Лучший педагог года

Развитие социального интеллекта дошкольника через самостоятельную художественную деятельность

Рабига Айткалиева
Развитие социального интеллекта дошкольника через самостоятельную художественную деятельность

Проблема развития социального интеллекта ребенка в последние годы приобрела особую актуальность. Это вызвано изменениями, происходящими в нашей жизни и образовании. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) содержание образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» должно быть «направлено… на развитие социального и эмоционального интеллекта…»[1 с. 9].

Публикация «Развитие социального интеллекта дошкольника через самостоятельную художественную деятельность» размещена в разделах

В свете требований ФГОС ДО данная тема стала особенно актуальной. Одним из наиболее эффективных подходов формирования социального интеллекта дошкольников, на мой взгляд, является вовлечение их в самостоятельную художественную деятельность. Мы исходим из того, что социальный интеллект дошкольника формируется в ходе его социализации, под воздействием условий социальной среды (Л. С. Выготский, Ю. С. Воробьева).

Влияние взрослых на формирование социального интеллекта воспитанника может осуществляться как непосредственно, так и через организацию его индивидуального опыта в ходе самостоятельной художественной деятельности. Самостоятельная художественная деятельность – это такая деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, в специально предоставленное для этого время, она возникает по инициативе самих детей, выражает их склонности и интересы [4,с. 11].

В ходе самостоятельной художественной деятельности :

- развиваются инициатива, активность;

- развиваются умения, навыки, способы деятельности, стимулирует их перенос в новые жизненные условия;

- находятся естественный выход, разные яркие впечатления, повлиявшие на воображение и эмоции ребёнка, снимая напряжение, делая его внутренний мир комфортнее;

- воспитанник чувствует уверенность в себе, в своих возможностях;

- в процессе самостоятельной художественной деятельности детей проходит саморазвитие, самообучение через подражание другим, умение которых поразило их воображение и вызвало желание действовать подобным образом.

Для нас важно, что в процессе самостоятельной художественной деятельности детей закрепляются и совершенствуются навыки коллективной деятельности (дети обговаривают друг с другом свои замыслы, делятся советами, оказывают дружескую помощь, оценивают). Ребенок постоянно стремится к выражению своих впечатлений и переживаний, используя при этом разные виды художественной деятельности : музыкальную и изобразительную, театрализованные игры, художественно – словесное творчество.

В нашем детском саду мы стараемся использовать все виды самостоятельной художественной деятельности. Особое внимание было обращено на театральные постановки для младших сверстников (группа у нас разновозрастная). Такая деятельность позволяет привлечь музыкальное, изобразительное, художественно – словесное творчество. Есть несколько вариантов сценария разных сказок. Так сценарий сказки "Теремок" представлен тремя (теремок ломается медведем; теремок не ломается, а для медведя строится отдельный терем; медведя не пускают в теремок).

Вот один из них.

В зале стоят декорации теремок, елочки, березки.

Звучит приятная, легкая музыка.

Воспитатель: Это случилось в самый полдень, когда все звери спешили к себе домой. На лесной полянке вдруг появился теремок.

Вот на полянку выбежала мышка, увидела теремок и спрашивает.

Мышь (ребенок в костюме мышки)

- Тук- тук-тук

- Кто, кто в теремочке живет?

- Кто, кто в невысоком живет?

Воспитатель: Мышке никто не ответил. Зашла она в домик и стала в нем жить. А в это время мимо прыгала лягушка. Увидала она теремок и решила узнать, кто в теремочке живет.

Лягушка (ребенок в костюме лягушки)

- Тук-тук-тук

- Кто, кто в теремочке живет?

- Кто, кто в невысоком живет?

Мышка

- Я мышка- поскребушка. А ты кто?

Лягушка

- А я лягушка - попрыгушка. Пусти меня в теремок с тобой жить!

Мышка

- Иди

Воспитатель: Вот их уже двое в теремке живет.

Мимо пробегал зайчик увидал теремок и решил узнать кто в нем живет.

Зайчик (ребенок в костюме зайца)

- Тук-тук-тук

- Кто в теремочке живет?

- Кто в невысоком живет?

Звери из теремка по очереди.

- Я мышка - поскребушка, я лягушка - попрыгушка.

- А ты кто такой?

Зайчик

- А я зайчик - побегайчик. Пустите и меня!

Звери из домика

- Заходи.

Воспитатель: и стало их теперь в теремочке жить трое.

Бежит лисичка:

- Кто, кто в теремочке живет?

- Кто, кто в невысоком живет?

Звери из теремка:

- Я мышка - поскребушка, я лягушка- попрыгушка да зайчик - побегайчик.

- А ты кто?

Лисичка

- А я лисичка - сестричка. Пустите меня к вам жить!

Звери из теремка

- Заходи

Воспитатель: Вот их уже и четверо стало в теремке. Глядь бежит волчок - и тоже к теремку, да и спрашивает:

Волчок

- Кто, кто в теремочке живет?

- Кто, кто в невысоком живет?

звери из теремка:

- Я мышка - поскребушка, я лягушка- попрыгушка да зайчик - побегайчик, да лисичка - сестричка.

- А ты кто?

- А я волчок серый - бочок. Пустите и меня к вам жить!

Звери из теремка:

- Ну уж иди!

Воспитатель: И волк поместился в теремок, и стало их пятеро. Вдруг от куда ни возьмись - бредет медведь.

Медведь: (Крупный ребенок в костюме медведя)

- О, теремок! Он не низок не высок! Кто в тереме живет?

Звери из теремка: (боязливым голосом)

- Я мышка - поскребушка, я лягушка - попрыгушка да зайчик - побегайчик, да лисичка - сестричка, и я волчок серый- бочок.

- А ты кто?

Медведь:

- Э, как, вас тут многовато! А я медведюшка - батюшка. Пустите и меня!

Звери из теремка:

- Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.

Медведь:

- Да как – ни будь!

Звери из теремка:

- Ну, уж иди, только с краешку!

Медведь:

- А я вон куда! (показывает на крышу). И к теплу поближе.

Воспитатель: Только медведюшка полез, теремок затрещал, заскрипел и сломался. Звери из теремка все повыскакивали. И стали ругать медведя.

А медведь понял, что натворил и предложил:

- Я виноват, не отрицаю, но теремок был мал для нас всех. Давайте построим новый теремок. Еще больше прежнего. И будем дружно в нем жить.

Звери строят новый теремок.

Воспитатель: Строили, строили и наконец, построили. Новый терем расписной. Спасибо, за внимание. До скорого свидания!

После театральной постановки для младших сверстников все воспитанники включаются в ее обсуждение.

Отмечено, что к концу этого года дети стали больше рассказывать о происходящих событиях в их социальном окружении, внимательно слушать других, дополнять рассказы своих товарищей, слушать и не перебивать, активно отзываться на просьбы других детей. Воспитанники стали требовать от взрослых меньше внимания, больше взаимодействовать друг с другом. Это явилось, на наш взгляд, в том числе результатом вовлечения их в самостоятельную художественную деятельность. Таким образом самостоятельная художественная деятельность оказывает значительное влияние на формирование социального интеллекта дошкольников. Положительный результат невозможно получить без участия родителей. Именно родители помогают в подготовке костюмов, декораций театральной постановки для младших сверстников, что является одной из форм взаимодействия с родителями воспитанников.

Публикации по теме:

Деловая игра «Развитие личностных качеств дошкольника через театрализованную деятельность» Деловая игра «Развитие личностных качеств дошкольника через театрализованную деятельность». Слайд 1. Деловая игра «Развитие личностных качеств.

Конспект занятия «Развитие речи через художественную литературу» Цель: Развитие речи детей, через ознакомление детей с художественной литературой Задачи: 1) Речевое развитие: Учить находить заданный звук.

Отчет по теме самообразования «Развитие нравственных качеств старших дошкольников через художественную литературу» Слайд 2) «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, ли чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь,- в годы отрочества.

Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры Познавательная деятельность - это не только процесс усвоения знаний, умений.

Развитие познавательного интереса дошкольника через опытно-экспериментальную деятельность Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов.

Презентация «Развитие познавательной активности детей 3–4 лет через художественную деятельность с использованием поролона» Развитие познавательной активности детей 3-4 лет через художественную деятельность с использованием поролона, как материала и инструмента. Педагог.

Развитие речи дошкольника через театрализованную деятельностьРазвитие речи дошкольника через театрализованную деятельность Цель: развитие речи дошкольника через театрализованную деятельность. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка.

Семинар «Развитие эмоционального и социального интеллекта детей дошкольного возраста» РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного.

Развитие дошкольника через проектную деятельность .

Развитие личности дошкольника через театрализованную деятельность «Развитие личности дошкольника через театрализованную деятельность» Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие социального интеллекта дошкольника через самостоятельную художественную деятельность
Опубликовано: 24 сентября 2018 в 18:11
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД