Папки-передвижки

Разработка занятий к первому блоку программы «Я и мир вокруг меня»

Анна Надолинская
Разработка занятий к первому блоку программы «Я и мир вокруг меня»

Разработка занятий по программе «Я и МИР вокруг МЕНЯ»

I-й блок (личностный)

«Я и МОЙ МИР»

Цель блока : формирование личностной компетентности

Часть1 «Я своими глазами и Я глазами других»

Занятие№1

Тема: Здравствуй мое «Я»- я тебя понимаю.

Цель: развитие стремления к самопознанию, понимание собственных чувств и чувств других, развитие позитивного отношения к себе и другим.

Оборудование: бланки с изображением человека, цветные карандаши, пиктограммы стандартных чувств

Публикация «Разработка занятий к первому блоку программы „Я и мир вокруг меня“» размещена в разделах

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия «Добрые чувства».

2. Упражнение: «Это - Я»

Участникам раздаются бланки с изображением человека и дается задание подумать и написать из чего состоит мир человека внутри него.

(тренер помогает прийти к правильным выводам, что это чувства, эмоции, характер, темперамент.)

3. Проводится беседа:

- Каждый из людей испытывает различные чувства. Какие вы знаете чувства?

Чувства каждого человека уникальны. Каждый имеет право чувствовать по своему.

- Назовите неприятные чувства. Когда люди испытывают их? Приведите пример когда вы испытали такое чувство.

-Назовите приятные чувства. Когда люди их испытывают?. Приведите пример, когда вы испытывали приятные чувства.

4. «Работа с пиктограммами»

Задание: сравнить чувства на фотографиях людей и подобрать их на пиктограммах, соединить фотографии и чувства, назвать причины возникновения данных чувств.

5. Упражнение: «Волшебный ларец».

По кругу передается «ларец», в который участники «складывают» свои устные пожелания «Я хочу всем пожелать…».

6. Ритуал прощания.

Занятие№2

Тема: Эмоции и чувства.

Цель : научить понимать взаимосвязь эмоций и чувств как собственных, так и окружающих, а так же взаимосвязь поведенческого отреагирования в зависимости от настроения, развитие позитивного от ношения к себе и окружающим, принятие себя и своего опыта, способствовать развитию самопознания. Развитию самоконтроля.

Оборудование: бланк для выполнения задания, ручки по количеству участников. Карточки для заполнения «Калейдоскоп эмоций»

Ход занятия

1. Ритуал приветствия «Добрые чувства».

2. Озвучивание темы

- мы уже знаем,из чего состоит наш внутренний мир (повторение предыдущей темы).

Мы все испытывает в разных ситуациях, совершенно разные чувства, при чем, одни люди их испытывают сильнее, а другие более поверхностно, и выражать чувства могут тоже по разному, одни выразительно, а другие не очень выразительно.

3. Упражнение «Разные чувства»

Участникам предлагается внимательно слушать и при помощи выразительных движений «иллюстрировать» стихотворение.

«Бывают чувства разные»

1. Бывают чувства разные:

Прекрасные, опасные

Сердечные, забавные

Сердитые и славные

Веселые, печальные

Игральные, молчальные

2. Попробуй улыбнуться,

как клоун на манеже,

и робко потянуться,

как маленький подснежник.

3. Попробуй рассердиться,

Как злющая оса

Попробуй удивиться,

Взглянув на небеса.

4. Попробуй шею важно,

Как лебедь выгибать –

Все скажут: «Он отважный!»

И будут уважать.

- Давайте вспомним, какие еще бывают чувства и как выглядят при этом эмоции на лицах людей

4. Упражнение «Калейдоскоп эмоций»

Дети должны сопоставить чувства и эмоции проведя к соответствующим эмоциям и чувствам соединяющие линии.

- В разных ситуациях мы чувствуем себя по- разному. Вот сейчас мы узнаем, в каких ситуациях и как вы себя чувствуете.

5. Упражнение «закончи фразу».

Я чувствую себя уверенно когда___

Я чувствую себя веселым ___

Я чувствую себя грустным___

Я чувствую себя несчастным___

Я чувствую себя сердитым___

Я чувствую себя счастливым___

Я чувствую себя добрым___

Я чувствую себя спокойно___

Я чувствую себя в опасности___

Я чувствую себя защищенным___

Я чувствую себя победителем___

Я чувствую себя как герой___

Дети по очереди зачитывают что они написали.

6. Упражнение: «Волшебный ларец».

По кругу передается «ларец», в который участники «складывают» свои устные пожелания «Я хочу всем пожелать…».

7. Ритуал прощания.

Занятие№3

Тема: Такие разные характеры.

Цель : познакомить с различными типами характперов, и темпераментьов, учить понимать собственный характер и характер других, принимать себя и окружающих, развивать чувство толерантности, эмпатии, развивать уверенность в себе, способствовать развитию самопознания.

Оборудование: текст сказки «Альпинисты», карточки для раскрашивания, с изображением героев сказки., бланк с перечисленными чертами характера, цветные карандаши, ручки

Ход занятия

1. Ритуал приветствия «Добрые чувства».

2. Озвучивание темы

-На прошлых занятиях мы говорили об эмоциях и чувствах, а сегодня поговорим о характерах и темпераменте. Каждый из вас имеет свой характер и темперамент, вот посмотрите внимательно на картинки, и послушайте какие бывают темпераменты, а после определите, кому из человечков какой темперамент подходит и определите их имена.

3. Ведущий читает сказку «Альпинисты»

Жили-были четыре смешных маленьких человечка. И именно у них тоже были смешные имена. Звали их: Хол, Сан, Мел и Флег. Все они были хорошие, добрые, вместе играли, умели дружить. Но если принимались за какое-нибудь трудное дело то вели себя по-разному. Однажды они отправились в путешествие. Пока их дорога проходила через красивый луг, покрытый цветами, они дружно шли все вместе, держась за руки. Но вот дорогу им преградила высокая гора. И это препятствие показало, какие они разные.

Мел сказал тихим голосом:

«Я на гору не пойду,

Вдруг с горы я упаду»

А Сан бодро заявил:

«Я вершины не боюсь

До нее я доберусь!»

Флег задумался и сказал:

«Что мне делать –

Я не знаю,

Гору вижу и зеваю…»

Но тут вперед вырвался бесстрашный холл

И громко затороторил:

«Вам меня не удержать,

Буду гору покорять.

Ой! Бегом! Вперед! Скорей!

Обгоню я всех друзей!»

(Участники группы выполняют ранее данное задание).

- Давайте подумаем и скажем, что произошло с друзьями дальше?

- А кто из вас честно скажет, кто из вас на кого из героев больше похож? Почему?

-У каждого из вас есть свой характер Тоесть определенные личностные черты или как их еще называют качества.

- Какие вы знаете качества личности?

(участники группы называют качества, тренер им помогает)

- Назовите, какие вы знаете положительные качества?

- Назовите, какие вы знаете отрицательные качества?

- Какие качества помогают, а какие мешают? Почему?

4. Упражнение «Качества моего характера».

Задание: 1. в данном бланке подчеркнуть те качества, которыми вы обладаете

2. раскрасить квадратик рядом с теми качествами, которые ты хочешь иметь

3. раскрасить кружочек рядом с теми качествами которые как ты считаешь видят в тебе другие.

(участникам группы выдаются для заполнения бланки с перечисленными в них чертами характера)

- Так как каждый из вас обладатель определенных качеств, то соответственно и ведете вы себя в разных ситуациях по-разному. Кому -то это нравиться, кому-то нет.

5. Упражнение «Горячий стул»

На середину ставится стул. Каждый участник по одному садится на этот стул, а все остальные участники группы должны у каждого сидящего на стуле выделить его сначала отрицательные черты характера и манеры поведения, а затем положительные и сообщить ему об этом.

6. Упражнение: «Волшебный ларец».

По кругу передается «ларец», в который участники «складывают» свои устные пожелания «Я хочу всем пожелать…».

7. Ритуал прощания.

Занятие № 4

Тема: Особенности и важность индивидуальности

Цель: развитие стремления к самопознанию, закрепление полученных знаний о эмоциональном мире людей, развитие уверенности в себе, принятие самого себя и своего опыта, принятие других, развитие самоконтроля и эмпатии, способность замечать собственные манеры поведения, характер, темперамент и характер, темперамент окружающих.

Оборудование: листы А-4 по 3 на каждого участника группы, цветные карандаши, ластик, простые карандаши, бланки с заданиями на каждого участника.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия «Добрые чувства».

2. Озвучивание темы

- Помимо чувств которые мы все испытываем, эмоций которые выражаем, характера и темперамента, у каждого из нас есть собственное «Я», то есть это то что делает нас уникальным, отличает от других. Наше внутренне «Я» может носить положительный а может иметь отрицательный характер. сейчас мы проведем упражнение которое поможет вам самим лучше узнать свое «Я», когда, каким оно бывает и при каких условиях или обстоятельствах.

3. Упражнение «Кто Я?»

Участникам раздаются бланки и предлагается ответить на вопросы продолжив фразу

- я словно птичка потому что…

-Я превращаюсь в тигра когда….

-я могу быть ветерком, потому что….

- Я словно муравей, когда….

- Я стакан воды….

- Я чувствую что я кусочек тающего льда…

-Я прекрасный цветок…

-Я чувствую, что я скала…

-Я сейчас лампочка….

-Я словно рыба…

-Я тропинка….

-Я песенка…

-Я мышь…

-Я словно макаронина….

-Я светлячок…

- Я интересная книжка….

(дети по желанию зачитывают то что написали о себе, идет сравнение при каких обстоятельствах все себя могут чувствовать одинаково или по разному и какие все разные).

- но наше «Я» можем знать и наблюдать не только мы сами, нас еще воспринимают и другие люди, и мы им не всегда можем показаться такими какие мы есть на самом деле, но это все зависит только от нас самих.

4. Упражнение «Мое Я»

Инструкция участникам группы: «Нарисуйте себя такими, какими вас видят другие, нарисовать себя такими какими они хотят стать, нарисовать себя такими какие они есть»

( После каждого рисунка проводится беседа по вопросам: Относительно первого рисунка- Чьими глазами ты смотрел? Как давно появился этот образ? (сколько лет тебя таким видят, какие различия есть в том каким тебя видят разные люди? Что бы ты хотел изменить в этом рисунке? Относительно второго рисунка- Расскажи когда ты станешь таким, как на рисунке? Что тебе поможет стать таким? А что может помешать? Кто тебя станет одобрять, когда ты станешь таким? А кто не изменит к тебе отношения? Относительно третьего рисунка- Что тебя отличает от других людей? Что чувствует человек на этом рисунке? Как можно изменить рисунок, чтобы человеку на рисунке стало лучше? (этот вопрос задается при необходимости).

5. Упражнение: «Волшебный ларец».

По кругу передается «ларец», в который участники «складывают» свои устные пожелания «Я хочу всем пожелать…».

6. Ритуал прощания.

Часть 2 «Мои мысли, желания, возможности»

Занятие № 1

Тема: Наши мысли, настроения, поступки.

Цель: помочь расширить представления о себе, помочь понять взаимосвязь мыслей, поступков и настроений. Способствовать развитию мотивации к самовоспитанию, развивать самоконтроль.

Оборудование: текст рассказа «Дракончик Памси», 3 стакана с водой, блески, кусок глины или земли, или черную краску. Доска и 2 куска разного цветом мела или ватман и 2 разноцветных фломастера.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия «Добрые чувства».

2. Озвучивание темы, прочтение рассказа о драконе Памси «Такие разные мысли Памси»

– У каждого из нас есть свои мысли, какие-то желания, но у всех у нас разные возможности. И именно возможности мы должны учитывать при достижении своих желаний. Но нам даны еще самые главные наши помощники- это наши мысли. Вот послушайте один рассказ.

«Памси и его мысли»

Жил один дракончик, его звали Памси. Ему было семь лет, и он уже умел считать, писать и читать книги. Он жил в пещере, которая находилась рядом с прекрасной поляной и Памси выучил все названия цветов растущих на поляне и все цвета радуги, которая появлялась над поляной после дождя. Но самое ценное, что было у Памси, это его мысли. Они были такие разные. Одни были похожи на яркий, красочный салют и тогда Памси было весело и его мысли были светлыми, веселыми. А сам Памси их называл радостными. Другие мысли были похожи на тихое прозрачное озеро. И тогда Памси чувствовал себя спокойно, уверенно. Но были еще одни мысли. Они были похожи на грязную, черную, мерзкую лужу. И когда его посещали такие мысли, Памси чувствовал себя просто отвратительно. Ему было очень грустно, так плохо, что не хотелось ни с кем разговаривать. Памси называл такие мысли гадкими.

(перед группой ставятся три стакана с водой. В первый опускают блестки и размешивают- мысли похожие на салют; второй остается не тронутым- мысли как озеро; в третий опускают кусок глины и размешивают до растворения- мысли похожие на грязную лужу, гадкие).

3. Упражнение «Мысли которые помогают и мысли которые мешают»

- Бывают мысли, которые нам помогают а бывают и мешают нам. Посмотрите на этот плакат и постарайтесь определить какие мысли являются помощниками, а какие только мешают. Возьмите листы бумаги, разделите их на пополам и впишите в два столбика помогающие и мешающие мысли.

- Объясните почему вы выбрали именно такие мысли?

- Бывают ли у вас такие мысли?

- Приведите примеры разных своих мыслей, когда, в каких ситуациях они вас посещают?

- Какие чувства вы испытываете, когда у вас хорошее настроение?

- Какие чувства вы испытываете, когда у вас плохое настроение?

- Как вы справляетесь с плохими мыслями?

4. Правило: «Как справиться с плохими мыслями»

- Если вас посетили плохие или даже отвратительные мысли, то закройте глаза и вспомните о чем-то очень приятном, представьте самое лучшие место на земле, где вам хорошо и уютно, или самого любимого вами и любящего вас человека и широко улыбнитесь ему. Вы сразу почувствуете как ваше настроение становиться лучше, а плохие мысли улетучиваются.

5. Упражнение: «Волшебный ларец».

По кругу передается «ларец», в который участники «складывают» свои устные пожелания «Я хочу всем пожелать…».

6. Ритуал прощания.

Занятие № 2

Тема: Как управлять мыслями.

Цель: закрепить понимание взаимосвязи мыслей, желаний и поступков, закрепить способность изменять свои мысли и поступки. Способствовать углублению процессов самораскрытия, способствовать развитию саморегуляции. Укрепление чувства собственного достоинства.

Оборудование: бланки с заданиями по количеству участников, цветные карандаши, ручки, детский не большой мяч.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия «Добрые чувства».

2. Озвучивание темы

-Сегодня мы поговорим как взаимосвязаны наши мысли и желания, научимся ими управлять.

3. Упражнение: «Мои мысли, желания»

(участникам группы для работы раздаются бланки с заданиями).

Задание: представь, что человек, изображенный на рисунке, - это ты. Дорисуй части лица и детали одежды. Прочитай что написано внутри шариков. Раскрась шарики, которые понравились, и «возьми их себе» - проведи линии от шариков к рукам нарисованного человечка.

(после выполнения задания возможен вариант обсуждения работы).

4. Игра: «Я могу».

Участникам группы предлагается сесть в круг и, поочередно продолжая фразу «Я могу…», говорить что-то хорошее о себе, если кто-то затрудняется с ответом, остальные участники группы должны прийти на помощь и подсказать продолжение фразы.

5. Игра: «Никто не знает…»

Участники садятся в круг. У тренера в руках мяч.

- Сейчас мы будем друг другу бросать мяч и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу «никто не знает, что я (или у меня…»

(каждый должен сказать о своей самой лучшей отличительной от всех особенности, о мечте).

6. Упражнение: «Волшебный ларец».

По кругу передается «ларец», в который участники «складывают» свои устные пожелания «Я хочу всем пожелать…».

7. Ритуал прощания.

Занятие № 3

Тема: Секреты моего «Я»

Цель: закрепить представление о себе, способствовать формированию способности к самопознанию и самовоспитанию. Учить ассоциировать себя с окружающем миром.

Оборудование: журналы с изображением людей, предметов и т. д., цветные карандаши, краски, ножницы, клей, листы для черчения или А-3 на каждого участника.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия «Добрые чувства».

2. Озвучивание темы

-Сегодня каждый и вас создаст волшебный коллаж своего «Я», это все будет только о вас, вы сможете с помощью коллажа и ассоциаций рассказать нам о себе, своих мечтах, успехах, увлечениях, о своем характере, о любимых занятиях, людях и т. д.

3. Коллаж на тему «Знакомьтесь, это Я»

(выставка, представление и обсуждение коллажей)

4. Упражнение: «Волшебный ларец».

По кругу передается «ларец», в который участники «складывают» свои устные пожелания «Я хочу всем пожелать…».

5. Ритуал прощания.

Занятие № 4

Тема: «Я»- моя вселенная.

Цель: закрепить способность видеть в себе индивидуальные особенности, понимать собственные чувства, желания и определять реальные свои возможности. Укрепление чувства собственного достоинства, уверенности в себе.

Оборудование: бланки для работы, цветные карандаши, фломастеры, ручки по количеству участников.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия «Добрые чувства».

2. Озвучивание темы

- Сегодня мы продолжим познавать свое «Я» и знакомить с ним других участников занятия.

3. Упражнение: «Моя Вселенная».

Участникам группы раздаются «форматки» для черчения или рисования. В центре листа надо нарисовать солнце и в центре солнечного круга написать буковку «Я». затем от этого «Я»- центра Вселенной – надо прочертить линии к звездам и планетам:

- мое любимое занятие

- мой любимый цвет

- мое любимое животное

- мой лучший друг

- мой любимый звук

- мой любимый запах

- мой любимый запах

- моя любимая игра

- моя любимая одежда

- моя любимая музыка

- мое любимое время года

- мое любимое время года

- что я больше всего на свете люблю делать

- место где я больше всего люблю бывать

- мой любимый певец или группа

- мои любимые герои

- я чувствую у себя способности к

- человек, которым я восхищаюсь больше всего на свете

- лучше всего я умею

- я знаю, что смогу

- я уверен в себе потому что

Взрослый говорит о том, что «звездная карта» каждого показывает, что у всех много возможностей, много того, что делает каждого из нас уникальным, и того, что для всех нас общее. Поэтому мы нужны друг другу, и каждый человек может добиться в жизни успеха и сделать так, чтобы другим людям рядом с ним было хорошо, веселее и радостнее жить. Все мы с вами заслуживаем уважения.

4. «Мой портрет в лучах солнца»

- Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите свое имя. Затем вдоль лучей напишите свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы было как можно больше лучей.

Это будет ответ на вопрос: «Почему я заслуживаю уважения?»

10. Упражнение «Волшебный ларец».

По кругу передается «ларец», в который участники «складывают» свои устные пожелания «Я хочу всем пожелать…».

11. Ритуал прощания.

Публикации по теме:

Из опыта работы «Мир вокруг тебя» Дмитриева Оксана Владимировна воспитатель МКДОУ Д/с№172 г. Новосибирск «Мир вокруг тебя» (из опыта работы) Человек- часть природы: он не.

Игра-занятие «Мир вокруг нас» Цель: закрепить знания детей полученные в ходе проекта. Продолжать приобщать детей к миру живой и неживой природы, воспитывать заботливое,.

Лэпбук «Мир вокруг нас»Лэпбук «Мир вокруг нас» Цель: знакомство с окружающим миром через использование нетрадиционных методов коррекционной работы Задачи: -вызвать у детей интерес к.

Методическая разработка цикла занятий Методическая разработка цикла занятий по познавательному и художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Мой первый мультфильм».

Методическая разработка программы по ПДД Актуальность выбранной темы: Актуальность данной работы обусловлена статистикой, свидетельствующей о росте ДДТТ. Важно не только оберегать.

Методическое пособие «Мир вокруг нас»Методическое пособие «Мир вокруг нас» Цель: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста, воспитание позитивно-действенного отношения к природе. ЗАДАЧИ:.

Открытое занятие «Мир вокруг меня» по теме «Дикие животные» Открытое занятие «Мир вокруг меня» (по теме «Дикие животные») Цель: Расширять представления детей о животном мире, взаимосвязи природы и.

Программа «Мир вокруг меня» по формированию социально-адаптированной личности детей дошкольного возраста ГБУ СО «Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» УТВЕРЖДАЮ Директор ГБУ СО ЕРЦ.

Опыт работы по экологическому воспитанию «Мир вокруг меня» Человек- часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить.

Устный журнал «Мир вокруг нас» Определенный интерес у дошкольников старшего возраста может вызвать такая форма занятия, как устный журнал. Например на тему: «Мир вокруг.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Разработка занятий к первому блоку программы «Я и мир вокруг меня»
Опубликовано: 31 августа 2018 в 12:51
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД