Елена Жмурова
Развитие речи во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие во второй младшей группе.
Во второй младшей группе ведется работа по обогащению словаря, освоению грамматической правильности речи, начинается подготовительная работа по обучению рассказыванию. На всех речевых занятиях уделяется внимание звуковой культуры речи.
Публикация «Развитие речи во второй младшей группе» размещена в разделах
Занятия по развитию речи проводятся раз в неделю. На каждом занятии, ставится несколько речевых задач. Так, воспитание звуковой культуры речи сочетается со словарной работой, с формированием грамматических навыков, с работой по развитию связной речи.
Занятия на месяц следует планировать в определенной последовательности: 1-е занятие—по развитию связной речи, воспитанию звуковой культуры речи; 2-е занятие — по обогащению словаря, обучению связной речи, воспитанию звуковой культуры речи; 3-е занятие — по формированию грамматических навыков, развитию связной речи, воспитанию звуковой культуры речи.
Последнее занятие месяца должно быть посвящено повторению и закреплению пройденного материала.
На занятии проводится физкультминутку. Ее можно также использовать для звуковой культуры речи : отработки правильного произношения звука, упражнения детей в длительном и плавном выдохе.
Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности.
Работа по формированию звукопроизношения: сначала у детей отрабатывают правильное произношение гласных. На итоговом занятии организуются упражнения на закрепление этих звуков и их дифференциацию.
Произношение согласных звуков отрабатывают в следующем порядке: м (мь, п (пь, б (бь); т (ть, д (дь, н (нь); к (кь, г (гь, х (хь); й; ф (фь, в (вь); с (сь, з (зь, ц. Подготовительные упражнения для уточнения и закрепления правильного произношения шипящих звуков (их, ж, ч, щ) проводятся в летнее время.
Формирование правильного произношения, развитие органов артикуляционного аппарата предусматривают работу над изолированными звуками и звукоподражательными словами (имитация различных шумов, голосов животных). Воспитатель четко произносит звук или звукосочетание и предлагает воспитанникам повторитьВажным этапом в формировании правильного звукопроизношеия является выработка умения правильно воспроизводить звуки в отдельных словах и фразах. Ведущим методом обучения является игровой. Так, при закреплении произношения звука воспитатель просит показать картинки с изображением предметов, в названии которых есть данный звук, покажи.
Четкость и ясность речи (дикция) отрабатываются при помощи специального речевого материала: детям предлагают произносить шутки-чистоговорки с определенными звуками (бы-бы-бы — идет дым из трубы; ве-ве-ве — сидит Вова на траве и др.). Отработка дикции осуществляется при заучивании и повторении потешек, стихотворений, в повседневном общении.
Воспитатель продолжает работу по развитию у детей слухового внимания, восприятия, речевого слуха. В процессе игр малышам предлагается определять на слух звучание разных детских музыкальных инструментов. Вне занятий организуются игры на определение детьми местонахождения звучащего предмета, на узнавание друг друга по голосу.
Обращают внимание воспитанников к речи окружающих, педагог приучает малышей слушать правильно слышать речь не только взрослых, но и сверстников. Для этого используются игровые ситуации. Воспитатель широко использует на речевых занятиях загадки, вслушиваться в слова и звукосочетания, различать на слух громкость и скорость речи, выразительности. Этим же целям служат различные задания: найти и показать определенную игрушку, картинку с изображением животного, различить сходные звукосочетания и т. п.
В конце года, закрепляя правильное произношение свистящих звуков, предлагает воспитанники уже самостоятельно определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в заданных словах. Воспитатель произносит, например, слово сумка, выделяя звук с голосом. Спрашивает: «В слове с-с-сумка есть с или нет?» Дети дают ответ. Затем педагог называет слово без звука с, например кукла. Спрашивает: «В слове кукла есть с или нет?»
Еще детей упражняют в произнесении звуков и слов с различной громкостью, в различном темпе.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.