МААМ-картинки

Развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с помощью игр

Ирина Владимировна Егорова
Развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с помощью игр

Подготовили: Егорова И. В., Перевощикова О. В.

Умение ориентироваться в пространстве – один из необходимых компонентов общего развития ребенка, его готовности к школьному обучению.

Недостаточно развитая пространственная ориентировка ребенка приводят к отставанию в обучении письму, чтению, а также усвоению математических понятий.

Публикация «Развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с помощью игр» размещена в разделах

Учителя рассчитывают на то, что пространственные представления уже сформированы у детей на достаточно хорошем уровне. В начальной школе очень важно, чтобы ребенок видел клетку, видел движение вверх-вниз, вправо-влево, умел ориентироваться в пространстве листа бумаги.

Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Базовой и наиболее естественной, более ранней системой ориентации является схема тела. Смысл выполнения упражнений заключен в том, что каждое направление закрепляется определенным движением.

В понятие пространственная ориентировка входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося.

Развитие пространственной ориентировки осуществляют в 4 этапа:

1 этап. Обучение детей ориентировке “на себе”, в схеме собственного тела.

2 этап. Обучение детей определять пространственные направления и пространственное расположение окружающих предметов, игрушек, с точкой отсчета «от себя».

3 этап. Обучение детей моделированию предметно – пространственных построений.

4 этап. Обучение ориентировке в пространстве с помощью схем.

Обучению детей ориентировке “на себе”, в схеме собственного тела первостепенная роль отводится различению «правого-левого».

Ребенок должен понимать, где правая рука, где левая рука, правое ухо, левое ухо и т. д.

Как только ребенок начинает осознавать части тела, их положение в пространстве, свою возможность контролировать движения и реагировать соответственно на осязаемые, зрительные, слуховые и другие воздействия извне, начинается постепенное приобретение чувства осознания своего тела. Именно благодаря движениям устанавливается представление о теле, включая то, что оказывает влияние и на эмоциональную жизнь. Целенаправленная проработка телесной сферы ребенка актуализирует ресурс развития и создает потенциал для дальнейшего стабильного и успешного освоения ребенком собственно когнитивных программ (психологических, педагогических, логопедических и т. д.).

Концепция тела формируется в процессе интеграции перцептивно-моторных двигательных переживаний. Это происходит параллельно сенсомоторному развитию ребенка. Следовательно, сенсомоторные нарушения неблагоприятно влияют на представление о теле. В раннем возрасте ребенок учится узнавать свое тело и его части. Самая простая ориентировка - "покажи глазки, ушки" и так далее - уже в раннем возрасте. В 3-4 года малыш начинает осваивать не только схему тела, но и некоторые навыки ориентировки в пространстве. Самое простое - "вверху-внизу", "впереди-позади" и, менее очевидное, "справа-слева".

Затем он осознает свое тело в пространстве по отношению к другим объектам. При этом ребенок воспринимает свое тело как двигательную систему, постоянно изучая свои моторные возможности. 4-5-летний дошкольник осваивает ориентировку в пространстве, соотнося предметы и стороны корпуса: вверху - где голова, внизу - где ноги. Он сам и есть точка отсчёта. Поэтому полезно твёрдо выучить с ребёнком правую и левую стороны тела. Если малышу трудно запомнить это, то надо создать какие-то "якоря".

"Якоря" для ориентировки в пространстве

Часто таким "якорем" становится ведущая рука. Ребёнку говорят: "Ты держишь ложку (карандаш, ножницы, допустим, в правой руке. Значит, другая рука будет левая".

Такой способ срабатывает не у всех. Тогда на левую руку можно повязать красную шерстяную нитку. Ребёнок может носить нитку до тех пор, пока не запомнит понятия "правое и левое". Девочке вместо нитки можно надеть браслетик.

Ещё одним "якорем" для детей дошкольного возраста может стать сердце. Мы говорим малышу: "Положи ладошку на грудь и найди, где стучит сердце. Запомни, сердце всегда слева. Рядом с ним левая рука, левая сторона тела".

Можно и целесообразно организовывать разнообразные игры на развитие пространственных представлений.

Игра «Влево-вправо».

Предложите ребенку встать в середине комнаты и выполнить команды: «Вытяни левую руку перед собой. Повернись налево. Опусти левую руку. Расскажи, что сейчас находится перед тобой. Подними правую руку. Повернись направо. Опусти правую руку. Сделай шаг влево, шаг вперед, шаг вправо и шаг назад. Шаги можно заменить прыжками.

Игра «В какой руке игрушка?»

Прячем игрушку, ребенок угадывает, в какой она руке.

Игра "Дотронься до. "

Ведущий даёт такие задания:

• дотянись правой рукой через голову до левого уха,

• погладь левой рукой правое колено,

• почеши левой рукой левую ногу,

• надуй правую щёку и т. д.

Игра "Поставь игрушки, как я скажу"

Удобнее всего использовать небольшие игрушки. Инструкция: "Поставь игрушки так, как я тебе скажу". Примеры заданий.

• Поставь на столе перед собой собачку.

• Справа от себя поставь мишку.

• Позади себя поставь машинку и т. д.

2 этап. Обучение детей определять пространственные направления и пространственное расположение окружающих предметов, игрушек, с точкой отсчета «от себя».

. С этой целью могут быть использованы упражнения на определение ребенком пространственных соотношений в заданиях типа: «встань так, чтобы стул был впереди (сзади, справа или слева) тебя; встань позади или впереди другого ребенка» и т. п. Интересна для детей игра «Крутись-вертись»

Игра "Крутись-вертись"

• Начинаем крутиться-вертеться. Диалоги такие. "Повернись лицом к окну. Что у справа от тебя, что слева. А теперь повернись спиной к окну и тоже что слева, что справа. Где стол по отношению к тебе. А где он по отношению ко мне и прочее".

• Дети любят учить взрослых. Этим тоже можно пользоваться время от времени. Поменявшись с малышом ролями ориентируйтесь, допуская ошибки. Будет здорово, если ребёнок ваши ошибки заметит и объяснит, как будет правильно.

• Войдя во вкус, дети начинают предлагать собственные варианты игры на ориентировку в пространстве.

• Крутись, вертись.

• Куда хочешь, повернись.

• Стоп! Остановись!

Крутишься-вертишься с закрытыми глазами. Стоп! Смотри и скажи быстро: что слева, что справа.

Ситуация: семья сидит на диване. Предложите ребенку сесть слева от папы, справа от мамы, в центре и т. д.

Игровое упражнение “Куда показывает флажок?”. Ребенок должен отгадать, например, какое направление указывается флажком (вверх или вниз, в сторону, вперед или назад).

Интересна детям игра

Игра «Куда пойдешь, что найдешь?».

В отсутствии ребенка нужно спрятать игрушки в разных местах комнаты. Например: справа от предполагаемого местоположения по ходу игры – мишку; слева за шкафом – матрешку; впереди под ковром – корзиночку с грибами; сзади за картиной – флажок.

Варианты расположения игрушек, так же как и сами игрушки, могут быть различные. Перед началом игры сказать ребенку, что он будет отыскивать спрятанные в комнате игрушки. Говорим ребенку:

Направо пойдешь – Мишку найдешь

Налево пойдешь – матрешку найдешь.

Вперед пойдешь – грибок найдешь,

Назад пойдешь – флажок найдешь. Куда же ты хочешь пойти?»

Ребенок выбирает какое-либо направление, называет его. При этом можно поинтересоваться, помнит ли ребенок, какую игрушку он там может найти.

Игра "Доброе животное"

Детям надо стать "змейкой". Ведущий даёт команды, а "доброе животное" их выполняет: идет в указанном направлении, поднимает левую (правую) руку, наклоняется и т. д.

Ориентировка на листе бумаги - важный этап в подготовке ребенка к школе. Здесь вводятся понятия: посредине, в центре, верхняя и нижняя стороны, правая и левая стороны, верхний правый угол, верхний левый угол, нижний левый угол, нижний правый угол. Трудности формирования пространственных понятий можно облегчить с помощью игры. Нужно взять чистый лист плотной белой бумаги и нарисовать на нем следующее, сопровождая действия речью: “Сейчас мы рисуем дом. Он большой и находится в центре. Скажи, где находится дом? Правильно, он находится в центре. В левом верхнем углу нарисуем солнышко. Где нарисовали солнышко? Правильно, в левом верхнем углу”. Далее таким же образом ребенка знакомят и с другими понятиями. “ Слева от дома нарисуем ель., а справа цветок”. Затем у ребенка можно спросить, где находится тот или иной предмет, изображенный на рисунке. Закрепить усвоенные представления можно с помощью различных заданий. Например: ребенка просят расположить в центре листа круг, вверху квадрат, внизу овал, справа треугольник, слева прямоугольник. Взрослые не должны забывать о речевом оформлении задания.

Далее следует обучить детей строчному размещению на листе знаков, геометрических фигур, элементов рисунка. Для этого также берется чистый лист белой бумаги, лучше альбомной. На листе маркируется левый верхний угол. Это точка отсчета. Там может быть нарисовано солнышко или любой другой предмет. Важно, чтобы ребенок запомнил, где находится точка отсчета, откуда нужно начинать раскладывать элементы узоров, орнаментов, геометрических фигур (а затем и букв или цифр).

Можно предложить обвести по трафаретам или нарисовать геометрические фигурки. Так же вводятся понятия: вокруг, выше, ниже, правее, левее.

Графические диктанты (Рисование по клеточкам)

Графический диктант - это не совсем обычный диктант. Это больше игра для ребенка, чем обучение. В нём дети под диктовку взрослого ведут линию на клеточной бумаге. Взрослый говорит, например: проведи линию вправо на 2 клеточки, теперь вверх на 1 клетку и вниз на 5 и т. д. Если ребенок точно выполняет задание, у него должен получиться определенный рисунок или узор, что и служит в итоге показателем выигрыша. В таких упражнениях совершенствуются не только пространственные ориентировки, но и активизируется употребление различных пространственных терминов.

Хотелось бы порекомендовать пособие Е. Э. Кочуровой «Учимся ориентироваться в пространстве». Обучение по пособию способствует формированию у старших дошкольников пространственных отношений (внутри, вне, на, под, спереди, сзади, слева, справа, развитию мыслительных операций (классификация, анализ, сравнение, умозаключение, речи, внимания, памяти, а также навыков самопроверки и самоконтроля.

Группой педагогов разработана и внедрена в практическую деятельность детского сада программа "Психомоторное развитие дошкольников". Эта программа – лауреат VIII Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы». Большой раздел в ней занимает ориентировка в пространстве.

В Программе собрано большое количество разнообразных игр и упражнений на развитие пространственных представлений:

• Прыжки на месте.

• Прыжки с продвижением на разные расстояния с использованием в качестве ориентира линии или натянутой веревки.

• Движения с перешифровкой (одно - и двуручные, односторонние и с перекрестом. Например, дотронуться правой рукой до левого уха; левой рукой до правого колена, а правой рукой до сердца).

• Упражнения и игры с использованием графических схем:

Примерный комплекс упражнений

- Движения в одном направлении. Предложите ребенку: вытянуть руку вправо, отставить ногу вправо, повернуть голову вправо, наклонить голову к правому плечу, сделать три наклона вправо, присесть на правое колено и т. д. Так же отрабатываются другие направления — слева, сверху, снизу, спереди и сзади.

- Что находится справа от меня? Попросите ребенка, не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа от него. После этого повернуться направо и снова перечислить то, что теперь находится справа. Покрутите его и спросите: «Что теперь справа от тебя?». Аналогично отрабатываются направления слева, спереди и сзади.

- Повернись направо, повернись налево. Для этой игры вам понадобится большой мяч. Водящий стоит в центре, с четырех сторон — игроки. Игрок командует водящему: «Направо!» Тот кидает мяч направо и только после этого поворачивается в ту же сторону. Игрок с мячом снова командует («Направо!», «Налево!», «Вперед!», «Назад!»).

Примерный комплекс упражнений:

- Кто где стоит? В эту игру могут играть не менее трех детей. Ставится задача — обозначить место человека, стоящего в колонне (впереди или сзади) или в шеренге (справа и слева). Например, «Где стоит Петя относительно тебя?» Затем дети в произвольном порядке меняются местами, и игра продолжается.

- «Диспетчер и самолет». При наличии просторного помещения можно попросить ребенка вообразить себя самолетом, а психолога — диспетчером, прокладывающим самолету путь с поворотами.

- «Робот». Ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего команды человека: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть) и т. д.». Затем дети играют в непослушного робота, который выполняет все команды наоборот: идет не вперед, а назад; вместо того чтобы подпрыгнуть вверх, приседает; поворачивает не направо, а налево.

- Передай мяч назад. В эту игру может играть любое количество детей, стоя в колонне. Первый передает мяч назад и сразу же сам бежит в конец колонны; второй оказывается первым и повторяет действия первого игрока и т. д. По команде взрослого или первого игрока мяч передается сверху (снизу, справа, слева). Сначала детям предлагается вслух проговаривать название направления, в котором они передают мяч.

• Игры на формирование квазипространственных представлений. Упражнения и игры на отработку ориентировки в пространстве относительно окружающих предметов, например:

- «Пронумеруем ряд». Пронумеруйте ряд, составленный в предыдущем упражнении. Вместе с ребенком найдите число «перед» указанным (предшествующее) и число «после», «за» указанным (последующее). При этом акцент делается на то, что, определяя число, стоящее «за» и «перед» каким-либо, мы движемся соответственно по ходу стрелки (слева направо) и против нее (справа налево). Точно так же отрабатывается понимание того, что число «перед» находится слева от эталона в числовом ряду, а число «после» — справа.

- «Моя комната». В знакомом ребенку пространстве следует обсудить, что где стоит: «Если встать лицом к окну, то справа будет что?. а слева?. (и т. д.)». Ему дается инструкция: «Покажи верхний правый угол впереди» и т. д. Далее определяется то, что было «ДО» какого-либо из предметов и, соответственно, «ПОСЛЕ» него.

Программа «Психомоторное развитие дошкольников» используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста специалистами и воспитателями.

Список литературы

1) М. К. Сай, Е. И. Удальцова “Математика в детском саду” /Минск “Народная Асвета” 2000.

2) О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева “Чего на свете не бывает?” /Москва “Просвещение” 2001.

3) З. А. Михайлова “Игровые занимательные задачи для дошкольников” /Москва “Просвещение” 1995.

4) А. С. Метлина “Математика в детском саду” /Москва “Просвещение” 1994.

5) А. А. Смоленцева “Сюжетно - дидактические игры с математическим содержанием” /Москва “Просвещение” 2001.

6) Г. Н. Годинай, Э. Г. Пилюгиной “Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста” /Москва “Просвещение” 1998.

7) Журнал “Дошкольное воспитание“ №8 1998.

8) В. В. Данилова “ Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях ” /Москва “Просвещение” 1997.

9) А. А. Столяр ”Формирование элементарных математических представлений у дошкольников” /Москва “Просвещение” 2000.

10) Л. А. Леушина ”Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста” /Москва “Просвещение” 2002.

11) Программа «Психомоторное развитие дошкольников"

Публикации по теме:

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечкамиРазвитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечками «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский Актуальность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста объясняется.

Дидактическая игра «Посади насекомых на цветочную полянку» по развитию ориентировки в пространствеДидактическая игра «Посади насекомых на цветочную полянку» по развитию ориентировки в пространстве Дидактическая игра «Посади насекомых на цветочную полянку» по развитию ориентировки в пространстве Уважаемые коллеги и гости моей странички.

Карта инновационного проекта «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц» Карта к инновационному проекту Автор проекта: Корнеева Оксана Николаевна 1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ 1.1. Актуальность проекта Общение –.

Лабиринты как средство развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зренияЛабиринты как средство развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения Лабиринты – игры головоломки, которые являются средством развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Сегодня.

Настольная игра для развития мелкой моторики пальцев рук и ориентировки в пространстве «Цветные дорожки»Настольная игра для развития мелкой моторики пальцев рук и ориентировки в пространстве «Цветные дорожки» Добрый день, уважаемые коллеги. Одним из важных в наше время направлений работы педагогов в ДОУ является речевое развитие. Эта работа ведется.

Нейропсихологическая коррекция детей дошкольного возраста с помощью дыхательных упражнений Для того, чтобы оптимизировать газообмен и вентиляцию во всех участках легких, нужно обратить внимание на то как дышит ребенок. Правильно.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью лепки из глины. Мастер-класс по лепке из глиныРазвитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью лепки из глины. Мастер-класс по лепке из глины Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помошью лепки из глины. Мастер — класс лепка по мотивам сказки «Курочка Ряба».

Рекомендации по развитию памяти детей дошкольного возраста с помощью игр и упражнений Левченков В. В. Рекомендации по развитию памяти детей дошкольного возраста с помощью игр и упражнений Память является процессом, обеспечивающим.

Роль СБО, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и мелкой моторики в решении всестороннего развития ребенка Вид: Использование сохранных анализаторов в социально-бытовой ориентировке ребенка в окружающем. Тема: Посуда. Коррекционно-педагогические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с помощью игр
Опубликовано: 15 марта 2021 в 21:15
+50Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД