Старцева Ирина
Развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством аппликации
▼ Скачать + Заказать документы
Аппликация содержит большие возможности для развития фантазии, воображения, творческих способностей детей.
Одним из главных источников воображения, по общему мнению, искусствоведов, художников, психологов и педагогов является природа.
Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе и используя природный материал. Работа с ним таит в себе большие возможности и сближает ребенка с природой.
Публикация «Развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством аппликации» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Развитие изобразительных способностей формирует не только верный глаз и умелые руки, но и эмоциональную отзывчивость. Это развитие предполагает занятия по аппликации. Изобразительное искусство располагает многообразием художественных материалов. Одним из них является природный материал.
Прекрасным материалом для поделки является пух. Работы из пуха получаются красивыми, легкими, воздушными.
Очень благородный материал – перья птиц. Перед началом работы необходимо обратить внимание детей на эстетическую сторону, аккуратность, соотношение пропорций.
Работа с перьями способствует развитию смекалки, выдумки, вызывает восторг и чувство удовлетворения.
Много творческой радости доставляет детям аппликации из иголок хвойных деревьев, коры, листьев, а также из косточек разных фруктов и ягод, апельсиновой, мандариновой кожуры. Самостоятельный творческий поиск решений увлекает ребят. Это позволяет детям другими глазами посмотреть на окружающий мир, побуждает к игре.
Дети с большой охотой выкладывают мозаику из природного материала. Особую радость им доставляет работа с опилками, древесными стружками, камушками. Простота, новизна и декоративность радует детей. Экспериментирование с опилками, стружками, яичной скорлупой, окраска их в различные цвета увлекает детей, придает занятиям творческую направленность, способствует развитию художественных умений.
Для изготовления картин можно использовать крупы и семена, засушенные листья и т. д. Из них могут получиться замечательные композиции, например, «Подсолнуховое поле». Прежде чем выполнить данную работу педагог с детьми организует наблюдения и опыты, которые способствуют усвоению представлений о симметрии.
Такие наблюдения помогают детям выделять природные объекты с круговой (лучевой) симметрией – и розетковые цветы (астра, ромашка, гвоздика, нарцисс, и некоторые листья (манжетка, и снежинки. Дети учатся отчетливо представлять, что почти все насекомые имеют одинаковые половинки (бабочки, жуки, стрекозы, пчелы и т. д.).
Используя природный материал и создавая образы, на занятиях по аппликации дети выражают свое отношение к создаваемому образу, передают его характер. Это позволяет говорить о художественной природе этих образов. Но чтобы у ребенка развивались художественные способности, эти занятия необходимо
проводить систематично, поэтапно, а не от случая к случаю. Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из природного материала создает основу для творческого воображения, развития художественных, творческих способностей.
Кроме природного материала, основным материалом для аппликации в детском саду является бумага.
В аппликации большое значение придают подбору бумаги. От интенсивности цвета основного фона зависят цвета изображений.
Цвет должен создавать настроение, соответствующее содержанию аппликации. Он может быть реальным, условным или чисто декоративным.
Техника аппликации богата и разнообразна: симметричная, накладная, ленточная, модульная, обрывная и все это из бумаги.
И. А. Лыкова выделяет разнообразные виды аппликации, которые можно использовать с детьми старшего возраста :
Обрывная аппликация. Этот способ хорош для передачи особенностей фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое дерево, облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Для детей 6-7 лет техника может усложниться тем, что не просто рвать бумажки, а выщипывать или обрывать контурный рисунок.
Накладная аппликация. Это техника позволяет получить многоцветное изображение.
Модульная аппликация (мозаика). При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм – рваных бумажек или вырезанных кружков, квадратиков, треугольников.
Симметричная аппликация. Этот способ хорош для вырезания образов, имеющих симметричное строение, или для получения двух совершенно одинаковых изображений. Заготовку – квадрат или прямоугольник подходящего размера – складываем пополам, держим за сгиб и вырезаем лишь половину изображения.
Силуэтная аппликация. Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.
Ленточная аппликация. Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или соединенных между собой [9, с. 4].
Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные узоры, как из геометрических фигур, так и из растительных форм. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей, с большим разнообразием используемого материала.
Дошкольники могут выполнить многослойные сюжетные аппликации из бумаги, ткани, сухих листьев. Этот вид аппликации наиболее трудный. В отличие от рисунка в многослойной аппликации всегда остается строго определенная последовательность расположения и наклеивания (пришивания) форм, сначала выкладывается и приклеивается общий фон (земля, море и т. д.); затем предметы заднего плана, а потом среднего и переднего [2,с. 312].
Выразительные средства искусства – цвет, рисунок, композицию – он сможет использовать только при целенаправленной помощи взрослого (10, с. 42).
Для того чтобы ребенок развивался, как носитель творческого начала,
проявлял себя как подлинный субъект деятельности, взрослый предоставляет ему свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, приобретение индивидуального стиля деятельности.
Система занятий обеспечивает развитие творческих замыслов ребенка. В этих целях используется методика обобщенных способов создания поделок из разных материалов, а так же опорные схемы, модели простейшие чертежи. Детям необходимо предоставить широкий выбор материалов для воплощения замысла (11, с. 12-13).
Примерной основной общеобразовательной программой «Детство» (художественная деятельность) предусматривает решение образовательных задач в развитии : - умения использовать разнообразные материалы: бумагу разного качества, ткань, природные материалы (засушенные листья, цветы,
соломка, кора деревьев, пух, семена растений, крупы и др.);
-освоения техники симметричного, силуэтного, многослойного и ажурного вырезывания, более эффективного способа получения сразу нескольких форм, разнообразные способы прикрепления материала на фон, получения объемной аппликации;
-умения применять технику обрывания для получения целостного образа мозаичной аппликации;
- последовательно работать над сюжетной аппликацией.
В программе выделены источники творчества: познание, которое осваивается на развитии познавательной активности, любознательности, стремлении к самостоятельному размышлению. Показана роль познания в развитии творчества детей.
Рассматривая процесс детского изобразительного творчества как постепенно развивающейся, необходимо находить способы его формирования.
Методы и приемы обучения, характерные для изобразительной деятельности (наблюдения, художественное слово, показ способов работы и т. д.).
Необходимо создать условия для развития способности осмысливать свой замысел и реализовать его, подбирая для этого необходимые средства и способы, сравнивая затем получившиеся результаты с тем, что задумалось.
Для этого программа «Детство» предлагает организовать предметно развивающую среду в группах. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей. Непременным условием построения развивающей среды в дошкольном учреждении является реализация идей развивающего обучения и опора на личностно – ориентированную модель взаимодействия воспитателя и ребенка.
Так в группах детского сада необходимо создать - центры Искусства, куда входил бы весь материал необходимый для развития художественно-
творческих способностей во слиянии с познавательным центром.
Так, чтобы создать сказочную птицу нужно сначала вообразить ее. Ведь в основе фантастического образа лежит реальный. И у настоящей, и у сказочной птицы есть тело, крылья хвост, голова ноги, но изображение должно быть необычным, и эту необычность должна подсказать ребенку его фантазия, объединяющая причудливым образом то, что он уже видел, но в других сочетаниях и объектах. Например, хвост у сказочной птицы может быть выполнен из ниток, материала, из вырезанных у открыток цветов и т. п.
Конспекты занятий по аппликации с элементами ТРИЗ всегда увлекательны, плодотворны и способствуют развитию художественных умений, творческому воображению и фантазии.
Таким образом, творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого воображения дошкольника определяется не только образными представлениями и желаниями передать их в работе, но и тем, как он владеет средствами изображения.
И так, можно сделать вывод, что руководство детской изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания специфики творчества ребенка, умения тактично способствовать приобретению необходимых навыков. Изобразительная работа детей как прообраз деятельности взрослого художника заключает в себя общественно-исторический опыт поколений. Ребенок не может усвоить данный опыт самостоятельно. Именно взрослый является носителем и передатчиком всех знаний и умений. Сам изобразительный труд способствует разностороннему развитию детской личности.
Практическая часть:
Тематический план.
Месяц Наименование мероприятий количество
(ежемесячно) Экскурсии в лес 1 раз в месяц
Сентябрь Сбор природного материала (осень и весна)
В течение
учебного года Дидактические игры,
художественное слово В течение года
Сентябрь по ноябрь Аппликация на прогулках из различного материала (выкладывание на песке,
земле, столиках) 4 раза в месяц
ежемесячно Выставка работ 1 раз в месяц
октябрь Оформление творческих стендов на тему «Здравствуй Осень» 1
декабрь Оформление работами детей фойе д/с и участие в мастерской «Деда Мороза» 1
Февраль Оформление выставки «Как прекрасен этот мир, посмотри» (работы сделанные руками детей) 1
март Оформление фойе д/с
«Самым любимым и дорогим, посвящается» 1
Апрель - май Подарки малышам 1
1. Экскурсии в лес.
Прежде чем приступить к созданию работ по аппликации, мы с детьми проводим целевые экскурсии в лес, в парк, к реке, в сад. При этом организуются беседы, направленные на воспитание у детей умения видеть природу, замечать ее красоту, пристально вглядываться в ее краски, формы, бесконечное богатство, любить ее, беречь. На таких экскурсиях воспитатель рассказывает о богатстве нашего края. Во время экскурсий педагог напоминает детям, что для изготовления работ по аппликации нам необходимы высохшие или опавшие веточки, листья деревьев, кустарников и
т. д. Во время таких прогулок эффективно показать прямо на земле, как можно сделать ту же стрекозу или птичку из разного материала. Такой подход на прогулках способствует развитию интереса к продуктивной деятельности. В ходе бесед в детях развиваются образное восприятие, фантазия, смекалка, сообразительность.
Собранные сухие листья, корешки имеют причудливую форму. Педагог предлагает детям ответить на вопросы: «На что похоже? Что напоминает?» Побуждает детей сравнивать, вспоминать знакомых сказочных героев, внимательно вглядываться, фантазировать, продумать заранее из какого материала, что можно сделать (какую создать композицию с участием человечков, зверей, птиц и т. п.).
На прогулках по осеннему парку обращаем внимание на красоту падающих листьев, какие они разноцветные, как застилают землю и даже их полет. Предлагаем детям найти два одинаковых листа дерева березы. Такие игры легко побуждают детей к поиску, развивают внимание, наблюдательность. Дети сами приходят к общему умозаключению, что все листья хоть и очень похожи, но все - таки неодинаковы. Так дети открывают для себя, что в природе нет одинаковых предметов. Дети учатся пристально вглядываться и видеть множество признаков и различия там, где раньше он видел их очень мало. Через такие формы игр дети учатся различать разные оттенки желтого цвета, их тонкие переходы, особый рисунок прожилок листьев, отметить гладкость, шероховатость поверхности и даже, как загибается черешок. Это развивает внимание детей, восприятие цвета. Подобные задания на сравнение цветов, веток, камней, шишек и т. д. пробуждает у детей творческий интерес.
Задания по группировке сухих растений по цветам развивает восприятие. Из россыпи природных форм каждый выбирает объекты одного цвета радуги. Усложнить задание можно, если предложить детям сгруппировать из отобранных растений по оттенкам, например, оранжевый цвет можно представить как постепенный переход от желтого к красному и т. д.
Использовался алгоритм деятельности наблюдения, методика которого
строилась сначала на рассматривании предметов и объектов, имеющих простое и состоящих из двух или несколько частей, при этом учитывался уровень развития каждого ребенка. В процессе обучения детям объясняли значение алгоритма в деятельности наблюдения и значения образца сенсорного обследования предметов с использованием моделей.
Например, первая модель (глаз) означала: «Что ты увидел?»; вторая модель (рука) означала выбор способов обследования предмета (потрогать руками, обследовать части); квадрат означал обследование формы предмета, обследование величины предмета и соотношение его частей по отношению друг к другу; круг разноцветный – выявление умения ребенка рассказать все о цвете предмета; две полоски – определение умения составить рассказ о характере поверхности (твердый, мягкий, бархатистый, гладкий, шероховатый и т. д). Данные модели разработаны Н. И. Ветровой.
Использование моделей в процессе деятельности наблюдения способствовало активности детей, позволило им упражняться в разнообразных обследовательских действиях.
На данном этапе стало развитие способностей у детей самостоятельно использовать алгоритм изобразительной деятельности с применением разнообразного материала. По ходу наблюдения педагог ставил вопросы, направляющее восприятие детей, например: «Потрогайте снег, какой он? Как про него можно сказать? Каким материалом можно изобразить снег? Выберите и отложите нужный вам материал для изготовления снеговиков. На каком фоне будете выполнять работу? Что можно использовать для выделения мелких частей объекта? и т. д.».
2. Дидактические игры, художественное слово, произведения русских и советских писателей.
С целью повышения уровня технических умений и навыков детей на данном этапе использовали серию специальных упражнений, который проводился в 4 этапа.
Первый этап (подготовительный).
Появление Королевы «Царства Аппликандии», которая превращает
обычные ножницы, кисти, салфетки и др. в волшебные инструменты (эстетично оформленные салфетки, на кисточках изображения сказочного героя, клеенки в форме розетты и др., а самих детей в мастеров- волшебников «Царства Аппликандии». Королева предлагает путешествовать вместе по всему царству-государству.
«Вырежи такой же предмет».
Цель - закрепить умения вырезать геометрические фигуры, отработать технический навык.
Детям объяснялось, что от способа вырезания зависит и результат.
«Геометрический узор».
Цель: развивать умения составлять геометрический узор из готовых форм.
«Снежок».
Цель: развивать умения получать объемные формы из подручных материалов.
Силуэтное вырезывание «Два жадных медвежонка».
Цель: отработать технику силуэтного вырезывания, учить объединять отдельных героев в единый сюжет.
«Чудесный лес».
Цель: учить симметричному вырезыванию из бумаги, развивать способность композиционно правильно располагать аппликацию.
«Аппликация по замыслу» (контрольное задание).
Цель: способствовать самостоятельному придумыванию тематики, использовать в работе разнообразные технические умения и навыки, способы работы с материалом.
Дети рассказывают о своих успехах и неудачах, о том, чему они научились за это время Королеве «Страны Аппликандии». Совместно анализируют каждую работу, проговаривают этапы ее выполнения, приемы, способствующие достижению результата.
В ходе проведения таких упражнений, мы пришли к выводу, что нетрадиционная форма проведения упражнений, сама по себе,
способствовала созданию интересы к продуктивной деятельности, вызвала у детей желание использовать приобретенные умения и навыки в разных видах деятельности.
Второй этап (познавательно-мотивационный).
Цель: развивать интерес к аппликации как к виду деятельности, желание заниматься ею, закреплять технические умения и навыки.
На втором этапе предлагаем использовать такие формы работы:
1. Опытно-экспериментальное занятие «Знакомство с материалом». Цель: познакомить детей с разнообразными твердыми и мягкими материалами (крупа, пух, бумага, ткань, бросовый материал и др., показать особенности работы с каждым из них; закрепить основные приемы работы с разным материалом в практической деятельности. Продолжать воспитывать интерес к аппликации.
Открытие лаборатории Винтика и Шпунтика. Рассматривание оборудования, ознакомление с твердыми и мягкими материалами. Проведение мини-опытов, выяснение особенностей работы с каждым. Организация круглого стола, закрепление технических навыков. По итогам занятия вести беседу. Вопросы: «Из чего тебе больше всего нравится делать аппликацию? Почему?», «Какой материал требует выдержки, терпения при работе с ним?», «Какой материал будешь использовать ты, чтобы получился пушистый (шероховатый, гладкий и др.) предмет?»
2. Занятие «Экскурсия на вернисаж».
Цели: познакомить детей с разнообразными видами аппликации, учить определять способы выполнения каждой работы, развивать интерес к аппликации, желание сделать что – то своими руками.
Появление Незнайки, который не знает, что такое аппликация и какими способами ее можно сделать. Предложить Незнайке, вместе с детьми, совершить удивительное путешествие – «Экскурсию на вернисаж».
В процессе занятия каждый ребенок рассказывает Незнайке о наиболее понравившейся работе. О том, какая она, какие материалы нужны для ее
выполнения, какие технические навыки необходимы. Осуществлять помощь в анализе аппликационных работ, задавать вопросы: «Как нужно отнестись к выполнению работы, чтобы она получилась аккуратной?»,
«Как бы ты выполнил эту работу?» и др.
3. Игра – соревнование «Самый, самый…».
Цели: развивать интерес детей к аппликации как в виду деятельности; побуждать к занятиям аппликацией, как на занятиях, так и в повседневной жизни.
Появление двух скоморохов. Проведение игры – соревнования «Что нужно для аппликации», аукциона на самую лучшую, оригинальную, аккуратную работу. Мини-интервью «Я люблю заниматься аппликацией, потому что…».
4. Индивидуальные формы работы.
Цели: закрепить с детьми уже имеющиеся технические умения, навыки, способы работы материалом; учить рассказывать о своей работе, формировать положительную мотивацию.
В работе использовать репродуктивный метод - неоднократное повторение одного действия в течение серии различных упражнений. Побуждать ребенка к рассуждению вопросам: «Как ты думаешь, из каких материалов лучше сделать этот предмет?» и др.
5. «Брейн – ринг» (мозговой штурм) обобщающее занятие.
Цели: обобщить имеющиеся у детей знания по аппликации, учить самостоятельно, выбирать технику определять средства выразительности; продолжать формировать стойкий интерес к аппликации как к виду изобразительной деятельности.
Разделить детей на две команды, для проведения соревнований. Провести конкурсы:
- «Кто быстрее?» - изготовить аппликацию из подручных материалов;
- «Найти решение» - самостоятельно определить технику выполнения, основные приемы работы;
- «Не ошибись» - рассказать технологию поэтапного изготовления, какой
– либо аппликации. По итогам второго этапа можно сделать вывод, что большинство детей проявляют стойкий интерес к аппликации. Удерживают и принимают цель воспитателя.
Третий этап (обучающий). Цели:
1 Учить принимать учебную задачу, формировать разнообразные учебные действия развивать усидчивость, настойчивость в достижении цели;
2 Умение адекватно оценивать свою работу.
1. Предметная аппликация «Снеговик».
Цели: учить выполнять предметную аппликацию, используя разные техники; закреплять умение работать с разнообразным материалом; развивать умение доводить начатое дело до конца, побуждать к оценке своей работы.
Игровой момент.
Появление Печкина, который приносит телеграмму о том, что дети из другого сада не знают, как делать снеговика.
Принятие образовательной задачи
Постановка цели деятельности; частичный показ с объявлением техники выполнения способами : сминание бумаги, обрывания, скатывания ваты.
Действия
Индивидуально отработать технику выполнения. Обратить внимание на то, как начать работу, чем закончить.
Оценка результата.
Дать образец анализа на примере одной работы, предложить детям по желанию рассказать о своей работе.
Развитие воли.
Поощрять желание доводить начатое дело до конца. Использовать прием
предвосхищающей оценки.
2. «По мотивам народного орнамента».
Цели: уточнить знания детей о том, что такое узор, закрепить умение вырезать геометрические фигуры разными способами, упражнять в составлении композиционного рисунка, учить взаимной оценке.
Игровой момент.
Показ сценки «Встреча народов мира». Дети одеты в разные национальные костюмы.
Принятие образовательной задачи
Сообщить о том, что сегодня на занятии будем изготавливать коми народное платье. Уточнить, что такое узор, какие элементы можно использовать для построения узора, показать разные варианты расположения элементов.
Действия
Отработать технику вырезывания из бумаги, сложенной в несколько раз; осуществлять помощь в подборке элементов узора, поощрять аккуратность в работе.
Оценка результата.
Предложить оценить работу сверстника, сравнить результаты с изначально поставленной целью, отметить успехи и неудачи.
Развитие воли.
Отметить тех людей, которые проявили усидчивость, настойчивость в достижении результата.
3. Объемная аппликация «Чудо – дерево».
Цели: закрепить знания детей об объемной аппликации, учить новой технике выполнения – нарезания и приклеивания части детали к основе; закреплять умение планировать свою работу, оценивать полученный результат.
Игровой момент.
Злой волшебник Факир Кефирович заколдовал все деревья, их листья исчезли и теперь они могут погибнуть.
Принятие образовательной задачи
Сообщение темы аппликации. Рассмотреть готовое дерево, проанализировать способы его выполнения.
Действия
Оказать индивидуальную помощь при складывании бумаги, нарезании
«лапши», построении композиции. Побуждать к осуществлению промежуточного контроля словами: «Сравни», «Исправь ошибки».
Оценка результата.
При анализе результатов предложить найти самую аккуратную, оригинальную, самую похожую на образец работу. Авторам этих работ предложить рассказать о том, как достигли таких результатов.
Развитие воли.
Поощрить детей, которые проявили терпение при выполнении монотонной работы (нарезании листьев).
4. Сюжетная аппликация «Домик для трех поросят».
Цель: закрепить знания детей об аппликации из твердых материалов; учить самостоятельно, планировать свою деятельность, продумывать способы достижения результата. Воспитывать стремление добиваться поставленной цели.
Игровой момент.
Появление трех поросят, которые хотят построить дом, но не знают, как это сделать.
Принятие образовательной задачи
Рассматривание готовых аппликационных работ из твердых материалов (крупы, скорлупы, песка и пр.). Сообщение учебной задачи.
действия.