Рабочая программа кружка ТРИЗ «Играем и познаем»

Рита Колесникова
Рабочая программа кружка ТРИЗ «Играем и познаем»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

д/с «Дружба» п. Южный

Рабочая программа

кружка для детей 5-6 лет с применением ТРИЗ технологии

Рабочая программа кружка ТРИЗ «Играем и познаем»

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность. Однако многие педагоги сталкиваются с тем, что традиционные педагогические методики перестают быть эффективными.

Современный мир стремительно меняется, и требует новых подходов к воспитанию нового поколения детей. Поэтому все чаще в системе дошкольного образования используются инновационные технологии.

Одной из таких технологий и является ТРИЗ – Теория Решения Изобретательских Задач, разработанная Г. С. Альтшулером и адаптированная к работе в дошкольных образовательных учреждениях.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Цель кружка «Играем и познаем»:

Формирование способности у дошкольников анализировать окружающий мир и устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи:

- Формировать навыки творческой исследовательской работы;

- Знакомить детей с разными сторонами действительности:

явлениями природы, миром человеческих отношений, произведений

культуры, миром собственных переживаний;

- Закреплять становление целенаправленной деятельности;

- Учить формулированию противоречий с небольшой помощью

воспитателя, приемам их разрешений;

- Развивать познавательных способностей и творческого воображения детей через ознакомление с моделями ТРИЗ;

- Развивать умение принимать оптимальное решение жизненной и

учебной задачи при преодолении препятствий, стоящих на пути к

достижению цели;

- Развивать управляемое творческое воображение;

В основу программы кружка входят занятия, рекомендованные С. И. Гин в книге «Занятия ТРИЗ в детском саду»

Целевые ориентиры программы:

В результате обучения у детей

- возникнет положительное эмоциональное отношение к занятиям,

- возрастут познавательная активность и интерес;

- детские ответы станут нестандартными, раскрепощенными;

- расширится кругозор, появится стремление к новизне, к фантазированию;

- речь станет более образной и логичной;

- знания по ТРИЗ будут использованы на других занятиях и в повседневном общении.

Занятия кружка «Играем и познаем» проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня каждый четверг месяца с октября по май.

Время работы кружка: 15.30-15.55

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

04.10. Ознакомительное занятие

Диагностические игры

01. 10 Противоречия в погоде

цель: активизировать интерес детей к окружающему миру; систематизировать их знания о явлениях природы.

Оборудование: «черный ящик», полотенце.

- Знакомство с игрушкой

- Диалог с Игрушкой о погоде.

- Подвижная игра «Солнышко и дождь»

- Обсуждение с детьми противоречий в погоде.

- Подведение итогов

18.10. Противоречия в предметах

Цель: систематизировать навыки классификации предметов по внешним признакам, а также знания о свойствах предметов.

Оборудование: мешочек, игрушки небольшого размера, две коробки, мячик, дудочка (свисток).

- Классификация игрушек по различным признакам.

- Подвижная игра «Разбежались!».

- Обсуждение противоречий в предметах.

- Подведение итогов

25.10. Противоречия в предметах (продолжение)

Цели: систематизировать знания детей о профессиях; научить выделять противоположные признаки объектов; развивать внимание, эмпатию.

Оборудование: мяч, конфета, нож, будильник.

- Беседа о профессиях.

- Игра «Дрессировщики».

- Дидактическая игра «Магазин».

- Подведение итогов.

01.11. Противоречия в ситуациях

Цели: обучать выделению противоречий в различных жизненных ситуациях; ориентировать детей на здоровый образ жизни.

Оборудование: бинт, шарф.

- Противоречия в болезни.

- Игра «Простуда».

- Анализ ситуаций.

- Подведение итогов.

08.11. Противоречия в размерах

Цели: активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации; формировать понимание относительности размера; систематизировать знания детей о размерах животных.

- Анализ проблемной ситуации.

- Игра «Большие — маленькие».

- Упражнение «Расставь по порядку».

- Подведение итогов.

15.11. Противоречия в количестве

Цели: активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации; формировать понимание относительности количества.

Оборудование: конфета.

- Анализ проблемной ситуации.

- Игра «Много — мало».

- Противоречия в количестве.

- Подведение итогов.

23.11. Выбираем транспорт

цель: Обобщить и систематизировать представление детей о способах и

особенностях передвижения человека в разных средах (виды транспорта).

Продолжать знакомить детей с законами, по которым систематизируются знания в форме наглядных моделей. Уточнить и расширить

представления детей о правилах поведения в общественных местах.

- беседа о транспорте.

- игра «Едем, летим, плывем»

- творческое задание: Придумай необычный транспорт», Машина 21 века.

- Подведение итогов

30.11. Противоположные признаки

Цели: систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе; активизировать использование антонимов в речи; активизировать мышление детей; обучать навыкам групповой работы в режиме «мозгового штурма».

- Противоречия в зиме.

- Игра на внимание.

- Проблемная ситуация.

- Подведение итогов.

06.12. Подсистемы человека

Цели: систематизировать знания о строении человека; развивать внимание, умение сравнивать, обобщать; развивать воображение.

Оборудование: бумажные части тела робота.

- «Сборка робота».

- Игра «Руки, ноги, голова».

- Обсуждение «Что — для чего?».

- Подведение итогов.

13.12. Подсистемы предметов: объект «чайник»

Цели: систематизировать знания о посуде; обучить функциональному подходу восприятия подсистем; развивать диалектическое мышление; развивать умение прогнозировать.

Оборудование: настоящий и игрушечный чайники.

- Обсуждение «Какой чайник лучше?».

- Игра-эстафета «Наполни чайник».

- Анализ подсистем.

- Подведение итогов.

20.12. Подсистемы предметов: объект «машина»

Цели: систематизировать представления детей о транспорте; обучать системному анализу объекта; закрепить знание правил дорожного движения.

Оборудование: машина-грузовик, игрушечный или бумажный светофор, игрушки или рисунки различных машин.

- Анализ подсистем.

- Игра «Светофор».

- Обсуждение «Какие бывают машины по назначению».

- Подведение итогов.

17.01 Обобщающее занятие по подсистемам

Цели: систематизировать восприятие объектов как совокупности взаимосвязанных частей; познакомить с приемами сочинения загадок; развивать воображение.

Оборудование: разборные игрушки

- Обсуждение «Конструкторы».

- Игра «Кто больше?».

- Сочинение загадок.

- Подведение итогов.

24.01 Метод «маленьких человечков»

Цели: познакомить с методом «маленьких человечков»; обобщить представления детей о свойствах твердых веществ; развивать воображение, умение инсценировать; развивать познавательный интерес, умение анализировать причины.

Оборудование: мяч.

- Обсуждение «Что не делится на части?».

- Игра «Назови твердое».

- Инсценировка «маленьких человечков».

- Подведение итогов.

31.01 «Твердые и жидкие человечки»

Цели: активизировать мышление детей; закрепить представления детей о свойствах жидких веществ; обучать умению сравнивать и анализировать свойства объектов.

Оборудование: бумажная коробочка, стакан с водой, кубики.

- Решение проблемной ситуации.

- Сравнение твердых и жидких веществ.

- Игра «Замри».

- Моделирование ситуации.

- Подведение итогов

07.02. «Газообразные человечки»

Цели: активизировать мышление детей; систематизировать представления детей о свойствах газообразных веществ; развивать воображение, умение перевоплощаться и абстрагироваться.

Оборудование: карточки с «маленькими человечками».

- Анализ проблемной ситуации.

- Беседа о «газообразных человечках».

- Игра «Маленькие человечки».

- Работа с карточками «маленьких человечков» (МЧ).

- Подведение итогов.

14.02. «Цветные человечки»

Цели: активизировать мышление детей; развивать воображение, фантазию; обобщить представления о веществах в различных агрегатных состояниях; формировать экологическое мышление.

Оборудование: краски, кисточка, бумага, прозрачный кружок

- Анализ проблемной ситуации.

- Упражнение «Волшебная дорожка».

- Игра «Разноцветный светофор».

- Упражнение «Волшебная дорожка» (продолжение).

- Подведение итогов

21.02. Обобщающее занятие по ММЧ

Цели: развивать познавательную активность; развивать умение сравнивать и обобщать; формировать умение моделировать физические процессы.

Оборудование: «черный ящик», мыло, соломинки, стаканчики с пеной, карточки МЧ.

- Упражнение «Черный ящик».

- Беседа о мыльных пузырях.

- Практическая работа.

- Беседа о свойствах вещества.

- Подведение итогов

28.02. Функции подсистем

Цели: систематизировать представления о назначении дома и его составных частей; развивать умение анализировать, видеть взаимосвязи; формировать диалектическое мышление.

Оборудование: кубики.

- Анализ функций внешних подсистем дома.

- Игра «Строим дом».

- Анализ функций внутренних подсистем дома.

- Подведение итогов.

14.03 «Системный лифт»

Цели: развивать умение анализировать и обобщать; формировать диалектическое мышление; развивать воображение, умение инсценировать; познакомить с моделью анализа объекта «системный лифт»; систематизировать правила поведения в лифте.

- Упражнение «Назови общее».

- Анализ противоречий.

- Игра «Лифтовой зверь».

- Введение понятия «системный лифт».

- Подведение итогов.

21.03 Надсистемы и подсистемы объекта

Цели: активизировать мышление детей; обучать использовать модель «системный лифт» для анализа объекта.

Оборудование: «системный лифт», игрушки, наборы кар-точек.

- Проблемная ситуация.

- Работа с «системным лифтом».

- Игра «Вперед — назад».

- Работа с «системным лифтом».

- Подведение итогов.

28.03. Обобщающее занятие по над - и подсистемам

Цели: закрепить представления о над - и подсистемах объектов; закрепить умение пользоваться моделью «системный лифт».

Оборудование: «системный лифт», наборы карточек.

- Упражнение «Назови этаж».

- Игра «Первый, второй, третий».

- Работа в группах.

- Подведение итогов.

23.04.04. Прошлое

Цели: обобщить представления детей о прошлом различных объектов; развивать умение инсценировать.

Оборудование: мяч.

- Беседа «Что было раньше?».

- Физкультминутка.

- Игра с мячом «Чем было раньше?.».

- Подведение итогов.

11.04. Будущее человека

Цели: систематизировать представления о единицах измерения времени; формировать умение прогнозировать; обучать последовательному анализу рассматриваемой ситуации.

- Упражнение «Что потом?».

- Игра «Большие — маленькие».

- Беседа «Будущее человека».

- Подведение итогов.

18.04. Будущее предметов

Цели: развивать умение прогнозировать; формировать навык вариативного мышления; развивать воображение, умение фантазировать.

Оборудование: мяч.

- Упражнение «Что потом?».

- Игра «Съедобное — несъедобное».

- Фантазирование.

- Подведение итогов.

25.04. «Системный оператор»

Цели: познакомить с моделью анализа объектов; развивать внимание.

Оборудование: «пятиэкранка» (наборное полотно, мороженое, книга.

- Знакомство с системным оператором.

- Игра «Вверх — вниз — вперед — назад».

- Путешествие по «пятиэкранке».

- Подведение итогов.

17.05. Обобщающее занятие по «системному оператору»

Цели: закрепить умение системного анализа объекта; закрепить умение пользоваться моделью «пятиэкранка»; формировать диалектическое мышление.

Оборудование: «пятиэкранка», мешок, различные предметы.

- Анализ противоречий.

- Игра «Хорошо — плохо».

- Работа с «системным оператором».

- Подведение итогов.

24.05. Анализ сказки по «системному оператору»

Цели: формировать умение системного анализа сказки; развивать умение анализировать, обобщать, прогнозировать; обучать использованию приема «наоборот»; развивать воображение, эмпатию.

Оборудование: сказка «Колобок», рисунок или игрушка Колобок, «пятиэкранка».

- Упражнение «Какую сказку загадали?».

- Анализ сказки по «системному оператору».

- Подвижная игра «Лиса и Колобок».

- Фантазирование.

31.05. Использование ресурсов для сочинения сказки

Цели: обучать приемам сочинения загадок; развивать умение сравнивать и обобщать; развивать навыки фантазирования; активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций.

Оборудование: рисунки Колобка и Ежика.

- Сочинение загадок.

- Игра «Колючий — не колючий».

- Сочинение сказки.

- Подведение итогов.

В конце учебного года совместно с воспитателями группы проводится диагностика познавательного развития и интегративных качеств воспитанников.

Используемая литература:

1. Гин, С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений. — 4-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2008. — 112 с.

2. Интернет ресурсы

Публикации по теме:

«Путешествуем, играем, познаем и развиваем!»«Путешествуем, играем, познаем и развиваем!» Работая над темой «Наблюдая – познаем", осуществляя развитие и совершенствуя навыки детей, я постепенно увлеклась гуманитарно-экологическими.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка для 1 класса «Музыкальная гостиная» ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на педсовете Зам. директора по УВР приказом директора протокол № 02 ___В. Н. Андреенкова МБОУ «Ивановская.

Библиотека изображений:
  • Домашние питомцы
  • Домашние питомцы
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Рабочая программа кружка ТРИЗ «Играем и познаем»
Опубликовано: 2 декабря 2020 в 19:41
+51Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 января. День детских изобретений

Очередной тематический день посвящен маленьким гениям, чьи изобретения мы применяем в повседневной жизни. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы увлечь ребенка изобретательством и вдохновить на...

17 января. День зимней одежды на МААМ

В период наступающих крещенских морозов особенно важно тепло одеваться и приучать к этому детей. На занятиях очередного тематического дня говорим с ребятами о том, во что одеваться, чтобы не простыть на...

Фотоотчет о посещении представления «Ми-ми-мишки: Елка будущего!»
Добрый день уважаемые коллеги! В новогодние каникулы очень много развлечений для деток и мы с моим внуком Романом которому три года тоже не сидели дома...
Стенгазета «15 января — день зимующих птиц России»
Мой предыдущий рассказ был о том, как мы с детьми готовили угощение для птиц в честь их «праздника». Но это было не единственное мероприятие в рамках...
Консультация для родителей «Одеваем ребёнка на прогулку»
Консультация для родителей «Одеваем ребёнка на прогулку» Прогулки в детском саду по режиму должны быть ежедневные. Они положительно сказываются на...