Получи документы

Развитие детей с ОВЗ с помощью сказкотерапии

Ирина Загребельная
Развитие детей с ОВЗ с помощью сказкотерапии

«РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ С ПОМОЩЬЮ СКАЗКОТЕРАПИИ»

МБДОУ Д/с № 7 «Светлячок» компенсирующего вида,

Московская обл., Богородский округ, г. Ногинск,

Воспитатель Загребельная Ирина Леонидовна,

В наши дни в педагогическом сообществе широко обсуждается проблема согласования образования с ценностями возраста, особой субкультурой дошкольного детства, необходимостью сохранения уникальности и особенности детства как важного этапа в общем развитии человека, пониманием детства как значимого периода жизни. Значимого тем, что происходит с ребенком в данный момент, а не тем, что этот период -это период подготовки к школьной жизни. Детство- это социокультурное явление, и должно рассматриваться с позиции ценностей возраста, неразрывно связанное с психофизиологическими особенностями развития детей :

Публикация «Развитие детей с ОВЗ с помощью сказкотерапии» размещена в разделах

1) сказочно-мифическое мировосприятие, образное восприятие и мышление ;

2) повышенная двигательная активность, постоянная потребность в движениях;

3) особая восприимчивость и впечатлительность ребенка, взаимосвязь с эмоциональной и сенсорной сферами;

4) детская непосредственность, наивность, доверчивость, доминированием эмоций в познании окружающего мира, его восприятии и в общении с людьми;

5) природная эмоциональность, открытость миру, недостаточное развитие произвольности всех психических процессов, самоконтроля, преобладание эмоциональной регуляции деятельности над произвольной.

Дошкольное детство – это период, который относится не только к адаптивному типу жизнедеятельности, но и к решающему становлению фундаментальных ведущих сторон личности, обладает сензитивностью к формированию базовых основ личности, достижению оптимального уровня их развития.

Осознание возрастных ценностей дошкольного детства требует от педагогов умения выстраивать образовательный процесс с оптимальным обогащением и развитием всех видов субъективного опыта ребенка, с определением новых форм деятельности и творчества ребенка. Они должны послужить источником совместных переживаний, сохранением индивидуальности каждого ребенка в детском сообществе; определением границ собственной активности ребенка, и активности, стимулируемой воспитателем.

Специфика психологической коррекции в дошкольном возрасте так же должна определяться особенностями общего развития ребенка и его психики. На выбор метода, формулировку цели и задач, прогнозирование результата коррекционного воздействия оказывают влияние темп и ритм психического созревания, комплексный характер детской психики, индивидуально-топологические и психофизиологические особенности ребенка данного возраста.

Процесс общения педагога с детьми всегда предполагает взаимодействие. Главная задача воспитателя при построении взаимодействия с детьми, в первую очередь – это создание атмосферы безопасности и комфорта, достижение которой обеспечивается принятием каждого ребенка и уважением к нему как личности, объективностью педагога, проявлением им эмпатии.

В психологической практике часто используется такой вербальный способ психологической коррекции в дошкольном возрасте как метод историй, одним из вариантов которого является сказкотерапия.

Сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением. Оно направлено на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

Любая деятельность способствует возникновению личностных новообразований по мере того, как человек становится ее частью. Освоение позиции «Я» в сказкотерапии позволяет ребенку реагировать в предлагаемой ситуации на собственный негативный опыт и уточнять значения средств языковой выразительности в языке жестов, мимике, поз, движений.

Значение сказки велико и незаменимо для ребенка дошкольного возраста. В настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его «Я», раскрытия творческого потенциала. Это связано с новыми возможностями работы со сказкой, которые открываются для педагогов и психологов не только как культурологический, но и как психологический феномен, как форма духовного опыта человечества.

Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны и необыкновенны и в то же время просты и доступны для детского понимания. Поэтому сказки и их персонажи являются для детей одним из главных источников познания действительности (событий, образа поведения, характера людей). В сказочной форме ребенок сталкивается со сложными явлениями и чувствами: любовью и ненавистью, гневом и состраданием, изменой и коварством.

Приведем высказывание педагога и психолога Б. Беттельгейма. Он выдвинул интересную идею о важной роли волшебных сказок в формировании личности ребенка: «Детям для снятия чувства тоски и страха совершенно необходимы полные драматического эффекта сказки, которые обычно рассказывают бабушки. Детская современная литература, которая стремится вытеснить старые сказки, лишает ребенка чего-то важного, так как из ее подслащенных книг начисто вытравлены понятия о ненависти, ревности, смерти и т. п. Малыш нуждается в трагических переживаниях, а ему подсовывают мелкие чувства».

Восприятие сказки детьми становится деятельностью, обладающей невероятно притягательной силой и позволяющей детям свободно фантазировать.

Каждая сказка служит для ребенка посредником между внутренним миром и реальностью. Она раздвигает рамки обычной жизни, сталкивает ребенка со сложными явлениями и чувствами, в доступной форме способствует постижению взрослого мира переживаний. В силу развитого механизма идентификации у ребенка происходит эмоциональное объединение его с другим человеком, персонажем и присвоение его образцов.

Дошкольник сравнивает себя со сказочным героем, что позволяет ему почувствовать и понять то, что он не одинок в своих проблемах и переживаниях. Посредством сказочных образов ему предлагаются образцы поведения в разных ситуациях, пути решения возникающих конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. Представляя себя положительным героем, ребенок усваивает правильные моральные нормы и ценности, учится различать добро и зло.

2020 г.

Публикации по теме:

Карта инновационного проекта «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц» Карта к инновационному проекту Автор проекта: Корнеева Оксана Николаевна 1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ 1.1. Актуальность проекта Общение –.

Педагогический опыт воспитателя по теме «Развитие детей с помощью театрализованных игр»Педагогический опыт воспитателя по теме «Развитие детей с помощью театрализованных игр» Педагогический опыт воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Котковой Светланы Геннадьевны по теме: "Развитие детей.

Перспективный план работы «Развитие тактильной памяти у детей с помощью специальных дощечек» Не обязательно быть специалистом в области психологии, чтобы заметить, какое значение для развития ребенка с самого маленького возраста.

Проект по В. В. Воскобовичу «Развитие игровых способностей у детей второй младшей группы с помощью развивающих игр» Проект игры В. В. Воскобовича. Тема:Развитие творческих и игровых способностей у детей во 2мл. группе с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича.

Развитие дошкольников с помощью спектра музыкальных игр В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Игры различаются по содержанию, характерным.

Развитие дружеских взаимоотношений у детей с помощью мини-библиотеки «Дружба начинается с улыбки»Развитие дружеских взаимоотношений у детей с помощью мини-библиотеки «Дружба начинается с улыбки» Как известно, 2015 год в России объявлен годом литературы. В нашем ДОУ по этому поводу был намечен план мероприятий, среди которых - создание.

Развитие мелкой моторики и сенсорного опыта детей с помощью натуральных камней-самоцветовРазвитие мелкой моторики и сенсорного опыта детей с помощью натуральных камней-самоцветов Детство должно быть наполнено яркими эмоциями. Игры с натуральными камнями-самоцветами очень нравятся моим детям, увлекают и притягивают.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью лепки из глины. Мастер-класс по лепке из глиныРазвитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью лепки из глины. Мастер-класс по лепке из глины Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помошью лепки из глины. Мастер — класс лепка по мотивам сказки «Курочка Ряба».

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования»Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования» «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии»Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии» Я в этом году участвовала на районном семинар-практикуме "Развитие речи и личности через сказкотерапию". Решила поделиться с конспектом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие детей с ОВЗ с помощью сказкотерапии
Опубликовано: 10 января 2020 в 01:04
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД