Бронзова Елена
Рабочая программа по чтению в 4 классе
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«ЧТЕНИЕ»
4 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. № 1599;
Публикация «Рабочая программа по чтению в 4 классе» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1) ГКОУ «Школа №142»;
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1- 4 классы. / А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др. / - М. : Просвещение, 2013;
Учебным планом ГКОУ «Школа №142».
Цель: формирование навыка правильного и осознанного чтения.
Задачи:
• учить читать доступный пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.
• формировать умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного и правильно отвечать на поставленный вопрос;
• учить составлять простые предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия;
• обогащать словарь и развивать связную устную речь;
• прививать интерес к чтению;
• развивать нравственные качества обучающихся;
• воспитывать духовно-нравственную личность на примерах произведений русских писателей.
Сроки реализации Программы : 1год. Режим занятий 5 часов в неделю.
Планируемые результаты освоения Программы
Личностные результаты:
• проявление эмоционального восприятия художественного текста;
• ориентирование в нравственном содержании поступков героев прочитанных произведений;
• владение разнообразными средствами коммуникации;
• элементарные представления о смысле некоторых нравственных понятий (доброта, сострадание, уважение к старшим и некоторые другие) отраженных в литературных произведениях;
• уважительное и бережное отношение к людям труда и результатам их деятельности.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
• умение осознано и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;
• умение отвечать на вопросы по фактическому содержанию прочитанного текста;
• умение определять главных действующих лиц произведения;
• умение соотносить иллюстрацию с определенным отрывком прочитанного и предварительно разобранного текста;
• умение пересказывать прочитанный текст по вопросам;
• умение определять особенности интонации, соответствующей характеру и поступкам героев (после предварительного разбора);
• выразительное чтение наизусть 5-7 стихотворений.
Достаточный уровень:
• умение правильно читать вслух целыми словами после предварительного анализа (сложные по семантике и структуре слова-по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
• умение определять главных действующих лиц произведения, элементарную оценку их поступков;
• чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);
• умение пересказывать текст по вопросам, картинному плану;
• выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.
Виды контроля за уровнем знаний, умений и навыков обучающихся:
текущий, промежуточный, итоговый.
Формы контроля за уровнем знаний, умений и навыков обучающихся: индивидуальный, групповой, фронтальный, устный.
Проверка техники чтения.
Содержание.
Примерные лексические темы (на весь 4 класс) : «Школьная жизнь», «Время листьям опадать», «Делу-время, потехе-час», «В мире животных», «Жизнь дана на добрые дела», «Зима наступила», «Весёлые истории», «Полюбуйся, весна наступает…», «В мире волшебной сказки», «Родная земля», «Лето пришло».
Содержание чтения (круг чтения)
Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и др.
Примерная тематика произведений.
Произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведении о добре и зле.
Жанровое произведение.
Сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословиц, поговорки, загадки, считалки, потешки.
Навык чтения.
Правильность чтения. Чтение без искажения звуко- слогового состава слов с правильной постановкой ударения. Орфоэпическое чтение двухсложных и трёхсложных слов с усвоенными слоговыми структурами. Орфографическое чтение малознакомых слов, сложных по звуко-слоговой структуре (со стечением более трёх согласных)
Беглость чтения.
Чтение целыми словами после предварительной подготовки. Чтение «про себя» с выполнением заданий учителя.
Осознанность чтения.
Установление причинно-следственных связей между событиями и поступками героев. Определение эмоционального состояния героев и выбор слов и предложений, характеризующих его. Определение отношения автора к героям и событиям. Элементарная оценка характера и их поступков с опорой на содержание текста, вопросы учителя, личный опыт. Объяснение нравственного смысла поступков героев. Коллективная работа по определению идеи произведения (основной мысли) с опорой на вопросы учителя. Толкование смысла пословиц и поговорок. Сравнение произведений, одинаковых по теме, поступкам героев, идее произведения. Подбор к иллюстрации подходящего отрывка из рассказа.
Выразительность чтения.
Определение настроения автора, подтверждение вывода строчками из стихотворения. Определение собственного эмоционального отношения к художественным образам, воссозданным в лирических стихотворениях. Эмоциональная оценка содержания теста (с помощью ответов на вопрос «Какое настроение возникает, когда читаешь стихотворение? Почему?»). Чтение текста с интонацией и паузами, соответствующими знакам препинания. Определение подходящего тона голоса для передачи эмоционального содержания текста. Нахождение в тексте ремарок автора для выбора соответствующего голоса и темпа речи. Чтение по ролям. Драматизация текста
Работа с текстом.
Нахождение в тексте непонятных слов и выражений; объяснение их значения с опорой на материал учебника, на дополнительный иллюстративный материал; обращение за помощью в их толковании к учителю или одноклассникам. Нахождение в тексте ответов на вопросы учителя или на вопросы, представленные в учебнике. Элементарные рассуждения на материале прочитанных произведений. Определение эмоционального состояния героев произведения. Подбор заголовков, представленных в учебнике или данных учителем, к иллюстрациям или отдельным частям текста. Прогнозирование содержания рассказа по иллюстрации и вопросам. Составлений описаний с опорой на иллюстративный материал. Подробный пересказ текста своими словами. Пересказ текста с опорой на картинный план. Работа с картинными и словесно-логическими планами. Выборочный пересказ с использованием слов и выражений авторского текста. Составление рассказа по картинке. Продолжение рассказа по аналогии. Определение черт характера персонажа. Элементарная оценка нравственного смысла поступка персонажа. Ориентировка в книге по оглавлению.
Внеклассное чтение.
Чтение детских книг русских и зарубежных писателей на основе рекомендаций, представленных в учебнике, уголке внеклассного чтения и т. д. Регулярное посещение школьной библиотеки. Названия автора и заглавия прочитанной книги; ориентировка в книге по оглавлению Ответы на вопросы по содержанию самостоятельно прочитанного произведения; пересказ отдельных эпизодов. Отчёт о прочитанной книге.
Учебно-методический комплекс.
1. Чтение. 4 класс : учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы В2ч. / С. Ю. Ильина. – М. : Просвещение, 2018.
2. Чтение. Методические рекомендации 2-4 классы : учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ С. Ю. Ильина, А. А. Богданова, Т. М. Головкина. – М. : Просвещение, 2017.
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В. Подготовительный. 1-4 классы - М. : «Просвещение», 2011год