МААМ-картинки

Развитие математических представлений о геометрических фигурах у детей с нарушением зрения посредством дидактических игр

Оксана Рулина
Развитие математических представлений о геометрических фигурах у детей с нарушением зрения посредством дидактических игр

Актуальность

Первые элементарные математические представления у ребенка могут сформироваться только под влиянием взрослого. Чаще всего это происходит в виде обобщения тех сведений, которые самостоятельно накапливает ребенок: малыш спрашивает, а взрослый отвечает и разъясняет. Более эффективен путь, при котором взрослый обучает ребенка не от случая к случаю, а по определенной программе. Благодаря такому обучению дети приобретают знания систематически, в определенном порядке, учатся методам умственной работы. Задача развития элементарных математических представлений у детей состоит в том, чтобы способствовать умственному развитию ребенка, сформировать некоторые математические понятия, научить применять полученные знания в своей практической деятельности.

Публикация «Развитие математических представлений о геометрических фигурах у детей с нарушением зрения посредством дидактических игр» размещена в разделах

Сенсорное восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы, наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других вещах. Такому восприятию формы предметов и ее обобщению и способствует знание детьми эталонов - геометрических фигур. Поэтому задачей сенсорного развития является формирование у ребенка умений узнавать в соответствии с эталоном (той или иной геометрической фигурой) форму разных предметов.

Развитие элементарных математических представлений у детей включает формирование количественных представлений, знаний о величине и форме предметов, ориентировку в пространстве и времени. Для малыша в возрасте от 3 до 7 лет каждый год имеет особое значение для его развития. И поэтому задачи обучения распределяются строго в соответствии с возрастом ребенка.

Цель и содержание работы по развитию математических представлений

о геометрических фигурах у дошкольников с нарушением зрения

посредством дидактических игр.

В дошкольном возрасте ребенок впервые открывает для себя мир. Это мир людей, их дел, взаимоотношений. Это мир предметов, их особенностей, назначений. Это мир, в котором все подчиняются определенным закономерностям, все взаимосвязано друг с другом [5].

Стремясь понять окружающее, дети обращаются к взрослым с бесконечными вопросами «почему?», «зачем?». Среди этих вопросов немало и таких, которые имеют отношение к математике: «Если поставить один дом на другой, сколько этажей получится? Автобус и троллейбус рисовать надо одинаково? Кто больше слон или носорог? Сколько ног у многоножки? Больше ног у паука или у мухи? Если идти прямо, прямо, то когда дорога кончится?». Ответы на эти и многие другие детские вопросы невозможны без знания счета, без умения сравнивать величину предметов и их количество, анализировать форму окружающих вещей, т. е. без элементарных математических представлений.

Хорошо, если на вопросы ребенок имеет возможность услышать ответ взрослого. Еще лучше, если дети могут не только придумать вопрос, но и самостоятельно получить на него ответ. Это вполне возможно не только в 7 лет, но и в 3-4 года. Разумеется, детей дошкольного возраста не учат математике в строгом значении этого слова. У них развивается элементарные математические представления, на основе которых дети будут изучать математику в школе [3].

Чтобы ребенок смог быстро различать геометрические фигуры по форме, ему нужно освоить ряд практических действий, которые помогут ребенку воспринимать форму независимо от положения фигуры в пространстве, от цвета и величины. Это такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, сопоставление элементов фигур, обведение пальцем контура, ощупывание, рисование. После освоения практических действий ребенок может узнать любую фигуру, выполняя эти же действия в уме. В играх ребенок различает основные геометрические фигуры, которые необходимо знать в дошкольном возрасте. В процессе игры у ребенка формируется набор эталонов геометрических фигур и их вариантов [1].

Для проведения игровых занятий с детьми следует предварительно познакомить с играми, приготовить игровой материал. Совместное с ребенком изготовление игрового материала будет особенно полезно для развития его познавательной активности, делового общения, принесет ему заряд удовлетворения от совместного труда и процесса познания. Такие занятия приучают ребенка к усидчивости, собранности, организуют его внимание и незаметно подготавливают к учебной деятельности. Воспоминания о занятиях остаются на всю жизнь, вызывают стремление искать такого же сотрудничества с другими людьми [2].

Этапы обучения:

Задача первого этапа обучения детей 3-4 лет - это сенсорное восприятие формы предметов и геометрических фигур.

Второй этап обучения детей 5-6 лет должен быть посвящен формированию системных знаний о геометрических фигурах и развитию у них начальных приемов и способов «геометрического мышления».

«Геометрическое мышление» вполне возможно развить еще в дошкольном возрасте. В развитии «геометрических знаний» у детей прослеживается несколько различных уровней.

Первый уровень характеризуется тем, что фигура воспринимается детьми как целое, ребенок еще не умеет выделять в ней отдельные элементы, не замечает сходства и различия между фигурами, каждую из них воспринимает обособленно.

На втором уровне ребенок уже выделяет элементы в фигуре и устанавливает отношения как между ними, так и между отдельными фигурами, однако еще не осознает общности между фигурами.

На третьем уровне ребенок в состоянии устанавливать связи между свойствами и структурой фигур, связи между самими свойствами. Переход от одного уровня к другому не является самопроизвольным, идущим параллельно биологическому развитию человека и зависящим от возраста. Он протекает под влиянием целенаправленного обучения, которое содействует ускорению перехода к более высокому уровню. Отсутствие же обучения тормозит развитие. Обучение поэтому следует организовывать так, чтобы в связи с усвоением знаний о геометрических фигурах у детей развивалось и элементарное геометрическое мышление [6].

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур с целью повторения материала средней группы, можно предложить детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спросить: «Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки? (поверхность крышки стола, лист бумаги т. д.)».

С целью закрепления знаний о геометрических фигурах можно провести игру типа лото. Детям предлагаются картинки (по 3-4 шт. на каждого, на которых они видят фигуру, подобную той, которую показывает воспитатель. Затем, детям предлагается назвать и рассказать, что они нашли. Опираясь на полученные ранее знания, можно познакомить детей с новым понятием четырехугольника. При этом используется представление о квадрате, которое имеется у дошкольников. В дальнейшем, для закрепления знаний, в свободное от занятий время, можно дать детям задание нарисовать на бумаге несколько разных четырехугольников; нарисовать четырехугольник, в которых все стороны равны и сказать, как он называется; сложить четырехугольник из двух равных треугольников и т. п. [4]

В работе можно использовать множество дидактических игр и упражнений различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Например, такие игры как «Найди такой же узор», «Сложи квадрат», «Положи каждую фигуру на свое место», «Подбери по форме», «Чудесный мешочек», «Кто больше назовет».

Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» можно использовать на занятиях и в свободное время с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей.

Перед началом игры детей следует разделить на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам дать задачи различной сложности. Например:

а) Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому образцу);

б) Работа по условию (собрать фигуру человека, девочки в платье, сказочного героя);

в) Работа по замыслу (фигуру человека);

Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый игрок в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В итоге дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла [7].

Для каждого занятия следует стремиться изготовить новую интересную таблицу. А некоторые таблицы можно использовать несколько раз, но давать уже более сложные задачи, различные по цвету, форме и величине. Задача такого характера: «Назовите самый большой треугольник», «Какого цвета самая маленькая фигура», «Назовите все квадраты, начиная с самого маленького» и т. п.

Такие же задания дети выполняют в свободное от занятий время, только геометрические фигуры должны быть разложены на столе или на полу. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время способствует развитию у детей памяти, внимания, мышления.

Список использованной литературы

1. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов / Т. В. Башаева – Ярославль: АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ, 1997. – 240 с.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателей дет. садов., - 2 – е изд., дораб. / А. К. Бондаренко, - М., Просвещение, 1991 – 189 с.

3. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для восп-ей дет. сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; под ред. Л. А. Венгера – М. : Просвещение, 1988. – 314 с.

4. Венгер Л. А. Занимательный математический материал / Л. А. Венгер – М. : Просвещение, 1998. – 342 с.

5. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э. Г. Пилюгина, - М., Просвещение, 2, АО «Учебная литература», 1996, С. 4, 76 – 77.

6. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения / Л. И. Плаксина - М. : Город. 1998. – 153 с.

7. Подколзина Е. Н. Вопросы работы тифлопедагога детского сада для детей с нарушениями зрения / Е. Н. Подколзина // Дефектология. - 2002. - № 6. – С. 71-77.

8. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида. Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду/ под ред. Л. И. Плаксиной – М. : ЭКЗАМЕН, 2003. – 326 с.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для закрепления представлений о геометрических фигурах «Белый лист»Дидактическая игра для закрепления представлений о геометрических фигурах «Белый лист» Дидактическая игра предназначена для закрепления представлений о геометрических фигурах. Она подходит для работы с детьми старшего дошкольного.

Дидактическая игра по формированию представлений о геометрических фигурах для детей 4–5 лет «Подбери окошко»Дидактическая игра по формированию представлений о геометрических фигурах для детей 4–5 лет «Подбери окошко» Цель игры: составление геометрических фигур из 2 – х равных частей. Оборудование: 4 домика с вырезанными окошками разной геометрической.

Дидактическое пособие для закрепления представлений о геометрических фигурахДидактическое пособие для закрепления представлений о геометрических фигурах Из разноцветных салфеток можно вырезать разнообразные геометрические фигуры и вместе с детьми выкладывать интересные узоры. данное пособие.

Игра-занятие по закреплению у старших дошкольников представлений о геометрических фигурах с использованием ИКТ Цель: Закрепить представления о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Закрепить.

Конспект занятия в старшей группе по закреплению представлений детей о геометрических фигурах Программное содержание: Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры, закреплять представления детей о геометрических фигурах.

Дидактическая игра для малышей по формированию представлений о геометрических фигурах «Найди заплатку»Дидактическая игра для малышей по формированию представлений о геометрических фигурах «Найди заплатку» Дидактическая игра "Найди заплатку" Цель: развивать сенсорное восприятие, связную речь. познавательные и мыслительные процессы, творческие.

Образовательная ситуация по закреплению знаний и представлений о геометрических фигурах у детей средней группы Цель • Закрепление знаний и представлений детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) • Формировать.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактической игры. Слайд № 1 «Игра-это искра зажигающая.

Консультация «Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр» Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития.

Развитие экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования подвижных и дидактических игр Автор - С. Ю. Гришатова воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детского сада №452 «Родничок» города Нижнего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие математических представлений о геометрических фигурах у детей с нарушением зрения посредством дидактических игр
Опубликовано: 26 февраля 2016 в 20:21
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД