Приложение МААМ

Мир природы-вечный источник детского разума

Марина Бурлакова
Мир природы-вечный источник детского разума
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа - детский сад № 13»

«Мир природы - вечный источник детского разу

ма»[/b]

(сообщение из опыта)

Воспитатель: Бурлакова М. Ю.

Сентябрь 2016 г.

«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. А. Сухомлинский.

Публикация «Мир природы-вечный источник детского разума» размещена в разделах

Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем.

С принятием Федерального закона РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального закона РФ от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды созданы предпосылки правовой базы для формирования системы непрерывного экологического воспитания и образования населения.

Формирование экологического сознания, экологической культуры – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека под влиянием идеологии, политики, искусства, научных знаний, производственной практики, образования и просвещения.

Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, созидающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатлениями, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека.

Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими объектами неживой и особенно, живой природой. Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с природой, дети открывают для себя новый мир: они стараются потрогать руками, понюхать, рассмотреть.

Эффективность экологического образования дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования педагогической среды, а также систематической работы с детьми.

Цель экологического образования дошкольников – развитие экологической культуры детей.

Для достижения данной цели мы педагоги решаем задачи:

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

2. Воспитание гуманного, бережного отношения к миру природы, эмоционально-доброжелательного отношения к живым существам в процессе общения с ними, отзывчивости, любви к родному краю, уважение к труду людей, традициям своего народа.

3. Формирование системы научных знаний и представлений, познавательные умения и навыки по уходу за живыми объектами, согласовывание своего поведения с факторами природной среды.

4. Развитие чувства эмпатии к объектам природы, речевого творчества, эстетического чувства, творческого и системного мышления.

Показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведения ребенка, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.

Таким образом, вступление человечества в эпоху новых взаимоотношений с природой требует изменения не только его поведения, но, что особенно важно, смены его ценностных ориентиров: отношение человека к себе и к окружающему миру.

Работа ОУ должна основываться на системе мероприятий экологической направленности, базирующаяся на природном материале родного края и живом общении детей с окружающей природой.

Можно выделить несколько направлений:

I. Эколого-образовательная среда ОУ.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования и приобщения детей к природе родного края в ОУ является организация эколого-развивающей среды.

Эколого-развивающая среда направлена на формирование элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения детей в природе.

При построении модели эколого-развивающей среды можно выделить два направления:

1. Создание условий внутри ОУ:

• Центр экологии в группе, целью которого является формирование у детей умения видеть разнообразие растительного и животного мира, сравнивать его с родной природой. Развивать навыки ухода и бережного отношения к флоре и фауне.

В него входят комнатные растения с различным строением, приспособленностью к условиям жизни, родом из разных стран. Работа с детьми должна строиться на следующих дидактических материалах:

- модели наблюдений за птицами, развитием и ростом овощей, фруктов;

- календари наблюдений с заметками результатов наблюдений за объектами природы, фиксацией хода и результатов экспериментов;

- модели: описания животных, растений; для нахождения детьми характерных признаков растения или животного; связь его со средой обитания, приспособление к условиям жизни; со стадиями развития растений, животных; “живое-неживое”;

- экологические проекты;

- исследовательская деятельность (опыты, схемы и т. д.)

- альбомы и картотеки растений и животных нашего края

- коллекции семян растений нашей полосы, природный материал;

- сюжетные и предметные картинки с явлениями неживой природы;

- календарь природы, погоды;

- дневники наблюдений;

- фотоматериал;

- поделки детей и родителей;

• Подбор художественной литературы;

• Игры и игровые обучающие ситуации (с игрушками – аналогами (аналоги - это игрушки, которые изображают объекты природы : конкретных животных и растения, (игровые обучающие ситуации типа путешествий, с сюжетными игрушками.

2. Создание условий на территории ОУ.

Ведение «экологического дневника дошкольников», рассчитанное на весь учебный год и затрагивает разные виды деятельности (наблюдение, элементы экспериментирования, логические задания, развивающие игры, работы с народными приметами, знакомство с художественным словом). Особое внимание уделяется самостоятельной деятельности детей в ведении и заполнении дневника наблюдений за природой.

Воспитатели обогащают практический опыт детей по уходу за растениями и животными, привлекая их к участию в разнообразных видах этой деятельности, предоставляя возможность для проявления не только самостоятельности, но и ответственности. Часто организуется совместная деятельность старших дошкольников с малышами (труд в природе, выставки рисунков и коллекций для малышей, в которой старшие помогают младшим освоить правила поведения в природе.

Освоенные способы ухода за объектами уголка природы дети должны использовать, заботясь о растениях детского сада. Эта деятельность принимает характер элементарной природоохранной, поскольку дети практикуются в оказании помощи объектам природы, не имеющим прямой принадлежности к ним.

Для экологического развития детей большое значение имеет и эстетическое восприятие природы. Для этого организуются специальные наблюдения в уголке природы, рассматривание пейзажных картин, слушание музыкальных и поэтических произведений. На ежедневных и целевых прогулках, в деятельности на экологической тропе воспитатель побуждает детей к поиску прекрасного в природе, к высказыванию эстетических суждений. Все это можно отнести к интегрированному обучению.

Оптимальная реализация эколого – развивающей среды происходит в том случае, когда дети постоянно окружены объектами живой природы.

Ближайшее окружение ребёнка – это растения и животные уголка природы. Именно постоянно существующие уголки природы дают возможность организовать различные экологически ориентированные и соответствующие возрасту виды деятельности: наблюдения, создание необходимых условий для живых существ и т. д.

Уголок природы – обязательная принадлежность каждой группы. Следует знать следующие требования к отбору обитателей уголка природы :

1. Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы.

2. Уход за обитателями уголка должен быть доступен детям дошкольного возраста по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени. Поэтому отбирают растения и животное, неприхотливые к пище и уходу за ними

3. Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызывать и удержать ещё не очень устойчивое внимание дошкольника.

4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных, чтобы видеть и индивидуальные признаки.

5. Растения и животные должны быть абсолютно безопасные, не приносить ни малейшего вреда для здоровья для детей.

6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста. Развития в условиях помещения детского сада.

Уголок природы должен радовать лаз, украшать интерьер. Уголок природы размещают в светлой части группы. На подставку высотой 50 см ставится аквариум с рыбками: золотая рыбка, карась и т. д. Уголок украшают цветущие комнатные растения с ярко выраженными составным частями : фикус, герань, бальзамин, фуксия и т. д. Комнатные растения размещают, таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и трудится в уголке природы.

В уголке природы могут быть, как постоянные животные : рыбки, улитки, черепахи, морские свинки, птицы, так и временные обитатели: ёж, белка, кошка, собака. Воспитатель создаёт условия для наблюдения в уголке природы за поведением животных, способами их питания и передвижением, помогает замечать характерные признаки внешнего вида, строения животного, учит правильно ухаживать за ними.

Помимо комнатных растений и животных уголка природы эколого – развивающая среда включает использование большого количества наглядного материала. Предлагаю примерный перечень материала и оборудования эколого – развивающей среды:

1. Календарь природы.

2. Дневники наблюдений.

3. Экологическая библиотека о природе.

4. Развивающие и дидактические игры.

5. Паспорта растений и животных.

6. Карта родного края, глобус.

7. Огород на окне.

8. Поделки, рисунки детей и взрослых.

9. Альбомы типа: «Домашние животные», «Овощи и фрукты», «Времена года».

10. Инвентарь для ухода за растениями и животными, для игр и экспериментирования.

11. Объекты для экспериментирования.

12. Растения, характерные для различных времён года.

13. Краеведческие материалы.

14. Баночки прозрачные с природным материалом.

Книги познавательного характера и т. д. Один из путей повышения эффективности работы экологического образования состоит в использовании разнообразных форм и методов работы в условиях эколого – развивающей среды группы:

Перечень форм и методов экологической работы,

используемые в ОУ.

- экологические занятия;

-экологические экскурсии;

-уроки доброты;

-уроки мышления;

-экологические кружки;

-экологические конкурсы;

-КВН, аттракционы, викторины;

-экологические акции;

-обсуждения и проигрывание ситуаций;

-зелёный патруль;

- лаборатория юного эколога;

-клуб исследователей природы;

-составление экологических карт;

-экологические наблюдения;

-ведение фенологических календарей природы;

-коллекционирование;

-экологические выставки и экспозиции;

- экологические праздники и развлечения;

-экологические игры.

Считаю, что в результате проделанной работы по экологическому воспитанию детей в ОУ должны быть положительные результаты:

– сформированы начала экологической культуры у детей;

– заложено осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

– дети учатся практическим действиям по охране природы;

– развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

– у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект проведения совместной викторины с детьми 6–7 лет и родителями «Добрая семья прибавит разума-ума» Цель: Систематизировать знания детей о семье, расширить знания о родословной, воспитывать добрые чувства и любовь к членам семьи. Обеспечить.

Мастер-класс «Календарь природы на участке детского сада»Мастер-класс «Календарь природы на участке детского сада» К летне-оздоровительной работе в детском саду проходит работа по оформлению прогулочных участков. Для подготовки участков были привлечены.

Методическая разработка. НОД Познавательное развитие-ознакомление с миром природы в старшей группе «Первоцветы» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 Приморского района Санкт-Петербурга Конспект непрерывной.

Методическая разработка «Составление календарного плана работы в группе детского сада» Текст презентации. Методическая разработка «Составление календарного плана воспитательно-образовательного процесса в группе детского сада.

Педагогический проект «Природа — источник доброты, познания, источник укрепления здоровья детей» Педагогический проект Тема: «Природа- источник доброты, познания, источник укрепления здоровья детей» Автор проекта: Зуева О. И. Кондрово.

Проект «Зимние забавы». Методическая разработка проектной деятельности детей при ознакомлении с миром природы МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД п. БИРА» Проект «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ» Методическая разработка проектной.

Разработка родительского собрания во второй младшей группе детского сада «Наш детский сад рад видеть вас!» Методическая разработка родительского собрания во второй младшей группе детского сада на тему: «Наш детский сад, рад видеть Вас!» Авторы.

Развлечение для детей подготовительной группы детского сада «Мы — друзья природы» Цель. Воспитывать бережное отношение к природе, заботу о братьях меньших. Развивать творческое воображение, внимание, смекалку, речь. Обобщать.

Сценарий интеллектуального марафона «Одиссея разума» для дошкольников СЦЕНАРИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО МАРАФОНА «ОДИССЕЯ РАЗУМА – 2013» (окружающий мир) ПРИКЛЮЧЕНИЕ БУРАТИНО. ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. Дети входят в зал под «Песня.

Сценарий интеллектуального марафона «Одиссея разума» для дошкольников МАРАФОН 2014 год. 1 день. Развитие речи. Под «Полонез» в зал входят участники марафона и рассаживаются на стулья. Звучат фанфары. Выходят.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мир природы-вечный источник детского разума
Опубликовано: 2 октября 2016 в 09:11
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мир природы-вечный источник детского разума» (включая файлы) размещена пользователем Марина Бурлакова (УИ 161273) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД