Работа по физическому воспитанию летом с детьми раннего дошкольного возраста

Светлана Брюшинкина
Работа по физическому воспитанию летом с детьми раннего дошкольного возраста

Летом вся жизнь детей, в том числе и занятия по физической культуре проходят на воздухе (на участке детского сада или за его пределами) Занятия проводятся также 2 раза в неделю (дети в облегченной одежде - трусах и майке, в теплую погоду, босиком).

Малыши второй группы раннего возраста

занимаются на своей групповой площадке по подгруппам. В то время, когда воспитатель занимается с одной подгруппой, няня наблюдает за игрой остальных детей.

В первой младшей группе

занятия летом организуются одновременно со всеми детьми на групповой или физкультурной площадке детского сада, на поляне или лужайке.

На участке во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с теми детьми, у которых слабо развито то или иное движение, или они нерешительны, боязливы при выполнении задания. Это могут быть упражнения в лазанье по лесенке-стремянке или гимнастической лесенке.

Окружающая природа создает у ребенка эмоциональный подъем, способствует успешному развитию основных видов движений, закреплению всего материала, усвоенного в течении года.

В летний период как на занятиях, так и во время самостоятельной деятельности желательно чаще проводить игры и упражнения с мячом.

Игры-упражнения с прокатыванием мяча развивают умение отталкивать его, и это в дальнейшем помогает детям освоить бросание мяча на дальность; прокатывание мяча под дугу (между кубиками, стульчиками, кеглями, булавами, катание его по дорожке, доске, скамейке и т. д. побуждают ребенка применять силу при толчке и развивают глазомер. Все упражнения с мячом (разного размера) способствуют развитию у детей ориентировки в пространстве, подготавливают их к подбрасыванию мяча вверх, бросанию друг другу и ловле, способствуют развитию координации движений, умению сосредоточиться и выполнить задание до конца.

В своей двигательной деятельности дети используют разного размера пластмассовые и резиновые мячи.

Игровые упражнения с мячом.

Кати мяч ко мне

Задачи. Учить детей катать мяч в произвольном и определенном направлении.

Описание упражнения (для детей второго года жизни). Педагог стоит на расстоянии 1—2 м от ребенка и катит мяч. Побуждает малыша поймать мяч (остановить его) и катить обратно в любом направлении. При необходимости педагог помогает ребенку толкнуть мяч так, чтобы он покатился.

Для детей третьего года жизни можно повторить это же упражение и дать новые игровые задания.

Мяч по дорожке

Задачи. Учить детей катать мяч в определенном направлении по ограниченной поверхности.

Описание упражнения. Из веревок делают дорожки (длина 1 м, ширина 40—30 см) или на земле проводят две черты. Ребенок стоит в конце дорожки. Педагог показывает, как толкнуть мяч, чтобы он катился по дорожке.

Для детей третьего года жизни задание усложняется: у одного конца дорожки встает педагог, у другого — ребенок. Они катают мяч друг другу. Когда дети освоят движение и будут достаточно свободно катать мяч по дорожке, можно сделать (или нарисовать) 3—4 дорожки.

Догони мяч

Задание. Учить детей катать мяч, бежать за ним и ловить катящийся мяч (для детей второго и третьего года жизни).

Описание упражнения: 1) Педагог катает мяч, ребенок бежит за ним, останавливает его, берет и приносит воспитателю.

2) Ребенок сам катает мяч, бежит за ним и возвращается обратно. Затем катает вновь.

3) Из ящика (или корзины) педагог выкатывает мячи (по количеству детей в подгруппе) и предлагает каждому поймать один мяч, принести его и положить в ящик. Задание повторяется.

Мяч между кубиками (стульями, флажками)

Задача. Упражнять детей в катании мяча между предметами.

Описание упражнения. Выполняют дети третьего года жизни по подгруппам (3—4 детей). У каждого мяч. В определенном месте участка расставляют кубы (в один ряд или врассыпную) на расстоянии 40—50 см друг от друга. Педагог предлагает ребенку катить мяч «змейкой» между кубами и показывает, как это делать. Дети друг за другом выполняют упражнение.

Прокати мяч в воротца

Задача. Упражнять детей в прокатывании мяча в воротца.

Описание упражнения. Выполняют дети третьего года жизни.

На площадке расставляют 2—3 воротец (дуги). Напротив каждых на расстоянии 1 м стоят дети, у всех по мячу. Ребенок катит мяч в воротца, бежит за ним, берет его и возвращается на место (обозначено чертой).

Примечание. Воротца можно сделать из кубов, кеглей, булав или других предметов. Расстояние до воротец можно уменьшить или увеличить в зависимости от подготовленности детей.

На каждом участке той или иной группы детского сада имеется песочница, которую можно использовать для проведения разнообразных упражнений.

Примерные упражнения с использованием песочницы.

Ходьба: ходить за воспитателем вокруг песочницы в одном направлении и со сменой его; ходить врассыпную по всей площадке и по просьбе педагога встать у края песочницы. Те же задания выполнять в беге.

Прыжки: прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед вокруг песочницы, прыгать с края песочницы в середину (в песок); перепрыгнуть через черту, нарисованную на песке; перепрыгнуть через канавку (ширина 20—40 см, нарисованную на песке; прыгать в песок с ящика (куба) различной высоты (10, 20, 30 см). Ползание: ползать на четвереньках вокруг песочницы; ползти до песочницы 2—3 м, затем переползти через край песочницы и выпрямиться.

Равновесие: ходить или бегать вокруг песочницы, по сигналу педагога встать на край песочницы (удерживать равновесие и не падать); стоять на краю песочницы, выполняя различные движения руками: поднять руки в стороны и опустить; поднять руки вверх и опустить; попытаться стоять на краю песочницы на одной ноге. Идти по наклонной доске (закреплена у края песочницы) вверх и вниз; расставить в песочнице кубы или пеньки по числу участников, дети гуляют за пределами песочницы, по просьбе педагога все бегут к песочнице и встают каждый на свой куб.

Бросание и катание: стоя вокруг песочницы, бросать в нее правой и левой рукой маленькие мячи (шишки, мешочки с песком); увеличить расстояние до песочницы на 1—2 м и также бросать правой и левой рукой; бросать мяч в песочницу двумя руками от груди и из-за головы; бросать мяч (шишку) правой и левой рукой в нарисованные на песке круг (квадрат) или положенный на песок обруч (несколько обручей); катать мяч двумя руками по краю песочницы (ребенок идет рядом по земле); скатывать мяч по наклонной доске, один конец которой находится на краю песочницы.

Песочницу можно использовать и для выполнения разнообразных общеразвивающих упражнений. Кроме того, для развития движений и проведения игровых упражнений необходимо использовать все оборудование, расположенное на групповой площадке или территории детского сада.

Примерные занятия для детей второго года жизни на групповой площадке.

Занятие 1

Программное содержание. Упражнять детей в ходьбе по ограниченной поверхности, бросании мяча, развивать чувство равновесия.

Пособия. Длинная палка, наклонная доска, песочница, мячи.

Методика проведения занятия.

1. Ходьба друг за другом по дорожке, нарисованной на земле (длина 2—3 м, ширина 30 см).

2. И. п. : сидя на краю песочницы, повернувшись к воспитателю, обеими руками держаться за длинную палку. Поднять прямые руки вверх и опустить (3—4 раза).

3. И. п. : то же, палку держать на уровне пояса. Поднять одну ногу до палки, опустить. То же другой ногой (по 3—4 раза).

4. Пройти по наклонной доске, которая закреплена у края песочницы, сойти с нее (2—3 раза).

5. Бросать мяч в песочницу, держа его обеими руками. Бросать любым способом, после броска взять мяч (3—4 раза).

6. «Догоните меня» — бег вокруг песочницы (2—3 раза).

Занятие 2

Программное содержание. Упражнять детей в ходьбе в определенном направлении, бросаниях правой и левой рукой, развивать координацию движений и чувство равновесия.

Пособия. Маленькие мячи (для каждого ребенка 2 мяча, песочница и игрушка (собачка или мишка).

Методика проведения занятия.

1. Ходьба друг за другом по дорожке переступая через кубики или рейку, расположенную на высоте 10—15 см. Дорожка (длина 2—3 м, ширина 35—40 см) выложена из шишек (камушков, каштанов и т. п.).

2. И. п. : стоя за песочницей, повернувшись лицом к воспитателю. Поднять руки в стороны и опустить — «птички машут крыльями» (3—4 раза).

3. И. п. : то же. Присесть и выпрямиться — «зайчики спрятались и опять показались!» (3—4 раза).

4. Наклоны туловища вперед через край песочницы (ленту или палку). Наклониться, взять в каждую руку маленький мяч, выпрямиться и показать их воспитателю; наклониться и положить мячи в песок (на землю, выпрямиться и показать пустые руки (2—3 раза).

5. Бросание малых мячей одной и другой рукой в песочницу. Дети стоят за песочницей. После броска сами берут мяч и возвращаются на место (2—3 раза).

6. Игра «Найдем игрушку» (собачку). Когда дети найдут собачку, они гуляют с собачкой.

Занятие 3

Программное содержание. Упражнять детей в ходьбе по неровной ограниченной поверхности, катанию мяча по наклонной плоскости.

Пособия. Ребристая доска, песочница, доска, мячи по количеству детей в подгруппе.

Методика проведения занятия.

1. Ходьба босиком по ребристой доске или дорожке, засыпанной гравием; длина дорожки 2—2,5 м, ширина 35—40 см.

2. И. п. : стоя, руки внизу. Поднять руки в стороны и опустить — «птички машут крыльями» (3—4 раза).

3. И. п. : то же. — Присесть, постучать пальцами по коле-ням — «птички клюют зернышки», выпрямиться (3—4 раза).

4. Ползание на четвереньках. Дети ползают по песочнице с одного края до другого (2—3 раза).

5. Катание мяча по наклонной доске — «скати с горки». Доска закреплена за край песочницы. Задание могут выполнять несколько детей одновременно, в зависимости от количества досок (3—4 раза).

6. Игровое задание «Принеси мяч». Воспитатель катит мячи в одном направлении и предлагает детям принести по одному мячу (2—3 раза).

Занятие 4

Программное содержание. Упражнять детей в ходьбе высоко поднимая ноги, в бросании мяча и ползании, развивать чувство равновесия.

Пособия. Воротца (дуга, 1—2 длинные палки, мячи.

Методика проведения занятия.

1. Ходьба по песку или траве босиком высоко поднимая ноги (30—40 с).

2. Ползание на четвереньках (2—3 м) по траве с последующим подползанием под воротца, затем встать, выпрямиться и вернуться на место (2—3 раза).

3. Перешагивание через палку (ленту, приподнятую на высоту 15—18 см от земли (3—4 раза).

4. И. п. : стоя, держать палку обеими руками. Присесть и выпрямиться (4—5 раз).

5. И. п. : лежа на спине на траве. Поднять обе ноги до палки, которую над детьми держит воспитатель, и опустить их (3—4

раза).

6. Катание мяча обеими руками в любом направлении. Игровое задание «Догони мяч». Ребенок сам катит мяч, бежит за ним и вновь повторяет упражнение (2—3 раза).

Занятие 5

Программное содержание. Упражнять детей в ходьбе по ограниченной поверхности, бросании мяча на дальность, в лазанье, развивать чувство равновесия и координацию движений.

Пособия. Обруч (диаметр 100 см, лесенка-стремянка, шишки или маленькие мячи (каждому ребенку 2 шишки, песочница.

Методика проведения.

1. Ходьба по извилистой дорожке (длина 2—3 м, ширина 30 см, выложенной из камушков (шишек, листьев) или нарисованной на земле.

2. Ползание на четвереньках до края песочницы (2—3 м) с последующим переползанием через край. Встать, вернуться в исходное место и повторить задание еще раз.

3. И. п. : стоя вокруг обруча, держаться за обруч обеими руками. Поднять обруч вверх и опустить (3—4 раза).

4. И. п. : то же. Присесть и выпрямиться (4—5 раз).

5. Лазанье по лесенке-стремянке вверх и вниз (2—3 раза).

6. Бросание шишек (мячей) в песочницу правой и левой рукой на расстоянии 1 —1,5 м (по 2—3 раза каждой рукой).

7. Игровое задание «Бегите ко мне». Воспитатель меняет свое местонахождение на площадке (2—3 раза).

Примерные занятия в летний период для детей третьего года жизни (на групповой площадке).

Занятие 1

Программное содержание. Упражнять детей в прыжках в длину с места, учить выполнять задание коллективно.

Пособия. Листья дерева (каштановые, кленовые).

Методика проведения занятия.

I часть. Ходьба и бег (30—40 с) за воспитателем. Ходьба и бег чередуются. Во время ходьбы поднять каждому по два листа, встать и повернуться к педагогу.

II часть. Общеразвивающие упражнения (с листьями).

1. И. п. : стоя свободно. Поднять руки в стороны-вверх, опустить — «большие деревья» (4—5 раз).

2. И. п. : сидя, ноги слегка расставлены (в прохладную или сырую погоду стоя). Поднять листья над головой, наклониться вперед, выпрямиться — «ветер качает деревья» (4—5 раз).

3. И. п. : стоя свободно. Поднять прямые руки вверх, выпустить листья из рук — «ветер сорвал листья», присесть, взять листья и выпрямиться (4—6 раз).

4. Бег с листьями в руках по всей площадке — «ветер разносит листья» (20—30 с). Покружиться с листьями. Предложить детям сделать из листьев 2—3 дорожки (ширина 25—30 см).

Основные виды движений. Ходьба по дорожке друг за другом. (Если погода хорошая и площадка травянистая или покрыта чистым песком, можно предложить детям ползти по дорожке 2—3 раза).

Переступать через дорожку высоко поднимая ноги (2—3 раза). Задание дети выполняют все одновременно.

Прыжки на двух ногах через дорожку (4—6 раз). Воспитатель напоминает, что отталкиваться во время прыжка надо энергично, а приземляться легко.

Подвижная игра «Солнышко и дождик» (2—3 раза). Место для домика (круг) дети выкладывают из листьев.

III часть. Ходьба с листьями в руках легко взмахивая ими.

Занятие 2

Программное содержание. Упражнять детей в прыжках с препятствиями, развивать ориентировку в пространстве и чувство равновесия, воспитывать положительные взаимоотношения.

Пособия. Песочница, лесенка-стремянка (гимнастическая стенка).

Методика проведения занятия.

I часть. Ходьба и бег (30—40 с) за воспитателем. Бег врассыпную по всей площадке, по сигналу воспитателя — ходьба друг за другом вокруг песочницы.

II часть. Общеразвивающие упражнения- (имитационные).

1. И. п. : стоя свободно. Поднять руки в стороны-вверх, опустить—«птички машут крыльями» (4—6 раз).

2. И. п. : лежа на спине (в траве). Выполнять движения руками и ногами — «жук шевелит ножками» (20—30 с, отдохнуть, опустить ноги и руки, затем еще раз повторить упражнение.

3. И. п. : стоя на четвереньках. Поднять одну руку вверх— посмотреть на нее и опустить, то же другой рукой — «собачка поднимает лапы» (по 4—6 раз каждой рукой).

4. И. п. : стоя свободно. Поскоки на месте на двух ногах— «зайчики прыгают» (20—30 с прыгать, 20—30 с ходить и вновь повторить упражнение).

5. Ходьба друг за другом вокруг песочницы (30—40 с).

Основные виды движений. Ходьба по краю песочницы (или скамейки) друг за другом, руки в стороны. Ходить спокойно, не торопиться, сохранять равновесие. Ходить 20—30 с, остановиться, повернуться лицом к воспитателю, который стоит в середине песочницы, постоять, повернуться в противоположную сторону вновь выполнить задание.

Прыгать с края песочницы в песок (3—4 раза). Дети упражняются все одновременно.

Лазать по лесенке-стремянке вверх и вниз (2—3 раза).

Подвижная игра «Птички в гнездышках» (2—3 раза). Использовать оборудование, находящееся на площадке детского

сада.

III часть. Ходьба по площадке.

Занятие 3

Программное содержание. Упражнять детей в бросании в цель, ползании с последующим подлезанием, развивать умение быстро действовать по сигналу, учить дружно играть, помогать друг ДРУГУ-Пособия. Песочница, мячи. Методика проведения занятия.

I часть. Ходьба в колонне по одному чередуя с бегом врассыпную по всей площадке (40—50 с). По сигналу воспитателя менять действие или остановиться.

II часть. Общеразвивающие упражнения (с мячом).

1. И. п. : стоя свободно, мяч держать обеими руками. Поднять мяч вверх над головой, посмотреть на него и опустить (4—6 раз).

2. И. п. : сидя, ноги слегка расставлены (в прохладную или сырую погоду стоя, мяч держать обеими руками. Наклониться вперед, положить мяч между ног, выпрямиться, показать воспитателю пустые руки; затем наклониться и взять мяч (3—4 раза).

3. И. п. : лежа на животе, мяч держать в прямых руках. Поднять мяч от земли и опустить на землю (4—6 раз).

4. И. п. : стоя, мяч держать обеими руками. Присесть, коснуться мячом земли, выпрямиться (4—6 раз).

5. И. п. : то же, мяч на земле. Поскоки на двух ногах вокруг мяча в одну и другую сторону. Ходьба.

6. Взять мяч и встать вокруг песочницы, повернувшись лицом

к середине песочницы.

Основные виды движений. Бросание мяча обеими руками в цель. (В песочнице нарисован квадрат или круг.) Мяч бросать снизу или другим удобным для ребенка способом (3—4 раза). Задание дети выполняют одновременно.

Катание мяча друг другу сидя (ноги широко расставлены) на Расстоянии 1,5—2 м (8—10 раз). В сырую погоду дети не садятся, а наклоняются, чтобы прокатить мяч.

Ползание на четвереньках по траве или вокруг песочницы.

По сигналу воспитателя встать, выпрямиться и поднять руки вверх — «вот какие мы большие!» (ползать 20—30 с, 2—3 раза). В сырую погоду ползание заменяется лазаньем.

Подвижная игра «Воробышки и автомобиль» (2—3 раза). Во время игры пользоваться всей площадкой, после сигнала «автомобиль» все воробышки бегут в песочницу.

III ч а с т ь. Ходьба друг за другом вокруг песочницы на носках и пятках. По сигналу воспитателя — присесть, на следующий сигнал — продолжить движение.

Занятие 4

Программное содержание. Закреплять у детей умение прыгать в длину с места, ходить по наклонной доске, развивать координацию движений и чувство равновесия.

Пособия. Ведерки для игр с водой и песком, шишки или маленькие мячи, песочница.

Методика проведения занятия.

I часть. Ходить и бегать «змейкой» между ведерками, которые расставлены на площадке. По сигналу воспитателя каждому встать у любого ведерка (2—3 раза).

II часть. Общеразвивающие упражнения (с ведерками).

1. И. п. : стоя свободно, держать ведерко обеими руками. Поднять его вперед, показать воспитателю, опустить (4—6 раз).

2. И. п. : упор сидя, ведерко надеть на стопу одной ноги. Поднять ногу вверх, опустить так, чтобы ведерко не упало (3—4 раза одной, затем другой ногой).

3. И. п. : стоя на четвереньках, ведерко впереди на земле. Поднять ведерко одной рукой вверх и опустить, то же другой рукой (4—5 раз каждой рукой).

4. Бег врассыпную по всей площадке, по сигналу воспитателя встать у своего ведерка (2—3 раза).

5. Ходьба с ведерком в руке. Поставить его на место.

Основные виды движений. Прыжки в длину с места через

канавку (ширина 40—50 см, которая нарисована на песке (4—6 раз).

Бросание шишек вдаль правой и левой рукой. Ориентиром могут быть ведерки, поставленные в ряд (песочница, дорожка, край площадки и т. д.). Дети стоят на расстоянии 2,5—3,5 м (3—4 раза каждой рукой).

Бег врассыпную 40—50 с, после сигнала воспитателя встать на край песочницы и удерживать равновесие.

Спокойная ходьба 20—30 с за воспитателем.

Подвижная игра «Курочка-хохлатка» (2—3 раза). Ориентиром в игре служат пособия, которые находятся на площадке.

III ч а с т ь. Ходьба широким шагом, чередуя с ходьбой высоко поднимая ноги (40—50 с). По сигналу воспитателя остановиться и повернуться к нему.

Публикации по теме:

Использование в работе с детьми нетрадиционного физкультурного оборудования по физическому воспитанию Автор:Зобова Евгения Евгеньевнавна, воспитатель МБДОУ детский сад №8, г. Павлово Данный материал предназначен для инструкторов по физическому.

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста. «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности,.

Игры летом с детьми раннего возраста в детском саду Игры летом с детьми раннего возраста в детском саду Игра «Облака» Слушаем стихи и выполняем различные движения. Вот плывут издалека К.

Использование нетрадиционного оборудования в работе по физическому воспитанию детей дошкольного возраста С каждым годом развитию физкультуры и спорта в России уделяется все больше внимания со стороны государства. Это положительная тенденция.

Конспект сюжетного занятия по физическому развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие на планету Силур» Тип занятия: тренировочное. Тема занятия: «Путешествие на планету Силур». Цель: психофизическое обеспечение развития. Задачи: 1. Развитие.

Конспект занятия с детьми среднего дошкольного возраста по ОБЖ «Дети и солнышко летом» «Дети и солнышко летом» Основы безопасности жизнедеятельности в условиях лета. Цель: развивать основы безопасности жизнедеятельности в условиях.

Лэпбук по физическому воспитанию «Спорт — это здоровье» для детей младшего дошкольного возрастаЛэпбук по физическому воспитанию «Спорт — это здоровье» для детей младшего дошкольного возраста Наш лэпбук называется "Спорт-это здоровье".Он предназначен для детей младшего возраста. Данное пособие можно использовать в совместной работе.

Лэпбук по физическому воспитанию для детей старшего дошкольного возрастаЛэпбук по физическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста В начале февраля 2018 г. в МДОУ ЦО №25 г. Тулы ("Олимпик)" был объявлен конкурс на изготовление Лэпбука по физическому воспитанию. Информационный.

Организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста летомОрганизация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста летом Люди научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь.

Работа по самообразованию здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Светлячок» Работа по самообразованию «Здоровьесберегающие.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Работа по физическому воспитанию летом с детьми раннего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 августа 2018 в 13:49
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 сентября. Всемирный день мониторинга качества воды

Ежегодно 18 сентября во многих странах мира берут пробы воды в разных водоёмах нашей планеты для оценки её качества и безопасности для людей и других живых организмов. Этим занимаются не только в...

18 сентября. Выставка аппликаций из бумаги, сложенной «гармошкой»

Бумага – тот материал, с которым мы встречаемся ежедневно. Газеты, книги, бумага для творчества и хозяйственных нужд – все это делают на целлюлозно-бумажном производстве. А ведь когда-то бумажные листы...

Мастер-класс по созданию объемной картины «Фиалки» для детей дошкольного возраста 4–7...
Мастер-класс по созданию объемной картины «Фиалки» для детей дошкольного возраста 4-7 лет. Педагог изо МБДОУ №54 детский сад «Радуга» г. Мытищи...
Методические рекомендации по обучению пересказу по тетрадям Н. Э. Теремковой «Я учусь...
У детей с ЗПР существуют следующие проблемы развития речи: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение...
Фотоотчет об образовательной деятельности по рисованию во второй младшей группе...
Цель занятия: Развитие у детей художественного творчества и активизация творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования. Задачи : -...