Лучший педагог года

Рабочая программа кружка ТРИЗ «Играем и познаем» (2 фото)

Рита Колесникова
Рабочая программа кружка ТРИЗ «Играем и познаем»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

д/с «Дружба» п. Южный

Рабочая программа

кружка для детей 5-6 лет с применением ТРИЗ технологии

Рабочая программа кружка ТРИЗ «Играем и познаем»

Пояснительная записка

Публикация «Рабочая программа кружка ТРИЗ „Играем и познаем“» размещена в разделах

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность. Однако многие педагоги сталкиваются с тем, что традиционные педагогические методики перестают быть эффективными.

Современный мир стремительно меняется, и требует новых подходов к воспитанию нового поколения детей. Поэтому все чаще в системе дошкольного образования используются инновационные технологии.

Одной из таких технологий и является ТРИЗ – Теория Решения Изобретательских Задач, разработанная Г. С. Альтшулером и адаптированная к работе в дошкольных образовательных учреждениях.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Цель кружка «Играем и познаем»:

Формирование способности у дошкольников анализировать окружающий мир и устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи:

- Формировать навыки творческой исследовательской работы;

- Знакомить детей с разными сторонами действительности:

явлениями природы, миром человеческих отношений, произведений

культуры, миром собственных переживаний;

- Закреплять становление целенаправленной деятельности;

- Учить формулированию противоречий с небольшой помощью

воспитателя, приемам их разрешений;

- Развивать познавательных способностей и творческого воображения детей через ознакомление с моделями ТРИЗ;

- Развивать умение принимать оптимальное решение жизненной и

учебной задачи при преодолении препятствий, стоящих на пути к

достижению цели;

- Развивать управляемое творческое воображение;

В основу программы кружка входят занятия, рекомендованные С. И. Гин в книге «Занятия ТРИЗ в детском саду»

Целевые ориентиры программы:

В результате обучения у детей

- возникнет положительное эмоциональное отношение к занятиям,

- возрастут познавательная активность и интерес;

- детские ответы станут нестандартными, раскрепощенными;

- расширится кругозор, появится стремление к новизне, к фантазированию;

- речь станет более образной и логичной;

- знания по ТРИЗ будут использованы на других занятиях и в повседневном общении.

Занятия кружка «Играем и познаем» проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня каждый четверг месяца с октября по май.

Время работы кружка: 15.30-15.55

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

04.10. Ознакомительное занятие

Диагностические игры

01. 10 Противоречия в погоде

цель: активизировать интерес детей к окружающему миру; систематизировать их знания о явлениях природы.

Оборудование: «черный ящик», полотенце.

- Знакомство с игрушкой

- Диалог с Игрушкой о погоде.

- Подвижная игра «Солнышко и дождь»

- Обсуждение с детьми противоречий в погоде.

- Подведение итогов

18.10. Противоречия в предметах

Цель: систематизировать навыки классификации предметов по внешним признакам, а также знания о свойствах предметов.

Оборудование: мешочек, игрушки небольшого размера, две коробки, мячик, дудочка (свисток).

- Классификация игрушек по различным признакам.

- Подвижная игра «Разбежались!».

- Обсуждение противоречий в предметах.

- Подведение итогов

25.10. Противоречия в предметах (продолжение)

Цели: систематизировать знания детей о профессиях; научить выделять противоположные признаки объектов; развивать внимание, эмпатию.

Оборудование: мяч, конфета, нож, будильник.

- Беседа о профессиях.

- Игра «Дрессировщики».

- Дидактическая игра «Магазин».

- Подведение итогов.

01.11. Противоречия в ситуациях

Цели: обучать выделению противоречий в различных жизненных ситуациях; ориентировать детей на здоровый образ жизни.

Оборудование: бинт, шарф.

- Противоречия в болезни.

- Игра «Простуда».

- Анализ ситуаций.

- Подведение итогов.

08.11. Противоречия в размерах

Цели: активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации; формировать понимание относительности размера; систематизировать знания детей о размерах животных.

- Анализ проблемной ситуации.

- Игра «Большие — маленькие».

- Упражнение «Расставь по порядку».

- Подведение итогов.

15.11. Противоречия в количестве

Цели: активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации; формировать понимание относительности количества.

Оборудование: конфета.

- Анализ проблемной ситуации.

- Игра «Много — мало».

- Противоречия в количестве.

- Подведение итогов.

23.11. Выбираем транспорт

цель: Обобщить и систематизировать представление детей о способах и

особенностях передвижения человека в разных средах (виды транспорта).

Продолжать знакомить детей с законами, по которым систематизируются знания в форме наглядных моделей. Уточнить и расширить

представления детей о правилах поведения в общественных местах.

- беседа о транспорте.

- игра «Едем, летим, плывем»

- творческое задание: Придумай необычный транспорт», Машина 21 века.

- Подведение итогов

30.11. Противоположные признаки

Цели: систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе; активизировать использование антонимов в речи; активизировать мышление детей; обучать навыкам групповой работы в режиме «мозгового штурма».

- Противоречия в зиме.

- Игра на внимание.

- Проблемная ситуация.

- Подведение итогов.

06.12. Подсистемы человека

Цели: систематизировать знания о строении человека; развивать внимание, умение сравнивать, обобщать; развивать воображение.

Оборудование: бумажные части тела робота.

- «Сборка робота».

- Игра «Руки, ноги, голова».

- Обсуждение «Что — для чего?».

- Подведение итогов.

13.12. Подсистемы предметов: объект «чайник»

Цели: систематизировать знания о посуде; обучить функциональному подходу восприятия подсистем; развивать диалектическое мышление; развивать умение прогнозировать.

Оборудование: настоящий и игрушечный чайники.

- Обсуждение «Какой чайник лучше?».

- Игра-эстафета «Наполни чайник».

- Анализ подсистем.

- Подведение итогов.

20.12. Подсистемы предметов: объект «машина»

Цели: систематизировать представления детей о транспорте; обучать системному анализу объекта; закрепить знание правил дорожного движения.

Оборудование: машина-грузовик, игрушечный или бумажный светофор, игрушки или рисунки различных машин.

- Анализ подсистем.

- Игра «Светофор».

- Обсуждение «Какие бывают машины по назначению».

- Подведение итогов.

17.01 Обобщающее занятие по подсистемам

Цели: систематизировать восприятие объектов как совокупности взаимосвязанных частей; познакомить с приемами сочинения загадок; развивать воображение.

Оборудование: разборные игрушки

- Обсуждение «Конструкторы».

- Игра «Кто больше?».

- Сочинение загадок.

- Подведение итогов.

24.01 Метод «маленьких человечков»

Цели: познакомить с методом «маленьких человечков»; обобщить представления детей о свойствах твердых веществ; развивать воображение, умение инсценировать; развивать познавательный интерес, умение анализировать причины.

Оборудование: мяч.

- Обсуждение «Что не делится на части?».

- Игра «Назови твердое».

- Инсценировка «маленьких человечков».

- Подведение итогов.

31.01 «Твердые и жидкие человечки»

Цели: активизировать мышление детей; закрепить представления детей о свойствах жидких веществ; обучать умению сравнивать и анализировать свойства объектов.

Оборудование: бумажная коробочка, стакан с водой, кубики.

- Решение проблемной ситуации.

- Сравнение твердых и жидких веществ.

- Игра «Замри».

- Моделирование ситуации.

- Подведение итогов

07.02. «Газообразные человечки»

Цели: активизировать мышление детей; систематизировать представления детей о свойствах газообразных веществ; развивать воображение, умение перевоплощаться и абстрагироваться.

Оборудование: карточки с «маленькими человечками».

- Анализ проблемной ситуации.

- Беседа о «газообразных человечках».

- Игра «Маленькие человечки».

- Работа с карточками «маленьких человечков» (МЧ).

- Подведение итогов.

14.02. «Цветные человечки»

Цели: активизировать мышление детей; развивать воображение, фантазию; обобщить представления о веществах в различных агрегатных состояниях; формировать экологическое мышление.

Оборудование: краски, кисточка, бумага, прозрачный кружок

- Анализ проблемной ситуации.

- Упражнение «Волшебная дорожка».

- Игра «Разноцветный светофор».

- Упражнение «Волшебная дорожка» (продолжение).

- Подведение итогов

21.02. Обобщающее занятие по ММЧ

Цели: развивать познавательную активность; развивать умение сравнивать и обобщать; формировать умение моделировать физические процессы.

Оборудование: «черный ящик», мыло, соломинки, стаканчики с пеной, карточки МЧ.

- Упражнение «Черный ящик».

- Беседа о мыльных пузырях.

- Практическая работа.

- Беседа о свойствах вещества.

- Подведение итогов

28.02. Функции подсистем

Цели: систематизировать представления о назначении дома и его составных частей; развивать умение анализировать, видеть взаимосвязи; формировать диалектическое мышление.

Оборудование: кубики.

- Анализ функций внешних подсистем дома.

- Игра «Строим дом».

- Анализ функций внутренних подсистем дома.

- Подведение итогов.

14.03 «Системный лифт»

Цели: развивать умение анализировать и обобщать; формировать диалектическое мышление; развивать воображение, умение инсценировать; познакомить с моделью анализа объекта «системный лифт»; систематизировать правила поведения в лифте.

- Упражнение «Назови общее».

- Анализ противоречий.

- Игра «Лифтовой зверь».

- Введение понятия «системный лифт».

- Подведение итогов.

21.03 Надсистемы и подсистемы объекта

Цели: активизировать мышление детей; обучать использовать модель «системный лифт» для анализа объекта.

Оборудование: «системный лифт», игрушки, наборы кар-точек.

- Проблемная ситуация.

- Работа с «системным лифтом».

- Игра «Вперед — назад».

- Работа с «системным лифтом».

- Подведение итогов.

28.03. Обобщающее занятие по над - и подсистемам

Цели: закрепить представления о над - и подсистемах объектов; закрепить умение пользоваться моделью «системный лифт».

Оборудование: «системный лифт», наборы карточек.

- Упражнение «Назови этаж».

- Игра «Первый, второй, третий».

- Работа в группах.

- Подведение итогов.

23.04.04. Прошлое

Цели: обобщить представления детей о прошлом различных объектов; развивать умение инсценировать.

Оборудование: мяч.

- Беседа «Что было раньше?».

- Физкультминутка.

- Игра с мячом «Чем было раньше?.».

- Подведение итогов.

11.04. Будущее человека

Цели: систематизировать представления о единицах измерения времени; формировать умение прогнозировать; обучать последовательному анализу рассматриваемой ситуации.

- Упражнение «Что потом?».

- Игра «Большие — маленькие».

- Беседа «Будущее человека».

- Подведение итогов.

18.04. Будущее предметов

Цели: развивать умение прогнозировать; формировать навык вариативного мышления; развивать воображение, умение фантазировать.

Оборудование: мяч.

- Упражнение «Что потом?».

- Игра «Съедобное — несъедобное».

- Фантазирование.

- Подведение итогов.

25.04. «Системный оператор»

Цели: познакомить с моделью анализа объектов; развивать внимание.

Оборудование: «пятиэкранка» (наборное полотно, мороженое, книга.

- Знакомство с системным оператором.

- Игра «Вверх — вниз — вперед — назад».

- Путешествие по «пятиэкранке».

- Подведение итогов.

17.05. Обобщающее занятие по «системному оператору»

Цели: закрепить умение системного анализа объекта; закрепить умение пользоваться моделью «пятиэкранка»; формировать диалектическое мышление.

Оборудование: «пятиэкранка», мешок, различные предметы.

- Анализ противоречий.

- Игра «Хорошо — плохо».

- Работа с «системным оператором».

- Подведение итогов.

24.05. Анализ сказки по «системному оператору»

Цели: формировать умение системного анализа сказки; развивать умение анализировать, обобщать, прогнозировать; обучать использованию приема «наоборот»; развивать воображение, эмпатию.

Оборудование: сказка «Колобок», рисунок или игрушка Колобок, «пятиэкранка».

- Упражнение «Какую сказку загадали?».

- Анализ сказки по «системному оператору».

- Подвижная игра «Лиса и Колобок».

- Фантазирование.

31.05. Использование ресурсов для сочинения сказки

Цели: обучать приемам сочинения загадок; развивать умение сравнивать и обобщать; развивать навыки фантазирования; активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций.

Оборудование: рисунки Колобка и Ежика.

- Сочинение загадок.

- Игра «Колючий — не колючий».

- Сочинение сказки.

- Подведение итогов.

В конце учебного года совместно с воспитателями группы проводится диагностика познавательного развития и интегративных качеств воспитанников.

Фото «Играем и познаем»

Используемая литература:

1. Гин, С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений. — 4-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2008. — 112 с.

2. Интернет ресурсы

Публикации по теме:

«Путешествуем, играем, познаем и развиваем!»«Путешествуем, играем, познаем и развиваем!» Работая над темой «Наблюдая – познаем", осуществляя развитие и совершенствуя навыки детей, я постепенно увлеклась гуманитарно-экологическими.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка для 1 класса «Музыкальная гостиная» ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на педсовете Зам. директора по УВР приказом директора протокол № 02 ___В. Н. Андреенкова МБОУ «Ивановская.

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики» Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы "Волшебные пальчики" Пояснительная записка Рисование.

Рабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группеРабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка» г. СУРАЖ Кружок по рисованию в младшей группе «Акварелька».

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности во второй младшей группе РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по театрализованной деятельности «Золотой ключик», во второй младшей группе Вязьма 2018 г.

Рабочая программа кружка «Расту культурным!» Программа кружка «Расту культурным!» Пояснительная записка Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе:.

Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа кружка ТРИЗ «Играем и познаем»
Опубликовано: 2 декабря 2020 в 19:41
+53Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД