Приложение МААМ

Развитие познавательной активности детей с ТМНР через предметно-практическую деятельность

Гуськова Наталья Сергеевна
Развитие познавательной активности детей с ТМНР через предметно-практическую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы

Учитель – дефектолог

ГБУ «Арзамасский дом социального

обслуживания для детей «Маяк»

г. Арзамас

На современном этапе развития российского общества наблюдается рост

количества детей с интеллектуальной недостаточностью и множественными нарушениями. Из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития.

Публикация «Развитие познавательной активности детей с ТМНР через предметно-практическую деятельность» размещена в разделах

У таких детей отсутствует интерес к окружающему, они ослаблены, инертны. Потребность в общении и эмоциональный контакт со взрослым не возникает очень долго. Ребенок не предпринимает попыток тактильно-двигательного обследования предметов, имеет недоразвитие моторики и зрительно-двигательной координации, что существенно снижает его возможности в ознакомлении с окружающим предметным миром. Движения умственно отсталых детей неловки, плохо координированы, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны. Слабое развитие моторики проявляется во всех видах деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью. Обычно для них бывает, необходим длительный период обучения, направленный на то, чтобы научить их выполнять те или иные действия. Познавательная активность умственно отсталых детей крайне низкая. Сенсорно-перцептивная сфера не сформирована, память характеризуется малым объемом, мыслительные операции на элементарном уровне. Часто таким детям не доступна импрессивная речь, а экспрессивная – на уровне крика и отдельных звуков.

Большинство из них при условии направленного обучения и воспитания способны овладеть коммуникативными умениями, навыками бытового и социального поведения.

Опыт показывает, что умственно отсталые дети способны адаптироваться в ближайшем для них окружении, что, безусловно, является показателем и результатом их общего психического развития, в т. ч. и интеллектуального.

Что же такое познавательная активность? Познавательная активность — не врожденное качество личности, а результат ее формирования.

В трудах Л. С. Выготского сказано, что социальная ситуация воспитания формирует или задерживает процесс расширения зоны ближайшего развития, в которой закладываются и реализуются потенциальные возможности ребенка. Каждый возрастной период значим для формирования личности ребенка. Необходимо предусмотреть создание определенных условий для обогащения всех основных видов деятельности ребенка, характерных для каждого возрастного периода. Фундаментальным стержнем коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей является принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии каждого обучаемого. Формирование познавательной активности обусловлено социальным окружением, сферой и характером деятельности самого человека с окружающими людьми, процессами обучения и воспитания, активной позицией самой личности в деятельности.

Следовательно, педагогический смысл и ценность этой проблемы состоит в том, что она подчеркивает необходимость раскрытия в процессе обучения объективных, интересных с точки зрения познания сторон, показывает — как, какими путями вызвать у детей удивление, активную заинтересованность окружающими явлениями.

В последние годы внимание специалистов сосредоточилось на поиске возможностей оказания коррекционной помощи детям с тяжелыми множественными нарушениями развития. (ТМНР)

У многих обучающихся с ТМНР вследствие системных нарушений развития нарушена тактильная чувствительность. Поэтому первым шагом будет расширение опыта тактильного восприятия ребенком объектов ближайшего окружения через тактильные прикосновения с различными поверхностями и материалами, затем переходим к предметно - практической деятельности способом «рука в руку», постепенно уменьшая помощь и сводя ее к нулю в ситуации, когда обучающийся уже не замечает, что вовлечен в «учебный процесс».

Нужно так же учитывать, что ребенку с ТМНР для того чтобы произвести простое на наш взгляд действие, необходимо совершить цепочку слаженных движений, что дается ему с огромным трудом.

Наша задача направлена на обучение ребенка не абстрактным упражнениям, а движениям, которые пригодятся в жизни. Навыки самообслуживания являются первой предметно-практической деятельностью. Развивая их, способствуем социальной адаптации обучающихся и расширению жизненных компетенций.

На этой базе формируются высшие психические функции, приобретается навык решать постоянно возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей, так же происходит накопление потенциальных возможностей для их активной реализации в настоящем и будущем.

Предметно-практическая повседневная деятельность способствует не только развитию мелкой моторики рук и координации движений ребёнка, но и развитию психических процессов, зрительно-пространственной ориентировки, произвольной регуляции деятельности и поведения, а так же развитию речи, обогащению словаря.

Таким образом, занятия по предметно – практической деятельности являются основой для дальнейшего обучения детей с ТМНР практическим и жизненно необходимым умениям и навыкам, а в дальнейшем к их социализации.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления»Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления» Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления»» 4 февраля в нашем.

Игры на развитие познавательной активности ребенка Игра «Плохо-хорошо» Играть лучше вдвоем. Предлагается любой предмет. Может быть игрушка, бытовой предмет и др. Нужно рассмотреть с разных.

Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры» Театрализованные игры очень помогают не только в развитии творческих способностей ребенка. но и способствуют познавательному развитию:.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр»Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр» Вид проекта – творчески, познавательный. Участники проекта — воспитатель, дети младшей группы, родители. Продолжительность — среднесрочный.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности детей с ТМНР через предметно-практическую деятельность
Опубликовано: 22 октября 2021 в 01:18
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной активности детей с ТМНР через предметно-практическую деятельность» (включая файлы) размещена пользователем Гуськова Наталья Сергеевна (УИ 2098639) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД