение слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры) Игры: «Собери портрет», «Кому, что нужно», «Кто летает?», «Исключение лишнего».
4ч.
0ктябрь 1-3 9-14 Говори, играй, думай.
Развитие речевой активности, логического мышления, внимания.
Игры: «Пицца», «Делай как я»,
Б. Никитин «Кубики», «Загадки на грядке», «Чудесный мешочек», «Мозаика». 6 ч.
4 15-16 Математика – это интересно
Развитие умения сравнивать предметы, действовать по предложенной схеме –алгоритму. Листы-задания «Том и Джерри», «Мышкины истории» цветные карандаши, счётный материал. 2 ч.
Ноябрь 1-4 17-24 Математика – это интересно
Развитие творческих способностей, формирование опыта самоконтроля (самостоятельное преодоление затруднения под руководством педагога) Листы-задания: «Ежиные истории», «Три котенка», «Переполох», «Тимошка озорник», «Путешествие», «Новые приключения Тома и Джерри», «Отважные кладоискатели», «Красная шапочка», цветные карандаши, 8 ч.
Декабрь 1-3 25-30 Математика – это интересно
Листы-задания: «Царевна лягушка», «Элли и её друзья», «Цветик-семицветик», «Обезьяний детский сад», «За грибами», «Праздник», цветные карандаши. 6 ч
4 31-32 «Знакомимся с клеточками»
Развитие зрительного восприятия мелкой моторики, координации движения руки. Тетради в клетку, простой карандаш, листы - задания
2 ч.
Январь 1-3 33-38 «Знакомимся с клеточками»
Умение ориентироваться на листе бумаги и правильно использовать в речи слова, выражающие отношения вверху - внизу, верхний -нижний, слева – справа. 6 ч.
4 39-40 Путешествие по Стране Цвета Формирование цветовосприятия и цветоразличения,
Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления, умения сосредотачиваться, пробудить фантазию. Иллюстрации к сказкам:
«Желтая сказка», «Зеленая сказка», цветные карандаши, муляжи овощи, фрукты. Игра «Подумай и собери» 2 ч.
Февраль 1-2 41-44 Путешествие по Стране Цвета Формирование представление об оттенках цветов, формирование опыта самостоятельного преодоления под руководством педагога на основе рефлексивного метода (фиксации затруднения, понимания его причины самостоятельного построения способа выхода из него) и опыта самоконтроля Иллюстрации к сказкам:
«Красная сказка», «Синяя сказка»,
«Белая сказка», «Оранжевая сказка». Загадки, муляжи овощи, фрукты.
Игры: «Карусель», «Разноцветны е камешки», «Снежинки», «Кто быстрее». 4 ч.
45-48 Развитие умений группировать по цвету и оттенкам цветов, тренирование мыслительных операций, анализа, сравнений и обобщений, развитие внимания, речи, воображения, логического мышления.
Иллюстрации к сказкам:
«Голубая сказка», «Фиолетовая сказка», «Разноцветная сказка», Игры: «Кукла-почтальон», «Что какого цвета», 6 разноцветных конвертов с дугами 4 ч
Март 1-3 49-54 Игры с пальчиками Развитие мелкой и общей моторики, закрепление навыков обследования предметов с помощью органов осязания. Тренировка тактильных ощущений, тренировать мыслительные операции, анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, воображение, логическое мышление. Листы-задания, цветные карандаши, простые карандаши, счётные палочки, Игры
«Чудесный мешочек»
«Пицца»,
«Сырный ломтик», волчки, «Сенсино» «Мозаика».
Счетные палочки 6 ч.
4 55-56 Жизненные ситуации Развитие социальных умений, знакомство со способами общения с другими людьми и регуляция поведения в различных ситуациях Игра «Довольна ли мама», иллюстрации к игре.
2 ч.
Апрель 1-4 57-64 Жизненные ситуации
Ситуации: «Мороженное», «Воздушный шар», «Зайка заболел», «Большая машинка», «Детский сад», «Пропавшая одежда» иллюстрации к ситуациям
8 ч.
Май 1-2 65-68 Путешествие в мир логики Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, рассуждать, доказывать Карточки-задания: «Найди лишнее», «Подбери подходящее», «Назови одним словом», «Продолжи ряд», «Вставь картинку», «Составь логические пары», «Найди различия». 4 ч.
3-4 69-71 Путешествие в мир логики Листы-задания «Помоги красной шапочке», «Найди фигуры», «Легкие и тяжелые предметы», «Лабиринты», цветные карандаши, простые карандаши, 3ч
4 72 Мониторинг Выявление динамики развития ребёнка Листы-задания, цветные карандаши, простые карандаши.
1 ч.
итого 72 72 часа
Календарно - тематическое план 2 года обучения
(2 раза в неделю)
Месяц Неделя № занятия Тема занятий Цель занятия Оборудование Кол-во часов
Сентябрь 1-4 1-8 Говори, играй, думай.
Развитие слухового внимания, зрительной памяти, воображения, наглядно-образного и словесно-логического мышления. Румянцева Е., «Игры с картинками. Весёлые сказки» № 40-47
Листы-задания, цветные карандаши, простые карандаши.
8ч.
Октябрь 1-3 9-14 Говори, играй, думай.
Развитие словаря; формирование умений четко излагать свои мысли, обобщать, высказывать суждения, развитие фонематического звука. Румянцева Е., «Игры с картинками. Весёлые сказки» № 48-53
Листы-задания, цветные карандаши, простые карандаши.
Предметные карточки, игры «Найди общее», «Сравнение», «Скульпторы», «Подарки», «Ловись рыбка». Пуговицы разной формы и размеров. 6 ч.
4 15-16 Произвольная познавательная деятельность Развитие слухового внимания, зрительной памяти. Развитие мелкой и общей моторики. Цветные карточки-задания, игры: «Два предмета», «Три предмета», «Продолжи слово» «Я знаю …», «Измени конец сказки», 2 ч
Ноябрь 1-8 17-24 Произвольная познавательная деятельность.
Формирование умения действовать по принципу, организованности и самостоятельности; развитие психических процессов, снятие мышечного напряжения. Цветные карточки-задания, игры: «Лишнее зёрнышко», «Два предмета», «Три предмета», «Внимательные руки», «Продолжи слово» «Я знаю …», «Измени конец сказки», мяч, различные зёрна. 8ч.
Декабрь 1-3 25-29 Произвольная познавательная деятельность.
Развитие психических процессов (развитие слухового внимания, зрительной памяти, развитие умения проводить ассоциации между цветом и словом и формой, цветом и словом в процессе запоминания); снятие мышечного напряжения. Цветные карточки-задания, игры с мячом, : «Разведчики», «Танец шляпы», «Четыре стихии», «Слушай команду», «Продолжи слово», «Поставь пальчик», «Рыба, птица, зверь», мяч. 5 ч
3-4 29-31 Игровая математика
Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления, умения слушать и слышать. Развитие мелкой и общей моторики.
. Листы-задания «Коллекция математических заданий» № 1-3, цветные карандаши, простые карандаши, счётные палочки. 3ч.
Январь 1-4 32-38 Игровая математика
Листы-задания «Коллекция математических заданий» № 4-10, цветные карандаши, простые карандаши, счётные палочки, игра «Пицца» 7 ч.
4 39 Не путаем «левое» и «правое».
Развитие ориентировки на себе (право-лево, верх-низ, на листе бумаги. Умение определять направление движения в пространстве (
слева – на право, сверху – вниз).
Листы-задания,цветные карандаши, простые карандаши, схемы – задания. 1 ч.
Февраль 1-2 40-43 Не путаем «левое» и «правое». 4 ч.
3-4 44-46 Интеллектуальная мастерская. Развитие разных свойств внимания и «смысловую» память; навыков умственной работы. Листы-задания, цветные карандаши, простые карандаши, предметные картинки., игры «Что забыл нарисовать художник», «Помоги коту добраться до королевского дворца», «Кто, что поймал»
4 ч.
Март 1 49-50 Интеллектуальная мастерская. Развитие навыков работы в команде, развитие ловкости, сообразительности, целеустремлённости Лабиринты, игры «Менялки», «Расставить посты», «Живая картина», «Зоопарк», «На мостике». Лабиринты 2ч
2-4 51-56 Графические диктанты.
Развитие умений действовать по правилу и самостоятельно, по заданию взрослого, Тетрадь в клеточку, простые карандаши, карточки- задания. 6 ч.
Апрель 1 57-58 Графические диктанты.
Развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики; формирование усидчивости, точности действия руки Работа по образцу. 2 ч.
2-4 59-64 Пальчиковая гимнастика Развитие психических функций (внимание, речь). Развитие мелкой и общей моторики. Игры: «Мозаика», «Семена», «Орешки», «Пуговицы».
Пальчиковые игры «Гусь», «Замок», «Дружба», «Прятки»
счётные палочки, верёвочки, разной толщины, мяч массажный, колечки. 6 ч
Май 1-4 65-71 Путешествие в страну форм Развитие навыков рассуждения, зрительного восприятия и творческих способностей. Развитие логического мышления, умение обобщать сравнивать, анализировать собственную деятельность, умение работать с образцом, умение находить ошибки и самостоятельно исправлять Развитие уверенности в себе Композиции из геометрических фигур по степени сложности (от простых к сложным) количество композиций от 2 до 5.
Сказка о треугольнике и квадрате. 7 ч.
4 72 «Путешествие в страну Знаний»
Открытое занятие для родителей. Мониторинг 1. ч
итого 72 часа
Календарно - тематическое план 3 года обучения
(2 раза в неделю)
Месяц Неделя № занятия Тема занятий Цель занятия Оборудование Кол-во часов
Сентябрь 1-4 1-8 Говори, играй, думай.
Развитие умений действовать по правилам. Развитие саморегуляции, произвольности психических процессов. Румянцева Е., «Игры с картинками. Весёлые сказки» № 54-61
Цветные карандаши, простые карандаши.
8 ч
Октябрь
1-3 9-13 Говори, играй, думай.
Развитие навыков общения, умения выступать публично. Высказывать своё мнение. Развитие эмоциональной сферы, развитие внимания, мышления, развитие мелкой мускулатуры руки. Карточки с заданиями, головоломки «Танграм», Румянцева Е., «Игры с картинками. Весёлые сказки» № 62-66, кубики Никитина Цветные карандаши, простые карандаши.
5 ч
3-4 13-16 Развитие речи и обучение грамоте. Развитие словарного и понятийного запаса слов, умения составление рассказов, развитие фонематического слуха. Карточки с заданиями, Цветные карандаши, простые карандаши. Рабочие тетради :
А. Дорофеева «Обучение грамоте»
А. Дорофеева «Развитие речи»
3 ч.
Ноябрь 1-4 17-23 Развитие речи и обучение грамоте. 7 ч.
4 24 «Учимся считать». Развитие мышления, внимания, умения слушать и слышать. Умение выполнять правила. Развитие зрительного восприятия Развитие мелкой и общей моторики. Рабочая тетрадь
А. Дорофеева «Учимся считать»
Карточки с заданиями, Цветные карандаши, простые карандаши. 1 ч
Декабрь 1-4 25-31 «Учимся считать». 8 ч
Январь 1 32 «Учимся считать». 1ч
1-4 33-39 Проблемные ситуации в различных видах деятельности Развитие навыков общения, умения выступать публично. Умение высказывать собственную позицию и принимать чужую. Формирование адекватной самооценки. Развитие эмоционально- личностной сферы. Карточки – ситуации: «Который гномик будет вратарем», «Как лягушонок научился считать», «Почему поссорились Том и Джерри», «Найди домик», «Каждый хочет быть первым», «Сколько детей в группе», «Как построить треугольники» 7 ч.
Февраль 1-3 40-45 Проблемные ситуации в различных видах деятельности Карточки – ситуации: «Почему получились разные числа», «Каких шашек больше», «Раздели на половины», «Почему дети грустят и улыбаются?», «Кого больше?», «Как разделить справедливо?», 6 ч.
4 46-47 Находим противоположности Развитие речи, восприятия, умения находить и различать противоположные понятия. Игра «Сенсино»
2 ч
Март 1 48-49 Находим противоположности Карточки с заданиями, Цветные карандаши, простые карандаши. 2 ч
2-3 50-53 Посмотри и запомни. Развитие слухового внимания, памяти. Развитие умений действовать по правилам. Развитие моторики. Мяч, обруч, шумовые музыкальные инструменты, картотека игр с правилами: «Воробьи и вороны», «Совушка-сова», «Кто летает»
4 ч
4 55-56 Игры с правилами. Развитие памяти, зрительного восприятия, внимания. Карточки с заданиями, Цветные карандаши, простые карандаши. 2 ч.
Апрель 1 57-58 Игры с правилами. Развитие саморегуляции, произвольности психических процессов, адекватно реагировать на ситуацию проигрыша. Мяч, обруч, шумовые музыкальные инструменты, картотека игр с правилами: «По новым местам», «Займи свой угол», «Палитра» 2 ч.
2-4 59-64 Развитие графических навыков. Развитие умений действовать самостоятельно, по заданию взрослого, развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики; формирование усидчивости, точности действия руки. Тетрадь в клеточку, простые карандаши, карточки- задания, лабиринты, кроссворды, ребусы. 6 ч
Май 1 65-66 Найди по схеме. Развитие пространственного мышления, зрительной памяти и глазомера, внимания. Простые карандаши, карточки- схем, схемы-маршруты, лабиринты. 2 ч
2 67-68 Учимся работать дружно. Развитие коммуникативных навыков, умения сотрудничать
(договариваться, осуществлять совместную деятельность) Муляжи грибов и ягод, Игры: «Тихая охота», «Разведи костер», «Слушай и показывай», «Лабиринт» 2 ч
3-4 69-71 Занимательные раскраски. Развитие мышления; концентрации внимания; развитие мелкой моторики; развитие связной речи, умение выполнять задание точно по инструкции. Листы задания «Математические раскраски». Цветные, простые карандаши. 4 ч
4
72 Помощники доброго волшебника Диагностическая игра. Мониторинг.
Открытое занятие для родителей 1ч.
итого 72 72 часа
4. Методическое обеспечение программы
Методы обучения. В программе используются следующие методы: наглядное (демонстрация, показ, видео просмотр); беседы (объяснение, инструктаж); практическое (упражнения, задания, игры); метод стимулирования и поощрения («оценки» в блокнот); игровой метод обучения (игры на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, мелкой моторики рук, развитие межполушарного взаимодействия).
Формы организации образовательного процесса. Используется групповая форма проведения занятий.
Формы организации занятий. Занятия проходят в форме диагностики, теории, практики, игры, контроля.
Педагогические технологии. В программе применяются технологии группового обучения, технологии игровой деятельности.
Алгоритм занятия. Основная часть, практическая часть, физминутка, новые знания, рефлексия, подведение итогов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. - М. : Сфера, 2005.
2. Белопольская Н. Л. Довольна ли мама?- М. ,2005.
3. Безруких М. М. Готов ли ребёнок к школе? - М., 2001.
4. Безруких М. М. Азбука письма. - М., 2001.
5. Береславский Л. Я. Интеллектуальная мастерская - М. : Дрофа, 2000.
6. Вайнер М. Э. Соцально-личностная готовность детей к школе в контексте требований ФГОС ДО. – М., 2014.
7. Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. - М. : Генезис, 2001.
8. Гаврина С. Е. Отгадай-ка (развивающие задания). - Киров, 2000.
9. Ганичева И. В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. - М., 2008.
10. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе - М., 2000.
11. Данилина Т. А. В мире детских эмоций. - М., 2004.
12. Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. - М., 1998.
13. Крушельницкая О. И. ,. Третьякова А. Н. Вправо- влево, вверх-вниз. -М. : Сфера, 2007.
14. Минаева И. В. Развивающие упражнения для детей дошкольного возраста. - М., 1994.
15. Павлова Н. Н., Руденко Л. Г. Экспресс – диагностика в детском саду. - М. : Генезис, 2009.
16. ПМК Диалог. Нейропсихологическая профилактика и коррекция дошкольника. /под редакцией А. В. Семенович. - М. : Дрофа, 2014.
17. Румянцева Е. А. Игры с картинками Весёлые сказки. - М., 2011.
18. Стародубцева, И. В. Завьялова Т. П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. - М. : АРКТИ, 2008.
19. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников. - Ярославль, 2007.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014.
21. Фомина Л. В. Сенсорное развитие - М. : Сфера. 2001.