Лучший педагог года

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования

Юлия Дмитриевна Фрайтик
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования

В настоящее время большие требования предъявляются обществом к подрастающему поколению. Творческая, активная личность – движущая сила и залог успеха во многих сферах деятельности будущего нашей страны. Поэтому воспитание такой личности уже начинается в дошкольном учреждении. В современном мире проблема развития творческих способностей не нова, но остается актуальной. Всем известно, что детский сад и родителей волнует вопрос о развитии способностей воспитанников. Поэтому одной из главных задач дошкольного учреждения – обеспечить развитие творческой личности ребенка.

Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах

Благодаря творческой деятельности, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности. Творческая деятельность способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению собственных идей.

Творческие способности заложены у человека с самого детства, но очень часто остаются нереализованными. Все дети имеют право реализовывать свои творческие способности, но, к сожалению, очень часто сталкиваются с сопротивлением окружающего мира. Из-за невозможности реализации творческих способностей в детстве, у человека может сложиться мнение о том, что такой вид деятельности ему недоступен. А ведь именно творчество является способом выражения индивидуальности. В научной литературе творческие способности определяются как индивидуальные, особые качества личности, определяющие успешность создания им разнообразной творческой деятельности. Именно творческий потенциал раскрывает внутренний мир человека, по нему можно судить о его переживаниях, стремлениях [4].

Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе [1, с. 12].

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации. Они требуют точности и быстроты движения (нужно выполнить очередное действие пока краска не высохла, умение правильно определять силу нажима на материал или инструмент (чтобы не порвалась бумага, не сломался мелок, терпения, аккуратности, внимания (иначе результата можно не достигнуть). Работают пальцы – развивается мелкая моторика рук, а значит, улучшается развитие речи. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства (густоту, твердость, вязкость, а при добавлении разного количества воды в акварель получают различные оттенки цвета. Таким образом, развиваются тактильная чувствительность, цветоразличение.

По утверждению А. И. Скоробогатовой, рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы детей.

Нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха. Можно сказать, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах.

Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение. Как доказывают современные исследования: нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится [3].

Основываясь на своем опыте работы на разных возрастных группах, я пришла к вводу, что самыми востребованными нетрадиционными способами рисования, среди моих воспитанников, являются: рисование пальчиками, ладошкой; оттиск пробкой или поролоном; отпечатки листьев, кляксография с трубочкой.

В свою очередь данные виды техники можно разделить по возрастам.

В младшей группе дети с большим интересом используют технику рисования пальчиками и ладонью. Ребятам предоставляется полная свобода от выбора цвета гуаши до самостоятельного нанесения его на пальчик либо ладонь. Воспитанники могут использовать для окрашивания и правую, и левую ладони. Оставляя отпечатки на листе бумаги, ребенок начинает использовать воображение и предлагает свое видение получившегося изображения, а воспитатель помогает дорисовать недостающие детали рисунка, если это потребуется.

В группах среднего и старшего дошкольного возраста можно использовать немного усложненные техники рисования : оттиск пробкой или поролоном; отпечатки листьев, кляксография с трубочкой.

При использовании оттиска пробкой или поролоном получаются уже готовые фигуры, которые ребята могут дополнять в соответствии своему замыслу. Для более выразительных и разноцветных рисунков, воспитатель должен подготовить сменные пробки и поролон.

В осенний период, ребята нашего дошкольного учреждения собирают букеты из опавших листьев. Во время занятий изобразительной деятельностью, использование листвы из этих букетов помогает закреплять знания детей об сезонных изменениях. Дети окрашивают листик и оставляют отпечаток на альбомной бумаге. Далее им предлагается самостоятельно дорисовать черенок листика, используя другие цвета гуаши, добавить отпечатку яркости. Использование опавших листьев можно применять не только как индивидуальную работу, но и использовать в коллективном творчестве, предлагая детям создать совместный осенний букет. Работа получается довольно интересной, яркой, каждый вносит частику своего «Я». Такой вид деятельности также способствует сплочению коллектива, созданию дружественной обстановки в группе.

Особое внимание среди детей старших возрастов занимает кляксография с трубочкой. В этой технике у детей достаточно активно развивается творческое воображение. Родители часто задаются вопросом, что может почерпнуть ребенок из изображения обычной кляксы. Но на самом деле, у детей, в отличии от взрослых, активно работает воображение, поэтому в процессе работы над кляксой, у малышей уже возникает образ изображаемого.

Использование данной техники не только развивает творческое воображение, но и активизирует мыслительную деятельность, помогая выражать словами видение своего творения. Также занятия кляксографией развивают координацию рук, глазомер. Использование трубочки во время занятий тренирует дыхательную мускулатуру, укрепляет ее.

Занятия с элементами нетрадиционных техник, основаны на творческой фантазии, интересны тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Они предлагают ребенку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то свое, необычное. Они помогают увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета, научиться видеть мир в цвете. Дети приобретают навыки изображения реальных объектов разными способами. Формируется способность разного видения реальных объектов, развивается творческий подход к изобразительной деятельности.

Исходя из всего вышесказанного можно говорить о том, что необходимость использования нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества детей дошкольного возраста не подвергается сомнению. Ведь разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения, а следовательно, и развитию изобразительных способностей.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Использование нетрадиционных техник рисования для развития изобразительных способностей детейИспользование нетрадиционных техник рисования для развития изобразительных способностей детей Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению,.

Консультация для педагогов «Необходимость использования нетрадиционных техник рисования»Консультация для педагогов «Необходимость использования нетрадиционных техник рисования» Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью,.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования».Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования». Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию отчёт проделанной работы по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» «И в десять лет, и в семь,.

Презентация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования» В дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования»Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционных техник рисования» «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельностиСоциально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности По ФГОС (п.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования
Опубликовано: 25 октября 2020 в 15:43
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД