Лучший педагог года

Развитие смыслового восприятия детей в ходе мульттерапии (3 фото)

Анна Звонар
Развитие смыслового восприятия детей в ходе мульттерапии

Развитие смыслового восприятия детей в ходе мульттерапии
Фото №1 Смысловое восприятие действительности психический процесс основанный на мысленном соотношении происходящего вокруг с субъективным опытом жизнедеятельности Фото №2 Благодаря данному психическому процессу происходит постепенное формирование целостной картины мира субъекта деятельности

Смысловое восприятие действительности – психический процесс, основанный на мысленном соотношении происходящего вокруг с субъективным опытом жизнедеятельности. Благодаря данному психическому процессу происходит постепенное формирование целостной картины мира субъекта деятельности. Исходя из того, как ребёнок понимает то, что его окружает, зависят его дальнейшие поступки, действия. То есть, зная особенности смыслового восприятия конкретного человека, можно спроектировать его поведение, подобрать наиболее подходящие методы и приёмы для взаимодействия с ним. А это обеспечит продуктивность взаимодействия (обучения, воспитания, развития) и повысит эффективность становления данного человека как личности.

Публикация «Развитие смыслового восприятия детей в ходе мульттерапии» размещена в разделах

В старшем дошкольном возрасте дети наиболее восприимчивы к окружающему миру, открыты для взаимодействия с ним, поскольку накапливают опыт жизнедеятельности, нуждаются в новых знаниях, впечатлениях. Именно в 5–7 лет дети задумываются над проблемами смысла всего сущего, жизни и смерти, добра и зла. От простого любопытства, вопросов «Почему?», «Зачем?» дети переходят к решению более серьёзных и сложных проблем; происходит постепенное становление и развитие познавательных интересов ребёнка, логичности, самостоятельности, беглости, гибкости и оригинальности его мышления. И огромное влияние на смысловое восприятие действительности ребёнка оказывают его родители, которые определяют границы прав и обязанностей своих детей. А права и обязанности детей, в свою очередь, определяют способность ребёнка анализировать ситуацию вокруг, улавливать смысл происходящего.

В ходе анкетирования родителей воспитанников подготовительной к школе группе была сделана попытка выявить особенности правового воспитания детей в условиях семьи :

1) абсолютное большинство родителей уверены, что дети должны знать свои права и обязанности;

2) в большинстве своём (около 90%) взрослые считают, что знание детьми их прав и обязанностей позволяет суметь защитить себя, вести себя нужным образом в обществе, способствует процессу взросления ребёнка;

3) лишь немногие родители (около 10%) отметили значение правового воспитания для всестороннего развития личности ребёнка;

4) основным способом ознакомления ребёнка с его правами и обязанностями, по мнению родителей, является беседа;

5) к обязанностям детей относится саморазвитие, получение знаний наряду с приборкой, соблюдением правил личной гигиены, сохранением чистоты и порядка в личном пространстве.

Таким образом, родители относят развитие любознательности, познавательного интереса ребёнка к его обязанностям. Это объясняется во многом сложной ситуацией жизни в нашей стране и в современном обществе: на первый план, с точки зрения родителей, выходит умение ребёнка в будущем защитить себя, выжить, а не его всесторонняя целостность и гармония внутреннего мира. То есть инстинкт самосохранения оказывается сильнее и важнее стремления к творчеству.

Не смотря на то, что многие родители называют беседу одним из основных способов ознакомления ребёнка с его правами, дети отмечают недостаток общения со взрослыми, отсутствие целенаправленного внимания взрослых к детским вопросам и проблемам. Стоит отметить, что дети любят обсуждать просмотренные мультфильмы, рассуждать о героях мультфильмов. Пассивная мульттерапия (просмотр мультфильмов) обладает множеством полезных для ребё нка характеристик: позволяет расслабиться, осознать своё собственное поведение, сопоставить свои поступки с поступками героев.

Активная мульттерапия (создание мультфильмов) более увлекательна и обладает широким потенциалом для развития смыслового восприятия ребёнка. Слово «мультфильм» произошло от слияния двух слов: латинского «multiplikatio», что означает «умножение», и английского «film», что означает «плёнка». В процессе создания мультфильма происходит покадровая отрисовка, моделирование сюжета какого-либо произведения, стихотворения [2]. Это произведение ребёнок может придумать самостоятельно.

Так как мультипликация содержит в себе синтез множества изобразительных видов деятельности, с её помощью ребёнок может понять смысл происходящего, познать действительность в разных аспектах: «Главная педагогическая ценность мультипликации заключается в универсальности языка, позволяющего организовать всеобъемлющую систему комплексного развивающего обучения» [2].

Главной особенностью творческого мышления ребёнка старшего дошкольного возраста является анимизм, т. е. способность, объясняя мир, наделять неживые предметы духовностью, способностью понимания. В этом контексте работа с детьми в рамках анимационной (мультипликационной) деятельности служит особым стимулом развития творчества, в процессе которого ребёнок постигает смысл окружающей его действительности. Процесс создания мультфильма включает в себя :

1) идею (сценарий);

2) процесс изготовления персонажей;

3) процесс изготовления декораций и фона;

4) процесс установки декораций на площадке;

5) анимацию (съёмку мультфильма) [1].

С точки зрения деятельностного подхода, проблема смысла имеет ряд особенностей, выделенных Д. А. Леонтьевым [3, c. 103]. Эти особенности тесно взаимосвязаны с процессом создания мультфильма.

Взаимосвязь между процессом создания мультфильма и смыслопорождением :

«Непосредственным источником смыслообразования являются потребности и мотивы личности.» [3, с. 104]

Сценарий, который придумывает ребёнок, всегда связан с его личными переживаниями, эмоциями, потребностями, т. к. он непосредственен.

«Смысл порождается реальными отношениями, связывающими субъекта с объективной действительностью.» [3, с. 103]

Персонажи, которых придумывает ребёнок, отражают его связи с реальной действительностью. Чаще всего ребёнок создаёт персонажа, похожего на своего творца.

«Смысл обладает действенностью.» [3, с. 104]

Фон и декорации, изготовляемые детьми, могут регулировать, направлять сюжет, изменять смысловые акценты.

«Смысловые образования не существуют изолированно, а образуют единую систему.» [3, с. 104]

В ходе создания собственного пространства для творчества ребёнок создаёт свой мир, в котором будет жить проекция его я.

«Смыслы порождаются и изменяются в деятельности, в которой только и реализуются реальные жизненные отношения субъекта.» [3, с. 104]

Оживление созданных руками ребёнка продуктов – процесс отождествления созданных продуктов с автором.

Особого внимания заслуживает последний этап работы по созданию мультфильма : оживление, на котором педагог должен быть особенно дипломатичен и осторожен, чтобы не прервать и не нарушить процесс самоотождествления ребёнка с созданным его руками миром. Работа аниматора детской студии – очень сложная система деятельности, основой которой служит знание психологических особенностей детей, стремление понять смысл продуктов деятельности ребёнка (слепленных из пластилина, нарисованных определённым цветом и способом персонажей, выбранный фон, декорации и многое другое, умение взаимодействовать с семьёй, чтобы помочь в решении имеющихся психолого-педагогических проблем.

Можно считать, что мультфильм, как продукт деятельности, является для ребёнка (его автора) смыслом этой деятельности. А для взрослого – педагога, помогающего ребёнку создать продукт, мультфильм – это средство (инструмент) развития ребёнка. Итак, смысловое восприятие ребёнка дошкольного возраста является зеркалом, в котором отражается внимание взрослых к детям. Развитие смыслового восприятия детей – путь к становлению творческой личности, обладающей в одинаковой степени адаптивной и неадаптивной активностью, т. е. способной как придумывать идеи, так и успешно воплощать их в жизнь. А это будет являться залогом стабильности и устойчивости во взрослой жизни, и будет способствовать не просто выживанию, но успешному самовыражению, гармоничному психологическому состоянию.

Взрослым необходимо помнить, что развитие любознательности, познавательного интереса, смыслового восприятия – это право ребёнка, а не его обязанность. И это право должно быть реализовано в рамках обучения, воспитания и развития, как в условиях образовательных учреждений, так и в условиях семьи.

Список использованной литературы:

1. Зубкова С. А., Степанова С. В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. – №5. – С. 54 – 59.

2. Ищук В. В., Нагибина М. И. Анимация как средство решения педагогических задач // Ярославский педагогический вестник. – №3. – 2009.

3. Леонтьев Д. А. Психология смысла : природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. – М. : Смысл, 2003.

Публикации по теме:

Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрениемИгры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрением Основной формой обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ, в наших группах компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, являются дидактические.

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации программы «Кисточка» «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, они питают источник.

Картотека игр на развитие восприятия для детей дошкольного возраста Восприятие - это целостное отражение внешнего материального предмета. Оно является основой мышления и практической деятельности как взрослого.

Проект «Развитие зрительного восприятия у детей с ОВЗ» в старшей группеПроект «Развитие зрительного восприятия у детей с ОВЗ» в старшей группе Вид проекта – познавательный. Продолжительность проекта - 2 месяца (сентябрь-октябрь). Участники проекта – педагоги, дети старшей группы,.

Развитие фонематического восприятия у детей 6–7 летРазвитие фонематического восприятия у детей 6–7 лет Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря.

Развитие речи дошкольников в ходе игровых обучающих ситуаций в ДОУ Воспитатель: Прилепко Е. А. Тема слайд-1 Развитие речи дошкольников в ходе игровых обучающих ситуаций в ДОУ Родной язык играет большую.

Развитие тактильного восприятия у детей с ДЦПРазвитие тактильного восприятия у детей с ДЦП Консультация для педагогов К тактильной чувствительности (осязанию) относят ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

Развитие зрительного восприятия у слабовидящих детей дошкольного возрастаРазвитие зрительного восприятия у слабовидящих детей дошкольного возраста На сегодняшний день существуют различные методики развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Среди.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие смыслового восприятия детей в ходе мульттерапии
Опубликовано: 10 сентября 2021 в 10:22
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД