МААМ-картинки

Развитие творческих способностей детей

Ольга Владимировна Засешвили
Развитие творческих способностей детей

В помощь молодым мамам.

Припомни:

когда ты просыпаешься,

куда ты сразу смотришь?

В окно.

Тебе ведь интересно, а что там?

Светит ли солнце, или небо,

или небо затянули тяжёлые хмурые тучи?

Падают ли лёгкие снежинки, или стучит о стекло

косой осенний дождик?

А может быть, за окном качаются

прозрачные лиловые тени в яркой листве

и щебечут птицы?

Публикация «Развитие творческих способностей детей» размещена в разделах

В своей статье мне хотелось бы рассказать уважаемые педагоги, что художественно-эстетическое развитие детей – это очень важный аспект в воспитании личности.

Мир окружающий маленького человека, огромен и многообразен. Но порой мы, взрослые, недооцениваем того влияния, которое оказывают на формирование чувств ребёнка повседневные жизненные ситуации, люди, книги,, природа, произведения искусства.

Способность ребёнка удивляться миру, его эмоциональная чуткость дают нам, родителям и педагогам, возможность развить в нём эти качества, связать их с творческой практикой самого ребёнка и с восприятием мира.

Если эта способность ребенка будет своевременно замечена, осознано и утверждена в его собственных творческих поисках, то она уже никогда не покинет человека и будет обогащаться и развиваться с возрастом.

Обращая внимание ребенка на знакомые предметы, явления, прислушайтесь к его эмоциональной реакции, помогите ему разобраться, что хорошо, что плохо т. е. вместе с ним вынесите нравственную оценку, а потом объясните, чем вызвана эта чувственная реакция и попросите ребенка воспроизвести её в игровой или изобразительной форме.

Все дети способны. Они рисуют, сочиняют стихи, музыку, любят фантазировать. В рисунке они как бы раскрепляют эмоционально пережитое состояние, глубже чувствуют его. Рисование для них не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд.

И чтобы не иссякло в человеке ощущение счастья творчества, знакомое каждому ребёнку необходимо с детства развивать эту способность фантазировать, открывать и познавать окружающий мир. Эти качества пригодятся ему в любой деятельности.

Порой от того, что ты увидел утром за окном, зависит настроение целого дня. Разве это пустяки?

Если смотреть из окон нижних этажей, хорошо видно, как растут цветы, травы, бегают кошки и собаки. На деревьях и кустах живут птицы. Во дворе играют дети. По улице шагают прохожие, проносятся шумные автомобили.

И законы верхних этажей видно много домов. Целый город. Широкое небо. Летающий самолет. В праздничные дни город украшен красными флагами, а вечером в небе вспыхивают яркие огни салюта.

Весь мир в движении. Меняются времена года. Из вашего окна видны окна соседних домов. В каждом окне своя жизнь. А тебе не кажется, что слово «окно» похоже на слово «око»? Так в старину называли глаз.

Рисуя, ребёнок учится передавать размеры предметов, их пропорциональность, учится различать и передавать цвета, полутона, тени. Через творчество ребёнок само выражается, отображает свои мысли в работах. Занятия рисованием, лепкой, успокаивает, снимает напряжение, зажимы в теле. Исследования подтверждают, что такие занятия развивают мелкую моторику рук, стимулируют участки мозга ответственные за мышление, речь, координацию. Во время рисования задействованы оба полушария головного мозга, активно формируются межполушарные связи. Во время таких занятий активно работает правое полушарие мозга, отвечающее за креативное мышление. Особенно полезны творческие занятия детям, склонным к капризам и неврозам.

Существует такая легенда: однажды один греческий художник, по имени Зевквиз, написал на картине гроздь винограда. Он оставил картину на террасе, и вдруг птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград. Возможно, такого никогда и не было, но легенда говорит о том, что художник с помощью красок может передать очень живо мир, который мы видим вокруг себя. Само слово «живопись» значит живописать, то есть писать жизнь.

Учите ребёнка наблюдательности. Вместе с ним подмечайте и любуйтесь изменениям в природе, происходящим под влиянием погодных условий или времени суток. Пусть ребёнок нарисует увиденное, самостоятельно выбрав для этого соответствующий изобразительный материал.

Прочитайте вместе с малышом сказку Ш. Перро «Кот в сапогах». Попросите его пересказать услышанное, обратив внимание на проступки и поведение героев. Кто показался ребёнку самым смешным? Кого больше всех ему жалко? Кто вызывает у него наибольшую симпатию? Почему?

Ответы могут быть самые неожиданные. Не торопитесь выровнять их, подогнать под принятую оценку.

Припомните «биографию» различных сказочных котов. Чем они занимались? В чём разница характеров? Ведь разбойник Базилио отличается своим внешним видом и характером от Кота Котофеевича из русской народной сказки, которого выгнали по старости лет в лес.

Конечно, вы понимаете, что внимание к котам просто повод, игра, которые позволяют нам проследить сюжет, подумать над характерами героев.

А может быть, вы вместе с ребёнком попытайтесь сами придумать какую ни будь фантастическую историю или сочинить сказку? Выберете героя, оговорите характер и начинайте фантазировать. Не страшно если сюжет будет напоминать знакомую сказку. Наиболее удачную историю запишите и попросите ребёнка проиллюстрировать её.

Постарайтесь к пяти годам познакомить малыша с самыми известными персонажами из детских классических произведений. Хотелось бы, чтобы вы прочитали ему сказки К. Чуковского – там он встретит Ваню Васильчикова и Бармалея, Ш. Перро («Красная Шапочка», «Кот в сапогах» и др). Г-Х Андерсена «Дюймовочка» и др. русские народные сказки.

Всегда хорошо вместе вспомнить прочитанное - рассмотреть иллюстрации, поговорить о характерах героев.

Рассматривая в книгах картинки, старайтесь подметить, какими средствами пользовался художник для передачи характера персонажа (черты лица, пропорции фигуры, цветовая гамма костюма).

Но самое важное, чтобы ребёнок начал работу над образом с эскиза, и пусть рисунок получится несовершенный – главное, что маленький автор будет стараться создавшийся в воображении образ перенести и зафиксировать на бумаге. Фантазия получит реальное, видимое воплощение творческий акт уже состоится в работе над эскизом.

Характер героя можно узнать в действии, по его поведению. Сильный и смелый не испугается опасности, трусливый убежит, спрячется, хитрый, постарается обмануть, слукавить. Какое поведение – такой и характер, таким зачастую бывает и внешний вид, хотя и добрый может злиться, сердиться, а злодей радоваться и улыбаться. Но всё равно по лицу, по костюму и прежде всего по поступкам можно догадаться о характере.

Потом можно попросить автора «проиграть» нарисованное, показать походку, голос, поступки изображенных героев. Он сделает это с удовольствием, потому, что рисуя, он уже включается в игру.

С друзьями вашего ребёнка разыграйте небольшой спектакль на основе всем знакомого литературного произведения. Необязательно, чтобы дети заучивали текст наизусть, хотя это очень хорошо и ребята делают это быстро и с удовольствием. Важнее, чтобы они постарались раскрыть характеры героев через отношения их друг с другом. Простой и сценически действенной, может для начала послужить популярная «драма» К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха».

Теперь несколько основных пожеланий, относящимся ко всем заданиям без исключения.

Помогите малышу в изготовлении масок и костюмов, позаботьтесь об организации рабочего места. Приобретите плотную бумагу, картон. А цветные лоскутики и кусочки меха, клей нитки, гуашевые краски – словом всё, что потребуется для воплощения фантазии малыша, в доме всегда найдётся.

Позаботьтесь о материале – карандашах, красках, кистях, фломастерах, о специальной бумаге для рисования – она продаётся в альбомах или стандартный ватман разрезается на четыре части. Для начала это, пожалуй, самый удобный формат.

Не давайте малышу для работы случайные куски бумаги. Элемент случайности, необязательности внесёт разрушительный дух небрежности в вашу игру, разрушит веру в интересность и нужность этого дела – создание дневника годовых впечатлений.

Независимо от вашего отношения к работе ребёнка наклейте её на картон, или вырежьте рамку – паспарту из толстой бумаги. Этим вы подчеркнёте уважение и важность начатого дела – ведь это первые шаги к созидательному труду. Потом, как договорились, поставив дату, уберите работу в специальную папку.

Важно коснуться, пожалуй, самого сложного аспекта восприятия искусства – его эмоционального восприятия.

Порой мы рассматриваем произведении живописи как рассказ в картинке и негодуем, если нам не удается до конца расшифровать его содержание. В процессе эстетического воспитания мы уделяем много внимания логическому осмыслению произведения искусства, под час вовсе игнорируя или просто отбрасывая его эмоциональную сторону. Знакомство ребенка с шедеврами русского и мирового изобразительного искусства сводится к описанию сюжета картины, т. е. практически к уроку по развитию речи, пересказу увиденного.

Вырастая, такой человек старается рационально расшифровать картину, изложить ее содержание, вовсе неадекватное произведению искусства. В детстве он не научился чувствовать, как говорят, душой воспринимать искусство. Если даже он что-то и ощутит, то постесняется своих чувств, своего порыва, постесняется заплакать, засмеяться, разгневаться. Дефицит чувства – жестокая утрата. Чувственная, эмоциональная восприятия искусства нужно воспитывать.

Наша задача – постараться показать ребенку на простых примерах, что в предметах изобразительного искусства – в картинах может быть разное настроение (состояние радости, тревоги, тоски, веселья, что подобные ощущения не прихоть художника: они существуют в природе, складываются в отношениях между людьми.

Припомните с ребенком грустные и веселые детские песенки. Сначала можно спеть песню со словами, потом – одну мелодию. Обратите внимание на ее ритмическое построение. Попросите ребенка подвигаться в ритм музыки. Прочитайте стихи о природе Пушкина, Тютчева, Фета! В них всегда присутствует настроение автора, его отношение к изображённому. Попросите так же передать цветом настроение от прочитанного произведения. Пусть это будет только эскиз, где цветными мазками намечены небо, земля, поле, лес, дома и т. д.

В этом задании не надо расшифровывать сюжет. Важно общее чувственное восприятие малыша и возможность передачи его настроения в изобразительной форме.

Проследите, чтобы ребенок пользовался палитрой или листом белой бумаги для смешивания красок. Не смешанные, открытые цвета сделают рисунок грубым, похожим на аппликацию, и о тонкостях настроения не может быть и речи.

Уважаемые родители и педагоги, надеюсь, что эта информация будет полезна вам в воспитании ваших детей, и они станут гармонично развиваться.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о посещение методического объединения «Развитие творческих способностей детей»Фотоотчёт о посещение методического объединения «Развитие творческих способностей детей» Хочу поделиться впечатлениями от посещения методического объединения для воспитателей старших групп по теме «Развитие творческих способностей.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд» Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, от пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» Творческое воображение – тот мотор, который запускает создание совершенно нового произведения или образа. Благодаря этому психическому.

Консультация «Развитие творческих способностей детей»Консультация «Развитие творческих способностей детей» Нетрадиционные техники в продуктивной деятельности. «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему,.

Проект «Развитие творческих способностей детей 3–4 лет в изобразительной деятельности» Развивать творческие способности детей необходимо во всех видах деятельности – на занятиях, в свободной деятельности, в театрально-музыкальной.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Развитие творческих способностей детей посредством синтеза искусствРазвитие творческих способностей детей посредством синтеза искусств Музыкальное воспитание и изобразительная деятельность являются частью эстетического воспитания и не могут рассматриваться отдельно. Ребенок.

Развитие творческих способностей детей средней группы в процессе конструированияРазвитие творческих способностей детей средней группы в процессе конструирования Попова Валентина Развитие творческих способностей детей средней группы в процессе конструирования С детства важно развивать у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей
Опубликовано: 7 декабря 2022 в 11:37
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД