Лучший педагог года

Рабочая программа «LEGO-Мастер»

Анна Жилинская
Рабочая программа «LEGO-Мастер»

Актуальное обоснование образовательной программы;

Срок реализации образовательной программы;

Цель и задачи образовательной программы;

Методы и приемы обучения.

1. Пояснительная записка.

1.1. Актуальное обоснование программы.

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются фундаментальные компоненты становления личности ребенка.

Публикация «Рабочая программа „LEGO-Мастер“» размещена в разделах

Каждый ребенок любит и хочет играть, но не каждый может научиться делать это самостоятельно, да еще и не с каждой игрушкой. Подчеркивая социальную значимость игрушек, и сравнивая их с мини-предметами реального мира, через которые ребенок дополняет представления об окружающем, Г. В. Плеханов и Б. П. Никитин отмечали, что эти готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому.

Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но и весьма полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветового восприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, творческих задатков. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления.

Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

В силу своей универсальности ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использование ЛЕГО-технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. ЛЕГО позволяет учиться играя и обучаться в игре.

В процессе конструирования дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. ЛЕГО-технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Дети с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям. Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют расширению словарного запаса, развитию дилогической и монологической речи, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека. Решаются многие задачи обучения: развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.

1.2. Срок реализации образовательной программы.

Рабочая программа рассчитана на 40 занятий по 25 мин два раза в неделю, в течение учебного года для группы из 10 детей 5-6 лет старшего дошкольного возраста. Занятия проходят в дневное время на базе МБДОУ, после обеденного сна детей.

1.3. Требования к специалисту, реализующему образовательную программу

Программу реализовывает учитель-логопед.

1.4. Цели и задачи образовательной программы.

Цель: Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО-конструированием.

Задачи:

Образовательные:

• развивать у дошкольников интерес к моделированию и

конструированию, стимулировать детское техническое творчество;

• обучать конструированию по образцу, чертежу, условиям, по

собственному замыслу

• содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции,

симметрии, понятии части и целого;

• изучить виды конструкций и соединений деталей;

Развивающие:

• развивать внимание, память, образное и пространственное мышление;

• способствовать развитию творческой активности ребёнка;

• способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.

Воспитательные:

• содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;

• содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);

• создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.

Методы и приемы обучения.

Основная форма проведения занятий – практикум.

Для поддержания интереса к занятиям начальным техническим моделированием используются разнообразные методы и приемы проведения занятий.

Методы Приемы

Наглядный Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-рецептивный Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности ( форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное их преобразование.

Игровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета

Виды конструирования:

Конструирование-это вид продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предметов. Его успешность зависит от уровня развития мышления и восприятия ребенка. Чтобы построить конструкцию из строительного материала, необходимо уметь обследовать объект, разделить его на составные части - детали, оценить их размер, пространственное расположение, заменить одни детали другими в случае необходимости. Также для успешности конструирования нужно уметь представлять будущий предмет в целом - со всех сторон, спереди, сбоку; особенно представить невидимые детали.

1) конструирование по образцу;

2) конструирование по модели;

3) конструирование по замыслу;

4) конструирование по условиям - требованиям, которым должна удовлетворять будущая конструкция (например, определенный размер);

5) конструирование по чертежам и наглядным схемам;

6) конструирование по теме;

Конструирование по образцу

Заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей конструктора и показ способов их воспроизведения. В данной форме конструирования обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий. У детей формируются обобщённые способы анализа объектов и обобщённые представления о них, необходимые для успешного осуществления конструирования. Большую роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов, построенной по принципу: от общего - к частям - к общему.

Конструирование по модели

Заключается в следующем: детям в качестве образца предлагают модель, в которой очертания отдельных её элементов скрыто от ребёнка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них конструктора. Таким образом, ребёнку предлагают определённую задачу, но не дают способа её решения.

Конструирование по замыслу

Обладает большими возможностями для развёртывания творчества детей, для проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как они будут конструировать. Но создание замысла будущей конструкции и его осуществление –достаточно трудная задача. Замыслы детей неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности.

Конструирование по условиям

Заключается в следующем: не давая детям образца постройки, рисунков и способов её конструирования, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчёркивают практическое её назначение (например, сконструировать мост определённой ширины для пешеходов и транспорта). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся.

Конструирование по чертежам и наглядным схемам.

Из деталей конструктора воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться при обучении детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому конструированию по схемам и чертежам. Дети начинают конструировать и применять внешние модели в качестве средства самостоятельного познания новых объектов.

Конструирование по теме.

Детям предлагают общую тематику конструирования. Они сами создают замыслы конкретных построек из конструктора и способов их осуществления. Основная цель конструирования по заданной теме – актуализация и закрепления знаний и умений.

Структура занятий.

Занятия строятся в следующей последовательности:

• приветствие;

• игровые упражнения развитие внимания, памяти, пространственного мышления и воображения;

• непосредственно конструирование (форма организации зависит от сложности постройки, от уровня овладения конструктивными навыками);

Количество детей – 10 человек

Форма занятий – групповая

2. Содержание образовательной программы.

Учебный план.

Разделы занятий Темы занятий

Введение в

конструкторскую деятельность Путешествие по стране Лего. 1

Словарь Лего. 2

Исследование кирпичиков (цвета и формы). 3

Знакомство с типами крепежей. 4

Волшебные кирпичики. Строим стены. 5

Исследуем устойчивость (баланс, подпорки) 6

Плоскостное конструирование Лего-симметрия. 7

Лего-мозаика. 8

Лего-математика Лего – счет. 9

Понятия высота, длинна. 10

Геометрическое домино. 11

Лабиринт. 12

Животный и растительный мир Домашние животные 13

Создание лего – фермы. 14

Дикие животные. 15

Цветы. 16

Постройки по схемам. 17

Постройка по собственному замыслу. 18

Человек Фигура человека. 19

Человек и его профессия. 20

Архитектура и мосты История архитектуры. Арки, ворота 21

Крыши и навесы. Типыкрыш. 22

Лестницы. 23

Строительство модели загородного дома с приусадебным участком. 24

Конструирование городского многоэтажного дома. 25

Конструирование мостов. 26

Постройки по схемам. 27

Самостоятельная работа. 28

Интерьер, мебель Типы мебели. Конструирование мебели. 29

Интерьер. Проектирование. 30

Конструирование по замыслу. 31

Техника, транспорт Городской транспорт. 32

Специальный транспорт и техника. 33

Воздушный транспорт. 34

Водный транспорт. 35

Постройки по модели. 36

Проектная деятельность

Итоговые занятия Разработка проекта. 37

Работа над проектом 2 занятия. 38,39

Защита своего проекта. 40

3. Ожидаемые результаты.

В ходе работы по LEGO-конструированию ребенок должны знать:

- основные деталиLEGO-конструктора (назначение, особенности);

- простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);

- виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;

- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.

Уметь:

- осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);

- конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;

- конструировать по образцу;

- с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей; реализовывать творческий замысел.

Форма оценивания результатов:

Мониторинг уровня знаний и умений по LEGO-конструированию :

п/п

Ф. И. О воспитанника

Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету) Умение проектировать по образцу

Умение конструировать по пошаговой схеме

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Уровень развития умений и навыков.

Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)

Высокий (++) : Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.

Достаточный (+) :Может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь.

Средний (-) :Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, присутствуют неточности.

Низкий (--) : Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь

Нулевой (0) : Полное отсутствие навыка

Умение проектировать по образцу

Высокий (++) : Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.

Достаточный (+) :Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе проектировать по образцу.

Средний (-) :Может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.

Низкий (--) : Не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога.

Нулевой (0) : Полное отсутствие умения

Умение конструировать по пошаговой схеме

Высокий (++) : Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме.

Достаточный (+) :Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе конструировать по пошаговой схеме.

Средний (-) :Может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.

Низкий (--) : Не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.

Нулевой (0) : Полное отсутствие умения.

4. Методологическая основа программы

Методологические основания составляет совокупность методологических подходов: системно-деятельностного, интегративного и ситуационного. Системно-деятельностный подход определяет структуру процесса формирования конструктивных умений у дошкольников и обеспечивает последовательность овладения ими детьми. Интегративный подход позволяет осуществлять выбор эффективных средств, форм и методов образовательной деятельности, объединенных по тематическому принципу; интегрировать разные виды детской деятельности. Ситуационный подход способствует рассмотрению процесса формирования конструктивных умений дошкольников в логике технологий проблемного обучения, проектирования и решения проблемных ситуаций.

5. Список используемой литературы

1. Емельянова, И. Е., Максаева Ю. А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно_игровыхкомплексов. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. – 131 с.

2. Злаказов А. С., Горшков Г. А., Шевалдин С. Г. Уроки Лего-конструирования в школе. – М. : Бином, 2011. – 120 с.

3. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.

4. Конструируем: играем и учимся LegoDacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.

5. Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.

6. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий. – М. : Сфера, 2009. – 63 с.

7. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М. : Эксмо, 2010. – 114 с.

8. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.

9. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - М. : Академия, 2008. - 80 с.

10. Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115.

11. Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO ControlLab). Учебно-методическое пособие. – СПб, 2001, - 59 с.

12. Селезнёва Г. А. Сборник материалов центр развивающих игр Леготека в ГОУ центр образования № 1317 – М., 2007г. - 58с.

13. Селезнёва Г. А. Сборник материалов «Игры» для руководителей Центров развивающих игр (Леготека) – М., 2007.- 44с.

14. Фешина Е. В. Лего конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М. : Сфера, 2011. – 243 с.

15. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.

1. https://www.int-edu.ru/

2. https://www.lego.com/ru-ru/

3. https://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school

Публикации по теме:

Рабочая программа «Робототехника в детском саду» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: Направление программы: познавательно – исследовательское -Занятия LEGO конструированием, программированием, исследованиями,.

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Рабочая программа «Корригирующая гимнастика» для 1 классаРабочая программа «Корригирующая гимнастика» для 1 класса Планируемые результаты освоения программы. Предметные результаты – приобретение учащимися знаний, умений и навыков о гигиене, о профилактике.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа по физической культуре в 3 классе Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Физическая культура» для 3 класса разработана на основе Примерной программы для образовательных.

Рабочая программа по физике. 7 класс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика» разработана в полном соответствии с Программой.

Рабочая программа по математике для 2 класса по УМК «Гармония» ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» с определением основных видов учебной деятельности № Дата Тема урока Возможные.

Рабочая программа по наглядной геометрии в 4 классе Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №2 им. А. Жаркова г. Яранска.

Рабочая программа по области «Речевое развитие» 1. Содержание программы «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие.

Автор публикации:
Рабочая программа «LEGO-Мастер»
Опубликовано: 31 октября 2022 в 18:21
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД