Получи документы

Рабочая программа по логоритмике «Логоритмика для малышей»

Елена Поздеева
Рабочая программа по логоритмике «Логоритмика для малышей»

ГКУЗ КО "Полысаевский дом ребёнка "Родничок"

Рабочая программа

для детей второй младшей группы

«Логоритмика для малышей»

Составитель:

Поздеева Елена Габдулхаковна

логопед

г. Полысаево, 2015г

Информационная часть программы : образовательная.

Образовательная область: познавательная, коммуникативная.

Форма реализации программы : фронтальная.

Публикация «Рабочая программа по логоритмике „Логоритмика для малышей“» размещена в разделах

Возрастная направленность: вторая младшая группа Продолжительность программы : один год.

Пояснительная записка.

Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».

Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой.

Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной.

Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствуюище развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.

Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т. к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

Занятия проводятся в первую половину дня. Продолжительность занятия от 15 до 20 минут, так как занятия являются интегрированными. Тема берётся на одно-два занятия в зависимости от сложности материала и психофизиологических особенностей детей. Занятие проводится 1 раз в неделю. Количество часов, на которые рассчитана программа (в том числе количество часов для проведения занятий и мониторинга) составляет 36 часов в год.

По желанию педагога возможно заменить музыкальный или речевой материал на аналогичный, сократить занятие в зависимости от индивидуальных возможностей детей.

Регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Направленность программы : тематическая направленность и организационная вариативность программы способствуют формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Актуальность. С каждым годом, по наблюдению педагогов, растет количество детей с различными речевыми патологиями. Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, воспитании, общении и поведении. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.

Цель программы :

развитие музыкально-речевых способностей у детей 3-4 лет;

использование музыкально-логопедической ритмики, как средства в проведении оздоровительно - образовательного процесса с детьми 3-4 лет;

преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции неречевых и речевых психических функций ребёнка через музыку и движение;

адаптация ребёнка к условиям внешней и внутренней среды;

Задачи программы :

создание на занятиях атмосферы праздника, радости; ввести ребёнка в мир музыки и развития речи с радостью и улыбкой;

развитие речи, чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;

творческое использование музыкально-ритмических навыков в повседневной жизни.

Взаимодействие с родителями:

индивидуальные консультации;

тематические консультации (с соответствующей наглядной информацией);

анкетирование;

информирование о результативности работы;

открытые занятия.

Предполагаемый результат:

сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;

способность правильно выполнять артикуляции звуков;

сформированность правильного речевого и физиологического дыхания;

способность выполнять оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды для напряжения и расслабления тела, гимнастики для глаз;

способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении;

улучшение показателей слухового, зрительного и двигательного внимания, памяти;

способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;

улучшения показателей диагностики развития речи;

воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Использование наглядного материала:

иллюстрации и репродукции;

дидактический материал;

игровые атрибуты;

музыкальные инструменты;

аудиоматериалы;

индивидуальные зеркала;

массажные коврики для профилактики плоскостопия;

пособия по развитию мелкой моторики.

Программа составлена с учё том межпредметных связей по областям:

познание: занятия, наблюдения, беседы, игры;

социализация: используются дидактические, сюжетно-ролевые игры;

художественная литература: используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, прибаутки, частушки, тексты песен);

музыка: используются музыкальные произведения, песни, танцы, музыка для реалаксации, упражнений, игр;

физическая культура: проводятся подвижные игры, развлечения, досуги;

коммуникация: овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Содержание дополнительной образовательной программы и отличительные особенности:

содержание данной программы охватывает широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, что позволяет уже на раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного представления о музыке, развитии речи, физическом развитии, ритме, танцах, о здоровье, развитии коммуникативных способностей.

Формы работы : подгрупповая и групповая.

Структура логоритмического занятия :

1. Вводная часть длится 3-5 минут: используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

2. Основная часть занимает 10-12 минут: включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на музыкальных инструментах, подвижные малоподвижные игры, упражнения на развитие дыхания, внимания, голоса, артикуляции, счётные упражнения, упражнения на развитие координации движения, на координацию речи с движением, на координацию пения с движением, упражнения на развитие речевых и мимических движений, общей моторики, мимических мышц, дыхания, чувства ритма и темпа, упражнения на регуляцию мышечного тонуса.

3. Заключительная часть занимает 2-5 минут: упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения, упражнения на развитие дыхания.

Развивающая среда:

размещение в группах альбомов с примерами артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, динамических упражнений, массажа, дыхательных упражнений, мимических упражнений;

размещение в группах атрибутов различных игр для самостоятельной деятельности детей.

Календарно-тематический план занятий можно составить на свое усмотрение.

Литература:

• М. Ю. Картушина «Логоритмика для малышей»;

• О. А. Новиковская «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях»;

• Е. М. Тимофеева, Е. И. Чернова «Пальчиковые шаги»;

• Е. М. Тимофеева, Е. И. Чернова «Пальчиковая гимнастика»;

• Е. Краузе «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика»

• Аудиодиск Железновой

Публикации по теме:

Программа по логоритмике для детей 3–4 лет Продолжительность образовательного процесса – 1 год Составитель: учитель- логопед Клокова Юлия Васильевна У детей с речевой патологией наблюдается.

Рабочая программа «Формирование у детей старшего дошкольного возраста бережного отношения к природе на основе ознакомления с многообразием лекарственных.

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Рабочая программа кружка МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 227" Саратов 2014-2015уч. г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка по бисероплетению для детей 5–6 лет Пояснительная записка Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Все учёные,.

Рабочая программа по ОБЖ для учащихся VI класса Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) для учащихся 6-х классов муниципального общеобразовательного учреждения.

Рабочая программа по Петербурговедению РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Срок реализации 1 год (2014-2015 уч. г.) Для детей 6 – 7 лет : Содержание 1. Пояснительная.

Рабочая программа (средняя группа) Рабочая программа. Средняя группа. Воспитатель: Антонова Надежда Александровна. Пояснительная записка Рабочая программа разработана.

Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА НА 2015-2016 УЧ. ГОД Составила: учитель-логопед Носова А. А. 2015 год Задачи годового плана.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по логоритмике «Логоритмика для малышей»
Опубликовано: 24 сентября 2015 в 19:20
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД