Папки-передвижки

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС

Москалёва Татьяна Анатольевна
Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС

Все бы хотели, чтобы дети хорошо учились в школе, не уставали, не болели, были веселы и жизнерадостны.

Публикация «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах

Способности есть у каждого ребенка, но развиты они в разной степени. Цель консультации привлечь внимание талантливых педагогов к проблеме развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Способности – это свойства личности, базирующиеся на задатках, данных от природы. Они не сводятся к знаниям, навыкам и умениям, но обеспечивают их быстрое приобретение и эффективное использование на практике. Стимулируя интеллект, не стоит забывать о развитии физических, творческих способностей, о развитии эмоционально-чувственного познания мира. Гармонично, всесторонне развитый ребенок – это чудо, счастье, надежда взрослых.

Структура консультации.

Факторы развития интеллектуальных способностей :

1. Полноценное использование сенситивных периодов развития;

2. Высокая познавательная активность;

3. Демократическая система воспитания и обучения;

4. Деятельностный подход;

5. Ситуация успеха, ведущая к росту самооценки ребенка;

6. Генетический фактор.

1. Полноценное использование сенситивных периодов развития.

Определение сенситивного периода было впервые введено советским психологом Л. С. Выгодским – период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.

Итальянский педагог М. Монтессори выделила 6 основных периодов детского развития, которые длятся до 6 лет. По мнению педагогов и психологов, повторные пики развития способностей наблюдаются до 12-13 лет, но дошкольное детство дает основу, базу, которая будет использоваться в старшем возрасте. Например, возраст от 1 года до 4 лет – период движений и действий. У ребенка совершенствуется координация движений общей (бег, прыжки, удержание равновесия и др.) и мелкой моторики.

Рекомендации:

- Организуйте пространство таким образом, чтобы малышу были доступны: карандаши, пазлы, конструктор, мозаика, пластилин, шнурки, бусы и др., подумайте о детской безопасности от манипуляций мелкими предметами, проявите творчество и фантазию, чтобы разбудить созидательный интерес ребенка.

- Или другой пример, возраст от 0 до 6 лет – период развития речи. Период, когда ребенок наиболее чувствителен к языковым нормам.

Рекомендации: Дети не только должны слышать грамотную, эмоционально-окрашенную, спокойную речь, и сами активно общаться, выражать свои мысли и желания, с огромной скоростью увеличивая свой словарный запас.

2. Что такое Высокая познавательная активность.

Это черта личности, которая проявляется в процессе восприятия и мышления. Это наличие у ребенка стремления:

- узнавать новое,

- проявлять инициативу, самостоятельность, нестандартность мышления,

- осуществлять поисково-исследовательскую деятельность, обеспечивая накопление разных способов познания окружающего мира.

К сожалению, у целого ряда детей познавательная активность и познавательный интерес снижены.

Причины этого:

- взрослые, которые не отвечают на вопросы детей,

- не создают проблемных ситуаций,

- не предоставляют возможности ребенку осознать собственные силы, проявить творческие действия.

3) Демократическая система воспитания и обучения.

Воспитанник -

не объект воспитательно-образовательного процесса,

не просто исполнитель,

он – субъект деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.

Партнерские отношения «педагог -воспитанник» повышают детскую самооценку, способствуют формированию личностных качеств детей.

4) Деятельностный подход.

К. Д. Ушинский писал: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей».

В развитии маленького человека деятельностный подход предполагает

- не только сотрудничество с взрослым,

- но и организацию задач и проблемных ситуаций с учетом зоны ближайшего развития,

- а также постановку цели, поиск и вариативность их решений.

С введением ФГОС ДО деятельность педагога направлена на то, чтобы сформировать компетентность – способность и готовность воспитанника применять знания, умения и навыки в жизни.

5) Ситуация успеха, ведущая к росту самооценки ребенка.

Ситуация успеха – это разновидность ситуаций, преднамеренно создаваемых педагогом.

- В первую очередь она необходима неуверенным в себе, робким, скромным и застенчивым детям. «Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание, интерес учиться. Только успех поддерживает интерес ребенка к обучению. А интерес появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями» (К. Д. Ушинский).

6) Генетический фактор.

Это естественный природный фактор, обусловленный унаследованным от родителей набором ген, изменить который, к сожалению, невозможно.

На искусственные, вышеперечисленные факторы можно и нужно повлиять, чтобы развитие способностей малыша было результативным. Воспитателям, под силу обеспечить оптимальные условия развития.

Вопрос полноценного развития познавательных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным.

Фундаментом для развития интеллектуальных способностей являются познавательные процессы: восприятие, внимание, ощущение, воображение, память, речь и мышление.

В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими мыслительными операциями. Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент успеваемости детей в школе.

Можно предложить серию игр, заданий, игровых упражнений, которые способствуют интеллектуальному развитию. В речевых группах весь развивающий материал систематизируют и группируют по лексическим темам.

Игры и задания для развития восприятия : «Чего не хватает?», «Какие предметы спрятаны в рисунках?», «Найди различия», «Назови фигуру», «Чудесный мешочек», «Повтори и продолжи узор», «Разрезные картинки», «Найди и закрась», «Найди такой же предмет», «Цвета радуги», «Продолжи ряд», «Сравни предметы», «Незаконченные рисунки», «Найди пару».

Игры и задания на развитие внимания : «Найди и зачеркни», «Выбери одинаковые предметы», «Найди игрушку», «Что появилось?», «Что потерялось?», «Найди 5 отличий», «Добавь слово», «Сзади, спереди, справа, слева», «Лабиринты».

Игры и задания для развития слуховой памяти : «10 слов», «Кто позвал?», «Чей голосок?», разучивание стихотворений, отрывков из произведений детских писателей, пересказ русских народных сказок.

Игры и задания для развития зрительной памяти : «4 рисунка» (последовательность событий, «Где спрятана игрушка?», «Запомни картинки», «Нарисуй по памяти узор».

Игры и задания для развития логического мышления: «Опиши предмет», «Узнай предмет по описанию», «Кто летает?», «Отгадай», «придумай загадку», «Съедобное - несъедобное», игры на классификацию, «Что лишнее?», «Я знаю 5 названий», «Придумай предложение», «Самый, самый», «Что было до, что будет после», составление рассказов по сюжетным картинам, по серии картин, логические квадраты, логические цепочки и др.

Часто развитие памяти, восприятия, внимания и мышления представляют собой смежные задачи.

Мы живем в мире научно-технического прогресса и компьютерных технологий, нашим детям, порой, бывает скучно выполнять словесные инструкции, им не хватает деятельности, стремительного темпа, активности. Поэтому назрела необходимость в разработке совершенно новых интеллектуальных игр, в которых ребенок смог бы проявить себя. Игры соответствуют требованиям ФГОС ДО, охватывают разные виды деятельности и интеграцию образовательных областей.

Дидактическая игра «Путаница».

Эти непростые разрезные картинки заставят Вашего малыша улыбнуться, закрепить знания по теме «Домашние животные», начать поиск правильных деталей «запутавшихся» животных, а также сравнивать, выделять признаки, анализировать. Если попросить ребенка прокомментировать свои мысли и действия, то можно отработать лексическую и грамматическую стороны речи. (речевые группы)

Игры:

1) комплект цветных полочек Кюизенера. В процессе игры дети знакомятся с яркими палочками, которые представляют собой числа, выраженные цветом и величиной. Уникальность комплекта заключается в том, что в нем скрыты многочисленные математические ситуации, моделируя которые, ребенок решает целый ряд задач элементарных математических представлений: представление о числе, понятие «больше - меньше», состав числа из единиц, состав числа из двух меньших чисел, понятие «части - целое», понимание операций «сложение» и «вычитание» и многое другое.

2) «Логические блоки Дьенеша», с помощью которого, дети осваивают сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Дидактический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: формой, цветом, размером и толщиной. Во многих играх с блоками используются карточки с символами свойств. Знакомство с символами важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, основ информатики. В играх с блоками Дьенеша нет разделения по возрастам, все зависит от уровня индивидуального развития ребенка и его игрового опыта с блоками. В играх детям приходится решать логические задачи, а именно выявлять признаки блоков, кодировать и декодировать информацию, абстрагировать, выполнять простейшие арифметические действия, удерживать в памяти одновременно несколько свойств для конечного обобщения.

3) Не менее интересны развивающие игры на плоскостное моделирование: «Танграм», «Соты», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг».

Суть этих игр заключается в конструировании на плоскости разных предметных силуэтов. Кроме личностных качеств (познавательная активность, в подобных играх у ребенка развиваются пространственное воображение, аналитическое мышление, комбинаторные способности, смекалка, находчивость. Данные игры обладают важным свойством - многоуровневость освоения развивающего материала. Поэтому дети проявляют особый интерес, так как с аналогичным подходом знакомы по компьютерным играм.

Первый уровень: знакомство с фигурами набора, о которых можно рассказать, которые можно обвести, дорисовать и т. д.

Второй уровень: выкладывание изображения путем наложения на образец с прорисованными деталями.

Третий уровень: ребенок собирает картинку рядом с образцом, причем образец может быть уменьшен в размерах.

Четвертый уровень: дети собирают картинку по силуэтному изображению.

Пятый уровень «Проявление мастерства и творчества». На этом высоком уровне ребенок выкладывает большие изображения из нескольких наборов или создает свои схематичные изображения, в которых легко угадывается образ. В этом случае ребенок демонстрирует чудеса наблюдательности и сообразительности, так как выделяет значимые признаки объекта, пропорциональное соотношение и форму частей, строение объекта.

Мелкая моторика

Сейчас много говорится о мелкой моторике. Любые действия с мелкими предметами: пуговичками, шнурками, пазлами, мозаикой, мелким конструктором др. помогут укрепить тонкие мышцы пальцев рук. А если в руке карандаш, то можно достичь не только высоких результатов в изодеятельности, но и совместить развитие интеллектуальных способностей и моторных функций ребенка. Графические диктанты развивают внимание, слуховое восприятие, умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. В ходе деятельности малыш переводит полученную инструкцию в умственный план, анализирует её и двигается по заданному маршруту на определенное количество клеток. Маленькие пальчики уверенно держат карандаш и выполняют достаточно мелкие и точные движения. Такие игровые упражнения нравятся детям, так как финиш четко совпадает с точкой старта и прорисовывается узнаваемое изображение.

В современной ОД применяется инновационная технология – мнеморациотехника, которая способствует совершенствованию и ускорению развития мыслительных процессов, увеличивает объем, прочность и точность памяти посредством тематических мнемотаблиц и коллажей, кодированных стихотворений.

Коллаж «Звук и буква С».

Рассматривая коллаж, ребенок устанавливает связи между объектами, выделят существенные и несущественные признаки, сравнивает, обобщает, запоминает расположение объектов. С помощью данного коллажа решаются задачи познавательного и речевого развития. Рассуждая и комментируя свои умозаключения, дети развивают речь, расширяют кругозор, соотносят цифру с количеством живых и неживых объектов, упражняются в выполнении арифметического действия – сложение, выделяют и характеризуют звук, соотносят его с буквой, находят позицию звука в слове, восстанавливают по памяти композицию коллажа, заранее закрытого педагогом. Можно создавать коллажи на любую тему, с различным количеством предметов. Их можно использовать в качестве опоры для составления рассказа. Это развивает не только речь, но и воображение ребенка.

У некоторых старших дошкольников появляются первые навыки чтения. Для сочетания развития математических представлений и освоение звукобуквенного анализа можно игры, в которых дети упражняются в решении примеров на сложение и вычитание в пределах 10, развивают зрительный контроль, умение заменять цифры буквами, закрепляют навыки чтения.

Вариативность таких заданий и заключенного в них содержания зависит от творческих проявлений воспитателя и познавательных способностей детей. Попросите ребенка составить предложение с этими словами, описательный рассказ или сказку. Лишь живое общение и поддержка взрослых сформируют мотивацию будущего первоклассника.

Кроссворды, ребусы, филворды.

Разгадывание кроссвордов, ребусов, шарад, филвордов способствует приобретению твердых знаний о буквах русского алфавита, обучает ребенка чтению посредством письма, развивает логику мышления. Комбинирование букв и слогов пополняет и активизирует собственный словарный запас. В современном мире некоторые головоломки с буквами можно найти в Интернет версиях Много выпускается печатной продукции: детские журналы, брошюры из серии «Гимнастика для ума».

Анаграмма

Словарная головоломка или анаграмма – прием, состоящий в перестановке букв или звуков одного слова в другое слово или словосочетание. В нашем случае, это набор букв на предметной картинке, которая указывает на тематику придумываемых слов. Одни и те же буквы могут повторяться несколько раз.

Филворд «Птицы».

Филворд представляет собой поле, в котором расставлены слова. Буквы в слове идут последовательно, но могут ломаться в любом направлении, исключая диагональ. Каждая буква принадлежит одному слову. Слова вычеркиваются, а из оставшихся букв складывается отдельное слово.

Согласно ФГОС ДО, в дошкольном детстве детям должны быть предоставлены равные стартовые возможности. И если воспитатели воспользуются предложенными в консультации играми, станут играть в умные игры, которые способствуют развитию памяти, восприятия, словесно-логического мышления и общей эрудиции, то обязательно увидят чуть позже, как легко адаптируется Ваши воспитанники в школе, какой «рывок» осуществят в освоении учебной деятельности.

Использованная в консультации литература:

1. Загорная Е. В. «Настольная книга детского психолога», Наука и техника, 2010 г.

2. К. Д. Ушинский Избранные педагогические сочинения. М: «Педагогика», 1974 г.

3. Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей. Ярославль, 1996.

4. Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - М. : Просвещение, 1990 г.

5. Шведова Л. М. Развитие логического мышления, сообразительности, воображения и интеллекта. Донецк, 2004.

Публикации по теме:

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды Тема опыта: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды". Условия возникновения.

Фотоотчёт о празднике «Рождественская карусель» для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста в свете реализации ФГОС Фотоотчёт о празднике «Рождественская карусель» для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста в свете реализации ФГОС  Доброе время суток всем, кто нашёл свободную минуточку и заглянул ко мне в гости. Сегодня хочу поделиться очередным фото отчетом о проведении.

Консультация для воспитателей «Развитие интеллектуальных способностей у детей с применением метода кинезиологии»Консультация для воспитателей «Развитие интеллектуальных способностей у детей с применением метода кинезиологии» «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный» М. Монтень. В современном мире информация быстро устаревает, и этот.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях»Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях» Задачи: способствовать развитию сотрудничества педагогов ДОО; расширить знания педагогов по вопросам организации игровой деятельности; поддержка.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС
Опубликовано: 24 января 2022 в 19:14
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД