Получи документы

Разнообразие форм и методов экологического воспитания в старшей группе ДОУ (1 фото)

Карпенко Валентина Дмитриевна
Разнообразие форм и методов экологического воспитания в старшей группе ДОУ

Как часто мы от природы берем все, не отдавая взамен ничего? Обычное потребительское отношение. К окружающему миру, людям, иногда даже самому себе. Поэтому хочется сказать: "Человек. Помни, что ты часть природы, не царь, не Бог, а лишь частичка. Травинка среди бескрайнего луга, песчинка среди бесконечной пустыни, капелька в огромном океане".

Всю жизнь мы учимся жить в гармонии с окружающим миром, и основы такого существования закладываются именно в раннем детстве. Тогда впервые из уст взрослого ребенок слышит такое странное незнакомое слово - экология. Как же его понять маленькому человеку?

Публикация «Разнообразие форм и методов экологического воспитания в старшей группе ДОУ» размещена в разделах

Экологическое воспитание дошкольников включает в себя несколько направлений. С точки зрения нравственного воспитания – это гуманное отношение к природе. В части интеллектуального развития – формирование системы экологических чувств, знаний и представлений. Так же, экологическое воспитание включает в себя и развитие эстетических чувств, таких как способность видеть и чувствовать красоту природы, умение восхищаться ею, желание её сохранять. Я считаю, что именно последнее наиболее доступно для детей всех возрастов, так как чувствуем мы с рождения и каждое явление действительности вызывает у нас определенные эмоции. Что же касается детей старшего возраста, то нравственное и интеллектуальное развитие с пятилетнего возраста определенно начинает преобладать в мышлении детей. Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы, помогает сформировать у них бережное и заботливое отношение к окружающему миру.

Для формирования экологической культуры у ребенка дошкольного возраста в группе должны создаваться условия. Прежде всего это развивающая среда.

Совместными усилиями родителей и воспитателей можно создать экологическое пространство, которое поможет дошкольникам на практике знакомиться с природными явлениями и объектами, более продуктивно применять полученные знания и умения в жизни.

Например, переступив порог моей группы, каждый день ребенок встречает мобильное панно по изучению времен года и природных явлений «Что увидел Пятачок?»

Ежедневно мы задаем вопрос: "Какие изменения увидел Пятачок?"- ведь на панно можно поменять все - от количества дождинок, листочков, желудей и т. д. до цвета и формы. Развивается мышление, наблюдательность, побуждаем детей делать умозаключения. Оформление прихожей и группы всегда должно соответствовать времени года или предстоящему событию.

Необходимо приучать детей самостоятельно вести календарь природы. Отмечать свои наблюдения, размышлять над изменениями, принимать решения, как нужно одеться на прогулку и возможна ли она.

Оформление умывальной комнаты также должно наталкивать детей на размышления о правилах гигиены, ведь это проявление заботы о себе, своем здоровье. В нашей умывальной комнате веселый Мойдодыр грозит микробам, которые в виде жутких существ прячутся за раковиной. Тут же дети рассматривают ладошку, сплошь облепленную отвратительного вида микробами, решают, у кого какой сидит на руке. Вот ребята с удовольствием и соревнуются, у кого самые белые «перчатки» от мыла? Для формирования экологических представлений о здоровом образе жизни предлагаю создать альбом "Советы доктора Здоровейкина", с его помощью дети расширят представления о том, что полезно для человека, а что наносит вред здоровью.

Важной задачей является формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения, умений наблюдать за природными объектами и явлениями. Поэтому прогулка — лучший источник решения такой задачи в условиях города. Здесь возможны и экспериментирование с живой и неживой природой, определение их свойств и возможностей — песок, вода, камни, земля, растения, насекомые; и наблюдения за деревьями, птицами, насекомыми, животными. Изучая местную флору, дети любят играть в такие дидактические игры: «Найди и назови лекарственное растение», «С какого дерева детки?», «Найди дерево по описанию или названию».

Неоценимую помощь в экологическом образовании окажут родители, помогая обустраивать клумбы. Высаживая цветы, они своим примером покажут, как важно заботиться о красоте окружающего мира. Желая им подражать, дети с удовольствием будут ухаживать за цветами на клумбе, ведь это мама посадила, учась созидать не срывая.

Разнообразие форм и методов экологического воспитания в старшей группе ДОУ

Так за лето можно создать альбом «Цветы нашего участка», благодаря которому дети запомнят названия и внешний вид садовых цветов, их семена, особенности роста.

Если взять мир насекомых, то экологическая сказка оградит многих существ от выдергивания лапок, крылышек, ведь детьми в таких случаях движет не злоба, а обычный интерес — что будет? Сказка помогает увидеть мир глазами маленького существа, переживать с ним, решать проблемы. Так детям нравятся сказки:

"Как гусеница бабочкой стала"

"Как муравьишка домой спешил"

"Путешествие на паутинке"

"Капелька для голубого цветочка"

"Колыбельная для травинки"

Сопереживание, умение поставить себя на место другого побуждает детей к обыгрыванию — играм-драматизациям, инсценизациям, сюжетно-ролевым играм «Осень в лесу», «Как ежик за грибами ходил», «Ледяная морковка». Стимулом для таких игр часто являются интересные атрибуты. Так, готовясь к тематической наделе "Грибы и ягоды", мной из папье маше было создано грибное лукошко. Дети имели возможность подержать в руках и детально рассмотреть съедобные и ядовитые грибы, выделить их характерные особенности. Имея в своем распоряжении маски животных, свободный доступ к лукошку, дети выбрали нужные им атрибуты и начали сюжетно-ролевую игру, которая в последующем развернулась в настоящий театр и его авторами были сами дети. Так как эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях, то одним из таких средств является проектная деятельность.

Использование технологии проектирования помогает нам в работе по выбранному направлению педагогической деятельности, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребёнка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников. Кроме того эффективная система экологического образования в рамках ФГОС должна быть основана на интегрированном подходе, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разнообразные виды деятельности ребенка.

Например в моей группе в рамках проекта "Витаминная азбука здоровья" дети занимались разнообразными видами деятельности : исследовали фрукты и овощи с подключением различных анализаторов - обоняние, тактильные ощущения, зрение, вкусовые характеристики (игры "Волшебный мешочек", "Угадай на вкус", "Чем пахнет?", "Из чего сок?"); творчеством (лепка из соленого теста фруктов и овощей, их раскрашивание для последующего использования в игре "Магазин"; рисование натюрмортов, аппликации); практическая деятельность (самостоятельно готовили от мытья овощей - до нарезания ингредиентов салат винегрет, из овощей делали украшения для салатов; а потом с большим аппетитом съели на обед). Конечно же не обошлось без чтения художественной литературы, дети с интересом слушали и обсуждали рассказы, разгадывали и сами придумывали загадки.

Для формирования основ экологической культуры у дошкольников должна разрабатываться система сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьёй. Так мы с коллегой разработали рекомендации по всем тематическим неделям и экологии в частности. Родителям мы предоставляем материалы, куда можно сходить с ребенком в выходные, какую книжку прочитать, за чем понаблюдать, какой опыт поставить в домашних условиях. Наши родители постоянные участники акций и конкурсов ("Осенний калейдоскоп", "Чудеса на грядке"- изготовление поделок из природного материала; "Покормите птиц", "Лучшая столовая" - проявление заботы о пернатых); помогают в изготовлении дидактических и настольных игр. В будущем планируем подключить их к работе над индивидуальными проектами, что будет весьма актуально и полезно детям, когда они пойдут в школу. Ведь детский сад - только начало длинной дороги, имя которой ПОЗНАНИЕ.

Публикации по теме:

Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей»Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей» 14 апреля 2017 года в детском саду комбинированного вида № 7, Тульской области, города Щекино, состоялась "Региональная педагогическая.

Дидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольниковДидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольников В настоящие время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать любовь к природе надо с самого раннего.

Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Применение макетов для экологического воспитания детей дошкольного возраста» Для экологического воспитания детей дошкольного возраста используются различные методы и средства. Известным педагогом Николаевой Н. С. рекомендуется.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников»Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников» Дошкольное детство - этап формирования личности человека, становление ценностного отношения к окружающему миру. В этот период закладывается.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Рекомендации родителям по организации экологического воспитания в домашних условияхРекомендации родителям по организации экологического воспитания в домашних условиях Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности расценивается как стремление к приобретению.

Сетевое взаимодействие с социальными партнёрами по реализации задач экологического воспитанияСетевое взаимодействие с социальными партнёрами по реализации задач экологического воспитания В. А. Сухомлинский писал: «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира.

Творческий отчет воспитателя «Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста» Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, а нарастающие в мире экологические проблемы побуждают специалистов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Разнообразие форм и методов экологического воспитания в старшей группе ДОУ
Опубликовано: 19 мая 2020 в 15:09
+166Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 42.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД