МААМ-картинки

Развитие познавательной активности детей при совместной опытно-экспериментальной деятельности

Бельченкова Марина Павловна
Развитие познавательной активности детей при совместной опытно-экспериментальной деятельности

Совместная деятельность наиболее привлекательная для меня форма организации работы с детьми в опытно -экспериментальной деятельности.

Позитивные моменты:

• закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;

• продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;

• свобода действий, как для меня, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);

• роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер);

Публикация «Развитие познавательной активности детей при совместной опытно-экспериментальной деятельности» размещена в разделах

• в процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а чтобудет, если, почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно).

Совместную деятельность вне занятий с детьми старшего возраста организовываю 1 раз в неделю по 15-20 минут.

Работа проводится с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения текущих дидактических задач. Затем я выбираю объект, с которым знакомлюсь заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно осваиваю технику экспериментирования, если она мне не знакома.

Предлагая детям поставить опыт, я сообщаю им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать.

Даю время на обдумывание, и затем привлекаю детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

В процессе работы поощряю детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускаю из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.

Выводы делаем в словесной форме, также используем графическое фиксирование результатов, т. е оформляем в рисунках, схемах.

Решение задач осуществляем в 2 вариантах:

• дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;

• дети вначале предсказывают вариант, а затем проверяю, правильно ли они мыслили.

Продолжительность эксперимента определяется многими факторами:

• особенностями изучаемого явления;

• наличием свободного времени;

• состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.

Наблюдения и эксперименты классифицируются по разным принципам:

Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке. Помимо запланированных и случайных экспериментов, возможно проведение экспериментов, которые служат ответом на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи.

Выслушав вопрос, я не отвечаю на него, а советую ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение: «А ты сам посмотри, будет ли воробей есть творог!»

Или: «Ребята, Остап спрашивает, нужно ли сегодня поливать цветы, как проверить?», «Ребята, Рома говорит, что под снегом травы нет, а Милана считает, что есть. Как это узнать?»

Детям старшей группы становятся доступными и двух – и трехчленные цепочки причинно-следственных связей, поэтому им чаще задаю вопрос «Почему?» И сами они в этом возрасте становятся почемучками: большинство вопросов начинается с этого слова.

Например, спрашивая у детей, почему на нашем участке не растеттрава, мы можем получить следующую логическую цепочку:

«Раз мы бегаем по участку, почва стала твердой (1 звено, значит, растение не может раздвинуть ее своим стеблем (2 звено).

Сравнительные эксперименты (позволяющие увидеть сходства и различия предметов и явлений).

Предлагаю вам провести небольшое сравнительное наблюдение двух распространенных комнатных растений – сансевьерии (щучий хвост) и сенполии (фиалки).

Закончите предложения:

У фиалки листья опушенные, а у щучьего хвоста…

Листья у фиалки меньше, а у щучьего хвоста…

Щучий хвост более теневынослив, чем…

Назовите сходства этих цветов:зеленые;цветут;требуют умеренного полива;

размножаются делением куста или листовыми черенками.

Назовите различия:в размерах;в окраске листьев;в форме листьев; в форме и цвете цветов;в отношении к свету.

Обобщающие наблюдения (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности предметов и явлений, изученных ранее по отдельным этапам).

Опять же, предлагаю сравнить свойства самых распространенных объектов для наблюдений – это снег, вода и лед. Предлагаю детям рассмотреть внимательно воду, снег и лед и рассказать, чем они схожи и чем отличаются;

Сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед);

Что произойдет, если их соединить (снег и лед растают);

Сравнить, как изменяются в соединении их свойства:

Воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает).

Воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет объем).

Снега и льда (не взаимодействуют).

Как сделать лед непрозрачным? (измельчить его).

3. Самостоятельная деятельность детей.

Учитываю, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:

физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;

природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;

социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого, формы взаимодействия людей друг с другом;

познавательный : тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;

лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т. е. экспериментирует со словами;

личностный: узнает свои личные возможности;

волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;

поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.

Для организации самостоятельной экспериментальной деятельности дошкольников провожу следующую работу: -знакомлю ребенка с алгоритмом проведения опыта, правилами безопасности; - демонстрирую проведение опыта или провожу опыт вместе с ребенком; - даю возможность ребенку воспроизвести опыт самостоятельно.

Ознакомление ребенка с алгоритмом проведения опытов не может проходить в устной форме. Недостаточно просто рассказать дошкольнику, как проводится опыт, поэтому использую определенные схемы, модели, обеспечивающее зрительное восприятие этапов его проведения. Характер педагогического планирования тесно связан с этапом работы с картами –схемами при организации детского экспериментирования. Так, на первом этапе беседую с детьми о предстоящих экспериментах и предполагаемых результатах, помогаю детям в построении плана эксперимента, развиваю умение предвидеть результат и направления изменения деятельности в связи с ним. Сначала беседы проводятся с опорой на подробные карточки-схемы эксперимента.

• Что хотим узнать с помощью этого эксперимента?

• Какие приборы и материалы нужны?

• Какое действие необходимо выполнить?

• Какой результат получили в ходе эксперимента? Затем предлагаю только тему эксперимента.

По этой же схеме детям нужно придумать свои эксперименты с предложенным материалом, затем - на определенную тему. На втором этапе провожу работу по развитию умений, необходимых для самостоятельного экспериментирования. Для этого использую беседы, специальные игры и упражнения, практическая деятельность в уголке экспериментирования.

Поисковая деятельность ребенка всегда опирается на ту ситуацию, которую создает педагог. Именно ситуация создает условия для столкновения мнений детей и педагога, обмена информацией, развития способности работать с исследуемыми объектами в лабораторных условиях. Экспериментально-исследовательский процесс ставит ребенка в позицию первооткрывателя. Дети сначала с моей помощью изучают, а затем самостоятельно, путем использования карт-схем подтверждают свойства веществ, формулируют алгоритм проведения определенных опытов и, в итоге, рассказывают о полученном результате, объясняя причинно-следственные связи и закономерности.

Работа с картами-схемами строится исходя из следующей логики процесса:

• Ознакомление с правилами безопасности при проведении опытов.

• Формирование понятия «карта-схема» (заменяю на понятие «схема проведения опыта») начинается в момент проведения первого опыта, в ходе которого дети: - - осознают, что порядок проведения опыта отражен на карте схематично; -начинают понимать смысл схематичных изображений; - осознают, что действуя в обозначенном на карте-схеме порядке можно провести опыт самостоятельно.

• Формирование понятия «алгоритм действий».

• Проведение первых опытов мною в присутствии детей или вместе с детьми с подробным объяснением действий и показом их обозначения на технологической карте.

• Самостоятельное проведение знакомых опытов детьми (в моем присутствии) при обязательном предварительном объяснении ребенком своих действий по карте-схеме и выяснении смысла всех схематических изображений на карте.

• Самостоятельное проведение знакомых опытов ребенком по карте-схеме без предварительного объяснения ребенком своих действий (в моем присутствии или без меня в зависимости от опыта).

• Самостоятельное проведение незнакомого опыта ребенком по карте-схеме (в моем присутствии или без меня в зависимости от опыта). Организация работы по картам- схемам осуществляется мною в следующих формах:

• коллективная работа;

• подгрупповая работа;

• индивидуальная работа.

При этом самостоятельное проведение знакомых и незнакомых опытов по картам-схемам организовываю индивидуально или в малых группах. Использование карт-схем для проведения опытов позволяет учитывать особенности наглядно-образного мышления дошкольников (наличие зрительно-смысловых образов на схеме, и, в тоже время, способствовать формированию логического мышления (изучение алгоритма действий помогает устанавливать причинно-следственные связи, развивает мыслительные операции (сравнение, классификация, обобщение, анализ, синтез). При этом самостоятельная экспериментальная деятельность способствует повышению познавательной активности детей и созданию определенной эмоциональной атмосферы. При организации образовательного процесса создаю такие дидактические условия, которые способствуют осмыслению материала, стремлению ребенка понять, запомнить, воспроизвести опыт, овладеть способом проведения опыта по образцу и в измененных условиях, интенсивному проявлению познавательных интересов. Для этого перед проведением опытов активно использую проблемные вопросы и проблемные ситуации, требующие активной мыслительной деятельности, поиска ответа.

Публикации по теме:

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста». Циклограмма Евтихина Наталья Александровна воспитатель МКДОУ № 281 Дзержинского района г. Новосибирска «Развитие познавательной активности детей дошкольного.

Развитие познавательной активности дошкольников посредством использования технологии исследовательской деятельности в ДОУ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ Актуальность Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного.

Отчёт по самообразованию «Развитие познавательно-речевой активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности» В 2018-2019 учебном году мною была изучена тема «Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством.

Педагогический опыт на тему «Развитие познавательной активности детей 3–4 лет» В младшей группе «Алёнушка» ведётся работа по развитию у детей познавательной активности. Для этого оборудован уголок познавательного развития.

Педагогический опыт «Развитие познавательной активности детей 4–5 лет» В средней группе «Алёнушка» ведётся работа по развитию у детей познавательной активности. Для этого оборудован уголок интеллектуально-познавательного.

Планирование совместной и самостоятельной познавательно исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности Месяц Опыты Сентябрь Карточка №1 «Рецепты раствора для мыльных пузырей». Цель: Учить детей изготавливать мыльный раствор Карточка №2 «Веселые.

Развитие личности дошкольника среднего возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является личностное, умственное развитие.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста Развитие поисковой активности детей, начиная с раннего возраста, обеспечит их развитие в соответствии с современными требованиями, а также.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно — экспериментальную деятельность МКДОУ Богучарский детский сад комбинированного вида «Сказка» Экспериментальная деятельность Мастер - класс на тему «Развитие познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности детей при совместной опытно-экспериментальной деятельности
Опубликовано: 10 декабря 2019 в 15:18
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД