Марина Клименко
Развитие когнитивных функций у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через игры и упражнения с буквами
Дошкольники с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) часто сталкиваются с трудностями в обучении грамоте. Они испытывают особые проблемы с фонематическим слухом – способностью различать и анализировать звуки в словах. Из-за этого им бывает сложно запомнить формы букв и они склонны путать их между собой.
Кроме того, для детей с ТНР может быть сложно запомнить акустико-артикуляторные характеристики звуков – то есть как правильно произносить звук и как он формируется в речевых органах. Это может приводить к тому, что они сливают буквы в слоги или делают ошибки в произношении звуков.
Публикация «Развитие когнитивных функций у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через игры и упражнения с буквами» размещена в разделах
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Буквы. Игры, дидактические пособия с буквами
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2024
Сознательное чтение слов и предложений также представляет для них сложности. Это может быть вызвано ограниченным опытом восприятия и понимания текста, слабым развитием связной речи и недостаточным опытом чтения.
Поэтому, в работе с детьми старшей возрастной группы, я фокусируюсь на знакомстве с буквами и обучении сливанию прямых и обратных слогов в рамках занятий по звуковой культуре речи. Это позволяет детям не только узнавать буквы, но и развивать навыки различения звуков и оценки их места в слове.
Целью таких занятий является укрепление фонематического слуха, улучшение артикуляции и развитие навыков осознанного чтения. Постепенно, через игровые и интерактивные активности, дети с ТНР могут начать камнями на пути успешного овладения грамотой.
Важно понимать, что каждый ребенок с ТНР уникален, и подход к их обучению должен быть индивидуализированным, учитывая их особенности и потребности.