Лучший педагог года

Развитие речи детей через ситуации общения

Ольга Кустова
Развитие речи детей через ситуации общения

Развитие речи дошкольников через ситуации общения.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования речевое развитие выделено в самостоятельную образовательную область и включает в себя следующие компоненты:

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологи-ческой речи;

Публикация «Развитие речи детей через ситуации общения» размещена в разделах

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слу-ха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпо-сылки обучения грамоте.

Хотелось бы обратить внимание на то, что в качестве первого компонента речевого развития указано «владение речью как средством общения» Поче-му это так? Если мы посмотрим на само определение речи, то всё встанет на свои места. Согласно словарю, речь – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосре-дованная языком. Из этого определения следует то, что речь и общение тес-но связаны между собой, речь человека формируется и развивается в обще-нии с другими людьми.

Сегодня мне хотелось бы познакомить Вас с тем как, развивать речь дошко-льников через ситуации общения. Ситуация общения – это специально про-ектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направ-ленная на упражнение детей в использование освоенных детьми речевых ка-тегорий. Мы поговорим о специально планируемых ситуациях общения ко-торыми в отношении к дошкольникам являются …. различные игры. По-этому сегодня я познакомлю вас с некоторыми речевыми играми, которые можно использовать как на занятиях так и вне их.

Начнём мы с игры «Доскажи словечко» . Вариантов этой игры много. Взрослый называет ребенку словосочетания, предложения или загадки делая паузы в тех местах где нужно добавить слово. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, т. е. закончить фразу. Предлагаю вашему вниманию такую игру на тему «Домашние животные»

«Жили у бабуси» (автор стихотворных строк неизвестен)

В деревушке у опушки

Бабушка живет в избушке.

Вместе с нею там живет

Полосатый Васька-…

Кот мяукает, мурлычет,

Всем он очень симпатичен,

Но поймать его за хвост

Очень хочет старый …

Службу пес несет исправно,

Во дворе он самый главный.

Пес следит из новой будки,

Как в пруду ныряют …

Утки маленьких утят,

Научить всему хотят.

К кряканью давно привык

Толстый и сердитый …

Рогом бык плетень бодает,

Тот от этого страдает.

Возмущаться начал вслух,

Вниз слетев с плетня, …

К петуху бегут гурьбою

И кудахчут меж собою

Неразлучные подружки

Наши курочки-…

У несушек круглый год

Много во дворе хлопот,

Но милей всего бабусе

Два ее веселых …

Гуси ходят по дорожке,

Чтоб помыть в канаве ножки

И на мостике у речки

Встретить белую …

У овечки есть соседка,

Лежебока-домоседка.

Лежа в луже у ручья,

Громко хрюкает …

А над свинкою летает

Вороватых птичек стая,

"Эй, ребята, не робей!" -

Прочирикал …

Воробей зерно клюет,

Только песен не поет.

В доме пусто, в доме тишь,

И из норки вышла …

Мышь опять в углу скребется,

Кот не хочет с ней бороться -

Просит молока парного.

Ну, когда ж придет …

За коровой по пятам

Есть резон ходить котам.

Ну, а вкусной шоколадкой

Лучше угостить …

Лошадь очень любит, чтобы

Был за ней уход особый,

Ведь лошадка та родня

Богатырского …

Конь зовет богатырей:

"Приходите поскорей!

И тогда, я не шучу,

На себе вас прокачу!"

«Назови слово похожее по звучанию» Педагог называет слово детям нуж-но назвать слово похожее по звучанию. В эту игру можно играть на слух, а можно раздать детям картинки, на которых изображены предметы, названия которых похожи по звучанию

• Врач – мяч,

• Значок – крючок,

• Ключи – кирпичи,

• Стол – пол,

• Халат – салат,

• Елка – иголка,

• Белка – стрелка,

• Зайцы – пальцы,

• Яйцо – крыльцо,

• Огурец – продавец,

• Дворец – певец,

• Пирог – творог,

• Ворона – корона,

• Топор – забор,

• Нора – дыра.

Игра «Подходящие слова». Задание: подобрать существительные к

прилагательному по ассоциации.

Есть сладкое слово – конфета,

Есть быстрое слово – ракета,

Есть слово с окошком - вагон.

Есть кислое слово – лимон! (М. Пляцковский).

А теперь не зевайте, слова к слову подбирайте!

Быстрый (быстрая, быстрое, быстрые) - ракета, самолет, тигр, орел, конь, машина.

Сладкие слова – конфеты, торт, пирожное, сахар. Кислые слова – лимон, сок, конфета, ягода. Большой – дом, пакет, грузовик…

Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).

Медленный – человек, черепаха и тд. Мягкие слова - подушка, хлеб, печенье… Задание можно усложнить. Назвать слова подходящие к двум другим (предмет обладает сразу двумя признаками)

Яркий и желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).

Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа). Круглый и красный – (арбуз, мяч, яблоко, помидор). Игра «Что внутри». Педагог называет предмет или место, а дети в ответ на-зывают что – то или кого – то, что может быть внутри названного предмета: дом – стол, мама, игрушки… шкаф – платье, свитер, книги… детский сад – игрушки, дети, воспитатели… холодильник – йогурт, молоко, колбаса… нора – лиса, мышка, крот… магазин – продукты, конфеты, сок, игрушки… Игра «Скажи наоборот» Педагог называет слово, дети слово противоположное по значению. Нам с вами пришел черед сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», а вы ответите. («низко»).

Скажу я слово «далеко», а вы. («близко»).

Скажу поднял - вы… опустил, взял - … положил Скажу я слово «потолок», в ответ услышу… («пол»). Скажу я слово «потерял», а вы. («нашел»!

Скажу вам слово «трус», а вы в ответ. («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу — ну, отвечайте же. («конец»). (автор стихотворных строк неизвестен) Сахар сладкий, а лимон. Луна видна ночью, а солнце. Огонь горячий, а лед.

Река широкая, а ручей.

Камень тяжелый, а пух.

«Что больше? Что меньше?» Педагог ставит перед детьми задачу: «я буду называть кого- нибудь или что – нибудь, а вы назовёте предмет или живое существо, которое больше по размеру (или меньше).

Муравей -, кошка- …, карандаш -, книга -, стол - … Игра «Волшебная палочка». Для игры необходимы предметные картинки или игрушки и «волшебная палочка» Предложите детям по очереди взмах-нуть палочкой и «уменьшить» какой – то предмет, назвав его ласково (обра-зование уменьшительно – ласкательной формы, или увеличить предмет до огромных размеров (домище, конфетища).

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Влияние семейного общения на развитие речи детей старшего дошкольного возраста» Тема: Влияние семейного общения на развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи и формирование навыков общения у детей» Развитие связной речи и формирование навыков общения — одна из главных задач детского сада. Связная речь представляет собой развернутые.

Развитие речи через игровые обучающие ситуации в ДОО Развитие речи одно из ведущих звеньев в дошкольном образовании. Родной язык играет большую роль в развитии ребенка и определяет становление.

Развитие речи детей через устное народное творчество Речь, во всём её многовидовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Речь, как.

Развитие речи и творческих способностей у детей через технику друдлы Тема: «Развитие речи и творческих способностей у детей через технику друдлы» Цель: учиться видеть необычное в обычном. Задачи: - развитие.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры Роль дидактической игры в развитии речи младших дошкольников. «Родное слово-основа всякого умственного развития и сокровища всех знаний».

Развитие у детей словесного творчества через приемы активизации речи Развитие словесного творчества через приемы активизации речи. Речь сопровождает каждую деятельность ребенка. И чем богаче и правильнее.

Воспитание речевого общения, развитие речи детей дошкольного возраста Воспитание речевого общения, развитие речи детей дошкольного возраста А. С. Бокова, воспитатель /МДОУ д. с. №19 комбинированного вида/, г.

Всеобуч для родителей «Развитие речи детей через воображение» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка «Детский сад «Голубок» Всеобуч для родителей.

Занятие по ОО «Развитие речи и культура речевого общения» в старшей группе для детей с ТНР по теме «Транспорт» Транспорт. Занятие по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» в старшей специальной группе для детей с тяжелыми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей через ситуации общения
Опубликовано: 21 апреля 2018 в 17:16
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД