Папки-передвижки

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (опыт работы)

елена иваненко
Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (опыт работы)

«Никакой человек не родится готовым, то есть сформировавшимся, но всякая его жизнь есть ни что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрестанное формирование».

В. Г. Белинский

Актуальность опыта.

Одним из актуальных направлений развития системы образования является внедрение в широкую практику инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников. Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных учреждениях, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим подопечным необходимую специальную поддержку. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовать инклюзивное образование в обычных дошкольных учреждениях. В связи с этим обеспечение права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития РФ.

Публикация «Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (опыт работы)» размещена в разделах

Принятие и реализация инклюзивного образования, как возможности включения всех детей в образовательный процесс, несмотря на их субъективные особенности, позволит расширить охват нуждающихся детей необходимой им психолого-педагогической помощью.

Дошкольное детство – особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его деятельности. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в этот период, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей старшего дошкольного возраста не теряет своей актуальности. Еще В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Проблема развития моторики у детей с ОВЗ, как одно из средств развития мыслительной деятельности, является одной из актуальных проблем детской психологии и педагогики.

Именно к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Моторная недостаточность у детей с ОВЗ выявляется в сглаженной, стертой форме. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются трудности пространственного расположения элементов. При этом возраст 6-7 лет является главным для развития кисти рук.

Можно рассмотреть причину, которая привела меня к этой теме. Дети с ОВЗ имеют неуверенную координацию движений пальцев рук. У них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии. И это закономерно. Работа по развитию моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации движения рук, родители и педагоги решают сразу две задачи:

во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка;

во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Тема и цель опыта.

Тему своего опыта сформулировала следующим образом:

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, в условиях реализации инклюзивного образования на дому.

Для реализации опыта определены следующие задачи:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.

2. Разработать методики для тщательного специального обследования с целью выявления характера нарушения с учетом специфических особенностей ребенка и его потенциальных возможностей.

3. Создать условия для развития мелкой, артикуляционной, мимической, общей моторики и координации у ребенка дошкольного возраста с ОВЗ.

4. Использовать различные методы и приемы, виды игр для формирования моторики в целом.

5. Откорректировать перспективное и календарное планирование, составление адаптированной программы.

Описание опыта.

Введение инклюзивного образования в России становится все более актуальным, хотя «особенные» дети были в нашем учреждении всегда.

За последние годы количество детей с проблемами здоровья только увеличивается, несмотря на различные мероприятия, проводимые в нашем обществе, начиная еще до рождения ребенка. Возможно, рост количества таких детей как раз и связан с возросшими возможностями пренатальной и натальной медицины – выживают экстремально недоношенные дети, дети с тяжелой патологией различных органов и систем. К этому следует прибавить и «пресловутую» экологию и общее снижение здоровья молодого поколения. В результате дети с ОВЗ оказываются в общеобразовательных детских садах.

Общая характеристика детей с ОВЗ :

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые не позволяют вести им полноценную жизнь. Таких детей часто называют «дети с проблемами», «нетипичные дети», «дети с проблемами в обучении» и т. д.

Но наличие того или иного недостатка не предопределяет неправильного, как многие считают, развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этом случае сохранный анализатор берет на себя функцию утраченного.

Таким образом, детьми с ограниченными возможностями можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся :

1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3. Дети с нарушением речи (логопаты);

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5. Дети с умственной отсталостью;

6. Дети с задержкой психического развития;

7. Дети с нарушением поведения и общения;

8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

С 2013 года дошкольное учреждение осуществляет обучение ребенка инвалида на дому. Диагностическое обследование дало основание для дальнейшей работы по улучшению развития общей и мелкой моторики.

При обследование состояния произвольной моторики включала следующие моменты:

- обследование произвольной мимической моторики (качество и объем движений мышц лба, глаз, щек);

- речевой моторики (сила, точность, объем, переключаемость движений губ, языка, щек);

- состояния отдельных компонентов общей произвольной моторики : статическая и динамическая координация, одновременность, отчетливость движений;

- обследование тонкой моторики пальцев рук (качества и степени дифференцированности движений, возможности действий с предметами).

После проведенной диагностики был составлен индивидуальный маршрут.

В результате обследования выяснила, что ребенок не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов, однако его сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове. У детей с ОВЗ отмечается репродуктивный характер деятельности. Замедлен процесс формирования мыслительных операций.

У ребенка оказались не сформированными общая, лицевая, артикуляционная и ручная моторика.

Для того чтобы коррекционная работа была успешной, мной была создана полноценная предметно - развивающая среда, которая предусматривает наличие пособий, оборудования и инвентаря, способствующих формированию моторики у ребенка старшего дошкольного возраста.

Работу по развитию моторики проводится в нескольких направлениях :

Артикуляционная и лицевая моторика

В работу по развитию артикуляционной и лицевой моторики включены :

- артикуляционная гимнастика;

- логопедический самомассаж;

- игры для развития речевого дыхания и фонематического восприятия;

- мимические упражнения.

Цель работы : выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков, развитие умения передавать мимикой разные чувства.

Так как звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов – кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. В тоже время, неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нёба, губ и, как следствие, их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определенная последовательность — от простых упражнений к более сложным. В ходе упражнений все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением, чтобы можно было контролировать качество движения, а ребенок мог ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия.

Закрепление любого навыка требует систематического повторения действия, поэтому артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными.

Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Поэтому, вовлекая ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для этого использую игру, как основную деятельность детей, а, следовательно, самую естественную и привлекательную для них форму занятий. Для красочного и забавного оформления игры-занятия подбираю картинки, игрушки, сказочных героев, привлекаю стихотворные тексты.

Недостатки в развитии лицевой и речевой моторики проявляются в невыразительности мимики, в затруднениях или полной невозможности произношения некоторых согласных звуков, в общей нечеткости, невнятности, смазанности речи. Для того, чтобы сгладить эти недостатки я использую приемы логопедического самомассажа, целью которого является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация тонуса данных мышц.

Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и благозвучное произношение, в коррекционной работе использую так же игры для развития речевого дыхания и фонематического восприятия.

Мимика тесно связана с артикуляцией, поэтому стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, способствую развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваю подвижность мышц губ и щек. Мимические упражнения ребенок хорошо выполняют под соответствующую настроенную музыку. Кроме простых мимических упражнений мы разыгрываем с ним этюды на выражение основных эмоций. Эти игровые творческие задания помогают ребенку научиться понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое собственное.

Мелкая моторика пальцев рук

Цель работы : развитие мелкой моторики рук, оказывающей благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизация познавательной и речемыслительной деятельности.

Для формирования мелкой моторики подобран материал :

• сухие бассейны со сменными наполнителями;

• пластиковые контейнеры с природными материалами, крупами, пуговицами;

• индивидуальные контейнеры с набором для общего комплекса пальчиковой гимнастики;

• зубные щетки;

• мячики-ежики;

• прищепки;

• дыхательные тренажеры;

• шнурки с узелками;

• перчатки и шары с нашитыми на них пуговицами;

• разные по величине бусины;

• материал для нанизывания;

• волшебные мешочки, наполненные солью, крупой, мелкими камушками;

• бусы, четки;

• пробки от пластиковых бутылок, тюбиков зубной пасты, пуговицы с углублением;

• грецкие орехи и каштаны;

• многогранные карандаши.

• игры шнуровки, сделанные руками родителей и педагогов;

• стол с кварцевым песком.

Очень важной частью коррекционной работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» ребенок, повторяя движения взрослых, активизируют моторику, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Это в дальнейшем облегчает приобретение навыка письма.

Эффективными являются игры, которые требуют участие обеих рук, что дает возможность ребенку ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

В начале обучения проводятся игры, в которых ребенок выполняет упражнения с легкими движениями: соединяет одноименные пальцы обеих рук или поочередно соединяет пальцы руки с большим пальцем. Упражнения обязательно сопровождаются чтением стихов. Затем проводятся упражнения, с помощью которых ребенок учится поочередно разжимать пальцы рук из кулака. Это уже более сложные движения.

Для совершенствования тонких движений пальцев рук, проводятся различные пальчиковые игры с пением или игры с мелкими предметами под музыку.

Для развития ручного праксиса используются такие упражнения, как, перебирая пальцами, крутить карандаш, бобину с нитками, гладкий брусок; отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации; рисование и штриховка карандашами (полицвет, фломастеры не рекомендуются, так как они пишут, если стержень расположен перпендикулярно листу).

Общая моторика

Цель работы : совершенствование двигательной сферы, формирование координации движений рук и ног, учить ориентироваться в пространстве, регулировать свой мышечный тонус, закрепление понятия правостороннего и левостороннего движения, развитие глазомера.

Двигательная функциональная система оказывает благотворное влияние на весь организм и, особенно, на деятельность мозга.

Несформированность крупной (грубой) моторики (движения руками, ногами, туловищем и т. д.) проявляется в виде плохой координации частей тела при выполнении сложных движений, их недостаточной точности и ловкости (неуклюжести, в выраженных затруднениях при выполнении упражнений по показу или словесной инструкции.

Устранение недостатков в моторном развитии осуществляю в основном средствами коррекционно-физического воспитания через организацию оптимального двигательного режима.

Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

У ребенка с нарушениями ОДА, как правило, неловки, движения их плохо координированы. Причина этого кроется в нарушении тонуса мышц. Для коррекции этих недостатков моторики необходимо научить умению регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные группы мышц. Поэтому на занятиях, включаю упражнения с элементами релаксации. Они предлагаются в сочетании с движениями. Это делает возможным обучать ребенка расслаблению различных групп мышц по контрасту с их напряжением. Благодаря специально подобранным упражнениям постепенно появляется умение регулировать мышечный тонус, управлять движениями своего тела.

Способность расслаблять и напрягать определенные мышцы вырабатывается в игровой форме и сопровождается или речевой командой педагога или музыкой соответствующего характера (громкой – в момент напряжения и тихой – в момент расслабления). Упражнения на регуляцию мышечного тонуса выполняются как с предметами (мячами, флажками, бубнами, обручами, так и без них.

Для ребенка с нарушениями ОДА характерно нарушение пространственного восприятия, что создает значительные сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии. Для того, чтобы предотвратить, использую игры и упражнения с мячом, которые направлены на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле.

Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая ребенка на игру.

Очевидно, что решение проблемы возможно только при тесном взаимодействии всех педагогов ДОУ. Поэтому мной был составлен и разработан «План взаимодействия специалистов ДОУ по формированию моторики у детей с ОВЗ».

Решение задач инклюзивного обучения детей со специальными образовательными потребностями невозможно также без привлечения к работе их родителей. Необходимо так строить свое общение с родителями «особого» ребенка, чтобы постоянно максимально тактично и доходчиво убеждать их в необходимости коррекционной работы, обрисовывать перспективы и прогноз развития речи и мелкой моторики ребенка, указывать на взаимосвязь речи с мыслительными процессами.

В ходе учебного года я систематически встречаюсь с родителями, информирую их об успехах и трудностях в работе с их ребенком.

Для совместной работы с родителями используются различные формы работы :

Коллективные формы:

- собрания;

- тематические лекции;

- оформление стендов;

- проведение открытых занятий;

Индивидуальные формы:

- индивидуальное консультирование;

- беседы;

- проведение открытых занятий.

Успех коррекционного обучения детей с ОВЗ во многом определяется участием родителей в комплексе психолого – педагогических мероприятий. Поэтому выполнение еженедельного домашнего задания способствует наилучшему закреплению изученного на занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка.

Хотелось бы отметить, что для реализации в новых условиях поставленных задач учитель-логопед должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма. Поэтому для работы в данном направлении мненеобходимы дополнительные ресурсы. В 2015 году я прошла курсы повышения квалификации по программе: «Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста, имеющих ОВЗ, в условиях введения ФГОС ДО»; в 2016 году по теме: «Современные технологии логопедического сопровождения детей, имеющих нарушения речи»; в 2016 году обучение на семинаре по теме: «Инновационные технологии ранней коррекции нарушений развития «особых» детей». Педагогу необходимо самостоятельно путем самообразования, используя возможность интернет общения с коллегами, интреактивные формы обучения – повышать свою компетентность в практике работы с детьми различных категорий ограничения здоровья.

Накопленный опыт работы с ребенком, обучающимся на дому, эффективно использую и в рамках логопункта.

Выводы:

Таким образом, работая над развитием мелкой моторики рук, общей моторики, артикуляционной и лицевой моторики у детей с ОВЗ, добилась определённых результатов.

По моим наблюдениям у ребенка улучшилась координация артикуляционного аппарата, заметно сократились сроки постановки звуков, усовершенствовалась общая координация движений. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достиг хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказала благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но и подготовила рисованию и письму. Кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, частично исчезла скованность движений. Ребенок при обучении графомоторным навыкам продемонстрировал хороший нажим, «уверенные» линии, заметно лучше справляетя с программными требованиями по изобразительной деятельности. Всё это создало благоприятную базу для более успешного обучения в школе.

У ребенка активизировались психические процессы: внимание, память, мышление, фантазия, расширился словарный запас, а также развились важнейшие качества человеческой личности: способность сотрудничать, быть коммуникабельным, сочувствовать другим, сопереживать и развивать творческие способности.

Перспективы развития опыта

В дальнейшем планирую продолжить работу по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, при этом расширяя ее диапазон собственными наработками.

Публикации по теме:

Опыт работы по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму Подготовка дошкольника к письму – один из самых сложных этапов подготовки ребенка к обучению в школе. Письмо требует слаженной работы мелких.

Дидактические игры по развитию моторики, графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР Методические рекомендации и дидактические игры по развитию моторики, графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического.

Из опыта работы «Развитие мелкой моторики рук как эффективное средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста» В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится всё актуальней, очень важно.

Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста. Цель:Создать условия для развития мелкой моторики, координации движений.

Опыт работы «Создание условий для развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста» Сутурина Яна Валерьевна МБОУ «СОШ №4» (дошкольное отделение) Тема: «Создание условий для развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста через различные виды деятельности» Актуальность темы: В последнее время у детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Развитие мелкой и общей моторики как средство формирования графомоторных навыков детей с речевыми нарушениями Развитие мелкой и общей моторики - как средство формирования графомоторных навыков детей с речевыми нарушениями. Приемы работы над развитием.

Опыт работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возрастаОпыт работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста В. А. Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, поэтому, чем больше мастерства в детской руке,.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. «Ум ребёнка находится на кончике его пальцев». В. А. Сухомлинский Что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (опыт работы)
Опубликовано: 22 ноября 2019 в 11:20
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД