Получи документы

Рабочая программа «Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста»

Ольга Сергеевна Чернова
Рабочая программа «Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста»

Рабочая программа

«Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста»

Задачи рабочей программы

Создать условие для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

Публикация «Рабочая программа „Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Формировать умение ориентироваться в различных свойствах предметов (цвет, величина, форма, количество).

Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата).

Направления моей работы

Формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов)

Обучение способам обследования предметов

Развития аналитического восприятия ( выделение элементов: цвет, форма, величина).

Обогащать чувственный опыт детей в разных видах деятельности.

Развивать мелкую моторику.

Задача детского сада – обеспечивать наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Сенсорной развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы оно проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить: рассмотрению, выслушиванию, ощупыванию и т. п. Но обследовать предмет это недостаточно. Необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов.

Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Именно младший дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности, накопления представлений об окружающем мире.

Выдающиеся зарубежные ученые (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли) и известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, И. П. Сакулина и д. р.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений сенсорных эталонах – общепринятые образуют внешних форм предметов (система геометрических форм, школа величин, спектр цветов, школа величин, звуковысотный ряд и т. д.)

Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства, и главное уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это адекватное использование их в качестве «единицы измерения» при оценке свойств предметов.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Изучив теоритическую сторону вопроса, я убедилась, что сенсорному развитию в младшем дошкольном возрасте отводится важнейшее место.

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнений представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине, величине окружающих предметов, положение в пространстве и т. п.

Таким образом, изложенные представления о содержании и методах ознакомления детей младшего дошкольного возраста с различными свойствами предметов послужили основой для составления рабочей программы. Составила диагностическую карту, в которую включила 8 цветов спектра, 5 фигур, 5 пар разновидностей величин. Разработала перспективный план сенсорного воспитания с художественным творчеством на занятиях, так как начиная с трех лет обучение продуктивным видом деятельности приобретает систематический и планомерный характер. Подобрала серию дидактических игр, составила конспекты занятий направленные на формирование и накопление сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста. Стараюсь наполнить сенсорным содержанием все этапы жизнедеятельности детей в детском саду. В своей работе использую информационно-рецептивный, репродуктивный методы работы с детьми, нетрадиционные приемы в изобразительной деятельности (пластилинография, техника печатания поролоном, растениями, пальцевая живопись). Сделала новые дидактические игры и пособия для развития у детей сенсорных представлений. Провела нетрадиционное родительское собрание «Игротека» «Путешествие в страну сенсорика» (игровой практикум, подготовила консультации на данную тему, папки-ширмы, подобрала художественное слово.

Показателем своей работы считаю хороший уровень сенсорного развития, совершенствование восприятия, умение детей использовать простейшие перцептивные действия для сенсорного анализа предметов, при обследовании которых, дети выделяют цвет, форму, величину, накопление у детей представлений о предметах ближайшего окружения, умение сравнивать, группировать, соотносить, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков, расширение словарного запаса, развитие мелкой моторики рук, что является необходимым для дальнейшего развития и обучения ребенка в детском саду.

Используемая литература

1. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» Москва «Просвещение» 1988 г.

2. Л. А. Венгер «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» Москва «Просвещение» 1978 г.

3. Учебный центр имени Л. А. Венгера «Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3-4 лет»

4. В. П. Вартан «Сенсорное развитие дошкольников»

5. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» Москва, издательство «Карапуз-Дидактика»

6. Т. С. Комарова «Занятие по изобразительной деятельности» Москва, издательство «Мозайка-синтез» 2008 г.

7. Т. Г. Казакова «занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности» Москва «Просвещение» 1996 г.

8. В. В. Гербова, Р. А. Иванкова, Р. Г. Казакова «Воспитание детей во второй младшей группе д/с» Москва «Просвещение» 1981 г.

9. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, Москва «Мозайка-синтез» 2012 г.

10. Михина В. С. «Сенсорное развитие дошкольника» - учебное пособие для студентов пед. Иститутов под редакцией Л. А. Венгер, Москва «Просвещение» 1985 г.

11. З. Н. Максимова «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию», Москва «Просвещение» 1973 г.

12. А. К Бондаренко «Дидактические игры в д/с» Москва 1991 г.

13. Н. П. Сакулина «Сенсорное воспитание в детском саду»

14. Э. Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми 3-4 лет».

Публикации по теме:

Работа по самообразованию «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет» Работа по самообразованию Воспитатель: Косолапова Татьяна Николаевна Группа вторая младшая Структурное подразделение МОУ СОШ №8 (д/с.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Тема: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста. Актуальность. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа «Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 25 января 2015 в 13:15
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД