Получи документы

Рабочая программа педагога-психолога

Виктория Рахманина
Рабочая программа педагога-психолога

Программа коррекционной работы для детей с ограниченными возможностями здоровья

ГЛАВА 1. Пояснительная записка

Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья

в освоении основной программы дошкольного образования,

Публикация «Рабочая программа педагога-психолога» размещена в разделах

коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся,

их социальную адаптацию.

В документах, положенных в основу программы коррекционной работы понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» (в дальнейшем ОВЗ) - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3. Дети с нарушением речи (логопаты);

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5. Дети с умственной отсталостью;

6. Дети с задержкой психического развития;

7. Дети с нарушением поведения и общения;

8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.

Таким образом, программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории в освоении Образовательной программы.

Целевая группа: дети с ограниченными возможностями здоровья, слабовидящие дети с амблиопией и косоглазием, дети-инвалиды.

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Цели программы :

- создание системы комплексного психолого- медико- педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии, их социальной адаптации.

- создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Задачи программы :

— выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;

— осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

— обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной программы дошкольного образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении.

— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Ожидаемый результат:

- создана система комплексного психолого- медико- педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии, их социальной адаптации.

- созданы специальные условий обучения и воспитания, позволяющие учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Реализация программы осуществляется на основе принципов:

1. Принцип гуманизма - веры в возможности ребенка.

Реализация гуманистического подхода предполагает поиск позитивных ресурсов для преодоления возникших трудностей и проблем, сохранения веры в положительные качества и силы человека. Основа взаимоотношений с ребенком - вера в позитивные силы и возможности ребенка. Решение проблемы с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

2. Принцип системности.

Принцип системного подхода – предполагает понимание человека как целостной системы. В соответствии с принципом системности организация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в развитии, должна опираться на компенсаторные силы и возможности ребенка.

Единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья. Всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка, а также участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

3. Принцип непрерывности.

Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

4. Принцип реальности.

Предполагает, прежде всего, учет реальных возможностей ребенка и ситуации. Коррекционно-развивающая работа должна опираться на комплексное, всестороннее и глубокое изучение личности ребенка.

5. Принцип деятельностного подхода предполагает, прежде всего, опору коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту, а также его целенаправленное формирование, так как только в деятельности происходит развитие и формирование ребенка.

6. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода предполагает изменения, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы, позиции и возможностей специалистов.

Даже при использовании групповых форм работы коррекционно- развивающие воздействия должны быть направлены на каждого отдельного ребенка, учитывать его состояние в каждый данный момент, проводится в соответствии с его индивидуальным темпом развития.

7. Рекомендательный характер оказания помощи.

Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Общая цель коррекционно-развивающей работы – содействие развитию ребенка, создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию.

ГЛАВА 2. Этапы реализации программ

Коррекционная работа реализуется поэтапно, в течение учебного года. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность, период реализации: сентябрь- октябрь. Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.

Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность, период реализации: октябрь- декабрь. Результатом работы является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Период реализации: январь, май. Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ образовательным потребностям ребёнка.

Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Период реализации: сентябрь-май. Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Основные положения, значимые для определения задач коррекционно-развивающей деятельности:

- Коррекционное воздействие необходимо строить так, чтобы оно соответствовало основным линиям развития в данный возрастной период, опиралось на свойственные данному возрасту особенности и достижения.

- Коррекция должна быть направлена на доразвитие и исправление, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период.

- Коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период детства.

- Коррекционно-развивающая помощь должна начинаться как можно раньше.

ГЛАВА 3. Направления коррекционно-развивающей деятельности

1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.

Диагностическая работа включает :

№ п. п. Задачи Содержание деятельности в ОУ Ответственные Сроки проведения

1 Комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля. Изучение особых образовательных потребностей воспитанников. Специалисты ДОУ

Педагоги Сентябрь

2 Своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи.

Ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации. Проведение психологической диагностики по изучению уровня развития психологических качеств дошкольников.

Проведение педагогической диагностики по изучению уровня овладения общеобразовательной программой. Специалисты ДОУ

Педагоги

Сентябрь

Октябрь

3 Определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей.

Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Проведение углубленного диагностического обследования

Специалисты

Педагоги

Октябрь

Январь

4 Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей воспитанников. Обследование особенностей личностного развития, коммуникативных способностей. Педагоги

Психолог

В течение учебного года

Октябрь

Май

5 Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка. Диагностика семейной и социальной ситуации развития. Психолог

Педагоги В течение учебного года

6. Системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка.

Динамическое наблюдение за учащимися в рамках деятельности ПМПк Специалисты, Педагоги В течение учебного года

7. Анализ успешности коррекционно-развивающей работы. Проведение повторного обследования, выявление динамики развития учащихся. Специалисты,

педагоги Апрель

Май

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию интегративных качеств воспитанников (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Коррекционно-развивающая работа включает :

№ п. п. Задачи Содержание деятельности в ОУ Ответственные Сроки проведения

1. Выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями. Определение программы индивидуальной траектории развития в рамках деятельности ПМПк

Анализ рекомендаций ПМПК. Администрация

Специалисты

Педагоги В течение года

2. Коррекция и развитие высших психических функций.

Развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекция его поведения.

Коррекция зрительного восприятия.

Коррекция речевого развития. Организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения. Педагог- психолог,

Учитель- логопед, педагоги

Родители В течение года согласно графику работы

3. Формирование универсальных учебных действий и коррекция отклонений в развитии. Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса

Динамическое наблюдение за воспитианниками в рамках работы ПМПк. Педагоги и Специалисты МБДОУ В течение года

4. Социальная защита ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. Индивидуальные консультации специалистов. Спецалисты МБДОУ,

Педагоги

В течение года

Условия, необходимые для реализации коррекционной работы :

использование специальных образовательных программ, исходя из категории детей с ОВЗ, а также специальных методов и приемов обучения и воспитания;

использование технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

предоставление услуг ассистента (помощника, оказывающего детям с ОВЗ необходимую помощь;

Еще одним условием успешного обучения детей с ОВЗ является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для обучающихся с ОВЗ.

Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.

Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:

создание условий для максимальной коррекции нарушений, для развития сохранных функций;

формирование положительной мотивации к обучению;

повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;

коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;

формирование умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

Публикации по теме:

Адаптированная программа педагога-психолога на 2018–19 учебный год Адаптированная программа по реализации основной общеобразовательной программы Селиверстовой Ларисы Ивановны, педагога-психолога, без категория.

План по самообразованию педагога-психолога ДОУ ТЕМА: «Психологическое здоровье детей как цель и критерии успешности работы дошкольного учреждения» Психологическое здоровье - это динамическая.

Программа педагога-психолога по сопровождению детей в период адаптации к ДОУ Содержание I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели и задачи рабочей программы 1.3. Планируемые результаты освоения программы.

Психологическая коррекция. Программа педагога-психолога Психологическая коррекция. Что такое психологическая коррекция? В настоящий момент отсутствует общепринятое определение понятия «пси-хологическая.

Рабочая программа педагога дополнительного образования «Калейдоскоп творчества» Введение. Из собственного опыта я знаю, что дети – большие коллекционеры. Нет ни одной прогулки, из которой они не принесли бы домой какой.

Рабочая программа педагога ДОУ с учетом Федерального государственного образовательного стандарта Содержание рабочей программы: I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка: 1.1. Цель и задачи реализации рабочей программы….….3.

Рабочая программа педагога-органзатора РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА- ОРГАНИЗАТОРА ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ЧЕТЫРЁХ ДО СЕМИ ЛЕТ НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО.

Рабочая программа педагога-психолога на 201819 уч. г http://ds-rodnichok.edusite.ru/sveden/files/dde478b5-b111-4cd1-931c-0e98e3acde56.pdf РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.

Рабочая программа социального педагога ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ социально-педагогической деятельности: 1. Обеспечить психолого- педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности.

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 3–4 лет .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа педагога-психолога
Опубликовано: 31 октября 2019 в 01:52
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД