МААМ-картинки

Работа с предлогами на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста для развития и уточнения пространстве (7 фото)

Наталья Постаногова
Работа с предлогами на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста для развития и уточнения пространстве

Одно из направлений в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР) – это работа с предлогами.

Дети с ОНР не осознают смысловую значимость предлогов, они не выделяют их как отдельные слова, поэтому совсем не используют в речи даже простые предлоги, либо не дифференцируют их.

Публикация «Работа с предлогами на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста для развития и уточнения пространстве» размещена в разделах

О. В. Правдина считает, что неправильное использование предлогов в речи, опускание их встречается у детей с общим недоразвитием речи чаще, чем все другие виды аграмматизмов.

Ошибки, связанные с трудностями в употреблении предлогов, И. Н. Садовникова также относит к аграмматизмам.

Р. И. Лалаева  указывает, что в работе по устранению оптической дислексии следует развивать пространственные представления и формировать речевые обозначения пространственных соотношений, т. е. уточнять понимание и употребление предложных конструкций и наречий, обозначающих пространственные отношения.

Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок:

пропуск или замена предлогов. Чаще всего наблюдается опускание предлогов В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО, НА и В по причине смешения их и в импрессивной речи из-за трудностей понимания грамматических значений этих предлогов («на столе» вместо «над столом», «по книжке» вместо «под книжкой»). В речи детей часто отсутствуют сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.

замена одной предложно-падежной конструкции другой (дом стоит на реке).

неправильное употребление падежного окончания существительного (Мальчик бежит с собака).

неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания (Собака ест у миска).

Коррекционно-логопедическая работа по формированию предлогов у детей осуществляется  мной в  процессе развития  понимания  речи,  уточнения словарного  запаса,  произношения  и  обучения  грамоте,  формирования грамматических  средств  языка. Работа  над предлогами рассматривается как  составная часть работы над  связью слов  в предложении.

Для правильной оценки нарушений в речи ребенка и для определения наиболее рациональных путей коррекции провела обследование.

Обследование велось в двух направлениях.

Выявление понимания значения предлогов.

Обследование правильности употребления предлогов в экспрессивной речи ребенка.

Обследование, показало, что в особенности, если дефект включает дизартрический компонент - дети испытывают трудности, связанные с ориентацией в окружающем пространстве. Отсюда несформированность пространственных понятий и трудности формирования навыков правильного употребления предлогов.

Основная форма моей работы — логопедические занятия, проводимые фронтально, по подгруппам и индивидуально.  

Коррекционно-логопедическая работа над предложно-падежными конструкциями начинается с предлогов, имеющих пространственное значение. В своей работе придерживаюсь следующих этапов:

Формирование у детей четких лексических значений пространственных предлогов.

Дифференциация предлогов в устной речи детей.

Формирование звуковых грамматических обобщений.

Осознание словесного состава предложения.

В работе над предлогами формирую у детей :

представления о смысловой значимости предлогов;

навык правильного употребления предлогов;

представления о предлоге как отдельном слове.

В работе над смысловым значением предлогов развиваю у детей :

пространственные представления;

умение определять расположение предмета (его изображения,

умение определять расположение предмета относительно другого;

умение узнавать и употреблять предлоги в устной речи без зрительной опоры;

использование графических схем и графического изображения предлогов.

В работе с детьми уделяю внимание вопросу о представлении о предлоге как отдельном слове.

При работе с каждым предлогом вначале отрабатывается понимание пространственного значения предлогов. По мере того, как дети учатся понимать значение предлогов и правильно их употреблять, в задания постепенно включается другой предлог, ранее не изучавшийся.

При определении последовательности работы над предложными конструкциями учитываю последовательность их появления в онтогенезе у ребёнка, поэтому сначала знакомлю и отрабатываю предлоги В, НА, ПОД с ярко выраженным конкретным содержанием, а позднее – предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ИЗ – ЗА, ИЗ – ПОД, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО и др. (по Р. И. Лалаевой)

Разнообразные  игры и игровые задания с предлогами помогают сделать занятия интересными, увлекательными; заинтересовать, научить детей, активизировать их речевую деятельность.

         В своей практике я использую уже знакомые, а также разработанные мной различные игры которыми хотелось бы поделиться.

Настенное панно

Задачи: уточнить для ребенка пространственное расположение предметов, выраженное определённым предлогом; учить выделять предлоги в предложении и составлять предложения с этими предлогами; закрепление понимания и употребления предлогов и предлогов-наречий.

Работа с предлогами на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста для развития и уточнения пространстве

Игра «Солнечный зайчик»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогами.

Оборудование: зеркальце.

Логопед показывает детям солнечный зайчик и читает стихотворение- считалку про солнечный зайчик.

Скачет зайчик по стене

И подмигивает мне.

Перепрыгнул на картинку,

Задержался на ботинке,

Поплясал на потолке,

Притаился в уголке.

Вот он спрятался в кроватке,

С нами он играет в прятки.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идем его искать.

Логопед говорит детям : «Ищите зайчика, а найдете - ответьте, куда он спрятался». Образец ответа: «Зайчик на потолке. Зайчик в углу»

Игра «Зверята»

Цель: наглядная демонстрация значения предлогов, закрепление предлогов и предложно-падежных конструкций в речи.

Оборудование

Карточки – схемы предлогов

Играли долго малыши. Никто и не заметил,  Как скоро вечер наступил, и солнышко не светит.

Огляделись малыши – страшно и обидно: Тишина в лесной глуши, домиков не видно.

Куда же им теперь идти и как дома свои найти? И где же будут спаленки для зверяток маленьких?

Но тут в лесу зверюшки увидели избушку!

Ночь пришла, зверята спят, только носики сопят.  

Спит на коврике лисёнок, а в корзинке спит ежонок,

Медвежонок маленький спать улёгся в валенке.

И уснула белочка, притаясь за печкою.

Утром лучик солнца заглянул в оконце.

Просыпаются зверятки, поднимаются с кроваток:

С коврика вскочил лисёнок,

Из корзиночки – ежонок, 

Рыженькая белочка вышла из-за печки, 

А мишутка маленький выбрался из валенка

Поглядели из окошка и увидели дорожку.

К своим домикам зверюшки побежали из избушки

И, увидев своих мам, разбежались по домам!

Деток мамы обнимали, но немножко поругали:

Всем ребяткам нужно знать – допоздна нельзя гулять!»

Игра «Весёлый поезд»

Цель: закрепление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов.

Оборудование : макет поезда; вагончики  над каждым из которых изображена схема предлога; сюжетные картинки.

Детям предлагается распределить картинки в соответствии со  схемой предлога.

В 1-й вагончик - картинки с предлогом в;

Во 2-й вагончик- картинки  с  предлогом на;

В 3-й вагончик – картинки с предлогом под;

В 4-й вагончик – картинки с предлогом над.

Фото №1 Одно из направлений в коррекционной работе с дошкольниками имеющими общее недоразвитие речи ОНР это работа с предлогами

Игра «забавные круги»

Фото №2 Дети с ОНР не осознают смысловую значимость предлогов они не выделяют их как отдельные слова поэтому совсем не используют в речи даже простые предлоги либо не дифференцируют их

Игра «Найди нужный предлог»

Цельуточнить пространственное расположение предметов выраженное предлогами. Например: НА,ПОД,С/СО,ИЗ-ЗА, ПОД, В и др.

Оборудование: карточки с сюжетными картинками (по 4-5 сюжета) на каждой из которых изображено по два предмета с различным пространственным расположением, карточки – схемы предлогов.

Нужно расположить карточки – схемы предлогов в соответствии с картинкой.

Фото №3 Публикация Работа с предлогами на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста для развития и уточнения пространстве размещена в разделах Конспекты занятий

Игра «Зашифруй предложение»

Цель: закреплять умение графически составлять схему предложения  с   предлогом.  

Оборудование: карточки с сюжетными картинками предложений, набор карточек – схем предлогов, набор фигур для составления схемы предложения.

Дети составляют предложения вместо треугольника подставляют предлог .

Фото №4 Все конспекты Логопедические занятия Предлоги

Игра «Угадай, что изменилось?»

Цель: закрепление использования предлогов, предлогов-наречий справа, слева, впереди, позади.

Оборудование: карточки с сюжетными картинками предложений, набор карточек – схем предлогов,

Предлагается сюжетная картинка. Логопед задает вопросы о расположении в ней различных предметов по отношению к друг другу.

Затем картинка меняется: тот же набор предметов, но расположение их по отношению друг к другу другое.

Фото №5 Конспекты занятий Старшая группа Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая образовательная среда июнь О

Игры с кинетическим песком и предметами – игрушками.

Цель: упражнять детей в умении определять пространственное расположение предметов выраженное предлогами.

Оборудование:  лоток (контейнер) с кинетическим песком; разнообразный игровой материал (формочки, ракушки, камешки марблс, игрушки - киндеры др.)

Фото №6 Правдина считает что неправильное использование

Литература

1. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) - Спб, 1999.

2. Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. - М., 1981.

3. Соколова Н. В. Обучение детей с ФФН и ОНР навыку употребления предложно-падежных форм. // Дефектология. №1. !999

4. Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Обследование лексического запаса и грамматического строя языка. /Под ред. Власенко И. Т. //Методы обследования речи у детей. - М., 1992.

5. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб, 1997.

6. Ткаченко Т. А. В первый класс - без дефектов речи. - СПб, 1999.

7. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь : формирование лексико-грамматических представлений. - СПб, 1999.

8. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Основы логопедии. - М., 1989.

9. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1993.

10. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. - М., 2000.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных материалов на занятиях по конструированию с детьми старшего дошкольного возраста «Лошадка»Использование нетрадиционных материалов на занятиях по конструированию с детьми старшего дошкольного возраста «Лошадка» Материал и оборудование: белый картон с контурным изображением лошадки, вата (ватные диски, белые шерстяные нитки (для хвоста, накладные.

Нетрадиционные приемы для развития мелкой моторики рук на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация.

Детский оркестр. как средство развития положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста Контрольная работа Важное место в жизни любого человека занимает музыка и музыкальная деятельность. В дошкольном возрасте именно музыка наиболее непосредственно.

Дыхательные упражнения на логопедических занятиях как профилактическая работа по обеспечению ЗОЖ дошкольника Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное.

Презентация «Логопедическая работа с детьми старшего дошкольного возраста» В 2-3 года у детей происходит формирование грамматического строя речи, накопление словарного запаса (к 3 годам ребенок уже знает от 300.

Использование сказочных сюжетов на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс – одна из самых актуальных проблем в современной отечественной дошкольной педагогике.

Кружковая работа по экологии с детьми старшего дошкольного возраста «Юные экологи» СОДЕРЖАНИЕ: 1. Паспорт программы…. Стр. 3 2. Пояснительная записка…. Стр. 4 3. Цель и задачи программы….

Макет «Затонувший корабль» для использования детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по финансовой грамотностиМакет «Затонувший корабль» для использования детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по финансовой грамотности Для обогащения предметно-пространственной развивающей среды в рамках проекта "Финансовая грамотность дошкольников" в нашей группе «Почемучки».

Применение криотерапии на логопедических занятиях с детьми 5–6 летПрименение криотерапии на логопедических занятиях с детьми 5–6 лет Я уже рассказывала об использовании криотерапии в работе с детьми с речевыми нарушениями, но не могу, не поделится нашим занятием, которое.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с предлогами на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста для развития и уточнения пространстве
Опубликовано: 4 июня 2019 в 17:54
+49Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД