Папки-передвижки

Развитие предпосылок связной речи детей младшего дошкольного возраста

олеся гниденко
Развитие предпосылок связной речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

(из опыта работы)

Развитие предпосылок связной речи детей младшего дошкольного возраста

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером, телевизором и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

Публикация «Развитие предпосылок связной речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Именно в дошкольном возрасте язык становится главным средством установления контактов с окружающими, а внеречевые формы (жесты, мимика) начинают играть вспомогательную роль. Поэтому развитие речи детей – одно из самых важных направлений работы дошкольного образовательного учреждения. В своей работе с детьми я уделяю большое значение развитию предпосылок связной речи. Развитие предпосылок связной речи зависит от особенностей детей младшего дошкольного возраста.

Развитие предпосылок связной речи происходит : в работе над звуковой стороной речи, когда помимо упражнений на звукопроизношение, важное место отводится интонации, темпу речи, дикции, силе голоса в развитии словаря, когда выступает работа над смысловой стороной слова (т. к. она углубляет, уточняет понимание ребенком значения слова) в формировании грамматического строя речи, когда придается большое значение работе над построением разных типов предложений, морфологии и словообразованию.

Работая с детьми 3 лет, я обратила внимание, что каждый ребенок осваивает речь по-своему. Дети в этом возрасте очень мало говорят, так как у них маленький пассивный словарь, ещё очень замкнуты, общаются неохотно, к тому же не со всеми взрослыми. Многим трудно сопровождать свои действия словами. Например, рисовать и говорить о нарисованном. Сложных предложений ещё практически не существует. Дети не всегда воспринимают рассказ без иллюстрации, без показа предметов. По-разному воспринимают речь воспитателя.

На таких детей я обращаю особое внимание, больше общаюсь с ними, целенаправленно обогащаю их пассивный запас. Учу детей говорить и быстро и медленно, произносить звукосочетания и отдельные слова с различной скоростью.

Например, при новом чтении потешки предлагаю не только повторять за мной игровые движения, но и слова потешки. Н-р: Потешка «Баю-бай».

Повторяю потешку несколько раз. Затем передаю куклу одному из детей и продолжаю повторять текст, а тот, кому передана кукла, покачивает ее и выговаривает слова: баю-бай, собачка, не лай.

Как можно чаще даю возможность детям говорить вместе, так как детям легче говорить в маленьком хоре, а не по отдельности.

Например, Т. Волгина «Паровоз». Дети садятся вокруг стола, на который ставлю игрушечный поезд.

Загудел паровоз. И вагончики повез: «Чах-чах, чу-чу-чу, Далеко я укачу!»

Давайте все вместе произнесем, как гудит паровоз. Дети повторяют вслед за мной звукоподражательные комплексы 2-3 раза.

Ни в коем случае не пресекаю детей, когда они «проборматывают» свои действия.

В своей работе по развитию предпосылок связной речи я решаю следующие задачи:

- Побуждаю ребенка реагировать на обращенную к нему речь (Егор, что ты строишь из кубиков? (я строю гараж); Маша, кто нарисован на картинке? (на картинке нарисован Колобок)

- Учу слушать воспитателя (потешка «Киска, киска, киска брысь…» после прочтения задаю вопросы: Как автор называет кошку? (киска). Куда киска не должна садиться? Почему?

- Учу выполнять простые поручения по словесной инструкции: «Саша подай Коле желтый шарик», «Слава, пожалей Варю, у нее болит пальчик»

- Вызываю речевое подражание (игровая ситуация «Чей домик». Домик на лужочке. Все двери на замочке. Ключики все подберем. И избушку отопрем. Ребята, дверь откроется, если вы правильно назовете голос животного. Я буду показывать животного, а вы произносите его звуки. Как кричит кот (мяу, мяу) и тд.

Развитие предпосылок связной речи формируются благодаря взаимосвязи речевых задач :

Воспитание звуковой культуры речи реализовываю через игры и упражнения (н-р, «Медвежата наелись». Говорю: медвежата наелись, дети облизывают верхнюю губу (показ, нижнюю (показ). Гладим животики и произносим «У-у-у». повторяем 2-3 раза. Или вношу куклу, говорю малыш хочет к маме и плачет «Уа-уа-уа». Как плачет малыш? Дети произносят. Или, ребята сожмите кулаки, представьте, что это молотки. Большой молоток стучит «Тук-тук», маленький «тюк-тюк-тюк», давайте забьём гвоздь маленьким молотком, а теперь большим и тд.)

Не малая роль отводиться формированию грамматического строя речи. В этом случае чаще всего использую различные грамматические упражнения: Например:

Показываю картинку «Дети на прогулке», задаю вопрос, что делают дети? (играют, бегают, смеются, катаются на санках и др. – дети учатся употреблять существительные с глаголами.

Упражнение «Прятки». Ставлю перед детьми столик, беру игрушку котенка и кладу его на стол (под стол, около стола). Спрашиваю, где спрятался котенок? (под столом, куда забрался котенок (на стол, где сидит котенок (около стола). Так дети учатся употреблять существительные с предлогом, для выражения пространственных отношений.

Ежедневно пополняю и расширяю пассивный и активный словарь детей. Общаясь с детьми, стараюсь задавать вопросы на различные темы, они начинают активно рассказывать куда ходили, что видели, используя в речи различные части речи, простые и распространенные предложения.

Активизация речи детей должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, с игрой – только в этом случае возникают мотивы, побуждающие ребенка говорить. Поэтому словарные игры провожу с предметами например, (д/и «Чудесный мешочек», ребенок достает из мешочка предмет и говорит «Это красный кубик», или «Это кубик. Он красный»). Игры с игрушками (н-р «Огород». Задаю вопрос одному из детей : - Вика, какой овощ ты посадишь на грядке? Я посажу лук. - Даниил, какой овощ вырастишь ты? Я выращу морковь - дети берут соответствующие игрушки и тд.

Пополняю словарный запас с использованием наглядности, картинок (н-р, д/игра «Парные картинки». Дети проговаривают, играя в игру: «На картинке изображена чашка. Чашку положу рядом с кружкой – это посуда, кофта и брюки – это одежда и тд.). В таких ситуациях, ребенок вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.

Детям очень нравится играть в сказку, поэтому часто использую в работе с детьми игры в виде инсценировок и драматизаций. Периодически меняю книги, иллюстрации в книжном уголке, вношу новые игрушки.

Особое место уделяю работе по рассказыванию знакомых сказок ( Н-р: Даю ребенку книгу с хорошо знакомой сказкой и говорю: «Яна, расскажи кукле сказку про репку. А куколка послушает». Яна рассказывает сказку по иллюстрациям книги).

Подвижные игры также способствуют развитию речи детей (п/и «Кот и мыши» «Лохматый пёс» и др. – дети хором проговаривают слова игры, в играх присутствует звукоподражание животных).

Индивидуальную работу провожу не только с детьми, отстающими от других детей по формированию коммуникативных умений, но и с детьми, имеющими высокий уровень речевого развития. Она включает: описание игрушек, картинок, составление совместных коротких рассказов.

Развитие предпосылки связной речи происходит в процессе организации режимных моментов:

- Сообщаю детям о том, что они сейчас будут делать, например, раздеваться. Раздеваем куклу Машу, которая гуляла с детьми и сопровождаю свои действия словами, обозначающими последовательность: сначала снимем рукавицы, развяжем и снимем шарфы, расстегнём застежки, молнии на куртке … и тд.). Одновременно дети повторяют и запоминают названия частей одежды. Детям этот прием очень нравиться.

- Предлагаю одному из воспитанников рассказать о том, что он делает (здесь формируется комментирующая речь ребенка)

- Использую художественное слово для обсуждения режимных моментов: н-р, при одевание на прогулку:

Надеваем мы штаны – раз, два, три!

Надеваем курточку – раз, два, три! (и т. д. все, что надеваете)

Мы готовы – посмотри!

Об эффективности моей работы по развитию связной речи свидетельствуют показатели.

Дети могут выполнять простые словесные поручения, воспринимают несложные рассказы без использования средств наглядности (картинки или др.); понимают короткие рассказы о событиях, не имевших места в их личном опыте. Хорошо развита способность к подражанию, выражающаяся в умении повторять вслед за взрослым движения, действия, слова и простые фразы. Дети с готовностью откликаются на мои предложения почитать, послушать рассказ или сказку, вместе рассмотреть картинки в книге. Активно участвуют в беседе. Ребенок может рассказать о том, что он не видел, но о чем ему читали в книгах, о чем он слышал.

В заключении хочу сказать, что наша общая единая задача – воспитать всесторонне развитого здорового ребенка. И от того, какие педагогические и гигиенические условия создаются для этого раннего развития, во многом зависит будущее ребенка, зависит то, насколько он будет физически крепок и здоров, какими умственными способностями и нравственными качествами он будет обладать, когда станет взрослым человеком.

Список используемой литературы

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М. 2000

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей 3 – 7 лет. – М. 1999

3. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности: Мл. гр. – М. : Мозайка-Синтез, 2005.

4. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников – М. 2008

5. Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку. // Дошкольное образование. - 2008-№ №10 с 53-59

6. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников – М. 2009.

Публикации по теме:

Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста В дошкольном образовательном учреждении при развитии речи детей, ставится основная задача: формировать связную устную речь и речевые навыки.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для воспитателей «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего возраста» На мой взгляд, тема развития речи является весьма актуальной, так как в последнее время в детский сад приходят дети, у которых речь неактивна.

Мастер-класс «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии» Форма проведения: мастер - класс Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию речи детей дошкольного.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие предпосылок связной речи детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 октября 2022 в 05:34
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие предпосылок связной речи детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем олеся гниденко (УИ 612055) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД