Лучший педагог года

Работа с детьми с ТМНР в системе дополнительного образования

Поля Миллер
Работа с детьми с ТМНР в системе дополнительного образования

Термин «тяжелое множественное нарушение развития» (ТМНР) определяют как совокупность различных психических и физических отклонений, возникающих вследствие органического поражения центральной нервной системы.

Долгое время дети с данной категорией нарушений оценивались как «необучаемые», многие из них оказывались вне поля внимания сферы образования, а помощь осуществлялась только в рамках системы здравоохранения или социальной защиты.

Публикация «Работа с детьми с Тмнр в системе дополнительного образования» размещена в разделах

В настоящее время дети данной группы могут получать психолого-педагогическую помощь в образовательных организациях, в различных коррекционных и реабилитационных центрах, в негосударственных образовательных учреждениях, в учреждениях социальной защиты.

Цель образования детей с ТМНР.

-введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести проблем;

Дополнительное образование – необходимое звено в социализации детей со сложным дефектом.

Вся система дополнительного образования носит коррекционный характер и для детей с ТМНР может состоять из таких блоков, как двигательный, музыкально – ритмический и художественный.

Задачами двигательного блока являются формирование базового общедвигательного ритма, коррекция общей двигательной сферы и

мануального праксиса.

С детьми мы можем осваивать элементы спортивных и подвижных игр

в заданном темпе и ритме с целью коррекции двигательной сферы и

формированию базового общедвигательного ритма.

Можно использовать мозжечковую гимнастику. Кaждoе из упражнений мозжечковой гимнастики, нaправленo на возбуждение определенного участка мозга и механизмов интеграции

мысли и движения, благодаря чему формируется потребность в

личностной сaмореализaции. Также эти упражнения направлены на

развитие различных систем координации движений и психофизических

функций.

Музыкально-ритмический блок решает задачи по формированию ритмов различного вида (музыкального, ритмов природного характера, ритмов внешнего и внутреннего мира). Занятия по вокалу развивают и закрепляют навыки правильного дыхания, развивают диапазон голоса, его интонационно-выразительную сторону, учат владеть модуляционными переходами, а так же помогают в развитии речевого навыка.

В процессе занятий по вокалу, при творческом общении с музыкой повышается позитивный эмоциональный фон, у большинства детей возникает эмоция радости, на фоне которой раскрывается творческий потенциал, развивается способность к самовыражению, самореализации.

Задачей художественного блока является развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию.

К художественному блоку относятся такие виды деятельности как: лепка, рисование, аппликация.

Программа лепки нацелена на обучение детей изготовлению творческих работ из различных пластичных материалов (пластилин, глина, тесто). Кроме того, в ходе обучения лепке используются следующие материалы: снег, песок, фольга, репейник, тесто из бумаги или опилок и другие.

В процессе работы дети знакомятся с различными пластичными материалами, их свойствами. В качестве основных задач при обучении лепке выступают:

• формирование умений пользоваться такими инструментами и приспособлениями как: клеенка, стеки деревянные или пластмассовые, нож, скалка, фактурная ткань, формы, штампы, формочки для выдавливания, подкладочная досочка (фанерка, пластиковая подставка, кусочек ткани для вытирания рук, емкость с водой;

• обучение доступным приемам работы с различными пластичными материалами;

• обучение основным правилам работы с пластичными материалами и инструментами (готовить рабочее место, лепить на дощечке, не вытирать руки об одежду, мыть руки после лепки, убирать рабочее место и т. д.).

Примерное содержание обучения.

1. Знакомство с материалами и подготовка к работе: • согревание пластилина в руке; • разминание материала; • отбивание глины; • раскатывание материала скалкой.

2. Деление на части: • отрывание кусочка материала от целого куска; • откручивание кусочка материала от целого куска; • отщипывание маленького кусочка материала от целого куска; • отрезание кусочка материала стеком;

3. Размазывание материала: • размазывание пластилина по шаблону; • размазывание пластилина внутри рельефного контура; • размазывание пластилина внутри контура; • размазывание по форме глины; • выкладывание готовых форм внутри контура; • заливание формы;

4. Придание формы: • раскатывание материала продольными движениями ладоней (колбаски) на доске и в руках; • катание толстых и тонких, длинных и коротких колбасок; • раскатывание материала вращательными движениями (шарики) на доске и в руках; • катание больших и маленьких шариков;

Аппликация один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм.

В процессе обучения аппликации решаются следующие задачи:

• воспитание у детей интереса к выполнению аппликационных работ;

• знакомство с различными материалами и инструментами;

• формирование умений выполнять предметную, декоративную, сюжетную аппликации;

• развитие творческого отношения к работе с аппликационными материалами;

• формирование умений готовить и убирать рабочее место.

Примерное содержание обучения.

1. Представления о материалах и инструментах.

• Знакомство с материалами (цветная бумага различной фактуры, цветной картон, разноцветная фольга и пленка, нитки, вата, различная по текстуре ткань, кожа, мех, обрезки лент и веревок; природные материалы – шишки, семена, трава, мох, соломка, желуди, листья, орехи, ракушки, песок, камушки, сосновые иголки и др., различные крупы, пробки, скорлупа и т. п.) и их свойствами.

• Знакомство с инструментами (шило, ножницы, их назначением и способом работы с ними.

• Знакомство со скрепляющими материалами (клей, клейстер, скотч и др.).

2. Навыки работы с материалами и инструментами:

1. Работа с бумагой: • сгибание листа (пополам, вчетверо, по диагонали) и приглаживание рукой; • разрывание бумаги; • сминание бумаги.

2. Работа с нитью: • разрезание нити; • наматывание на палец, руку, клубок.

3. Работа с клеем (клейстером): • открывание клея; • закрывание клея; • намазывание поверхность клеем (кистью, клеевым карандашом).

Обучение рисованию нацелено на освоение детьми доступных приемов изобразительной деятельности. Базовыми для обучения рисованию являются сформированные предметно-практические действия. Содержание обучения направлено на решение следующих задач: знакомство с материалами и инструментами с помощью которых дети учатся получать простейшие изображения; освоение приемов предметного рисования; обучение выполнению простейших рисунков. Важной задачей является обучение детей готовить и убирать рабочее место.

Программа предусматривает два этапа обучения: подготовительный и изобразительный. Сначала с помощью учителя, затем по подражанию и образцу дети учатся проводить различные линии, закрашивать в контуре, изображать знакомые предметы и объекты, передавая их внешние признаки (форма, величина, цвет, создавать декоративные рисунки, создавать сюжетные рисунки на основе результатов собственных наблюдений, впечатлений, действий, опыта.

Вместе с формированием навыков изобразительной деятельности у детей воспитывается эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение, зрительно-двигательная координация, перцептивно-моторные умения и навыки.

Примерное содержание обучения.

1. Подготовительный этап.

• развитие интереса к процессу рисования как деятельности, дающей результат;

• знакомство с инструментами и материалами для рисования, в том числе неспецифическими (кусочки пара-лона, ваты, стеклянные шарики, коктейльные трубочки и др.) и способами их использования: – правильно держать карандаш, кисть и др. инструменты; – пользоваться кистью (обмакивать ее в краску, снимать лишнюю краску и воду о края баночки, промывать кисть в воде); – оставлять графический след на бумаге, стекле, доске и др., с помощью пальца, других частей тела, карандаша, фломастера, кисти, мела и др.

• обследование предмета перед рисованием, используя тактильные, зрительные и кинестетические анализаторы.

2. Изобразительный этап.

1. Обучение приемам предметного рисования.

1. Приемы работы с карандашом и кистью. • приемы рисования карандашом; • приемы работы кистью (примакивание, прием тычка, касание кончиком кисти).

2. Обучение рисованию основных элементов. • проведение произвольных мазков (длинные – короткие, толстые – тонкие) • рисование точек; • рисование линий: – прямая (вертикальная, горизонтальная, наклонная); – незамкнутая кривая (волнистая); – замкнутая кривая; – рисование ряда линий (одинаковых, сочетания различных линий); • штриховка.

Основное и дополнительное образование не существуют друг без друга, так как по отдельности они имеют односторонний и неполноценный характер.

В условиях дополнительного образования учащиеся развивают свои творческие потенциалы, навыки адаптации к современному обществу и имеют возможность получить полноценную коррекционную поддержку.

Публикации по теме:

Фотоотчет о работе кружка дополнительного образования «Фантазия»Фотоотчет о работе кружка дополнительного образования «Фантазия» .

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования»Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования» В соответствии с годовым планом методической работы в КОУ «Леушинская школа- интернат для обучающихся с ОВЗ» прошла научно-практическая.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Отчёт по самообразованию за 2016–2017 уч. г. «Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования» Отчёт по самообразованию за 2016-2017 уч. г Тема: Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования и воспитания.

Педагогическое эссе «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас» «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас…» «Система – это не простая сумма или даже совокупность элементов,.

Проект дополнительного образования. «Знакомство с творчеством В. Сутеева» Введение Все дети любят книги с картинками. Иллюстрации помогают ребёнку лучше понять и представить содержание книги, дополняя слуховое.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Роль физической культуры в системе современного школьного образования В настоящее время отмечается существенное изменение российского образования, которое требует активных преобразований в сфере физического.

Вовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подходаВовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подхода Сегодня в обществе продолжает идти становление новой системы дошкольного образования. В соответствии с законом Российской Федерации «Об.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с детьми с ТМНР в системе дополнительного образования
Опубликовано: 29 января 2021 в 18:46
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД